Введение 3 Глава 1. Теоретические аспекты формирования у детей дошкольного возраста представлений о дружбе 8 1.1. Характеристика психологических особенностей детей старшего дошкольного возраста 8 1.2. Особенности представлений о дружбе в старшем дошкольном возрасте 14 1.3. Мультфильмы как средство формирования представлений о дружбе 20 Глава 2. Эмпирическое исследование эффективности использования мультфильмов как средства формирования представлений о дружбе у детей дошкольного возраста 24 2.1. Выявление уровня сформированности представлений о дружбе у детей старшего дошкольного возраста 24 2.2. Создание педагогических условий формирования у детей дошкольного возраста представлений о дружбе 31 Заключение 38 Список литературы 41 Приложения 46

Формирование у детей дошкольного возраста представлений о дружбе

курсовая работа
Педагогика
45 страниц
79% уникальность
2021 год
112 просмотров
Земцов К.
Эксперт по предмету «Педагогика»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
Введение 3 Глава 1. Теоретические аспекты формирования у детей дошкольного возраста представлений о дружбе 8 1.1. Характеристика психологических особенностей детей старшего дошкольного возраста 8 1.2. Особенности представлений о дружбе в старшем дошкольном возрасте 14 1.3. Мультфильмы как средство формирования представлений о дружбе 20 Глава 2. Эмпирическое исследование эффективности использования мультфильмов как средства формирования представлений о дружбе у детей дошкольного возраста 24 2.1. Выявление уровня сформированности представлений о дружбе у детей старшего дошкольного возраста 24 2.2. Создание педагогических условий формирования у детей дошкольного возраста представлений о дружбе 31 Заключение 38 Список литературы 41 Приложения 46
Читать дальше
Актуальность проблемы дружбы детей можно объяснить тем, что не каждый ребенок осознает значимость и ценность дружбы, а ее значение для личностного формирования является достаточно большим. Взрослые должны способствовать формированию у детей понятия «друг», «дружба», обучая детей видению, пониманию, оценке чувств и поступков окружающих, мотивируя, объясняя собственные рассуждения. Степень успешности обозначенной сферы воспитания определяется степенью осознания взрослыми роли дружбы, понимания ее мотивов, влияния на сплоченность детского коллектива. Задачи формирования дружественных взаимоотношений содержатся в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования и в программе «От рождения до школы» в образовательной области «Социально-коммуникативное развитие». Дружба между дошкольниками выступает в качестве предмета исследования ряда педагогов и психологов 50-70-х гг. прошлого века (В.П. Залогин, А.И. Аржанов, Т.


Если ищете срочно курсовые на заказ в Хабаровске ? Сервис Work5 поможет.


.А. Марков и пр.). Исследования включают в себя анализ объективных жизненных условий ребенка в рамках детского сада, где процесс воспитания происходит в обществе сверстников, раскрывают гуманистическое направление такого воспитания; личные отношения детей, дружественное общение рассматривается параллельно развитию начальных коллективных взаимоотношений. Особо отмечено, что формирование таких отношений происходит в ходе различных видов детской деятельности (игровая, трудовая), определяется специфичность каждого вида деятельности в процессе воспитания взаимной детской дружбы. Вопросы формирования представлений о дружбе дошкольников освящены также педагогами, представленными: Д.Б. Эльконином, А.В. Запорожцем, Л.И. Божовичем, Т.А. Марковой, В.П. Залогиной, И.А. Аржановой, А.П. Усовой, Д.В. Менджерицкой, В.Г. Нечаевой, Р.С. Буре, А.В. Булатовой, Р.И. Жуковской, Р. Пфютце, П. Сабади и пр. Итоги указанных исследований отражают наличие дифференциации между детьми в дошкольном возрасте в соответствии с их групповым положением: одни дети становятся в большей мере предпочитаемы большей частью детского коллектива, другие - не особо популярными: их или отвергают, или не замечают. Очевидно, что опыт первых контактов со сверстниками становится тем фундаментом, на котором надстраивается дальнейшее социальное и нравственное развитие ребенка. Поэтому вопрос о том, что влияет на положение ребенка в группе сверстников, как происходят выборы в группе, имеет исключительное значение. Анализируя качества и способности наиболее популярных детей, можно понять, что привлекает дошкольников друг в друге и что позволяет ребенку завоевать расположение сверстников. Между тем мультфильмы обладают богатыми педагогическими возможностями. А.Ф. Бурухина, Е. А. Гаваза, А.Ф. Лалетина подчёркивают, что мультипликационные фильмы: - расширяют представления об окружающем мире, знакомят с новыми словами, явлениями, ситуациям; - показывают примеры поведения, что способствует социализации, поскольку дети учатся, подражая; - формируют оценочное отношения к миру, развитие мышления, понимание причинно-следственных связей; - развивают эстетический вкус, чувство юмора; - помогают реализовать эмоциональные потребности. Анализ ряда психолого-педагогических и искусствоведческих исследований (Л.И. Баженова, Г.Н. Козак, С.М. Эйзенштейн, М.. Яновский), а также работ ряда мультипликаторов (Ю.Б. Норштейн, И.П. Иванов) позволяет утверждать, что мультфильм - один из уникальнейших инструментов воздействия на ребёнка. Согласно исследователю психологических вопросов искусства С.М. Эйзенштейну мультфильм является способом особого психологического воздействия на человека, запускающего механизмы идентификации, расширения и обогащения опыта личности. По утверждению Р.Г. Казаковой, мультфильм, отображающий актуальные для ребёнка жизненные ситуации, доступные для его понимания события увлекает дошкольника, способствует вхождению, вживанию в экранные образы. Тем самым у дошкольника складывается впечатление непосредственного присутствия в сюжете, что открывает новые горизонты и возможности для работы с детьми. Данную особенность влияния мультфильмов на детей в своих трудах обозначил Б. Балаш. Он отметил, что зритель во время просмотра оказывается в позиции включённости в происходящее на экране, подобное восприятие автор называет «включённым» в сюжетную сферу произведения. Таким образом, мультфильм для каждого ребенка приобретает свой смысл, свою эмоциональную сопричастность. Восприятие детьми происходящего на экране как жизненной реальности определяется И.В. Гундоровой, как наивный реализм дошкольников в отношении к увиденному. Ж.В. Мацкевич в своих трудах именует данный феномен инфантильным восприятием. Однако А.А. Немирич утверждает, что большинство педагогов склонны относиться к просмотру мультфильмов исключительно как к развлечению, заполнению досуга детей. Как показывают исследования, данные тенденции обусловлены недооценкой педагогами и родителями потенциальных возможностей мультфильма. Мультипликационный жанр является очень эффективным средством при формировании у дошкольников представлений о дружбе, это объясняется тем, что в современном мире в поединке с книгой выигрывает телевизор, ведь смотреть зрелище легче и интересней. Герои мультипликационных фильмов могут являться настоящими учителями оптимизма и дружелюбия, помогающими решать различные жизненные задачи. Фантазию, необычные образы, картинки, наполняющие мультики, по воздействию можно сравнить с книгами сказок. «Правильно» выбранные мультики путем восприятия на экране сюжета развивают у ребенка речь, логические способности, воображение, внимание. Проблема исследования каковы педагогические условия формирования представлений о дружбе у детей дошкольного возраста. Цель исследования - выявить педагогические условия формирования представлений о дружбе у детей дошкольного возраста. Объектом исследования является процесс формирования представлений о дружбе у детей дошкольного возраста. Предмет исследования: педагогические условия формирования представлений о дружбе у детей дошкольного возраста посредством мультфильмов. Гипотеза исследования: мультфильмы будут служить эффективным средством формирования представлений о дружбе у детей дошкольного возраста при соблюдении следующих условий: - обогащать эмоциональный опыт детей с помощью мультфильмов; - проводить отбор мультфильмов для решения задач формирования представлений о дружбе; - использовать мультфильмы в занятиях по формированию представлений о дружбе у детей старшего дошкольного возраста; - использовать в работе по формированию представлений о дружбе у детей метод беседы, обсуждения и др. Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд следующих задач: 1. Дать характеристику психологических особенностей детей дошкольного возраста; 2. Рассмотреть особенности представлений о дружбе в дошкольном возрасте; 3. Исследовать мультфильмы как средство формирования представлений о дружбе; 4. Выявить уровень сформированности представлений о дружбе у детей старшего дошкольного возраста; 5. Создать педагогические условия формирования у детей дошкольного возраста представлений о дружбе. Теоретические основы: в работе мы опирались на исследования, посвященные изучению особенностей влияния и использования мультфильмов в образовательном процессе (П.М. Якобсон, Л.С. Выготский, Б.М. Теплов, А.В. Запорожец). На исследования, посвященные изучению психологических основ влияния мультфильмов (В.В. Абраменкова, М.В. Соколова, М.В. Мазурова, Е.О. Смирнова, Л.И. Баженова). Потенциал мультфильма как средства воспитания дошкольников изучался А.Ф. Бурухиной. Е.А. Тупичкиной, Н.В. Олейник изучалось формирование зрительской культуры в процессе просмотра мультфильма. Особенностям воспитания нравственной сферы посвящены исследования Т.П. Авдуловой, Л.И. Божович, А.В. Запорожец, Методы исследования: 1. Анализ психолого-педагогической литературы; 2. Беседа; 3. Педагогический эксперимент. Теоретическая значимость исследования заключается в изучении значения представлений о дружбе, в выявлении особенностей представлений о дружбе детей дошкольного возраста. Практическая ценность заключается в определении критериев и подборе мультфильмов по формированию представлений о дружбе у детей.

Читать дальше
Проблема культуры поведения дошкольников во все времена являлась актуальной. Поведение детей дошкольного возраста в последнее время пристально изучается специалистами. В современном обществе факторов, влияющих на поведение дошкольников, с каждым годом увеличивается. К основным таким факторам следует отнести стремительную компьютеризацию современного образования, в том числе и дошкольного, различные инновационные технологии. Мультипликация стала инновацией в начале 20 века и по сей день бурно развивается. Современные мультфильмы резко отличаются от мультфильмов прошлого века. Это проявляется не только в инновационных мультипликационных технологиях, но и в сюжетных линиях, обликах героев современных мультфильмов, музыкальном оформлении. Часто телевизор становится первым воспитателем наших детей, отодвигая на второй план родителей и воспитателей. Мультфильмы могут выступать в качестве союзников и активных помощников для педагогов и родителей в воспитании детей дошкольного возраста, Однако прежде, чем включить какой-либо мультфильм ребенку, необходимо предварительно просмотреть и проанализировать, можно ли данный мультфильм показывать ребенку. Тогда современные мультфильмы будут не только развлечением для детей, но и прекрасным пособием для развития. Для мультфильмов характерно наличие богатых педагогических возможностей, состоящих: - в расширении представлений относительно окружающего мира, знакомстве с новыми терминами, явлениями, ситуациями; - в демонстрации примеров поведения, способствующих социализации, так как дошкольники обучаются посредством подражания; - в формировании оценочного отношения к миру, развитии мышления, понимании причинно-следственных связей; - в развитии эстетического вкуса, чувства юмора; - в содействии реализации эмоциональных потребностей посредством просмотра мультфильмов. Психологические исследования показывают, что мультфильм является уникальнейшим инструментом влияния на ребёнка вследствие его характеристик. Известно, что мышление дошкольника является наглядно-образным, в связи с чем для иллюстрирования определенных ситуаций жанр мультипликационного фильма является оптимальным вариантом. Мультфильм является самым эффективным воспитателем, сочетая в себе слово и картинку, т.е. включая два органа восприятия, представленных: зрением и слухом. Если учесть, что мультфильм предусматривает также процесс совместного с ребенком анализа увиденного, мультипликация выступает в качестве мощного воспитательного инструмента и одного из авторитетных и эффективных наглядных материалов. Просмотр мультфильмов является одним из самых распространенных детских занятий. В соответствии с данными социологических исследований, порядка 20-40% всего свободного времени ребенок-дошкольник проводит у телевизионного экрана, в большинстве своем просматривая мультфильмы. Именно мультфильм на современном этапе развития - один из ключевых носителей и трансляторов представлений о мире, взаимоотношениях людей, нормах их поведения для ребенка. Роль мультфильмов в процессе воспитания дошкольников трудно недооценить. Мультфильмы для них являются не только процессом погружения в удивительный мир, но и поиском героев для подражания. В процессе опытно-экспериментальной работы мы стремились преодолеть отчужденные позиции в отношении сверстников, не пользующихся популярностью, разрушить барьеры, отгораживающие ребенка от других. Необходимо было нейтрализовать страх недооценивания, отвержения у неуверенных в себе детей, выделив наиболее сильные стороны в структуре их индивидуальности. Важным представлялось показать самоценность каждой личности, в том числе и у агрессивных детей, пытающихся утвердиться в группе сверстников любым путем. Мы исходили из того, что подчеркнутое внимание и доброжелательность товарищей помогут снять многие барьеры в установлении коллективных взаимоотношений.
Читать дальше
1. Антонова, Т. Воспитание приветливости в общении со сверстниками [Текст] / Т. Антонова // Дошкольное воспитание. – 2015. – № 10. – С. 14. 2. Аржанова, А.И. Чувство дружбы у детей дошкольного возраста. Ученые записки Андижанского педагогического института [Текст] / А.И. Аржанова. – Т. 6. – М., 2017. – С. 55. 3. Аркин, Е.А. Ребенок в дошкольные годы [Текст] / Е.А. Аркин. – М.,2018. – С. 180–210. 4. Артемова, Л. Организация взаимовлияния детей в игре [Текст] / Л. Артемова // Дошкольное воспитание. – 2016. – № 6. – С. 29. 5. Бариленко, Н.Б. Становление взаимоотношений у старших дошкольников в совместной деятельности [Текст] / Н.Б. Бариленко // Вопросы психологии. – 2017. – № 4. – С. 24 6. Бодалев, А.А. О взаимосвязи общения и отношения [Текст] / А.А. Бодалев // Вопросы психологии. – 2018. – № 1. – С. 122. 7. Булатова, А.В. Развитие и воспитание дружеских взаимоотношений в подготовительной группе детского сада [Текст] : дис. ... канд. пед. наук / А.В. Булатова. – Л., 2015. – 186 с. 8. Воронова, В.Я. Творческие игры старших дошкольников [Текст] : Пособие для воспитателя детского сада / В.Я. Воронова. – М. : Просвещение, 2019. – 246 с. 9. Воспитание дружеских чувств у детей [Текст] / Под ред. Л.Н. Прокошенко, В.К. Котырло. – Киев : Педагогическая школа, 2017. – С. 84–156. 10. Воспитание детей в игре [Текст] : Пособие для воспитателя детского сада / Сост.: А.К. Бондаренко, А.И. Матусик. – М. : Просвещение, 2018. – 144 с. 11. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников [Текст] : Кн. для воспитателя детского сада / Р.С. Буре, Г.Н. Година, 83 А.Д. Шатова [и др.]; под ред. А.М. Виноградовой. – М. : Просвещение, 2019. – С. 164–174. 12. Выготский, Л.С. Детская психология [Текст] / Л.С. Выготский // Собр. Соч. в 6 т. Т.4.– М. : Педагогика, 2016. – С. 129–130. 13. Галигузова, Л.Н. Ступени общения: от года до семи лет [Текст] / Л.Н. Галигузова, Е.О. Смирнова. – М. : Просвещение, 2016. – 180 с. 14. Горшкова, Е. Учите детей общаться [Текст] / Е. Горшкова // Дошкольное воспитание. – 2017. – № 12. – С. 20. 15. Дошкольная педагогика [Текст] : Учеб. пособие для студентов сред. пед. заведений / С.А. Козлова, Т.А. Куликова. – М. : «Академия», 2015. – С. 163. 16. Дошкольная педагогика [Текст] : Учеб. пособие для учащихся пед. уч-щ / В.И. Ядэшко, Ф.А. Сохин, Т.А. Ильина [и др.]; под ред. В.И. Ядэшко, Ф.А. Сохина. – М. : Просвещение, 2016. – 256 с. 17. Елагина, М. О преодолении трудностей в общении [Текст] / М. Елагина, Х. Шерьязданова // Дошкольное воспитание. – 2015. – № 4. – С. 47. 18. Ермолаева М. Психологические методы развития навыков общения и эмоциональных состояний дошкольников [Текст] / М. Ермолаева // Дошкольное воспитание. – 2015. – № 9. – С. 21. 19. Запорожец, А.В., Психология и педагогика игры дошкольника [Текст] / А.В. Запорожец, А.П. Усова. – М. : Просвещение, 2016. – 254 с. 20. Злобина, Е.Г. Общение как фактор развития личности [Текст] / Е.Г. Злобина. – Киев : Наукова Думка, 2018. – 115 с. 21. Коломинский, Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах (общие и возрастные особенности) [Текст] : Учебное пособие / Я.Л. Коломинский. – Минск : Тетра Системс, 2017. – 432 с. 22. Колпакова, Н. Развитие эмоционально-нравственной сферы и навыков общения у детей старшего дошкольного возраста [Текст] / Н. Колпакова // Дошкольное воспитание. – 2019. – № 10. – С. 45. 23. Комиссаренко, Т. О контактах со сверстниками [Текст] / Т. Комиссаренко // Дошкольное воспитание. – 2016. – № 2. – С. 19. 24. Кравцова, Е.Е. Игры в дошкольном возрасте [Текст] / Е.Е. Кравцова // Новые исследования в психологии и возрастной физиологии. – М. : Педагогика, 2016. – № 2. – С. 44. 25. Крупская, Н.К. Дети – наше будущее [Текст] / Н.К. Крупская. – М., 2018. – С. 102. 26. Крупская, Н.К. О дошкольном воспитании [Текст] / Н.К. Крупская. – М., 2019. – С. 82. 27. Кульчицкая, Е. Формирование взаимоотношений детей [Текст] / Е. Кульчицкая // Дошкольное воспитание. – 2016. – № 3. – С. 36. 28. Лаврентьева, Г.П. Культура общения дошкольников [Текст] / Г.П. Лаврентьева. – Киев : Рад.шк., 2018. – 128 с. 29. Леонтьев, А.А. Психология общения [Текст] / А.А. Леонтьев. – Тарту, 2017. – С. 125. 30. Лисина, М.И. Проблемы онтогенеза общения [Текст] / М.И. Лисина. – М. : Педагогика, 2016. – С. 30–44. 31. Макаренко, А.С. Сочинения [Текст] / А.С. Макаренко. – М., 2018. – Т. 4. – С.358. 32. Менджерицкая, Д.В. Воспитателю о детской игре [Текст] / Д.В. Менджерицкая. – М. : Просвещение, 2016. – 248с. 33. Миронов, В. Моральное чувство: его формирование с помощью художественной литературы [Текст] / В. Миронов // Дошкольное воспитание. – 2017. – № 10. – С. 52. 34. Мясищев, В.Н. Психология отношений [Текст] / В.Н. Мясищев. – М. – Воронеж, 2015. – С. 5–13. 35. Надежина, Р. К вопросу о взаимоотношениях детей [Текст] / Р. Надежина // Дошкольное воспитание. – 2017. – № 12. – С. 27. 36. Нравственное воспитание в детском саду [Текст]: Пособие для воспитателей / В.Г. Нечаева, Т.А. Маркова, Р.И. Жуковская [и др.]; под ред. В.Г. Нечаевой, Т.А. Марковой. – М. : Просвещение, 2018. – 326 с. 37. Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка [Текст] / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. – М., 2015. – С. 118. 38. Петровский, В.А. Личностно-развивающее взаимодействие [Текст] / В.А. Петровский, В.К. Калиненко, И.Б. Котова. – Ростов-на-Дону, 2017. – 288 с. 39. Психология дошкольника. / Под ред. Г.А. Урунтаевой. - М.: Академия, 2011. - 408с. 40. Психолого-педагогический словарь для учителей и руководителей общеобразовательных учреждений [Текст] – Ростов н/Д. : изд-во «Феникс», 2018. – С. 231. 41. Репина, Т.А. Проблема межличностных отношений и ее изучение [Текст] / Т.А. Репина // Дошкольное воспитание. – 2015. – № 10. – С. 26. 42. Репина, Т.А. Отношения между сверстниками в группе детского сада (опыт социально-психологического исследования) [Текст] / Т.А. Репина. – М., 2018. – 200 с. 43. Репина, Т.А. От трех до семи [Текст] / Т.А. Репина. – М. : Знание, 2015. – 184 с. 44. Рузская, А. Развитие общения ребенка со взрослыми и сверстниками [Текст] / А. Рузская // Дошкольное воспитание. – 2018. – № 2. – С. 49. 45. Рыданова, И.И. Основы педагогики общения [Текст] / И.И. Рыданова. – Мн. : Беларуская Навука, 2018. – 319с. 46. Сенько, Т.В. Зависимость положения дошкольников в группе сверстников от форм их личного поведения [Текст] / Т.В. Сенько // Вопросы психологии. – 2018. – № 5. – С. 23. 47. Сенько, Т.В. Статус ребенка в группе детского сада [Текст] / Т.В. Сенько // Вопросы психологии, 2017. – № 1. – С. 56. 48. Смирнова, Е.О. Межличностные отношения дошкольников: диагностика, проблемы, коррекция [Текст] / Е.О. Смирнова, В.М. Холмогорова. – М. : Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2015. – 158 с. 49. Смолина, Л.П. Дружба в дошкольном возрасте и отношение к ней взрослых [Текст] /Л.П. Смолина // Дошкольник. Методика и практика воспитания и обучения.–2014. – № 4. – С. 73–76. 50. Сухомлинский, В.А. Сердце отдаю детям [Текст] / В.А. Сухомлинский. – Мн., 2017. – С. 124. 51. Терещук, Р.К. Общение и избирательные взаимоотношения дошкольников в группе сверстников [Текст] / Р.К. Терещук. – Кишинев, 2019. – 204 с. 52. Усова, А.П. Роль игры в воспитании детей [Текст] / А.П. Усова; под ред. А.В. Запорожца. – М. : Просвещение, 2016. – С. 156–202. 53. Формирование коллективных взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста [Текст] / В.Г. Нечаева, Т.А. Маркова, Р.И. Жуковская [и др.]. – М. : Просвещение, 2018. – 456 с. 54. Эльконин, Д.Б. Психологи игры [Текст] / Д.Б. Эльконин. – М., 2018. – С. 144.
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

дипломная работа
Проектирование индивидуального жилого дома
Количество страниц:
100
Оригинальность:
99%
Год сдачи:
2022
Предмет:
Строительство и архитектура
курсовая работа
Достоверность образов декабристов в отечественном кинематографе»
Количество страниц:
10
Оригинальность:
94%
Год сдачи:
2021
Предмет:
Искусство
курсовая работа
Социальные и экономические факторы вегетарианства
Количество страниц:
33
Оригинальность:
82%
Год сдачи:
2021
Предмет:
Экономическая социология
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image