ВВЕДЕНИЕ 3 Глава 1. Теоретические аспекты изучения феномена одиночества в юношеском возрасте 6 1.1. Основные теоретические подходы к изучению понятия «одиночество» 6 1.2. Особенности юношеского возраста 16 1.3. Специфика переживания чувства одиночества в юношеском возрасте 20 ГЛАВА 2. Исследование особенностей переживания чувства одиночества в юношеском возрасте на примере студентов 26 2.1 Объект, предмет, цель, задачи и гипотезы исследования 26 2.2 Методы и методики исследования 26 2.3 Характеристика выборки и процедура сбора данных 28 2.4 Результаты исследования и их интерпретация 29 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 36 БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 38

«Особенности переживания одиночества в юношеском возрасте на примере студентов»

курсовая работа
Психология
40 страниц
69% уникальность
2021 год
43 просмотров
Бальжиров Б.
Эксперт по предмету «Психология»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
ВВЕДЕНИЕ 3 Глава 1. Теоретические аспекты изучения феномена одиночества в юношеском возрасте 6 1.1. Основные теоретические подходы к изучению понятия «одиночество» 6 1.2. Особенности юношеского возраста 16 1.3. Специфика переживания чувства одиночества в юношеском возрасте 20 ГЛАВА 2. Исследование особенностей переживания чувства одиночества в юношеском возрасте на примере студентов 26 2.1 Объект, предмет, цель, задачи и гипотезы исследования 26 2.2 Методы и методики исследования 26 2.3 Характеристика выборки и процедура сбора данных 28 2.4 Результаты исследования и их интерпретация 29 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 36 БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 38
Читать дальше
В настоящее время проблема одиночества актуализуется в студенческой среде среди молодежи в контексте изменения основных признаков социально-психологического взаимодействия. Во время интеграции молодежи в студенческую среду, юноши и девушки сталкиваются с задачами распределения социальных ролей и поиска комфортного места в студенческой иерархии. В этот период начинают формироваться новые границы, вырабатываться новые способы взаимодействия с одногруппниками, а, следовательно, появляется риск дезинтеграции или появления тенденции к возникновению переживанию такого чувства как одиночество. Тема одиночества как феномена и как процесса, в первую очередь привлекла внимание исследователей психоаналитической школы З.


Вы можете заказать курсовую работу быстро , зайдя на сайт Work5.


Фрейда, а именно, К. Хорни, Д. Зилбург, Г. Салливан, Ф. Фромм-Рейхман, Бартон, Феррера, Рубенс, Э. Фромм. Позже, наравне с психодинамическими теориями стали формулироваться и разрабатываться иные подходы к пониманию понятия «одиночество»: социологический (Д. Рисмен, К. Боумен, Р. Слейтер), когнитивный (Э. Пепло, Д. Перлман, К. Рук, А. Бек), экзистенциальный (К. Мустакас, И. Ялом, Б. Миюскович). В современных реалиях существенным обстоятельством, оказывающим влияние на тенденцию появления одиночества, оказывает и новая идеология профит мышления, которая культивирует ценностные концепты, такие как эгоцентризм, индивидуализм и карьеризм. Следование новым социальным тенденциям, может приводить к ослаблению коллективных связей, семейных, дружеских и прочих контактов. В конечном счете, такой образ жизни увеличивает вероятность появления чувства отчужденности, потерянности и одиночества. Кроме того, во время студенческого возраста, продолжается процесс становления личностной идентичности, формирование самосознания, самоопределение, самоотношения что также увеличивает вероятность появления чувства одиночества в данной среде. Переживание одиночества в студенческом возрасте может быть как следствием, так и предпосылкой к формированию неадекватного самоотношения юноши или девушки. Вопросы специфики переживания чувства одиночества молодежью являются актуальными для научного сообщества, потому как в данном возрасте продолжается активное психологическое становление личности, что влияет на уровень удовлетворенности жизнью и специфику функционирования индивида в социальной среде. Данные исследований, направленных на изучение переживания чувства одиночества могут быть использованы при составлении психокоррекционных программ. Структура работы. Данная работа включает в себя теоретическое и эмпирическое исследование специфики переживания одиночества молодыми людьми. В первой главе произведен теоретический анализ, который включил в себя исследование различных теоретических подходов к пониманию одиночества, а также исследование юношеского периода и специфики переживания одиночества молодыми людьми. Во второй главе представлены результаты, а также структура проведения эмпирического исследования. В заключении мы подводим итоги проделанной работы. Объект исследования: феномен чувства одиночества Предмет исследования: особенности переживания чувства одиночества студентами Цель исследования: изучить особенности переживания чувства одиночества и специфику самоотношения, студентов юношеского возраста, а также их взаимосвязь Задачи исследования: 1. Произвести анализ работ, направленных на изучение понятия «одиночество». 2. Изучить особенности юношеского возраста. 3. Исследовать особенности переживания чувства одиночества и структуру самоотношения студентов. Гипотезы исследования: 1. Чем выше показатели по шкале «позитивное одиночество» у студентов, тем ниже показатели по шкале «закрытость». 2. Чем выше показатели по шкале «диссоцированное одиночество» у студентов, тем выше показатели по шкале «внутренняя конфликтность». Нами были использованы следующие диагностические методики: 1. Дифференциальный опросник переживания одиночества Е.Н. Осина и Д.А. Леонтьева [17]. 2. Опросник для определения вида одиночества С.Г. Корчагиной [21]. 3. Методика исследования самоотношения (МИС) С.Р.Пантелеева [18]. Кроме того, были использованы методы математической статистики (r-критерий Ч. Спирмена) В выборку нашего исследования вошли 60 студентов дневного отделения в возрасте 18-19 лет, из них 38 девушек и 22 юноши.

Читать дальше
Целью нашего исследования являлось изучение особенности переживания чувства одиночества и специфику самоотношения, студентов юношеского возраста, а также их взаимосвязь. Поставив перед собой несколько задач, мы произвели анализ работ, направленных на изучение специфики переживания чувства одиночества, что дало нам понять, что проблема одиночества является активно и давно изучаемой, однако единой, целостной концепции, которая ответила бы на все вопросы на данный момент нет. Теоретическое исследование особенностей переживания чувства одиночества студентами, мы выяснили, что зачастую, переживаемые молодыми людьми неблагоприятные тревожные волнения воздействуют на процесс социализации и становления личности, они же могут выступать одной из причин их социальной дезадаптации. Переживание чувства индивидуального одиночества приводит к нигилистическому отношению к сообществу в общем и к определенным лицам в частности, а также к развитию некоторых конфигураций поведения, таких как готовность к конфликту либо стремлению к избеганию, которые могут проявляться в криминальных, экстремистских действиях, наркомании, алкоголизме и т.д. Кроме того, еще одну категорию признаков представляют индивидуальные особенности молодого возраста, такие как застенчивость, неадекватная самооценка, неадекватные требования к себе и другим, нереалистичные ожидания и представления о дружбе, любви, общении. Нами были выдвинуты две гипотезы: 1. Чем выше показатели по шкале «позитивное одиночество» у студентов, тем ниже показатели по шкале «закрытость» 2. Чем выше показатели по шкале «диссоцированное одиночество» у студентов, тем выше показатели по шкале «внутренняя конфликтность». Первая гипотеза подтверждена полностью. Результаты диагностики показывают нам наличие отрицательную корреляционную взаимосвязь между позитивным одиночеством и закрытостью. Это позволяет нам сделать вывод о том, что чем выше у учащихся уровень положительного одиночества, тем более свободно они ощущают себя в ситуациях нового общения и знакомств. Таким образом, чем выше способность отыскивать ресурс в уединении, творчески применять его для самопознания и саморазвития, но не как попытку отстраниться и изолироваться, чтоб остаться в безопасности, тем больше они открыты к новым социальным контактам. Вторая гипотеза так же нашла свое подтверждение в результатах диагностики, исходя из которых мы видим, что чем больше у учащихся проявляется состояние поиска, принятия и отвержения чувства одиночества, больше появляется внутренней конфронтации и разногласований, колебаний, несогласий с собой, внутренних разногласий. Кроме того, были получены дополнительные статестически значимые результаты, показывающие различные взаимосвязи разного вида одиночества с такими компонентами самоотношения как самопринятие, саморуководство, самоуверенность, самообвинения и самопривязанности.
Читать дальше
Абабков В. А. Адаптация к стрессу. Основы теории, диагностики, терапии : учеб.-метод. комплекс / В. А. Абабков, М. Перре. – СПб.: Речь, 2011. – 166 с. 2. Андреева Д. А. О понятии «адаптация». Исследование адаптации студентов к условиям учебы в вузе // Человек и общество вып. ХIII. – М.: Наука, 2013. – С. 63-75 3. Асеев В. Г. Теоретические аспекты проблемы адаптации // Адаптация учащихся и молодежи к трудовой и учебной деятельности. - Иркутск, 2016. – С 5-20 4. Безюлева Г. В. Психолого-педагогическое сопровождение профессиональной адаптации учащихся и студентов / Г. В. Безюлева. – М.: НОУ ВПО Московский психолого-социальный институт, 2018. – 320 с. 5. Богданов Р. В. Адаптация студентов к учебному процессу как результат внеучебной работы // Вестн. Краснояр. гос. ун-та. Сер. Гуманитарные науки. – 2016. – № 7 – С. 42-56. 6. Большой психологический словарь / Сост. и общ. ред. Б. Г. Мещеряков, В. П. Зинченко. − СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2005.− 672 с. 7. Волков Б. С. Методология и методы психологического исследования: учебное пособие для вузов / Б. С. Волков. – 6-е изд., перераб. и доп. - М. : Академический Проект, - 2014. – 56 с. : ил. - (Серия учебно-методических комплексов). - Библиогр. : с. 4 – 28. 8. Георгиевский А. Б. Эволюция адаптации (историко-методологическое исследование) / А. Б. Георгиевский; – СПб.: Наука, 2011. – 189 с. 9. Зотова О. И. Некоторые аспекты социально-психологической адаптации / О. И. Зотова, И. К. Кряжева; – М.: Наука, 2012. – 232 с. 10. Куницина В. Н. Нарушения, барьеры, трудности межличностного общения // Актуальные проблемы психологической теории и практики / отв. ред. В. Н. Куницина,. – СПб., 2015. – С. 58 – 64 11. Лабунская, В. А. Психология затрудненного общения : учеб. пособие / В.А Лабунская, Ю. А. Менджерицкая, Е. Д. Бреус. – М., 2011. – 355c. 12. Любякин А. А. Психология одиночества и проблемы адаптации личности // Известия Уральского федерального университета. Серия 1. Проблемы образования, науки и культуры. –2016. – № 4. – C. 79 – 86. 13. Любякин А. А. Социология : учебно-методическое пособие / А. А. Любякин. – 4-е изд, Издательство Уральского университета, 2011.– 50 c. : ил. – (Серия учебно-методических комплексов). -Библиогр. : с. 24 – 41. 14. Любякин А. А., Оконечникова Л. В Исследование одиночества у студентов [Электронный ресурс]. – М., 2016. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/v/issledovanie-odinochestva-u-studentov / (дата обращения 5.11.2021) 15. Миюскович Б. В. Одиночество: междисциплинарный подход // Лабиринты одиночества / отв. ред. Н. Е. Покровский,. – М.: Наука, 2018. – С. 28 – 49 16. Неумова Е. В. Одиночество как психический феномен и ресурс развития личности в юношеском возрасте // Образование и наука. – 2011. – №1. – С. 8 – 20. 17. Осин Е. А. Дифференциальный опросник переживания одиночества: структура и свойства // Психология. Журнал Высшей школы экономики. – 2017. – № 1. – С. 13 – 29. 18. Пантелеев Р. С. Методика исследования самоотношения (МИС): учебн. пособие / Р. С. Пантелеев. – М.: МГУ, 2016. – 170. 19. Перлман Д. П. Теоретические подходы к одиночеству // Лабиринты одиночества / отв. ред. Н. Е. Покровский,. –М.: Наука, 2018. – С. 102 – 119 20. Петровский А. В. Основы теоретической психологии: учебное пособие для вузов / А. В. Петровский, М. Г. Ярошевский. – М.: ИНФРА-М, 2019. – 526 с. 21. Райгородский Д. Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты: учебное пособие / Д. Я. Райгородский. – 1-е изд., перераб. – М. : Бахрах, 2018. — 672 с. : ил. – (Серия учебно-методических комплексов). – Библиогр. : с. 163 – 491. 22. Росляков А. Е. Социально-психологическая адаптация студентов в условиях вуза МПС: автореф. дис. канд. психол. наук / Росляков Алексей Евгеньевич. – Ярославль, 2016. – 16 с. 23. Рузова Л. А. Социально-философские аспекты проблемы одиночества в современном обществе // Проблемы гуманизации вуз. Образования. – 2016. – №. 6. – С. 85-88. 24. Степанова О. П. Психическая адаптация и психологическое сопровождение студентов-первокурсников на начальных этапах обучения : дис. канд. психол. наук : 19.00.04 / Степанова Ольга Павловна. – СПб., 2016. – 192c. 25. Тихонов Г. М. Феномен одиночества: теоретические и эмпирические аспекты : автореф. дис. докт. филос. наук / Тихонов Георгий Матвеевич. – Н. Новгород., 2016. – 47 с. 26. Фетискин, Н. П. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп: учеб. пособие / Н. П. Фетискин, В. В. Козлов, Г. М. Мануйлов. — М.: Институт Психотерапии, 2012. – 203 с. 27. Фурманова Н. В. Динамика показателей психосоциальной адаптации личности на различных возрастных этапах периода ранней взрослости // Журнал практического психолога. – 2016. – № 6. – С. 120 – 153. 28. Шагивалеева Г. Р. Одиночество и особенности его переживания студентами. – Елабуга: ОАО "Алмедиа", 2017. – 157 с. 29. Янг Д. И. Одиночество, депрессия и когнитивная терапия: теория и ее применение // Лабиринты одиночества / отв. ред. Н. Е. Покровский., - М.: Прогресс, 2019. – С. 163 – 175 30. Яницкий М. С. Адаптационный процесс: психологические механизмы и закономерности динамики: учеб. пособие / М. С. Яницкий. – 1-е изд.., - Кемерово : КемГУ, 2016. – 84 с. : ил. – (Серия учебно-методических комплексов). – Библиогр. : c. 16 – 49. 31. Haan N. Coping and defending / N. Haan // J. The free press, 2013. – 11(3). – P. 130-149. 32. Koch Ph. Without objects // The Southern journal of philosophy, 2011. – 21(2). - P. 193 - 209. 33. Rokach A. Then and Now: Reflections on Social and emotional alienation in everyday life // Current Psychology: Developmental. Learning. Personality. Social, 2017. – 23(l). - Р. 6-20. 34. Rokach A. Coping with Loneliness in old Age: A Cross-Cultural Comparison / Rokach A., Orzeck T. // Current Psychology: Developmental. Learning. Personality. Social. – 2004. – Vol. 23, №. 2. – Р.124-137. 35. Young J. An instrument for measuring loneliness // Paper presented at the annual meeting of the American Psychological association, 2011. – 14(3). – P. 75–90.
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

курсовая работа
Государство и средства массовой информации
Количество страниц:
30
Оригинальность:
82%
Год сдачи:
2021
Предмет:
Право
курсовая работа
Основные тенденции социально-экономического развития Японии в конце 40-90х гг. ХХ века
Количество страниц:
35
Оригинальность:
89%
Год сдачи:
2021
Предмет:
История
реферат
Актуальные проблемы договорного регулирования экономической деятельности по реализации товаров
Количество страниц:
10
Оригинальность:
80%
Год сдачи:
2021
Предмет:
Право
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image