Введение 3 Глава 1. Теоретические основы девиантного поведения в подростковом возрасте 5 1.1. Понятие «девиантное поведение» в психолого-педагогической литературе 5 1.2. Психолого-педагогическая характеристика девиантных подростков 8 1.3. Формы, методы работы девиантного поведения в подростковом возрасте 15 Глава 2. Эмпирическое исследование девиантного поведения в подростковом возрасте 19 2.1. Организация, методы исследования девиантных подростков 19 2.2. Результаты исследования девиантных подростков 21 2.3. Программа работы по профилактике девиантного поведения в подростковом возрасте 27 Заключение 31 Список литературы 33 Приложения 36

девиантное поведение в подростковом возрасте

курсовая работа
Психология
35 страниц
61% уникальность
2021 год
19 просмотров
.
Эксперт по предмету «Психология»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
Введение 3 Глава 1. Теоретические основы девиантного поведения в подростковом возрасте 5 1.1. Понятие «девиантное поведение» в психолого-педагогической литературе 5 1.2. Психолого-педагогическая характеристика девиантных подростков 8 1.3. Формы, методы работы девиантного поведения в подростковом возрасте 15 Глава 2. Эмпирическое исследование девиантного поведения в подростковом возрасте 19 2.1. Организация, методы исследования девиантных подростков 19 2.2. Результаты исследования девиантных подростков 21 2.3. Программа работы по профилактике девиантного поведения в подростковом возрасте 27 Заключение 31 Список литературы 33 Приложения 36
Читать дальше
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что общественные преобразования, осуществляемые в нашей стране во всех сферах политической и социально–экономической жизни, обусловили деформацию институтов социализации. В связи с этими событиями возникают предпосылки для зарождения у подростков отклоняющегося поведения, причинами которого являются различные факторы: от психобиологических до социальных. Формы проявления девиантного поведения, также разнообразны: от незначительных проступков до общественно опасных деяний. Данная проблема становится актуальной в связи с широким распространением девиантности в мире, и есть все основания полагать, что девиантное поведение в последнее время приобретает массовый характер. Увеличение числа носителей девиантного поведения создают неблагоприятную среду для детей, которую становится весьма сложно преодолеть, все это может быть чревато нарушением нравственной стабильности социума, после чего в нем пойдут необратимые процессы разрушения. Отклоняющееся поведение является характерным для определенной группы подростков: во–первых, для детей, не посещающих школу, во–вторых, для сирот (в том числе социальных), в–третьих, для подростков, употребляющих наркотические и токсические вещества, в–четвертых, для школьников, совершивших противоправные действия, и, наконец, для школьников, начавших раннюю половую жизнь. Актуальность практической работы психолога с подростками обуславливается тем, что именно в подростковом возрасте наблюдается относительный пик этих расстройств, определяемый психологическими особенностями подростка (возникшее противоречие потребностью проявить самостоятельность и реальными возможностями ее осуществления выступает в качестве своеобразного конфликтообразующего фактора), поведением субъективной ценности нравственного здоровья.


Курсовая работа по экономике предприятия на заказ - это то, что нужно для уставшего студента. Если не хотите писать работу самостоятельно, оставляйте заказ у нас на сайте и мы обязательно вам поможем!


Профилактику этого феномена надо проводить еще с начальной школы. Современными исследователями проблем девиации подростков являются такие ученые как А.Л. Арефьев, Е. Вахрамов, Я.И Гилинский, Л.Б. Шнейдер, А.Г. Эфендиева, Ю. Юричка и другие. Изучением факторов риска, формирующих девиантное поведение, уделяли внимание ученые и публицисты из разных областей науки. В частности, можно назвать работы таких авторов, как Ю.М. Антонян, А.В Гриценко, М.И. Еникеева, В.П. Михайловой, В.С. Мухиной, Е.Н. Пашковой, Ю.И. Фролова и других. Объект исследования: девиантные подростки. Предмет исследования: содержание и особенности работы с девиантными подростками. Цель исследования: изучить девиантное поведение в подростковом возрасте Задачи исследования: 1. Раскрыть понятие «девиантное поведение» в психолого–педагогической литературе. 2. Рассмотреть психолого–педагогическую характеристику девиантных подростков. 3. Проанализировать формы, методы работы психолога с девиантными подростками. 4. Провести эмпирическое исследование с девиантными подростками. Методы исследования: 1. Теоретические (анализ психолого–педагогической литературы; интерпретация, обобщение, обобщение опыта и массовой практики, системный анализ). 2. Эмпирические (анкетирование, тестирование, количественный и качественный анализ данных). Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.

Читать дальше
Таким образом, в научной литературе, девиантное поведение трактуется как совокупность поступков или действия, которые нарушают принятые в обществе социальные, психологические, моральные нормы, правила и принципы. Это поведение, которое причиняет вред, будь то это психологический, физический, социальный или моральный. Так же, девиантное поведение человека можно определить, как систему поступков или отдельные поступки, которые противоречат принятым в обществе нормам, правилам и проявляются в не стабилизации психических процессов, нарушении процесса самоактуализации и уклонении от нравственно–эстетического контроля над собственным поведением. Девиантные подростки характеризуются следующими особенностями: волевая незрелость, безвольное поведение, низкий уровень самоконтроля, преобладание отрицательных эмоций над положительными, господство эмоциональной сферы над рациональной, эмоциональная депривация, деформация мотивационно–потребностной сферы, преобладание потребности в удовольствиях и развлечениях, отсутствие иерархии ценностей, познавательной потребности, неуверенность в себе, нарушение взаимоотношений со сверстниками (изоляция, отвержение сверстниками, отсутствие друзей, эмпатических связей) и взрослыми (отсутствие доверительности, несогласие, негодование, жестокость). У девиантных подростков искажено нравственное сознание, усвоенные ими асоциальные нормы и ценности референтной группы противоречат ценностям и нормам общества. Склонность к девиантному поведению – это предрасположенность подростка к нарушению социально–принятых норм поведения, которая обуславливается биологическими, социальными или психологическими причинами и проявляется в социально–неодобряемых действиях, демонстрации негативных личностных характеристик, готовности противопоставлять себя другим. Девиантное поведение, как правило, формируется в подростковом возрасте, затрагивая все стороны развития: анатомо–физиологическое строение, интеллектуальное и нравственное развитие, разнообразные сферы деятельности подростка. Одной из причин, в силу которой отклоняющееся поведение среди подростков встречается чаще, чем в других возрастных группах, является социальная незрелость и физиологические особенности формирующегося организма: стремление испытать острые ощущения, любопытство, недостаточная способность прогнозировать последствия своих действий, гипертрофированное стремлении быть независимым. В ходе эмпирического исследования проблемной области, было выявлено, что наиболее эффективной является первичная профилактика девиантного поведения подростков, когда респонденты уже показывают склонность к проявлению отклонений, но еще не совершают деяний, позволяющих назвать их девиантами. Исходя из результатов диагностики склонности к девиантному поведению, проведенной на первом этапе эмпирического исследования, мы выяснили, что такая предрасположенность у подростков имеется. Из этого следует, что потребность психопрофилактики является высокой. В связи с этим, нами была разработана и успешно апробирована программа коррекции девиантного поведения. В ходе программы реализовывалась активная работа с подростками группы риска. В процессе работы, проводились следующие мероприятия: беседы, тренинговые занятия, игровая деятельность. Результатом проведенной программы было снижение показателей склонности к проявлению девиаций, повторная диагностика доказала эффективность программы. Поставленная цель исследования была достигнута, задачи были выполнены.
Читать дальше
1. Антонян, Ю. М. Социальная среда и формирование личности преступника (неблагоприятные влияния на личность в микросреде) / Ю. М. Антонян. – Москва: Просвещение, 2017. – 68 с. 2. Аванесов, Г.А. Криминология и социальная профилактика / Г.А. Аванесов – М.: Академия МВД, 2014. – 526 с. 3. Блясова, И. Ю. Девиантное поведение несовершеннолетних и правовой нигилизм: монография / И. Ю. Блясова, Л. Ю. Зайцева. – Германия: LAP LAMBERT Academic Publishing, 2014. – 291 с. 4. Булатова, Р. Р. Социально–педагогическая профилактика девиантного поведения подростков средствами просоциальной деятельности: автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.00 / Р.Р. Булатова. – Уфа, 2016. – 117 с. 5. Быков, С. В. Социально–психологические детерминанты девиантного поведения подростков: монография / С. В. Быков. – Тольятти: Волж. ун–т им. В. Н. Татищева, 2013. – 170 c. 6. Галагузова, М. А. Девиантное поведение подростков как следствие их образовательной неуспешности / М. А. Галагузова // Педагогическое образование и наука. – 2016. – № 5. – С. 1–33. 7. Григорьева, Л.А. Взаимосвязь акцентуаций характера с девиантным поведением подростков / Л.А. Григорьева. М.: Просвещение, 2015. – 120 с. 8. Гилинский, Я.И. Социология девиантного поведения как социологическая теория / Я.И. Гилинский // Социология. – 2015. – № 4. – С. 12–78. 9. Духновский, С. В. Подросток в трудной жизненной ситуации. Психологическое сопровождение и помощь / С. В. Духновский. Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун–т, 2015. – 167 с. 10. Ефимова, О.И. Научно–прикладные аспекты изучения суицидальной активности несовершеннолетних. Наука для образования: Коллективная монография / Сост. и науч. ред. Н.Ю. Синягина, Е.Г. Артамонова. М.: АНО «ЦНПРО», 2015. – 149 с. 11. Иванов, В. Н. Девиантное поведение: причины и масштабы / В. Н. Иванов // Социально–политический журнал. – 2015. – № 2. – С. 27–50. 12. Змановская, Е.В. Девиантология (Психология отклоняющегося поведения) / Е.В. Змановская − М.: Издательский центр «Академия», 2015. – 288 с. 13. Кудрявцев, В. Н. Причины преступности в России: криминологический анализ / В. Н. Кудрявцев, В. Е. Эминов. – Москва: Норма, 2016. – 112 с. 14. Краткий психологический словарь / Под общ. ред. А.В Петровского, М.Г. Ярошевского. – Ростов н/Д.: Феникс, 2016. – 181 с. 15. Клейберг, Ю.А. Социальная психология девиантного поведения / Ю.А. Клейберг – М: ТЦ Сфера, 2016. – 128 с. 16. Кондрашенко, В.Т. Девиантное поведение у подростков: социально–психологические и психиатрические аспект / В.Т. Кондрашенко – Минск: Беларусь, 2015. – 265 с. 17. Личко, А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков / А.Е. Личко // Психология индивидуальных различий. Тексты. М.: Изд–во МГУ, 2016. – 290 с. 18. Леонтьев, А.Н. Развитие психики / А.Н. Леонтьев. – Москва, Просвещение, 2015. – 130 с. 19. Мустаева, Ф. А. Социальная педагогика: учебник для вузов / Ф. А. Мустаева. – Москва: Академический проект, 2013. – 528 с. 20. Макарова, Р. Т. Технология социального проектирования (инструктивно–методические рекомендации) / Р. Т. Макарова. – Москва: Просвещение, 2014. – 127 с. 21. Медведев, А. М. Психологическая работа с девиантными подростками: проблемы и возможности: монография / А. М. Медведев. ФГОУ ВПО «Волгоградская академия государственной службы». – Волгоград: Изд–во ФГОУ ВПО ВАГС, 2016. – 316 с. 22. Менделевич, В.Д. Психология девиантного поведения / В.Д.Менделевич – М.: МЕД–пресс, 2016. – 432 с. 23. Набойченко, Е.С. Психология отклоняющегося поведения подростков: монография / Е.С. Набойченко. – Екатеринбург: Издатель Калинина Г.П., 2017 – 285 с. 24. Овчарова, Р. В. Технологии работы практического психолога образования / Р. В. Овчарова. – Москва: ТЦ «Сфера», 2010. – 528 с. 25. Орлова, Е. А. Несовершеннолетние как потенциал организованной преступности / Е. А. Орлова. – Москва: Просвещение, 2016. – 132 с. 26. Осипова, О. С. Девиантное поведение: благо или зло? / О. С. Осипова/ // Социально–политический журнал. – 2018. – №9. С.5–47. 27. Прихожан, А. М. Подросток в учебнике и в жизни / А. М. Прихожан, Н. Н. Толстых. – Москва, 2014. – 140 с. 28. Прялухина, А.В. Проблемы развития девиантной личности подростков / А. В.Прялухина, Л.Г. Лаптев // Человеческий капитал. – 2017. – № 3. – С. 8–19. 29. Разживина, Н. В. Особенности личностных диспозиций подростков, склонных к девиантному поведению, в условиях общеобразовательной школы / Н. В. Разживина // Северо–Кавказский психологический вестник. – 2013. – № 3. – С. 41–44. 30. Самыгин, П. С. Девиантное поведение молодежи / П. С. Самыгин. – Ростов–на–Дону, 2016. – 440 с. 31. Сибиряков, С. Л. Предупреждение девиантного поведения молодежи (методологические и прикладные проблемы) / С. Л. Сибиряков. – Волгоград, 2014. – 129 с. 32. Шнейдер, Л. Б. Девиантное поведение детей и подростков / Л. Б. Шнейдер. – Москва: Академический проект Трикста. 2015. – 336 с.
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

курсовая работа
Структура источников финансирования логистических проектов»
Количество страниц:
26
Оригинальность:
68%
Год сдачи:
2021
Предмет:
Логистика, управление запасами
курсовая работа
Особенности уголовной ответственности несовершеннолетних
Количество страниц:
25
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2021
Предмет:
Уголовное право
курсовая работа
История и особенности трэвел-журналистики
Количество страниц:
30
Оригинальность:
73%
Год сдачи:
2021
Предмет:
Журналистика
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image