Введение 3 1. СССР: образование и развитие 5 2. Распад СССР: причины и последствия 10 Заключение 15 Список использованной литературы 17

Образование СССР и его развитие. Причины и последствия распада СССР в 1991 году

реферат
История
16 страниц
84% уникальность
2021 год
34 просмотров
Губанова М.
Эксперт по предмету «История»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
Введение 3 1. СССР: образование и развитие 5 2. Распад СССР: причины и последствия 10 Заключение 15 Список использованной литературы 17
Читать дальше
Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что примерно 30 лет назад прекратило свое существование мощное государство, обладающее значительным экономическим и демографическим потенциалом, всеми современными системами вооружения, авторитетом на международной арене, членством в Совете Безопасности ООН и прочее. Цена вопроса — распада СССР — оказалась чудовищной. Советник Президента РФ Валерий Фадеев отмечает: «В войнах на территории бывшего Советского Союза погибло от 300 до 600 тысяч людей. Избыточная смертность в России в 1990-е гг. и в начале 2000-х оценивается почти в четыре миллиона человек.


Многие хотят знать: какова цена курсовой работы по банковскому делу? Воспользовавшись нашим калькулятором, вы сможете узнать цену вашей курсовой работы. Мы также подарим вам скидку 1000 рублей на первый заказ!


Это цена распада Советского Союза и приобретения нового строя, в частности, и в первую очередь — политических прав и свобод». Проблема изучения распада СССР представляет собой значительный интерес, так как, с одной стороны, данное событие предопределило весь дальнейший ход российской истории, а с другой - сам процесс исследования фактически развивался параллельно с формированием новой политической системы в России. Тем не менее, в настоящее время отечественная историография распада СССР находится под влиянием западных теоретических установок, выработанных учеными, изучавшими Советский Союз еще в период его существования. Эти установки были предметом анализа некоторых исследований в нашей стране. В целом ученым удалось выявить и охарактеризовать довольно широкий спектр теоретических концепций по вопросу причин распада СССР, рассмотреть современные направления развития историографии по указанной проблеме. Цель работы – проследить развитие СССР от момента образования до распада страны. Задачи работы: 1. Изучить особенности появления и развития СССР. 2. Изучить причины и последствия распада СССР. Объект исследования: СССР. Предмет исследования: развитие СССР. Теоретическая база: труды специалистов в области истории и политологии, издания периодической печати, а также тематические ресурсы сети Интернет. В качестве основы для написания работы использованы научные статьи в периодических изданиях, например, статья «Создание СССР: причины образования и последствия» авторства С.Г. Абрамовой, А.А. Кузнецова, Н.В. Филиной. Задействована статья С.В. Волкова об актуальных исторических вопросах, использована статья Р.Г. Пихои, в которой автор пытается осмыслить причины распада СССР. Используется статья В.В. Согрина об уроках Перестройки, в которой автор описывает, что вынесло общество из данного процесса. Факт распада СССР и поиски ответа на вопрос о причинах этого события заставили многих специалистов искать новые объяснительные модели. Одним из результатов этих поисков стало появление нового взгляда на историю СССР. Практическое значение работы: представленный в работе материал может быть использован в качестве базы для подготовки к тематическим семинарам и коллоквиумам. Методы исследования: метод теоретического анализа, метод классификации и структуризации. Структура работы обусловлена целью и задачами, она включает в себя: введение, основную часть из двух глав, заключение и список использованной в процессе написания работы литературы

Читать дальше
В ходе написания работы удалось достичь поставленных во введении цели и задач. Определено, что советское государство со временем стало причисляться к тоталитарным, а окончание Второй мировой войны и новый виток противостояния СССР с Западом привели к завершению оформления концепции тоталитаризма. В соответствии с ней мир делится на две части - свободный или открытый Запад и закрытый, тоталитарный коммунистический мир во главе с СССР. «Тоталитаристы» стремились в своих работах найти четкие критерии отличий тоталитарного общества от западного (открытого или либерального). Сделать это, как оказалось, было непросто, и ученые смогли найти стойкие и явные различия лишь в политической сфере. Сводились они к тому, что в тоталитарном обществе существует особая форма власти, основанная на подавлении личности силовыми и пропагандистскими средствами, стремлении власти установить полный контроль над жизнью людей и т.п. Эта теория признавала ошибочность советского опыта по отношению к западному образцу, наличие политических изъянов в его основах, ведущих к принципиальной нереформируемости. Такая логика предполагает, что советское руководство в любом случае не смогло бы реформировать систему, а значит, от нее пришлось бы отказаться. Определено, что ко времени распада СССР данная точка зрения на Западе утратила былую привлекательность, но это не помешало ей стать весьма популярной в России. С самого начала 1990-х годов в нашей стране начали издаваться многочисленные работы по теме распада Советского Союза, в которых в той или иной мере отражено влияние данного подхода. Несколько позже пришло общее понимание того, что тоталитарный подход загоняет исследователя в узкие рамки заданных теоретических установок, что препятствует движению к объективности. Отражено, что сложная система управления могла работать в условиях сильной власти. Ослабление ее, а тем более — гибель империи предполагала то, что на ее развалинах возникнет заведомо более примитивная форма территориально-политической организации Представления об СССР как о тюрьме народов, сегодня во многом изжитые, также не были редкостью. Утверждалось, что советский тоталитаризм пытался превратить всех граждан страны в «однородную массу без роду, без племени, без исторической памяти, без веры». Искусственным образом насаждался новый этнос - советский народ, что в итоге и привело к краху. Некоторые исследователи выражали свое мнение довольно тенденциозно: общество - монстр, созданное в Советском Союзе партийно-государственной бюрократией, клявшееся в своей верности народу, пропитанное сталинским тоталитаризмом, должно было проснуться к новой жизни и совершить антитоталитарный демократический переворот. Выявлено, что в советской системе виделся особый тоталитаризм советского типа «сталинский казарменный псевдосоциализм», который начал разрушаться сразу после смерти своего создателя. А процесс существования советского общества с этого момента и до начала 1990-х годов был непрерывным разрушением тоталитаризма. Установлено, что исследователи связывали советские реформы с «запоздалым типом модернизации России», признавали существование правильной дороги модернизации и «деформации модернизационного процесса» в России, в результате которой была построена особая форма власти - «директивная демократия». То есть демократия не настоящая, не западная. Именно эта деформация и привела в итоге к краху. Советский период представал «экспериментом», проводимым ради преодоления отставания в развитии от западных стран.
Читать дальше
1. Абрамов С. Г., Кузнецова А. А., Филина Н. В. Создание СССР: причины образования и последствия // Молодой ученый. - 2019. - №14. - С. 130-131. 2. Барсенков, А.С., Вдовин, А.И. История России. 1917-2009. М.: Аспект Пресс, 2018. - 846 с. 3. Волков С. В. Актуальные исторические вопросы // История. - 2013. -№ 8. - С. 26-34. 4. Пихоя Р.Г. Почему распался Советский Союз? // Трагедия великой державы: национальный вопрос и распад Советского Союза. М.: Соц-полит. мысль, 2005. - С. 404-423. 5. Согрин В.В. Перестройка: итоги и уроки // Общественные науки и современность. 1992. - № 1. - С. 133-147. 6. Федоров В. П. Актуальные уроки: против односторонних уступок : аналитическая записка // Европейская аналитика. 2017. - С. 15-24. 7. Федоров Д.И., Черноусов В.И. Образование СССР и его значение // Символ науки. - 2018. - № 41. - С. 18-22. 8. Кризис идеологии дружбы народов – [Электронный ресурс]- Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/krizis-ideologii-druzhby-narodov-kak-prichina-raspada-sssr (дата обращения: 26.12. 2021) 9. Образование СССР – [Электронный ресурс]- Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/obrazovanie-sssr (дата обращения: 26.12. 2021) 10. Образование СССР – [Электронный ресурс]- Режим доступа: https://www.sovtime.ru/history/obrazovanie-sssr (дата обращения: 26.12. 2021) 11. Причины распада СССР – [Электронный ресурс]- Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/pochemu-prichiny-raspada-sssr-sleduet-iskat-do-formirovaniya-sssr-statya-pervaya (дата обращения: 26.12. 2021)
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

курсовая работа
Электронные деньги – возможности и проблемы
Количество страниц:
30
Оригинальность:
65%
Год сдачи:
2021
Предмет:
Финансы
реферат
Сравнение и анализ классической и марксисткой теорий макроэкономического равновесия
Количество страниц:
10
Оригинальность:
90%
Год сдачи:
2021
Предмет:
Экономическая теория
курсовая работа
Финансовая система РФ
Количество страниц:
30
Оригинальность:
92%
Год сдачи:
2021
Предмет:
Финансы
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image