Введение……………………………………………………………….………………..3 Глава 1. Теоретическое обоснование изучения слухо-речевого внимания у старших дошкольников………………………………………………..……………….7 1.1. Определение понятия темы…………………………………...………….7 1.2. Закономерности развития слухо-речевого внимания у детей в норме……………………………………………………………...……………..13 1.3. Психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием………19 Выводы по первой главе……………………………………………………….……..28 Глава 2. Констатирующий эксперимент и анализ его результатов………..…..29 2.1. Организация и методика проведения констатирующего эксперимента на базе МАДОУ «Детский сад комбинированного вида № 6 «Зоренька» городского округа Ступино Московской области……………………….…..29 2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента………….……..35 Выводы по второй главе…………………………………………………..………….41 Глава 3. Логопедическая работа по развитию слухо-речевого внимания у старших дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием…………....42 3.1. Содержание логопедической работы по развитию слухо-речевого внимания у старших дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием……………………………….…………...…………….……….42 3.2. Анализ результатов контрольного эксперимента…………..…………55 Выводы по третьей главе……………………………………………………..………60 Заключение…………………………………………………………………………….61 Список литературы……………………………………………………………………64 Приложения

Melissaevans@yandex.ru

дипломная работа
Педагогика
65 страниц
89% уникальность
2021 год
48 просмотров
Патцей Е.
Эксперт по предмету «Логопедия»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
Введение……………………………………………………………….………………..3 Глава 1. Теоретическое обоснование изучения слухо-речевого внимания у старших дошкольников………………………………………………..……………….7 1.1. Определение понятия темы…………………………………...………….7 1.2. Закономерности развития слухо-речевого внимания у детей в норме……………………………………………………………...……………..13 1.3. Психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием………19 Выводы по первой главе……………………………………………………….……..28 Глава 2. Констатирующий эксперимент и анализ его результатов………..…..29 2.1. Организация и методика проведения констатирующего эксперимента на базе МАДОУ «Детский сад комбинированного вида № 6 «Зоренька» городского округа Ступино Московской области……………………….…..29 2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента………….……..35 Выводы по второй главе…………………………………………………..………….41 Глава 3. Логопедическая работа по развитию слухо-речевого внимания у старших дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием…………....42 3.1. Содержание логопедической работы по развитию слухо-речевого внимания у старших дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием……………………………….…………...…………….……….42 3.2. Анализ результатов контрольного эксперимента…………..…………55 Выводы по третьей главе……………………………………………………..………60 Заключение…………………………………………………………………………….61 Список литературы……………………………………………………………………64 Приложения
Читать дальше
Актуальность исследования обусловлена тем, что проблема изучения общего недоразвития речи является важным аспектом в работе логопеда. Данное нарушение является распространенным речевым нарушением у детей дошкольного возраста и характеризуется несформированностью всех средств языка. В исследованиях Т.


Любая контрольная на заказ в Тюмени доступна с помощью нашего сервиса.


.Б.Филичевой, Е.Ф.Соботович, Н.С.Жуковой, обобщены научные данные, отражающие этиологию и характер общего недоразвития речи у дошкольников, описаны его клинические проявления, выделены его уровни. Нарушение речи у детей носит системный характер, такие недостатки как нарушение эмоциональной сферы, недостатки в развитии высших психических и моторных функций, указывают на системный характер нарушения речевой деятельности. Отклонения в формировании высших психических функций (ВПФ) тормозят процесс коррекции недостатков речевого развития, снижают его эффективность. Исследователи подчеркивают необходимость рассмотрения речевой недостаточности ребенка не изолированно, а во взаимосвязи с его индивидуальными особенностями развития, состоянием ВПФ, когнитивных процессов (Т.Н. Волковская, Р.И. Лалаева, Р.Е. Левина, В.И. Лубовский). Многие ученые (П.П. Блонский, А.Р. Лурия, Л.С. Выготский) отмечают взаимосвязь речевых нарушений с состояниями высших психических функций, в том числе и с вниманием. Исследования процессов запоминания у детей с общим недоразвитием речи обнаруживают ее качественное своеобразие. Развитие психических функций у дошкольников является одной из проблем в вопросах обучения и воспитания детей. Так как именно в дошкольном возрасте закладываются необходимые предпосылки для будущей успешной учебной деятельности, и именно данный возраст является важным периодом в жизни для активной подготовки к школе. Дошкольный возраст – это важный этап в развитии ребенка. Сегодня школа предъявляет детям достаточно высокие требования. Ребёнок должен иметь обширные познания о мире, уметь читать, считать и писать. Для овладения всеми этими навыками необходим высокий уровень развития высших психических функций, к которым относится речь. Но в последнее время число детей, которые имеют речевые нарушения, стремительно растет. Различные нарушения речи у детей сопровождаются несформированностью других психических функций. Одним из самых важных аспектов в развитии ребенка является развитие его внимания. Это связано с тем, что вся дальнейшая жизнь ребенка связана с большим количеством информации. Вопросами воспитания и обучения детей с общим недоразвитием речи занимались такие ученые как Р.Е. Левина, И.Т. Власенко, Ю.Ф. Гаркуша, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина и т.д. Они отмечали тесную взаимосвязь речи с мнестическими процессами. Вопросами об особенностях мнестических процессах взрослых и детей с нормальным развитием достаточно хорошо представлены в научных трудах Л.С. Выготского, Л.В. Занкова, А.Н. Леонтьева. Анализ методического обеспечения показал, что существует необходимость в определении методов и приемов, которые можно использовать на логопедических занятиях с целью развития слухо-речевого внимания. Достаточное развитие слухо-речевого внимания влияет на усвоение лексической стороны речи детьми с фонетико-фонематическим недоразвитием речи. Поэтому включение в образовательный процесс направления по развитию внимания является актуальным для детей с общим недоразвитием речи. Несмотря на исследование данной проблемы и на теоретическом, и на практическом уровне, в педагогической практике сложилось противоречие между необходимостью изучения слухо-речевого внимания и недостаточной разработанностью логопедической работы по развитию слухо-речевого внимания старших дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием. Проблема исследования заключается в необходимости поиска оптимального содержания логопедической работы по развитию слухо-речевого внимания старших дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием в условиях речевой общеразвивающей группы детского сада, которая предполагает совместную работу учителя-логопеда и воспитателя. Актуальность проблемы обусловила тему исследования: «Логопедическая работа по развитию слухо-речевого внимания старших дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием». Объект исследования: процесс развития слухо-речевого внимания у детей старшего дошкольного возраста. Предмет исследования: особенности содержания логопедической работы по развитию слухо-речевого внимания детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематического недоразвития. Цель исследования: теоретически изучить содержание логопедической работы по развитию слухо-речевого внимания старших дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием. Гипотеза исследования: развитие слухо-речевого внимания у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием будет более успешным, если:  изучить состояние слухо-речевого внимания у данной категории детей;  определить методы и приемы развития слухо-речевого внимания у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием. В соответствии с целью, предметом и гипотезой в исследовании были выдвинуты следующие задачи исследования: 1. Изучить и проанализировать научно-теоретическую и методическую литературу по проблеме исследования. 2. Изучить состояние слухо-речевого внимания у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием. 3. Определить методы и приёмы развития слухо-речевого внимания у детей и проверить эффективность их включения в содержание логопедической работы. Методы исследования: Теоретические: анализ научной литературы, анализ документации, систематизация, классификация. Эмпирические: наблюдение, эксперимент, анкетирование, беседа, методы количественной и качественной оценки. Теоретическая значимость: Изучены основные теоретические понятия: общее недоразвитие речи, слухо-речевое внимание. Уточнены основные положения изучения данного процесса у детей с нормой речевого развития и с фонетико-фонематическим недоразвитием речи. Проанализирована и теоретически обоснована необходимость развития слухо-речевого внимания у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием в процессе коррекционно-развивающей работы. Практическая значимость исследования: определено состояние слухо-речевого внимания и параметры её недостаточности у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи, рассмотрены методы и приемы развития слухо-речевого внимания. Этапы исследования: 1 этап: (сентябрь – ноябрь 2021 года) – изучалась психолого-педагогическая литература по проблеме исследования, разработка научного аппарата, оформление теоретической части исследования, разработка программы опытно-экспериментальной работы. 2 этап: (декабрь 2021 – февраль 2022 года) – организовывалась и проводилась опытно-экспериментальные работы в образовательном учреждении 3 этап: (март – май 2022 года) – завершение опытно-экспериментальной работы, обработка полученных результатов, формулировка выводов и оформление материалов эмпирической части исследования. База исследования: Исследование проводилось на базе МАДОУ «Детский сад комбинированного вида № 6 «Зоренька» городского округа Ступино Московской области. В эксперименте приняли участие 8 детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием. Структура выпускной квалификационной работы: работа состоит из введения, трех глав, выводов, заключения, из списка литературы.

Читать дальше
Целью нашего исследования было теоретически изучить и практически определить эффективность содержания логопедической работы по развитию слухо-речевого внимания. В ходе достижения поставленной цели были решены следующие задачи:  изучена и проанализирована научно-теоретическая и методическая литература по проблеме исследования;  определено состояние слухо-речевого внимания у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи;  определены направления работы по развитию слухо-речевого внимания у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи и оценена эффективность их включения в логопедические занятия. Рассмотрели теоретические основы изучения слухо-речевого внимания у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи, ее онтогенез, подходы к классификации, особенности слухо-речевого внимания у детей с ФФНР, ее характеристику. Особое внимание обратили на связь между развитием слухо-речевого внимания и речевым развитием ребёнка в целом, учитывая, что процесс развития внимания идет параллельно с развитием речи. Изучив научную литературу, пришли к выводу, что слухо-речевое внимание лежит в основе речевых способностей человека, является условием успешного научения, приобретения и запоминания знаний, формирования умений и навыков, а также условием формирования понимания речи, обогащения словаря. Так же рассмотрели клинико-психолого-педагогическую характеристику детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи. В теоретической главе охарактеризовали речевое развитие детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи и отметили, недостаточность всех компонентов речи и особенности развития психических процессов. Детям с ФФНР, характерна заторможенность процессов по переработке сенсорной информации, низкая работоспособность; у них недостаточно сформированы такие психические функции как: логика, внимание слуховое и зрительное, восприятие и память. Дошкольники с фонетико-фонематическим недоразвитием речи отличаются высокой критичностью к своей собственной речевой недостаточности. Были рассмотрены особенности слухо-речевого внимания у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи. По данным специальной литературы у детей с ФФНР при относительно сохранным вниманием плохо контролируют себя при воспроизведении и повторении материала, они недостаточно активны при выполнении мнемической деятельности. Обнаруженные недостатки памяти, согласно разным ее характеристикам, считаются необходимым компонентом в структуре компонентов нарушения развития ребенка. Присутствие своеобразных отличительных черт слухо-речевого внимания детей старшего возраста с нарушениями речи говорит о потребности изучения и исследования определения направлений коррекционного воздействия. Был проведен констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты. В эксперименте приняло участие 8 детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи. Исследование проводилось на базе МАДОУ «Детский сад комбинированного вида № 6 «Зоренька» городского округа Ступино Московской области. На констатирующем эксперименте для исследования уровня внимания были использованы следующие методики: «2 группы по 3 слова», «Рассказ», «6 слов». Проанализировав результаты исследования, пришли к выводу, что у детей отмечается низкий и средний уровень развития внимания. В рамках коррекционного воздействия были определены методы и приёмы для реализации плана логопедического воздействия в образовательном процессе. Данные приемы и методы могут быть использованы в процессе работы учителей-логопедов дошкольного образовательного учреждения, а также воспитателями и другими педагогами и специалистами, работающими с этим контингентом детей. Для того чтобы оценить эффективность коррекционной работы, был проведён контрольный эксперимент. Анализ результатов контрольного эксперимента подтвердил обоснованность и продуктивность выбранных методов и приемов развития слухо-речевого внимания у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи. Контрольный эксперимент продемонстрировал положительную динамику формирования слухо-речевого внимания у детей старшего дошкольного возраста с ФФФНР. Использование предложенных методов и приемов позволило повысить уровень развития слухо-речевого внимания у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи. Экспериментально проверено и подтверждено в процессе коррекции включение в структуру логопедических занятий методов и приемов по развитию слухо-речевого внимания. Данные приемы и методы могут быть использованы в процессе работы учителей-логопедов дошкольного образовательного учреждения, а также воспитателями и другими педагогами и специалистами, работающими с этим контингентом детей. Таким образом, считаем, что задачи исследования решены, поставленная цель достигнута, выдвинутая гипотеза подтверждена.
Читать дальше
1. Адекова Е.В. Принципы коррекционной работы по формированию слухоречевой памяти у дошкольников с ОНР /Е.В. Адекова//Теоретические и методологические проблемы современного образования: мат-лы XXXII Международной научно-практической конференции. – Москва, 26-27 апреля 2017 г. – М.: Научно-информационный издательский центр "Институт стратегических исследований, 2017. –С.5-7. 2. Александрова Т.В. Живые звуки, или Фонетика для дошкольников / Т.В. Александрова. – СПб.: Детство-пресс, 2015. – 48с. 3. Бабушкина Р.Л. Логопедическая ритмика. Методика работы с дошкольниками, страдающими общим недоразвитием речи / Р.Л. Бабушкина, О.М. Кислякова; под ред. Г.А. Волковой. – СПб.: «КАРО», 2015. – 212с. 4. Барсукова, О.Н. Коррекционная работа с детьми, имеющими общее недоразвитие речи / О.Н Барсукова //Вестник науки и образования. –2015. –№11–3. –65 с. 5. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский. – М.: Академический проект, 2015. – 424с. 6. Жукова Н. С. Уроки логопеда. Исправление нарушений речи / Н. С. Жукова. – М.: Эксмо, 2016. – 120 с. 7. Иванова А.С. Исследование слухоречевой и зрительной памяти у детей с общим недоразвитием речи III уровня / А.С. Иванова, Е.П. Андреева // Молодой ученый. – 2016. – №21. – С. 819-822. 8. Козырева, О.А. Формирование лексико-грамматических средств языка и развитие связной речи: старшая группа специальных (коррекционных) дошкольных образовательных учреж / О.А. Козырева, Н.Б. Борисова. - М.: Владос, 2016. - 119 c. 9. Колесникова Е.В. Развитие фонематического слуха у дошкольников / Е.В. Колесникова. – М.: Ювента, 2016. – 96 с. 10. Коноваленко В.В. Фронтальные логопедические занятия в подготовительной группе с ФФНР / В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко. – М.: Гном, 2014. – 64 с. 11. Корнев А.Н. Основы логопатологии детского возраста: клинические и психологические аспекты / А.Н. Коренв. – СПб.: Речь, 2016. – 388с. 12. Кошелева, Н.В. Развитие памяти и связной речи у школьников и взрослых с речевыми нарушениями речи: новые слова, словосочетания, фразы, рассказы, текст / Н.В. Кошелева, Е.Е. Каценбоген. - М.: Владос, 2015. - 95 c. 13. Москалец, А.В. Особенности развития слухоречевой и зрительной памяти у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи / А.В. Москалец//специальное образование: электронный журнал. –2016. –№3. –4 с. 14. Нищева Н.В. Развитие фонематических процессов и навыков звукового анализа и синтеза у старших дошкольников / Н.В. Нищева. – М.: Детство – Пресс, 2014. – 445 с. 15. Сергеева О.А. Анализ современного состояния проблемы общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста / О. А. Сергеева, А. В. Шульга // Молодой ученый–2015. –№ 6 (86). – С. 682-684. 16. Ткаченко Т.А. Если дошкольник плохо говорит / Т.А. Ткаченко. – М.: Эксмо – Пресс, 2017. – 96 с. 17. Туманова Т.В. Методика преодоления недостатков речи у детей дошкольного возраста: учебно-методическое пособие / Т.В. Туманова, Т.Б. Филичева, А.В. Соболева. – М.: Изд. В. Секачев, 2016. – 196 с. 18. Филичева Т.Б. Основы дошкольной логопедии: учеб.пособие / Т.Б. Филичева, О.С. Орлова, Т.В. Туманова. – М.: Эксмо, 2015. – 318с. 19. Чурсина Н. П. Особенности речевого и эмоционального общения родителей с детьми, имеющими проблемы речевого развития (ОНР) // Аутизм и нарушения развития. – 2006. - № 1. – С. 8-14. 20. Эльконин, Д.Б. Детская психология: учеб.пособие для студ. учреждений высш. Проф. Образования / Д.Б. Эльконин; ред.-сост. Б.Д. Эльконин. – 6-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2011. – 384 с.
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

курсовая работа
Особенности реакции на стресс лиц юношеского возраста с аддиктивной формой поведения
Количество страниц:
25
Оригинальность:
68%
Год сдачи:
2021
Предмет:
Психология
курсовая работа
УЧЕТ ЛИЗИНГОВЫХ ОПЕРАЦИЙ
Количество страниц:
30
Оригинальность:
68%
Год сдачи:
2021
Предмет:
Бухгалтерский учет
курсовая работа
Механизм административного-правового регулирования
Количество страниц:
21
Оригинальность:
69%
Год сдачи:
2021
Предмет:
Право
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image