Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Исследование общей основы активизации познавательной деятельности учащихся при изучении фактического материала……………….5
1.1. Понятие «активизации познавательной деятельности»……………………5
1.2. Значение и роль познавательного интереса при изучении фактического материала…………………………………………………………………………..8
Глава 2. Использование творческих учебно-познавательных и ролевых заданий в обучении……………………………………………………………....13
2.1. Понятия творческих учебно-познавательных и ролевых заданий………..13
2.2. Функции творческих учебно-познавательных и ролевых заданий………15
Глава 3. Практическое использование различных форм, методов и средств обучения, стимулирующих активизацию познавательной деятельности учащихся при изучении фактического материала…………………………….19
3.1. Применение теории формирования познавательных интересов на уроках истории…………………………………………………………………………...19
3.2. Использование творческих и ролевых заданий при изучении истории…22
Заключение……………………………………………………………………….33
Список литературы………………………………………………………………35
Читать дальше
Согласно литературным источникам, сущность понятия «активизация познавательной деятельности» была изучена и раскрыта при изучении фактического материала на уроках истории, его структуры и содержания.
Определены способы и условия активизации познавательной деятельности школьников при изучении фактических материалов на уроках истории в средней школе. Были изучены два наиболее эффективных способа повышения познавательной активности учащихся - дидактическая игра и использование информационно-коммуникационных технологий на уроках истории.
Игра - это естественная форма обучения ребенка. Она часть его жизненного опыта. Перенося знания через игру, учитель учитывает не только будущие интересы ученика, но и удовлетворяет сегодняшние. Воспитатель, использующий игру, организует образовательную деятельность исходя из естественных потребностей ребенка, а не исключительно из его (взрослых) соображений удобства, порядка и целесообразности. Во время игры ребенка между ним и взрослым осуществляется жизненное равновесие. Игра побуждает ученика перевоплощаться в другого человека из прошлого или настоящего, заставляет его «прыгать над собой», потому что он изображает взрослого, «примеряя» образ, далекий от его повседневной практики. Понимая мысли, чувства и поступки своих героев, школьники моделируют историческую действительность. При этом знания, полученные в игре, становятся личностно значимыми и эмоционально окрашенными для каждого ученика, что помогает ему глубже понять, лучше «прочувствовать» изучаемую эпоху.
Ролевые игры ретроспективного характера основаны на отыгрыше ролей участников исторических событий в воображаемой ситуации прошлого. Они делятся на следующие подвиды: театрализованное представление, театральная игра и проблемно-дискуссионная игра.
Читать дальше
1. Баранов П.А. К вопросу о стандартах школьного исторического образования // Современные подходы в преподавании истории: Материалы семинара. – СПб, 2016.– С.45-67.
2. Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Методика преподавания истории в школе. – М.:Мир, 2019. – С.132-147.
3. Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Теория и методика преподавания истории. – М.:Наука, 2018. – С.158-166.
4. Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Как сегодня преподавать историю в школе. - М.:Наука, 1999. – 240 с.
5. Днепров Э.Д. Школьная реформа между «вчера» и «завтра». — М.:Педагогика, 2016. – 240 с.
6. Каспаржак А.Г., Левит СВ. Базисный учебный план и российское образование в эпоху перемен. — М.:Мир, 2017.– 260 с.
7. Корнева Т.А. Нетрадиционные уроки по истории России ХХ века в 9, 11 классах / Т. А. Корнева. - Волгоград: Учитель, 2018. –280 с.
8. Короткова М.В.Методика проведения игр и дискуссий на уроках истории. - М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2017. – 260 с.
9. Короткова М.В. Методика обучения истории в схемах, таблицах, описаниях: Практ. пособие для учителей. - М.: ВЛАДОС, 2019. – 260 с.
10. Нетрадиционные уроки по истории России ХХ века в 9, 11 классах / Составитель: Корнева Т. А. - Волгоград: Учитель, 2017. – 280 с.
11. Озерский И.З. Начинающему учителю истории. – М., 2018.– 230 с.
12. Проект образовательного стандарта основного общего образования по истории / Алексашкина Л.Н. и др. // История.– 2019. - № 33. – С. 4-7
13. Проект государственного образовательного стандарта / Вяземский Е.Е. // История. – 2017.- № 43. – С. 3-7.
14. Стрелова О.Ю. Приближение к стандарту // История. – 2017. - № 15. – С. 3-8.
15. Степанищев А.Т. История Отечества: преподавание в школе: Учебное пособие. - М.: Гардарики, 2017. –260 с.
Читать дальше