Введение 2 ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДПОСЫЛОК ЧТЕНИЯ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРОЗВИТИЕ РЕЧИ 5 1.1 Рассмотрение понятия чтения в научной литературе 5 1.2 Формирование навыка чтения в онтогенезе и предпосылки нарушений чтения у детей при общем недоразвитии речи 13 1.3. Анализ методик по выявлению нарушений предпосылок чтения и их устранению у детей с общим недоразвитием речи 18 ГЛАВА 2 ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ВЫЯВЛЕНИЮ НАРУШЕНИЙ ПРЕДПОСЫЛОК ЧТЕНИЯ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ 24 2.1 Организация исследования и описание диагностической методики по выявлению нарушений предпосылок чтения у детей с общим недоразвитием речи 24 2.2 Результаты исследования по выявлению нарушений предпосылок навыка чтения у детей с общим недоразвитием речи 37 Заключение 49 Список литературы 51

ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДПОСЫЛОК НАРУШЕНИЯ ЧТЕНИЯ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

курсовая работа
Педагогика
55 страниц
73% уникальность
2021 год
30 просмотров
Семенова А.
Эксперт по предмету «Логопедия»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
Введение 2 ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДПОСЫЛОК ЧТЕНИЯ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРОЗВИТИЕ РЕЧИ 5 1.1 Рассмотрение понятия чтения в научной литературе 5 1.2 Формирование навыка чтения в онтогенезе и предпосылки нарушений чтения у детей при общем недоразвитии речи 13 1.3. Анализ методик по выявлению нарушений предпосылок чтения и их устранению у детей с общим недоразвитием речи 18 ГЛАВА 2 ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ВЫЯВЛЕНИЮ НАРУШЕНИЙ ПРЕДПОСЫЛОК ЧТЕНИЯ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ 24 2.1 Организация исследования и описание диагностической методики по выявлению нарушений предпосылок чтения у детей с общим недоразвитием речи 24 2.2 Результаты исследования по выявлению нарушений предпосылок навыка чтения у детей с общим недоразвитием речи 37 Заключение 49 Список литературы 51
Читать дальше
Известно, что речевая деятельность занимает особое положение в системе психических процессов человека. Являясь фундаментом мышления и регулятором поведения, она выполняет социальную функцию, которая обеспечивает адаптацию человека в окружающей среде. Волкова Л.


Не хотите писать диплом сами? Попробуйте заказать написание дипломной работы по мировой экономике у Work5! Мы выполним работу в соответсвии со всеми требованиями вашего ВУЗа.


.С. считала, что нарушения речевой деятельности могут иметь негативные последствия, выходящие за рамки психологического или социального дискомфорта [7]. Проблема нарушений чтения у дошкольников – одна из самых актуальных. Воеводина Е.С. считает, что расстройства в данной области оказывают отрицательное влияние на весь процесс обучения, на школьную адаптацию детей, на формирование личности и характер всего психического развития ребенка [6]. Филичева Т.Б. обращает внимание на то, что преодоление общего недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста является одной из актуальных проблем современной логопедии. Это вызвано ее практической значимостью: своевременная коррекционная работа имеет большое значение для предупреждения неуспеваемости детей в школе. Дошкольный возраст является наиболее сензитивным к развитию и коррекции речи [42]. Корнев А.Н. указывает на то, что в логопедии профилактика нарушений чтения у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи является одним из актуальных направлений коррекционной работы в системе специального дошкольного образования [23]. Анализ исследования на выявление предпосылок овладения чтением детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня у дошкольников 6-7-летнего возраста, проведенного Журовой Л.Е. показал, что более половины детей старшего дошкольного возраста не готовы к началу школьного обучения и, следовательно, заранее обречены на неуспеваемость по русскому языку [14]. Учитывая все вышесказанное, можно считать тему нашего исследования «Содержание коррекционной работы по предупреждению нарушений чтения у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи» актуальной. Нарушения письменной речи, в частности, процесс чтения изучаются давно, но до настоящего времени они остаются одной из актуальных проблем логопедии. Цель исследования: выявление нарушения предпосылок чтения у детей с общим недоразвитием речи с последующим анализом результатов исследования. Объект исследования: особенности нарушений предпосылок чтения у детей с общим недоразвитием речи. Предмет исследования: методы и приемы по устранению нарушений предпосылок чтения у детей с общим недоразвитием речи. Задачи исследования: 1. Проанализировать научную литературы по теме исследования. 2. Изучить особенности формирования чтения в онтогенезе и у детей с общим недоразвитием развитием речи. 3. Подобрать и рассмотреть методические рекомендации по устранению нарушений предпосылок чтения у детей с общим недоразвитием речи. 4. Провести диагностическое исследование по выявлению нарушений предпосылок нарушений чтения у детей с общим недоразвитием речи и проанализировать его результаты. Методы исследования: Теоретические методы: анализ психолого-педагогической и логопедической литературы по проблеме изучения предпосылок нарушений чтения у детей при общем недоразвитии речи, анализ диагностических методик для выявления предпосылок нарушений чтения у детей с нарушением речи. Организационный (диагностическое обследование). Интерпретационный (качественный и количественный анализ результатов исследования). Библиографический. Составление библиографического списка по теме исследования Методологическая база исследования сформулирована на основе концепции онтогенеза речевой деятельности А.А. Леонтьева, предпосылок формирования навыка чтения Р.Е. Левиной, Р.И. Лалаевой, психолого-педагогического подхода к классификации речевых нарушений Р.Е. Левиной, исследований особенностей нарушения чтения у детей с общим недоразвитием речи Р.Е. Левиной, А.В. Ястребовой, Р.И. Лалаевой. Практическая значимость исследования. Методические рекомендации исследования навыка чтения и его формирования у младших школьников с не резко выраженным общим недоразвитием речи могут быть использованы учителями – логопедами на школьных логопунктах, а также учителями начальных классов для коррекции дислексии. База исследования – МБДОУ «Теремок» №451 города Новосибирска. Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.

Читать дальше
Интерес к проблемам раннего выявления, предупреждения и коррекции специфических нарушений чтения у детей обусловлен тем, что чтение как деятельность играет важную роль в школьной адаптации детей, стимулирует их психическое развитие, обеспечивает общеобразовательную подготовку, влияет на формирование и развитие личности. Исследования последних лет указывают на то, преодоление общего недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста является одной из актуальных проблем современной логопедии. Это вызвано ее практической значимостью: своевременная коррекционная работа имеет большое значение для предупреждения неуспеваемости детей в школе. Дошкольный возраст является наиболее сензитивным к развитию и коррекции речи Логопедическая работа по предупреждению нарушений чтения у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи должна начинаться еще на уровне появления у детей предпосылок нарушения чтения. Это даст возможность избежать проявления нарушений чтения. Цель исследования заключалась в теоретическом изучении, обосновании и практическом апробировании содержания коррекционной работы по предупреждению нарушений чтения у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Для реализации цели нами было поставлено 3 задачи. Для решения первой задачи исследования нами была изучена научно-методическая и психолого-педагогическая литература по проблеме исследования, анализ которой позволил определить, что чтение – одна из сложных и значимых форм речевой деятельности человека, которая выполняет психологические и социальные функции. Вопросами изучения чтения занимались многие ученые, такие как: Егоров Т.Г., Корнев А.Н., 48 Лалаева Р. И., Левина Р. Е., Спирова Л. Ф., Цветкова Л.С., и др. При анализе специальной литературы можно дать следующее определение общему недоразвитию речи. Под общим недоразвитием речи у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом следует понимать такую форму речевой аномалии, при которой нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся как к звуковой, так и к смысловой сторонам речи. Для решения второй задачи нами было проведено изучение предпосылок овладения чтением детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. В ходе обследования мы использовали тестовую методику Фотековой Т.А, адаптированную к дошкольному возрасту. Экспериментальная работа по изучению предпосылок овладения чтением детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. В исследовании принимали участие 6 детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III. Обследование показало, что у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III наблюдается значительные отставания всех параметров сформированности предпосылок овладения чтением. Для решения третей задачи нами была составлен комплекс игр и упражнений по предупреждению нарушений чтения у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня на занятиях учителя – логопеда. В комплекс были включены упражнения на развитие сенсомоторного уровня речи, грамматического строя речи, словаря и навыков словообразования и связной речи. Таким образом, цель работы достигнута, поставленные задачи решены в полном объеме.
Читать дальше
1. Ананьев, Б. Г. Анализ трудностей в процессе овладения детьми чтением и письмом. / Б. Г. Ананьев // Известия АПН РСФСР, 2019. – 106 с. 2. Баранова, Е. Б. Формирование словообразовательных операций у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня в системе работы над родственными словами (в рамках комплексного подхода) / Б. Е. Баранова // Логопед в дет. саду. 2014. - № 1. – С. 13-26. 3. Буденная, Т.В. Логопедическая гимнастика. Методическое пособие. / Т.В. Буденная. – Санкт-Петербург: «Детство-Пресс», 2011. – 64 с. 4. Бушлякова, Р.Г. Артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой. / Р.Г. Бушлякова. – Санкт-Петербург: Детствопресс, 2011. 5. Дель, С.В. Система работы по преодолению нарушений слоговой структуры слова у детей старшего школьного возраста с ОНР // С.В. Дель, А. П. Непокорова // Практическая психология. 2016. – № 4. – С. 49-57. 6. Воеводина, Е. С. Развитие операций фонематического анализа и синтеза приподготовке детей дошкольного возраста к обучению грамоте [Текст] : (рекомендации для родителей) / Е. С. Воеводина // Школьный логопед: науч.-метод. журн. – Москва.: Образование Плюс, 2016. – № 6. – C. 61- 68. 7. Волкова, Л.С. Логопедия: Учебник для студ. дефектол. фак. пед. высш. учеб. Л69 заведений / Под ред. Л.С. Волковой. – 5-е изд., перераб. и доп. – Москва.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2014. – 704 с. 8. Выготский, Л.С. Детская психология. Собрание сочинений в 6 томах. [Текст] / Л.С. Выготский. – Москва., 2014. – 241 с. 51 9. Гвоздев, А.Н. Вопросы изучения детской речи [Текст] / А.Н. Гвоздев. – Москва., Детство-пресс, 2017. – 472 с. 10. Глухов, В.П. Основы психолингвистики. Учебнометодическое пособие для студентов факультетов специальной педагогики и психологии и коррекционных педагогов-практиков [Текст] / В.П. Глухов. ‒ М.: Изд-во АСТ, 2012. – 365 с. 11. Голубева, Г.Г. Особенности звуко-слоговой структуры слова у дошкольников с задержкой психического развития и с общим недоразвитием речи / Г.Г. Голубева // Логопед в дет. саду, 2017. - № 3. – С. 11-16. 12. Егоров, Т. Г. Психология овладения навыком чтения / Т.Г. Егоров – Москва.: Изд-во Акад. пед. Наук, 2013. – 263 с. 13. Жаренкова, Г.И. Понимание грамматических отношений детьми с общим недоразвитием речи / Г.И. Жаренкова. – Москва., 2011. – 256 с. 14. Журова, Л.Е. Обучение грамоте детей в детском саду / Л.Е. Журова. – Издательство: Вентана-Граф, 2014. – 42с. 15. Журова Л.Е. Развитие звукового анализа слов у детей дошкольного возраста / Л.Е. Журова // Вопросы психологии – № 3, – 2014. 16. Исаева, Т. И. Особенности формирования словаря у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня на логопедических занятиях / Т.И. Исаева // Шк. логопед. – 2016. - № 4. – С. 17-29. 17. Каше, Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи: Пособие для логопеда / Г.А. Каше. – М.: Просвещёние, 2015. – 207 с. 18. Кобзарева, Л. Г. Ранняя диагностика нарушения чтения и его коррекция: учебно-методической пособие / Л. Г. Кобзарева, Т. И. Кузьмина. – Воронеж: Творческий центр "Учитель", 2010. – 64 с. 52 19. Ковшиков, В.А. Исправление нарушений различения звуков [Текст]: учеб.-метод, пособие / В.А. Ковшиков. – СПб: КАРО, 2016. – 128 с. 20. Коноваленко, С.В. Развитие познавательной деятельности у детей. / С.В. Коноваленко. – Москва.: – 2015. 21. Корнев, А.Н. Подготовка к обучению грамоте детей с нарушениями речи. / А.Н. Корнев. – Москва.: Просвещёние, 2016. – 181 с. 22. Корнев, А.Н. Нарушение письменной речи у детей [Текст] / А.Н. Корнев. ‒ Москва., 2017. ‒ С. 77-132. 23. Корнев, А.Н. Нарушения чтения и письма у детей [Текст]: Учебно-методическое пособие / А.Н. Корнев. ‒ Санкт - Петербург.: МиМ, 2018. ‒ 286 с. 24. Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи [Текст] / Под ред. Ю.Ф. Гаркуши. – М.: Секачев В.Ю. ТЦ «Сфера», НИИ Школьных технологий, 2018. – 128 с. 25. Криницына, Г. М. Коррекция речевых нарушений: учеб. пособие для академического бакалавриата / Г. М. Криницына. – 2-е изд., стер. – Москва: Издательство Юрайт, Издательство Тюменского государственного университета, 2019. – 147 с. 26. Крупенчук, О.И., Воробьёва Т.А. Логопедические упражнения: артикуляционная гимнастика. / О.И. Крупенчук. – Санкт - Петербург.: Издательский Дом «Литера», 2014. – 63 с. 27. Кулешова, Л. А. Занятия по обучению грамоте в ДОУ: Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. / Л.А. Кулешова. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2015. – 127 с. 28. Лагутина, А. В. Формирование функционального базиса чтения у детей 4-х лет с ОНР / А.В. Лагутина // Дефектология. 2016. - № 6. – С. 49-58. 29. Лалаева, Р.И. Развитие фонематического анализа и синтеза [Текст]: учеб.-метод, пособие / Р.И. Лалаева – М.: Владос, 2014. – С. 112-129. 30. Лалаева, Р.И. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников [Текст]: учеб. – метод, пособие / Р.И. Лалаева., Н.В. Серебрякова – Санкт - Петербург: СОЮЗ, 2019. – 160 с. 31. Левина, Р.Е. Основы теории и практики логопедии [Текст]: монография / Р.Е. Левина.– М.: Просвещение, 2017 – 116 с. 32. Логопедия [Текст]: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2014. – 680 с. 33. Лурия, А.Р. Очерки психофизиологии письма [Текст]: монография / А.Р. Лурия. – М.: Издательство Академии педагогических наук, 2010. – 352 с. 34. Мастюкова, Е.М. Онтогенетический подход к структуре дефекта. / Е.М. Мастюкова. // Дефектология, – № 6, 2011. 35. Нечаева, Н.Е. Формирование словоизменения у дошкольников с общим недоразвитием речи. / Н.Е. Нечаева // Логопед. 2018. - № 4. – С. 42-53. 36. Рудакова, Н. Обучение старших дошкольников с ОНР предложно-падежным конструкциям / Н. Рудакова // Дошк. воспитание. 2014. - № 11. – С. 74-78. 37. Сазонова С.Н. Развитие речи дошкольников с общим недоразвитием речи. - 2-е изд., испр. / С.Н. Сазонова – Москва.: Аcademia, 2015. – 144 с. 38. Сиротюк, А.Л. В инструментальную копилку практикующего логопеда / А.Л. Сиротюк // Логопед, - № 2, 2016. 39. Спирова, Л.Ф. Особенности речевого развития учащихся с тяжелыми нарушениями речи. / Л.Ф. Спирова. – Москва., 2010. – 192 с. 54 40. Токарева, О.А. Расстройства чтения и письма [Текст] / О.А. Токарева; под общ. ред. С.С. Ляпидевского // статья в сборнике: Расстройства речи у детей и подростков. – Москва.: Медицина, 2019. – С. 190-212. 41. Туманова, Т. В. К проблеме развития процессов словообразования у младших школьников с общим недоразвитием речи / Т.В Туманова // Дефектология, 2014. - № 5. – С. 34-41. 42. Филичева, Т.Б. Особенности речевого развития дошкольников. Дети с проблемами в развитии. / Т.Б. Филичева // Научно-практический журнал, 2014. - №1. – 5 с. 43. Филичева, Т.Б. Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста. / Т.Б. Филичева. – М., 2019. – С. 87-98. 44. Филичева, Т.Б., Чиркина Г.В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитие речи в условиях специального детского сада: Ч. I. / Т.Б. Филичева. – М., 2012. 45. Филичева, Т.Б. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада: В 2 ч. Ч. 2. Второй год обучения (подготовительная группа). / Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркин. – М.: Издательство «Альфа», 2013. – 87 с. 46. Фомичева, М.Ф. Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб, заведений; Под ред. Т. В. Волосовец. / М.Ф. Фомичева, Т.В. Волосовец, Е.Н. Кутепова и др. – Москва.: Издательский центр «Академия», 2012. – 201с. 47. Фотекова, Т.А. Состояние и динамика высших психических функций у дошкольников с общим недоразвитием речи и задержкой психического развития / Т.А. Фотекова // Дефектология, 2013. - № 1. – С. 23-33. 48. Фотекова, Т.А. Диагностика речевых нарушений дошкольников: Пособие для логопедов и психологов./ Т.А. Фотекова, Т.В. Ахутина. – М.: АРКТИ, 2012. – 136 с. 55 49. Хватцев, М.Е. Логопедия / Хватцев М.Е. – М., 2019. – 476 с. 50. Цветкова, Л.С. Нейропсихология счета, письма и чтения: Нарушение и восстановление [Текст]: учеб.-метод, пособие / Л. С. Цветкова. – М.: Юристъ, 2017. – 256 с. 51. Швецова, И. Формирование фонематического восприятия и звукового анализа у дошкольников с общим недоразвитием речи. / И. Швецова // Дошк. воспитание. 2017. - № 5. – С. 71-77.
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

дипломная работа
Социальная работа в школе на примере МКОУ ООШ им.В.Ф.Черных
Количество страниц:
120
Оригинальность:
94%
Год сдачи:
2022
Предмет:
Социальная работа
дипломная работа
СОХРАНЕНИЕ ЭКСПРЕССИВНОСТИ СРАВНЕНИЙ ИСХОДНОГО ТЕКСТА ПРИ ПЕРЕВОДЕ (НА МАТЕРИАЛЕ РОМАНА ДЖ. РОУЛИНГ «ГАРРИ ПОТТЕР И ДАРЫ СМЕРТИ»)
Количество страниц:
70
Оригинальность:
82%
Год сдачи:
2022
Предмет:
Лингвистика
дипломная работа
Интертекстуальные включения и их функции в современной военной прессе
Количество страниц:
80
Оригинальность:
85%
Год сдачи:
2022
Предмет:
Журналистика
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image