Введение…………………………………………………………………………..3
1. Теоретические аспекты влияния эмоций на когнитивный контроль…………………………………………………………………………...5
1.1. Понятия эмоций и когнитивного контроля ………………………....5
1.2. Виды влияния эмоций на когнитивный контроль ……………........10
1.3. Нарушение и повышение когнитивного контроля под влиянием эмоций……………………………………………………………………………15
2. Исследование влияния эмоций на когнитивный контроль …………21
2.1. Программа исследования…………………………………………….21
2.2. Результаты и их обсуждение………………………………………...23
Заключение………………………………………………………………………28
Список литературы………………………………………………………………30
Читать дальше
На основании проделанной работы можно сделать следующие выводы.
Изучив работу, мы выяснили, что долгое время эмоциональный мир человека недостаточно изучался, были исследованы многие способы влияния эмоций на жизнь человека. И, несмотря на большое количество вариантов, наука пришла к общему мнению об эмоциях – психическом процессе, связанном с потребностями человека и его мотивами. Эмоции позволяют регулировать деятельность человека, отражая внешние и внутренние факторы жизни. И есть также связь с когнитивным контролем. Ведь любая спланированная деятельность всегда сопровождается определенными переживаниями.
Под когнитивным контролем понимается комплекс исполнительных функций, позволяющих индивиду регулировать поведение согласно текущим задачам; в обеспечение когнитивного контроля вовлечены префронтальные области коры головного мозга.
Независимо от знака эмоций (положительных или отрицательных), активность наших когнитивных процессов всегда увеличивается или уменьшается, эмоции являются одним из основных механизмов внутренней регуляции психической деятельности человека, которые отражаются в поведении и направлены на удовлетворение текущих потребностей.
Эмоции тесно связаны и влияют на ход когнитивно контролируемой деятельности. В любых ситуациях, независимо от того, благоприятны они для нас или нет, мы испытываем эмоции, а эмоции фиксируются в наших умах и тем самым проявляются в аналогичных для нас ситуациях. Результат любой деятельности также может быть предопределен нашими чувствами и опытом.
Эмоции – это психический процесс, несомненно, связанный с когнитивным контролем. Эмоции позволяют регулировать деятельность человека, отражая внешние и внутренние факторы жизни. Эмоции играют важную роль в жизни человека, они взаимодействуют с такими психическими процессами, как мышление, восприятие, память.
Эмоции имеют регулирующие функции – рефлексивные, мотивирующие, укрепляющие и коммуникативные. Каждая функция важна для жизни человека. А также при изучении роли эмоций, по мнению К. Дарвина, внутренние и внешние проявления эмоций играют адаптивную роль в жизни человека, то есть человек настроен на определенные действия и реакцию адаптивных действий. для окружающей среды это говорит о том, что человек способен взаимодействовать с внешним миром.
Восприятие, память, мышление взаимосвязаны с эмоциями. Поведение человека зависит от действия эмоциональных факторов, поскольку мы субъективно оцениваем и переживаем окружающую обстановку. Как положительные, так и отрицательные эмоции влияют на ход умственной деятельности. Когнитивные процессы всегда сопровождаются эмоциональным опытом, а темпы, скорость, производительность когнитивных процессов влияют на переживаемые эмоции.
Наша гипотеза о том, что эмоции оказывают влияние на когнитивный контроль, изменяя показатели рефлексивности или импульсивности, в исследовании была частично доказана: изменение эмоционального состояния повлияло на некоторые результаты испытуемых при прохождении Каган-теста.
Читать дальше
1. Бызова В. М., Перикова Е. И. Эмоциональный интеллект в структуре метакогнитивных способностей молодежи //Способности и ментальные ресурсы человека в мире глобальных. – 2020. – С. 318.
2. Виленская Г. А. Особенности контроля поведения детей младшего школьного возраста //Фундаментальные и прикладные исследования современной психологии. – 2017. – С. 913–920.
3. Гуриева С. Д., Захарова А. М. Контроль гнева как компонент межкультурной компетентности //Психология XXI века: системный подход и междисциплинарные исследования. – 2017. – С. 306–311.
4. Ефимова А. Ю. Контроль поведения как основа саморегуляции детей дошкольного возраста //Молодой исследователь: от идеи к проекту. – 2017. – С. 190–192.
5. Карабущенко Н. Б. и др. Особенности социального, эмоционального и культурного интеллекта и распознавания эмоций у представителей России и стран Азии //Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология. – 2020. – Т. 20. – №. 2.
6. Костандов Э. А., Черемушкин Е. А. Нарушение нисходящего когнитивного контроля у отстающих в учебе студентов //Физиология человека. – 2017. – Т. 43. – №. 4. – С. 25–34.
7. Мухаметшина В. В. Эмоциональная и эмотивная компетентность личности: язык эмоций и эмоции в языке //NovaInfo. Ru. – 2018. – Т. 1. – №. 94. – С. 187–192.
8. Сергиенко Е. А. Контроль поведения как основа саморегуляции //Южно-российский журнал социальных наук. – 2018. – №. 4.
9. Уланова А. Ю. Соотношение эмоционального интеллекта и когнитивной регуляции эмоций в старшем подростковом возрасте //Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. – 2021. – №. 1. – С. 97–107.
10. Чутко Л. С. и др. Нарушения когнитивного контроля у пациентов с соматоформными расстройствами и их лечение //Журнал неврологии и психиатрии им. СС Корсакова. – 2019. – Т. 119. – №. 4. – С. 32–37.
11. Ярандайкина А. С. Психология эмоций. – Чебоксары: ЧГУ, 2017. – 88 с.
Читать дальше