Введение 3 Глава 1. Теоретический анализ особенностей самооценки и успеваемости подростков 6 1.1. Психолого-педагогическая характеристика подросткового возраста 6 1.2. Особенности самооценки детей подросткового возраста 8 1.3. Характеристика понятия "успеваемость" 13 Глава 2. Эмпирическое исследование самооценки как фактора успешности учебной деятельности младшего подростка 17 2.1 Характеристика выборки и методов исследования 17 2.2 Анализ учебной деятельности подростка в зависимости от самооценки. 20 2.3 Рекомендации по развитию позитивной самооценки в подростковом возрасте 26 Заключение 29 Библиографический список 31

Связь уровня самооценки и уровня успеваемости в подростковом возрасте

курсовая работа
Психология
30 страниц
82% уникальность
2022 год
63 просмотров
Волков Д.
Эксперт по предмету «Психология»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
Введение 3 Глава 1. Теоретический анализ особенностей самооценки и успеваемости подростков 6 1.1. Психолого-педагогическая характеристика подросткового возраста 6 1.2. Особенности самооценки детей подросткового возраста 8 1.3. Характеристика понятия "успеваемость" 13 Глава 2. Эмпирическое исследование самооценки как фактора успешности учебной деятельности младшего подростка 17 2.1 Характеристика выборки и методов исследования 17 2.2 Анализ учебной деятельности подростка в зависимости от самооценки. 20 2.3 Рекомендации по развитию позитивной самооценки в подростковом возрасте 26 Заключение 29 Библиографический список 31
Читать дальше
Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что самооценка является важным регулятором поведения человека. Самооценка – оценка человеком самого себя, своих достоинств и недостатков, возможностей, качеств, своего места среди других людей. Это наиболее существенная и наиболее изучаемая в психологии сторона самосознания личности. Традиционно в практике школьного обучения основное внимание уделяется знаниям и умениям. Личностное развитие детей оказывается не столь значимо для педагогов, поскольку оно не оценивается и не определяет качество их работы. Однако можно предположить, что связь между успешностью обучения и личностным развитием ребёнка существует. Новизна данной темы исследования самооценки подростков связана с тем, что на фоне большого числа исследований оценочной деятельности учителей, вопрос о роли отметок, как разновидности фиксируемых оценок учебной деятельности учащихся мало привлекал внимание исследователей, особенно с психологических позиций, несмотря на то, что в числе острых проблем, встающих перед школой и которые должны быть решены для дальнейшего продвижения вперед, возникают и такие, которые носят психологический характер. Самооценка, как и другие личностные образования, формируется в результате деятельности, и через осознание результатов своей деятельности человек приходит к осознанию себя как субъекта этой деятельности, к оценке своих возможностей и качеств. Причём, главную роль в формировании личности играет социальная среда, издержки семейного и школьного воспитания, коллектив, ценности самого ученика и т.


Если вы не знаете где заказать дипломную работу по культурологии, обращайтесь к нам. Мы напишем диплом качественно и в соответсвии со всеми вашими требованиями.


.д. Психологию самосознания личности рассматривали Р. Бернс, М.И. Боришевский, О. Джон, И.С. Кон, А.И. Липкина, Л. Первин, Т.Я. Шибутани и другие. Отдельные особенности самооценки как важного факторы развития личности раскрыты в научных трудах М.К. Акимовой, Дж. Баттерворта, Л.И. Божович, Т.В. Драгуновой, М.В. Ермолаевой, Т.Е. Конниковой, М. Харриса. Элементарные проявления самооценки возникают у ребенка очень рано - уже в младшем дошкольном возрасте. Однако наиболее интенсивно развивается самооценка у подростков, что обусловливается появлением в этом возрасте качественно новой социальной ситуации развития. Существенные сдвиги в физическом и психическом развитии подростка обусловливают возникновение у него ведущей потребности, выступающей в форме стремления к взрослости и самостоятельности. В связи с этим происходит своеобразная переориентация детских норм и ценностей на нормы и ценности взрослых. Таким образом, самооценка в подростковом возрасте становится одним из важнейших механизмов самореализации, саморазвития личности. Поэтому вполне понятно, насколько нужны научно-обоснованные знания об особенностях становления и динамики самооценки подростка. Объект исследования: самооценка подростков. Предмет исследования: характер влияния самооценки на успешность учебной деятельности подростков. Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально доказать характер влияния самооценки подростков на успешность их учебной деятельности. В соответствии с целью исследования в работу включены следующие задачи: - определить содержание и структуру ключевых понятий: «самооценка», «подростковый возраст» на основании теоретического анализа психолого-педагогической литературы по проблеме исследования; - раскрыть условия и факторы, влияющие на развитие самооценки; - изучить особенности становления самооценки в подростковом возрасте; - экспериментально проверить влияние самооценки на учебную деятельность подростка; - сформулировать рекомендации педагогам по формированию позитивной самооценки в подростковом возрасте. При выполнении работы использовались следующие теоретические и практические методы: применялся комплекс взаимодополняющих методов, адекватных предмету исследования: теоретический анализ научный литературы, эмпирические методы (педагогическое наблюдение, анкетирование, тестовые задания), методика исследования самооценки личности С.А. Будасси, шкала Бруковера; методы обработки результатов: уровень самооценки был подсчитан по формуле Спирмена; методы интерпретации полученных данных. База исследования: МОУ СОШ «Лицей гуманитарных наук» г. Саратова. Выборку составили учащиеся в возрасте 10-12 лет (5 классы). Всего в эксперименте приняли участие 57 подростков, 26 мальчиков и 31 девочка.

Читать дальше
Подростковый возраст является сензитивным к влиянию внешних оценочных факторов на формирование собственной самооценки школьника. В ходе работы выявлены условия организации учебной деятельности, способствующие развитию адекватной самооценки в подростковом возрасте. На основе анализа психолого-педагогической литературы раскрыты понятие «самооценка», как проблема психологии личности, условия и факторы, влияющие на самооценку подростков, в особенности становления самооценки в подростковом возрасте. Был изучен уровень развития самооценки младших подростков и ее связь с их успешностью в учебной деятельности. Разработаны рекомендации для учителей средних классов по развитию самооценки учащихся. В ходе эксперимента подтвердилась выдвинутая гипотеза. На основе современных научных знаний можно с достаточной уверенностью утверждать, что связь между успеваемостью младших подростков и их представлениями о своих способностях носит характер взаимовлияния. Учебные успехи, учительские оценки влияют на самооценку, так как успешность в освоении знаний является в современной системе образования главным показателем личной значимости. Под влиянием постоянной оценки представления о себе часто приобретают негативный характер, самооценка оказывается заниженной и направленной лишь на успехи в учебной деятельности. Но и самооценка, в свою очередь, воздействует на уровень учебных успехов через механизмы ожиданий, мотивации, уверенности в своих силах. В процессе работы также определены содержание и методы развития адекватной самооценки в подростковом возрасте; выявлена и экспериментальным путем доказана взаимосвязь между уровнем самооценки подростков и степенью их успешности в учебной деятельности. Результаты исследования направлены на определение содержания и методов формирования самооценки подростков. Развитию самооценки служит формирование у подростков умения правильно, по объективным критериям оценивать свой успех или неуспех. У подростков с низкими вариантами самооценок важно оценивать, как успех даже минимальное продвижение, показывая им, что такого продвижения они добились за счет собственных усилий. При этом оцениваться должен действительно реальный успех, критерии которого должны показываться. Важно обучать детей анализу собственных успехов и неудач, сформировать их адекватные критерии. Наиболее благоприятным для развития личности подростка и осуществления им деятельности будет такой успех, который дался с известным трудом и который поэтому воспринимается как заслуженный результат работы. Чувства удовлетворения легко давшийся успех не приносит. Он может иметь негативные последствия в отношении человека к данной деятельности. Неуспех в деятельности, особенно длительный неуспех, вообще затрудняет дальнейшую работу, делает ее психологически более трудной, чем она есть на самом деле. Трудности стимулируют деятельность, но они должны быть в пределах разумного, иначе они превращаются в сверхтрудности и подросток начинает ощущать себя бессильным перед ними. Именно поэтому так легко развить у подростка чувство неуверенности в своих силах и тем самым отбить у него всякое желание учиться. Самооценка и оценка со стороны окружающих оказывает большое влияние на мотивы деятельности. Поскольку подросток почти всегда ожидает и предвидит оценку. Оценка влияет, воздействует на его деятельность, направляя ее в определенную сторону, повышая или понижая ее уровень, она в значительной степени формирует и самооценку.
Читать дальше
1. Авдулова Т.П. Возрастные кризисные явления в формировании идентичности подростков: моногр. [Текст] / Татьяна Павловна Авдулова. - М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2018. - 132 c. 2. Айхорн А. Трудный подросток [Текст] / Август Айхорн. - М.: Эксмо-Пресс, Апрель-Пресс, 2017. - 304 c. 3. Аксюта М. Почему одни подростки трудны, а другие - нет. Воспитание с помощью окружения [Текст] / Максим Аксюта , Татьяна Сандлер. - М.: В Круге, 2018. - 360 c. 4. Алёшина Н.А. Представления об объектах экологического риска у подростков: моногр. [Текст] / Наталья Анатольевна Алёшина. - М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2019. - 188 c. 5. Ананьев А.С., Ананьева Н.А. 50 возможностей не допустить самоубийства. Родителям, которые хотят на самом деле понимать своего ребенка [Текст] / Андрей Сергеевич Ананьев , Наоми Александровна Ананьева. - М.: АСТ, 2016. - 256 c. 6. Анн Л.Ф. Психологический тренинг с подростками [Текст] / Людмила Федоровна Анн. - М.: Питер, 2017. - 272 c. 7. Баженова О.В. Детская и подростковая релаксационная терапия. Практикум [Текст] / Оксана Викторовна Баженова. - М.: Генезис, 2016. - 180 c 8. Балыко Д. Как разговаривать с подростками, или НЛП для родителей [Текст] / Диана Балыко. - М.: Студия АРДИС, 2017. - 177 c. 9. Башкирова Н.А. Современный ребенок и его проблемы. Детский сад, школа, телевизор, дом, интернет, улица [Текст] / Нина Анатольевна Башкирова. - М.: Наука и техника, 2015. - 240 c. 10. Блос П. Психоанализ подросткового возраста [Текст] / Питер Блос. - М.: Институт общегуманитарных исследований, 2019. - 272 c. 11. Бойко В. В. Трудные характеры подростков: развитие, выявление, помощь [Текст] / В.В. Бойко. - М.: Союз, 2019. - 160 c. 12. Булгаков А.К. Наши неуправляемые подростки [Текст] / Алексей Константинович Булгаков. - М.: Москва, 2017. - 432 c. 13. Быстрова Ю.А. Особенности конфликтного поведения умственно отсталых подростков [Текст] / Юлия Александровна Быстрова. - М.: Palmarium Academic Publishing, 2019. - 276 c. 14. Василькова Ю.В. Быть мужчиной. Быть женщиной. Тренинг полоролевой идентичности для подростков [Текст] / Ю.В. Василькова. - М.: Речь, 2016. - 128 c. 15. Вассерман Л. И. Родители глазами подростка. Психологическая диагностика в медико-педагогической практике [Текст] / Л.И. Вассерман, И.А. Горьковая, Е.Е. Ромицына. - М.: Речь, 2017. - 256 c. 16. Гребенникова О.В. Тренинг социальной компетентности для подростков [Текст] / Ольга Владимировна Гребенникова. - М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2017. - 56 c. 17. Григорович Л. А. Проблема нравственного развития подростка: моногр. [Текст] / Л.А. Григорович. - М.: НОУ ВПО Московский психолого-социальный университет, 2017. - 248 c. 18. Дебесс М. Подросток [Текст] / Морис Дебесс. - М.: Питер, 2019. - 128 c. 19. Демьянович О.В. Субъективные представления подростков о конфликте [Текст] / Оксана Вячеславовна Демьянович. - М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2016. - 124 c. 20. Дени М. Самостоятельные мамы [Текст] / Мадлен Дени. - М.: Клевер-Медиа-Групп, 2018. - 208 c.
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

курсовая работа
Наследование имущества государством
Количество страниц:
32
Оригинальность:
81%
Год сдачи:
2022
Предмет:
Право
дипломная работа
Анализ деятельности исполнительных органов государственной власти должностных лиц по регулированию экономики
Количество страниц:
75
Оригинальность:
93%
Год сдачи:
2021
Предмет:
Государственное и муниципальное управление
курсовая работа
-
Количество страниц:
5
Оригинальность:
92%
Год сдачи:
2022
Предмет:
Программирование
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image