ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЕ И ЕГО РОЛЬ В ФОРМИРОВАНИИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ИГРЕ 5 1.1. Понятие «мышление», «творческое мышление» в психолого–педагогической литературе ………………………………………………………………………...5 1.2. Особенности творческого мышления у детей дошкольного возраста 8 1.3. Условия и методы развития творческого мышления у детей дошкольного возраста 12 ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 17 2.1. Организация, методы и результаты исследования 17 2.2. Рекомендации педагогам по развитию творческого мышления у детей дошкольного возраста в игре 23 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 35

Творческое мышление и его роль в формировании деятельности человека (на примере одного из видов деятельности: общение, игра, учение, труд)

курсовая работа
Психология
35 страниц
66% уникальность
2021 год
24 просмотров
Васильева О.
Эксперт по предмету «Психология»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЕ И ЕГО РОЛЬ В ФОРМИРОВАНИИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ИГРЕ 5 1.1. Понятие «мышление», «творческое мышление» в психолого–педагогической литературе ………………………………………………………………………...5 1.2. Особенности творческого мышления у детей дошкольного возраста 8 1.3. Условия и методы развития творческого мышления у детей дошкольного возраста 12 ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 17 2.1. Организация, методы и результаты исследования 17 2.2. Рекомендации педагогам по развитию творческого мышления у детей дошкольного возраста в игре 23 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 35
Читать дальше
Актуальность выбора темы. Возрастающий интерес к проблеме творческого мышления в психолого–педагогических исследованиях обусловлен, с одной стороны, процессом реформирования системы образования, разработкой новых стандартов обучения, ориентированных на обновление содержания образования, внедрения новых технологий обучения. С другой стороны, изучение феномена творческого мышления актуализируется в связи с происходящими в обществе социокультурными трансформациями, которые предъявляют особые требования к способностям личности. Современное общество предъявляет новые требования к системе образования подрастающего поколения и, в том числе, к первой его ступени – дошкольному образованию. Но проблема не в поиске одаренных гениев, а в целенаправленном формировании творческих способностей, развитии нестандартного видения мира, нового мышления.


На Work5 выполнение контрольных работ на заказ в Кемерово не занимает много времени.


Именно творчество, умение придумывать, создавать новое, наилучшим образом формирует личность ребенка, развивает его самостоятельность и познавательный интерес. Дошкольный возраст уникален, ибо как сформируется ребенок, такова будет его жизнь. В работе педагога важно не упустить этот период для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка. Значимость и научная разработанность исследуемой темы. Проблема творческого мышления освящена во многих научных исследованиях. В отечественной психологии вопросами творческого мышления занимались такие ученые, как Д.Б. Богоявленская, Л.С. Выготский, Е.П. Ильин, Я.А. Пономарев, А.М. Матюшкин, Е.Е. Туник, В.В. Гагай и др. Среди зарубежных психологов и исследователей, изучающих проблему особенностей и развития творческого мышления, можно выделить Дж.П. Гилфорда, Э.П. Торренса, К. Тэйлора, Г. Грубера и др. Объект исследования: творческого мышления детей дошкольного возраста. Предмет исследования: творческое мышление и его роль в формировании детей дошкольного возраста на примере игры. Цель исследования: изучить творческое мышление и его роль в формировании детей дошкольного возраста на примере игры. Задачи исследования: – раскрыть понятие «мышление», «творческое мышление» в психолого–педагогической литературе; – рассмотреть особенности творческого мышления у детей дошкольного возраста; – обосновать условия и методы развития творческого мышления у детей дошкольного возраста; – провести эмпирическое исследование творческого мышления у детей дошкольного возраста. Методы исследования: – теоретические: сравнительный анализ психологической, педагогической и учебно–методической литературы, конспектирование; – эмпирические: тестирование, опрос, количественный и качественный анализ данных. Данные практической деятельности проанализированы и обобщены автором: исследования творческого мышления в отечественной психологии (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, А. Р. Лурия, П. Я. Гальперин, Б. М. Теплов, Б. Г. Ананьев, А. В. Брушлинский, Л. А. Анцыферова, О. К. Тихомиров и др). Характеристика структуры работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.

Читать дальше
Таким образом, в психолого-педагогической литературе встречаются определения мышления как философской, так и психологической направленности. Под мышлением понимается активная познавательная деятельность субъекта, направленная на целенаправленное, обобщенное, опосредованное познание объективной действительности, открытие новых знаний, прогнозирование событий, действий в ходе решения задач, проблем, на основе переработки и преобразования информации, при подсознательном использовании прошлого опыта и исходного минимума знаний, ориентируемого на предмет исследования с использованием рефлексии. Основу развития мышления составляют формирование и совершенствование мыслительных действий. Овладение мыслительными действиями в дошкольном возрасте происходит по общему закону усвоения и интериоризации внешних ориентировочных действий. Мыслительные действия ребенка принимают либо форму действий с образами, либо форму действия со знаками – со словами, числами и др. в зависимости от рода внешних действий и их интериоризаци. Основоположник популярной концепции творческого мышления Дж. Гилфорд считал, что творчество – это основа креативности, основными показателями которой являются беглость, гибкость, продуктивность и сложность (разработанность). Учитывая возможный вклад указанных показателей можно сделать вывод о том, что творческий ум ищет инновационные пути и нестандартные идеи. Таким образом, ценность обладателя творческого мышления в том, что он сможет быстро и продуктивно предложить несколько вариантов идей, одна из которых и станет лучшим решением. Творческое мышление характеризуется творческим подходом в решении задач, нестандартными рассуждениями, поиском необычных решений и игнорированием известных алгоритмов и шаблонов. Его ценность заключается в обнаружении нешаблонных последовательностей и выводов, в достижении оригинальных результатов. Ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте является игровая деятельность. Это еще раз подчеркивает актуальность выбранного пути развития творческого мышления у детей старшего дошкольного возраста. Именно в игровом взаимодействии дети перенимают опыт и социальные навыки. Вся работа по развитию творческого мышления у детей старшего дошкольного возраста проходит строго с требованиями программного содержания. Работа должна проходить последовательно и систематично, учитывая возрастные и личностные особенности детей старшего дошкольного возраста. Для закрепления умений и навыков, полученных при игровом взаимодействии на занятиях, необходимо включать предложенные нами игры и в другие виды деятельности детей. В ходе экспериментальной деятельности мы определили исходный уровень развития творческого мышления у детей старшей группы детского сада, разработали рекомендации педагогам в игре. Таким образом мы изучили особенности развития мышления у детей старшего дошкольного возраста, изучили теоретические предпосылки формирования творческого мышления у детей старшего дошкольного возраста, изучили особенности игрового взаимодействия детей старшего дошкольного возраста.
Читать дальше
1. Анисимов О.С. Логико–семиотические аспекты механизма мышления // Мир психологии, 2009. 2. Берсенева Н.В. Динамика развития творческого мышления в онтогенезе // Культурно–историческая психология, 2010. – № 3. 3. Венгер Л.А. Основные закономерности психического развития ребенка // Дошкольное воспитание 2013. 4. Гилфорд Дж. Три стороны интеллекта. Психология мышления. – М., 2015. 5. Гринёва М. А., Черепкова Н. В., Долженко О. В. Развитие творческого мышления у детей старшего дошкольного возраста // Научно–методический электронный журнал «Концепт». – 2017. 6. Дьяченко О.М. Психологическое развитие дошкольников. М.: Просвещение, 2014. 7. Гальперин П.Я. Введение в психологию. – М.: Книжный дом «Университет», 2015. 8. Люблинская А.А. Воспитание мышления у детей // Дошкольное воспитание. 2014. – №12. 9. Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность– М.: Просвещение, 2012. 10. Левин В.А. Воспитание творчества. – Томск: Пеленг, 2013. 11. Матюшкин А.М. Мышление, обучение, творчество − М.: МПСИ; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2013. 12. Марцинковская Т.Д. Детская практическая психология. – Москва: Гардарики, 2010. 13. Поддъяков Н.Н. Мышление дошкольника.– М.: Педагогика, 2013. 14. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. − СПб.: Питер, 2011. 15. Рибо Т. Творческое воображение // История психологии. №2. 16. Симановский Я. Е. Развитие творческого мышления детей. Ярославль. – М.: Просвещение, 2016. 17. Смирнова Е. О. Психологические особенности игровой деятельности современных дошкольников // Вопросы психологии. – 2013 – №6. 18. Симановский А. Э. Развитие творческого мышления детей: попул. пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Гринго, 2016. 19. Сластенин В.А. Педагогика: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования. – М.: Академия, 2012. 20. Тихомиров О.К. Психология мышления. − М.: Издательский центр «Академия», 2012. 21. Туник Е.Е. Психодиагностика творческого мышления. Креативные тесты. –СПб.: Дидактика Плюс, 2012. 22. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология. – М.: Издательский центр «Академия», 2013. 23. Федорова Т. В. К вопросу о сущности, структуре и реализации творческого мышления // Сибирский педагогический журнал – 2009 – № 13. 24. Холодная М. А. Психология интеллекта. Парадоксы исследования. – 2–е изд. – СПб.: Питер, 2012. 25. Шитова Т.П. Развитие фантазии и творчества дошкольников в сюжетно–ролевых играх // Ребенок в детском саду –2014 – № 6. 26. Шадриков В. Д. Психология деятельности человека. – М.: Институт психологии РАН, 2013. 27. Шмаков С.А. Природа и структура игры // Проблемы воспитания. – 2015. 28. Эльконин Д.Б. Психология игры. – 2е изд. – М.: Просвещение, 2016. 29. Эльконин Д. Б. Детская психология– М.: «Академия», 2017. 30. Яковлева Е. Л. Психология развития творческого потенциала личности. – М.: Московский психолого-социальный институт, 2017.
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

курсовая работа
Технико-экономический анализ предприятия АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО "МЕДИСОРБ"
Количество страниц:
24
Оригинальность:
78%
Год сдачи:
2021
Предмет:
Экономика
курсовая работа
Грамматические классы слов в американской лингвистике
Количество страниц:
15
Оригинальность:
79%
Год сдачи:
2021
Предмет:
Языкознание
курсовая работа
Биржевые сделки
Количество страниц:
35
Оригинальность:
62%
Год сдачи:
2021
Предмет:
Гражданское право
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image