ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 7 1.1 Сущность понятия «коммуникативные навыки» 7 1.2 Возрастные особенности формирования коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста 11 1.3 Игра как условие формирования коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста 16 Выводы 23 ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ ПО ИЗУЧЕНИЮ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ИГРЕ 26 2.1 Выявление уровня развития коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста 26 2.2 Педагогическая работа по формированию коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста через комплекс игровых упражнений 36 2.3 Анализ и итоги педагогической работы по формированию коммуникативных навыков у старших дошкольников в игровой деятельности 45 Выводы 49 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52 РЕКОМЕНДАЦИИ 55 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 58

«Формирование коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста в игре»

курсовая работа
Психология
60 страниц
61% уникальность
2022 год
24 просмотров
.
Эксперт по предмету «Педагогическая психология»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 7 1.1 Сущность понятия «коммуникативные навыки» 7 1.2 Возрастные особенности формирования коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста 11 1.3 Игра как условие формирования коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста 16 Выводы 23 ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ ПО ИЗУЧЕНИЮ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ИГРЕ 26 2.1 Выявление уровня развития коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста 26 2.2 Педагогическая работа по формированию коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста через комплекс игровых упражнений 36 2.3 Анализ и итоги педагогической работы по формированию коммуникативных навыков у старших дошкольников в игровой деятельности 45 Выводы 49 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52 РЕКОМЕНДАЦИИ 55 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 58
Читать дальше
Актуальность исследования. В последнее время многие педагогические и образовательные издания часто публикуют информацию о преимуществе игрового общения перед общающимися. Это не удивительно, ведь личность ребенка раскрывается именно в игре, благодаря тому, что в процессе игровой деятельности снимается напряжение, дети ведут себя более легко и непринужденно. От уровня овладения навыками общения зависит не только адаптация детей в образовательном учреждении, но и их социализация, успех в профессиональной деятельности, активность в общественной жизни и, возможно, личное счастье. Личность ребёнка формируется в процессе постоянного взаимодействия с другими людьми.


Для наших авторов создание презентаций на заказ в спб не проблема.


С первых дней жизни приспособление ребёнка к среде достигается социальными средствами на основе общения, которое выполняет функции развития, воспитания, обучения [8]. Недостаточно сформированная потребность в общении препятствует пониманию мотивов поведения партнёра, а также установлению и поддержанию межличностных взаимодействий [35]. Специально организованные сюжетно-ролевые игры у детей дошкольного возраста повысят их коммуникативную компетентность, сделают процесс общения со сверстниками и взрослыми более качественным и привлекательным [5]. Развитие коммуникативных навыков может привести к развитию таких качеств как эмпатия, толерантность, бесконфликтность, заинтересованность в контактах со сверстниками и взрослыми. Игра, несомненно, является ведущим видом деятельности дошкольника. Через игру ребёнок познаёт мир, готовится к взрослой жизни. Одновременно, игра является основой творческого развития ребёнка, развития умения соотнесения творческих навыков и реальной жизни. Именно в игре находят выражение основные потребности ребенка-дошкольника. В игре ребенок берет на себя роль, стремясь подражать тем взрослым, образы которых сохранились в его опыте. Играя, ребенок действует самостоятельно, свободно выражая свои желания, представления, чувства [19, 145]. Коммуникация – одна из ключевых психологических категорий. Человек становится личностью в результате взаимодействия с другими людьми. Отношения с другими людьми зарождаются, формируются и наиболее интенсивно развиваются в дошкольном возрасте. Первый опыт таких отношений становится тем основанием, на котором строится дальнейшее развитие личности. От того, как сложатся отношения ребёнка в первом в его жизни коллективе – группе детского сада – во многом зависит последующий путь его личностного и социального развития, а значит и его дальнейшая судьба. Согласно требованиям Федерального Государственного Образовательного стандарта дошкольного образования, одним из ведущих приоритетов является коммуникативная направленность учебного процесса, так как формирование личности, способной к организации межличностного взаимодействия, решению коммуникативных задач, обеспечивает успешную ее адаптацию в современном социокультурном пространстве [32]. Обладание коммуникативными умениями позволяет ребёнку грамотно организовывать межличностное взаимодействие с другими участниками и находить адекватные решения коммуникативных задач, оно ставит его в позицию активного партнёра и, как следствие, позволяет «найти себя» в коллективе сверстников. Отсутствие коммуникативных навыков и несформированность умений не только приводит к обратному результату, но ставит ребёнка в позицию отвержения со стороны сверстников, что наносит непоправимый вред его психическому и морально-нравственному развитию. Спираль развития коммуникативных умений у детей дошкольного возраста представляет собой движение от зоны актуального к зоне их возможного развития. И если актуальное развитие – это начало, отправная точка, навык коммуникации, демонстрируемый ребёнком без вмешательства взрослого, то зона возможного развития – это те самые «целевые ориентиры», которые ребёнок при правильном педагогическом сопровождении и создании оптимальных условий способен продемонстрировать на выходе из детского сада. Таким образом, формирование коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста - это одна из важнейших задач дошкольного обучения. Цель исследования: теоретически обосновать, разработать и апробировать комплекс игр, направленный на формирование коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста. Объект исследования: процесс формирования коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста. Предмет исследования: комплекс игр, направленный на формирование коммуникативных умений старших дошкольников. Задачи исследования: 1. Определить теоретические основы исследования. 2. Подобрать диагностический материал для определения уровня сформированности коммуникативных умений старших дошкольников. 3. Разработать комплекс игр, направленный на формирование коммуникативных умений старших дошкольников. 4. Оценить эффективность разработанного нами комплекса игр. В данной работе использовались следующие методы исследования: 1. Изучение и анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования. 2. Изучениеопыта педагогической практики по данным, представленным в психолого-педагогической литературе. 3. Проведение психодиагностического исследования. 4. Анализ полученных результатов. 5. Разработка проекта. Используемые методики: 1. Наблюдение по методике Е.О. Смирновой, В.М. Холмогоровой; 2. Методика «Рукавички»; 3. «Коммуникативные качества личности» А.М. Щетининой и М.А. Никифоровой. Экспериментальная база исследования: исследование проводилось на базе муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад № 17 г. Лысково Нижегородской области. В эксперименте участвовало 30 детей старшей группы Структура работы: в работе представлены: введение, две главы, заключение и список литературы.

Читать дальше
На современном этапе развития общества особое значение придается развитым коммуникативным умениям, умению планировать, осуществлять, контролировать и рефлексировать процесс взаимодействия, межличностного общения. К тому же уровень развития коммуникативных умений влияет на степень адаптации человека в социуме. Чем выше этот уровень, тем адаптация проходит быстрее и гармоничнее. Основы коммуникативных умений закладываются в дошкольном детстве. С целью исследования уровня сформированности и дальнейшего совершенствования коммуникативных умений была организована опытно-поисковая работа. Было проведено диагностическое исследование, которое показало, что коммуникативные умения детей старшего дошкольного возраста находятся на довольно невысоком уровне развития. В первой главе рассмотрены теоретические аспекты развития коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста. В результате которых сделано ряд выводов. Психолого-педагогические основы развития коммуникативных навыков детей дошкольного возраста показали, что развитие общения дошкольников со сверстником, как и со взрослым, предстает как процесс качественных преобразований структуры коммуникативной деятельности В основном дети испытывают затруднения, при вступлении в коммуникацию в образовательной деятельности, при поддержании коммуникации со сверстниками, большая часть детей не учитывает эмоциональное состояние партнера по коммуникации. Определено, что в дошкольном возрасте формируются и интенсивно развиваются отношения с другими людьми: как со взрослыми, так и со сверстниками. К концу дошкольного возраста между детьми начинают завязываться крепкие избирательные привязанности. Дети могут объединяться в небольшие группы (по 2-3 человека) и открыто показывать предпочтение своим друзьям. Таким образом, в дошкольном возрасте формируются взаимоотношения с другими людьми. Свои коммуникативные навыки дошкольники направляют не только на взрослых, но и сверстников. В системе делового и игрового взаимодействия доминирующие позиции занимает сверстник, а в системе познавательного - взрослый. Обозначено значение сюжетно-ролевой игры в развитии ребенка дошкольного возраста, в результате которого пришли к выводу, что в процессе ролевых отношений дети используют такие важные умения, как обозначение словом принятой на себя роли и условных действий, обозначение предметов, которые дети наделяют игровым значением и используют для реализации игрового замысла (словарь), формулирование мыслей, желаний, переживаний (фразовая речь), налаживание, построение игрового и словесного взаимодействия с партнерами по игре и с воображаемыми партнерами — игрушками (диалог). Для возникновения интересной, содержательной сюжетно-ролевой игры необходимо: договориться об игре; построить яркий ролевой диалог. Игра выступает в качестве движущей силы, побуждающей ребенка черпать необходимые для нее речевые средства из разнообразных источников — из опыта общения со взрослыми и сверстниками, из опыта восприятия художественной литературы, в том числе из занятий по развитию речи. Определено, что сюжетно-ролевая игра является средством всестороннего воспитания и развития ребёнка дошкольного возраста. В ней между детьми устанавливаются ролевые и реальные отношения, побуждающие детей к общению. Следует формировать, а в некоторых случаях совершенствовать такие коммуникативные умения как: - умение вступить в коммуникацию в образовательной деятельности (на занятии); - умение поддержать коммуникацию с ребенком; - умение проявлять инициативу в коммуникации; - умение учитывать состояние партнера по коммуникации. В связи с этим был разработали комплекс игр, включающий игры на дальнейшее формирование данных умений. После внедрения комплекса игр, направленного на формирование коммуникативных умений у старших дошкольников, проведя контрольную диагностику, выл сделан вывод, что предложенный комплекс игр успешно формирует данные умения. Особенно высокие результаты были получены по умению вступить в коммуникацию с ребенком, со взрослым, и вступить в коммуникацию в образовательной деятельности. Исходя из результатов, можно сделать вывод, что гипотеза, сформулированная нами, подтвердилась. Разумеется, данная работа не решила проблему формирования коммуникативных умений старших дошкольников, поэтому работу по формированию коммуникативных умений старших дошкольников необходимо продолжать.
Читать дальше
1. Андриенко Е.В. Социальная психология: учебное пособие для вузов Под ред. В. А. Сластенина. Международная академия наук педагогического образования. М.: Академия, 2012 – 335с. 2. Арушанова, А.Г. Диалогическое общение детей: обучение и самонаучение / А.Г. Арушанова // Дошкольное воспитание. – 2013 – 655с. 3. Арушанова, А.Г. Развитие коммуникативных способностей дошкольника: методическое пособие / А.Г. Арушанова. – М.: ТЦ Сфера, 2018 – 415с. 4. Арушанова, А.Г. Диалогическое общение детей со взрослыми и сверстниками / А.Г. Арушанова // Детский сад: теория и практика. – 2016 – 355с. 5. Асеев, В.Г. Возрастная психология: Учебное пособие / В.Г. Асеев– Иркутск, 1999 – 51с. 6. Болотина Л.Р., Баранов С.П., Комарова Т.С. Дошкольная педагогика: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. 2-е изд., испр. и доп. М.: Академический Проект; Культура, 2015 – 367с. 7. Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. М.: Олма-Пресс, 2004 – 786с. 8. Выготский, Л.С. Педагогическая психология / Под ред. В.В.Давыдова. – М.: Педагогика – Пресс, 1999 – 425с. 9. Гаврилушкина О. П. Проблемы коммуникативного поведения дошкольников // Ребенок в детском саду. 2003 – 155с. 10. Горшкова Е. Учите детей общаться // Дошкольное воспитание. 2000 - 178с. 11. Детская психология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Д. Б. Эльконин; ред.-сост. Б. Д. Эльконин. 4-е изд., стер. М.: Академия, 2007 – 264с. 12. Дубина, Л.А. Коммуникативная компетентность дошкольников: сборник игр и упражнений / Л.А. Дубина. – М.: Книголюб, 2006 – 216с. 13. Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. М.: Джангар, 2010 – 645с. 14. Запорожец А.В., Лисина М.Н. Развитие общения у дошкольников. – М., 1974 – с.51-52 15. Кидрон А.А. Коммуникативная способность и ее совершенствование: Автореф. дис. канд. пед. наук. Л., 1981 – 36с. 16. Кондаков И. Психологический словарь. СПБ: Прайм-Еврознак, 2000 – 264с. 17. Королева, Г.Р. Учим общаться / Г.Р. Королева // Воспитатель дошкольного образовательного учреждения. – 2010 – с.152-154. 18. Леонтьев А. А. Психология общения. 3-е изд. М.: Смысл, 1999 – 315с. 19. Лесгафт П. Ф. Семейное воспитание ребёнка и его значение. // Послесл. Е. С. Буха, М. Педагогика 1991 – с.145-148 20. Лисина М. И., Капчеля Г. И. Общение со взрослыми и психологическая подготовка детей к школе. Кишинев: Штиинца, 1987 – 155с. 21. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. М.: Педагогика, 1986 – 125с. 22. Ломов Б.Ф. Проблема общения в психологии. М.: Наука, 1981 – 533с. 23. Мунирова, Л.Р. Формирование у младших школьников коммуникативных умений в процессе дидактической игры: Дис. канд. пед. Наук: Л.Р. Мунирова. - М., 1993 - 37с. 24. Нелюбин Л.Л. Толковый переводоведческий словарь. 3-е издание, переработанное. М.: Флинта: Наука. 2003 – 455с. 25. Николаева Ж.В. Основы теории коммуникации. Учебно-методическое пособие для студентов. Улан-Удэ: ВСГТУ, 2004 – 126с. 26. Новоселова С.Л. Новая классификация детских игр. // Игра и развитие ребенка в дошкольном возрасте. Материалы международной научно- практической конференции, Часть I. – М., 1995 – 255с. 27. Психология детей дошкольного возраста: Развитие познавательных процессов / Под ред. А.В. Запорожца, Д.Б. Эльконина. - М., 2001 – 354с. 28. Пугачев А. С. Влияние семьи на личность / А. С. Пугачев // Молодой ученый. 2012 – с.145-152. 29. Рузская, А.Г. Развитие общения ребенка со взрослыми и сверстниками: А.Г. Рузская // Психология дошкольника: хрестоматия: для студентов средних педагогических заведений / Сост. Г.А. Урунтаева. – Москва: Академия, 1997- 756с. 30. Смирнова Е. О. Ребенок – взрослый – сверстник: Методические рекомендации. М.: МГППУ, 2004- 251с. 31. Толковый переводоведческий словарь. - 3-е издание, переработанное. – М.: Флинта: Наука Л.Л. Нелюбин 2003 – 351с. 32. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования/ Министерство образования Российской Федерации. – Москва: 2013-255с. 33. Эльконин Д. Б. Игра и психическое развитие ребенка-дошкольника // Труды Всероссийской конференции по дошкольному воспитанию. – М., 1949 – 358с. 34. Эльконин Д. Б. Развитие речи в дошкольном возрасте: Краткий очерк. М.: Издательство академии педагогических наук РСФСР, 1958- 59-60с. 35. Эльконин Д.В. Психологическое развитие в детских возрастах. М., 1996 – 245с.
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

курсовая работа
РОССИЙСКИЕ ТНК В МИРОВОЙ ЭКОНОМИКЕ
Количество страниц:
23
Оригинальность:
80%
Год сдачи:
2022
Предмет:
Мировая экономика
дипломная работа
«Совершенствование государственного управления в сфере повышения уровня и качества жизни населения в регионе ( на примере Чувашской республике)»
Количество страниц:
60
Оригинальность:
88%
Год сдачи:
2022
Предмет:
Государственное и муниципальное управление
курсовая работа
Современные подходы к организации рекламы
Количество страниц:
35
Оригинальность:
73%
Год сдачи:
2022
Предмет:
Маркетинг
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image