В ходе выполнения данной работы была поставлена следующая основная цель: изучение распределения затрат на постоянные и переменные, особенностей управления затратами на примере ПАО «Лукойл». Для достижения данной цели были решены следующие основные задачи:
- рассмотрено содержание метода;
- изучены особенности применения подхода на нефтегазовом предприятии;
- рассмотрена методика, показатели, переменные и постоянные;
- проведен анализ распределения затрат на постоянные и переменные, особенностей управления затратами в ПАО «Лукойл».
По результатам выполнения данной работы можно сделать следующие основные выводы:
Крайне важно анализировать стоимость продукции, работ, услуг. Он позволяет выявить тенденции изменения этого показателя, выполнить план по его уровню, определить влияние факторов на его рост и на этой основе оценить работу компании по использованию возможностей и определить резервы для этого.
Стандартизированные затраты подходят для стандартизации и включены в правовые рамки организации - материальные затраты, заработная плата производственных рабочих и некоторые другие.
Нестандартизированные - это затраты, для которых не установлены стандарты: потери из-за простоев, сверхурочных и т. д.
Разделение затрат на стандартизированные и нестандартные затраты также предусмотрено в налоговом кодексе для целей налогообложения.
Стандартизированные расходы для налоговых целей включают: командировочные расходы и развлечения; Размер доплаты находится в пределах норм, установленных законодательством, стоимость компенсации за использование легкового автомобиля в командировках; Оплата государственному или частному нотариусу за заверение в пределах установленных тарифов; Часть затрат на рекламу. Все остальные налоговые расходы организаций не нормируются.
Налоговые затраты включаются в стоимость продукции, которая принимается для налогообложения прибыли в соответствии с установленными нормами и стандартами. В целях бухгалтерского учета они начисляются по фактически понесенным затратам.
Затраты предыдущих периодов, этого периода и будущих периодов дифференцируются в соответствии с периодами преобразования.
Затраты прошлых периодов отражаются в работе (на счетах 20 «Основное производство», 23 «Вспомогательное производство», 29 «Услуги производств и помещений»). При расчете затрат на продукцию (работы, услуги) затраты отчетного периода добавляются к затратам на текущие работы в начале месяца, а затраты на текущие работы в конце месяца вычитаются из общей стоимости.
Затраты отчетного периода - это расходы, которые были понесены в отчетном периоде. Большинство из них входит в стоимость производства.
Предоплаченные расходы - это расходы, которые были понесены в отчетном периоде, но относятся к будущим отчетным периодам.
Большую часть предоплаты в организациях составляют затраты на подготовку и освоение производства. Кроме того, в состав отложенных доходов входят расходы на ремонт основных средств на сезонных производствах (если ремонтный фонд не создан), расходы, частично отнесенные на будущие периоды, и т. д.
Анализ показал, что стоимость компании в 2019 г. на 6216 тыс. руб. Выше стоимости в 2018 г. или на 8%. Перерасход произошел по всем видам и, в частности, по материальным затратам. Увеличилась сумма переменных и постоянных затрат. Несколько изменилась и структура затрат: из-за инфляции увеличилась доля материальных затрат и износа основных средств, снизилась доля заработной платы.
За анализируемый период себестоимость рубля продукции в анализируемой компании снизилась в среднем на 3,3%, в отрасли - на 4%, а в компании-конкуренте - на 5,9%. В результате эта компания отстает от других компаний отрасли по темпам снижения затрат на рубль продукции, несмотря на более благоприятные условия для игры в начале пятилетнего периода.
Рост постоянных и переменных затрат был обусловлен, с одной стороны, повышением ресурсоемкости производства, а с другой - увеличением стоимости используемых ресурсов.
Увеличению прибыли способствовали рост отпускных цен, объемов производства и изменение структуры. Такие факторы, как удорожание потребляемых ресурсов (внешний фактор) и увеличение ресурсоемкости продукции (внутренний фактор), оказали негативное влияние на прибыль.
Для более глубокого изучения причин изменения себестоимости были проанализированы бухгалтерские сметы по отдельным продуктам, фактический уровень затрат на единицу продукции сравнивался с плановыми и данными прошлых лет в целом и по позициям. За исключением общих производственных затрат, по всем позициям имелся перерасход. В технологических целях допускается особенно большой перерасход материальных затрат и энергии. Главный резерв повышения рентабельности - снижение всевозможных затрат на производство и продажу продукции.
Таким образом ПАО «Лукойл» рекомендуется:
1) увеличение объемов производства за счет более полного использования производственных мощностей компании;
2) Снижение себестоимости продукции за счет повышения производительности труда, экономного использования сырья, материалов, электроэнергии, топлива, оборудования, снижения непроизводительных затрат, производственных ошибок.
Таким образом, задачи данной работы можно считать решенными, цель достигнутой.