Введение …………………………………………………………………………….3 Глава 1. Теоретические основы проблемы включения краеведческого материала в изучение окружающего мира в начальной школе…………………………….8 1.1. Значение краеведческого материала при изучении окружающего мира в начальной школе………………………………………….8 1.2.Особенности содержания и методики преподавания дисциплины окружающий мир в современной начальной школе…………………………………………………18 1.3.Метод проекта, как эффективная форма работы при изучении краеведческого материала на уроках окружающего мира…………………………………………………..28 Выводы по первой главе…………………………………………………………38 Глава 2. Экспериментальная работа по формированию представлений младших школьников о родном крае средствами краеведения на уроках окружающего мира в начальной школе………………………………………..39 2.1. Специфика проведения уроков окружающего мира с использованием краеведческого материала в образовательных программах…………………………………………….......39 2.2. Тематическое планирование краеведческого материала на уроках окружающего мира в начальной школе……………….44 2.3. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы……………………………………………..71 Выводы по второй главе………………………………………………………….74 Заключение………………………………………………………………………..75 Список литературы ……………………………………………………………….78 Приложение 1………………………………………………………………………83

Особенности включения краеведческого материала в изучение окружающего мира в начальной школе

дипломная работа
Языки
80 страниц
86% уникальность
2021 год
25 просмотров
Ушерович Г.
Эксперт по предмету «Методика преподавания»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
Введение …………………………………………………………………………….3 Глава 1. Теоретические основы проблемы включения краеведческого материала в изучение окружающего мира в начальной школе…………………………….8 1.1. Значение краеведческого материала при изучении окружающего мира в начальной школе………………………………………….8 1.2.Особенности содержания и методики преподавания дисциплины окружающий мир в современной начальной школе…………………………………………………18 1.3.Метод проекта, как эффективная форма работы при изучении краеведческого материала на уроках окружающего мира…………………………………………………..28 Выводы по первой главе…………………………………………………………38 Глава 2. Экспериментальная работа по формированию представлений младших школьников о родном крае средствами краеведения на уроках окружающего мира в начальной школе………………………………………..39 2.1. Специфика проведения уроков окружающего мира с использованием краеведческого материала в образовательных программах…………………………………………….......39 2.2. Тематическое планирование краеведческого материала на уроках окружающего мира в начальной школе……………….44 2.3. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы……………………………………………..71 Выводы по второй главе………………………………………………………….74 Заключение………………………………………………………………………..75 Список литературы ……………………………………………………………….78 Приложение 1………………………………………………………………………83
Читать дальше
Изучение природы, истории, экономики, быта родного края - культурная традиция каждого народа. Краеведение способствует приобщению обучающихся к любви к своей Родине, бережному отношению к окружающему миру, воспитанию культуры. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» дает следующее определение понятию воспитания «...деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства...».


Доверьте написание дипломной работы по математике профессионалам из Work5. Мы занимаемся подготовкой дипломных работ уже более 15 лет. Средняя оценка наших дипломов 4.87.


Из определения следует, что изучение родного края, его традиций, истории, культуры, является частью воспитания. Новые подходы к организации процесса обучения и воспитания, ориентация на развитие личности обучающегося, стремление познать окружающий мир заметно повышают интерес к краеведению, как элементу образовательной системы. Актуальность настоящего исследования обусловлена потребностью современного общества в воспитанном, человеке, способном осознавать многообразные и сложные социальные и природные ситуации, а так же готового адекватно реагировать на стремительные изменения и принимать соответствующие решения. К сожалению, стоит отметить, что в последнее время тенденцией современного общества становится разрушение традиционных ценностей и преемственности поколений. Это проявляется в пренебрежительном отношении к опыту предков, недооценке роли воспитания через традиционные устои, сформированные историей малой родины. В связи с этим педагогическая наука осуществляет интенсивный новых походов к формированию любви к родному краю на основе краеведческих представлений о ярких событиях и фактах. Включение краеведческого материала в школьную программу продиктовано повышенным интересом общества к изучению родного края. Посредством краеведения осуществляется воспитание и становление ребенка как личности, гражданина и патриота. Благодаря краеведческому материалу, обучающиеся осознают значимость наследия родного края в становлении собственной семьи и страны. Ребенок учится понимать проблемы окружающего мира и решать их самостоятельно, опираясь на опыт предков. У всех народов мира, во все времена были люди, которые хорошо знали окружавшую их местность, её природу, прошлое и современную жизнь. Включение краеведческого материала в содержание образования способствует формированию мотивационных основ обучения, познавательно — коммуникативной деятельности школьников, формируют у них наблюдательность к окружающим явлениям, вносит конкретность в учебный процесс. Еще одной из причин актуальности темы исследования является переход предмета краеведения из общефедерального на региональный уровень, что повлекло за собой выход целого пласта содержания общего гуманитарного образования за рамки федерального стандарта. В связи с этим, возникает необходимость осмысления и разработки теории и практики построения и изучения региональных и локальных компонентов содержания общего краеведческого образования. Таким образом, значение краеведческого материала в преподавании предметов на уровне начального общего образования, в частности при изучении курса «Окружающий мир» трудно переоценить. Использование краеведческого подхода на уроках окружающего мира способствуют симбиозу принципов государственной политики в сфере образования и требованиям к содержанию образования на уровне начального общего образования. Ю.Е. Соколовсккий , И.Д. Зверев,Г.Н., Матюшин,А.Ф. Родин, И.П. Монахов К.Ф. Строев, Д.В. Кацюба, Г.Г. Фруменков, В.И. Уфимцев, П.В. Иванов, А. Маневский, И.М.Фокеева, Н.С. Цепелевой [15,23, 26,43, 49]. и другие занимались изучением проблемы использования краеведческого материала при изучении курса «Окружающий мир» в начальной школе. По мнению большинства авторов, краеведческий подход предполагает использование материалов по краеведению на уроках и во внеурочной деятельности и будет способствовать формированию у обучающихся знаний о малой Родине, ее истории и культуре. Краеведческая деятельность младших школьников способствует развитию патриотизма, нравственности, толерантности у обучающихся, а так же создает благоприятные условия для развития личности и общественных интересов. В ходе изучения психолого-педагогической литературы, было выявлено противоречие между существующей объективной необходимостью в формировании целостных, систематизированных краеведческих представлений и недостаточной разработанностью способов их формирования у младших школьников. Исходя из выявленного противоречия, была выявлена проблема выбора форм и методов, эффективных при изучении краеведческого материала на уроках окружающего мира. Цель исследования - определение эффективных методов включения краеведческого материала в изучении окружающего мира и разработка уроков с использованием этих методов. Объект исследования - процесс изучения предмета «Окружающий мир». Предмет исследования - включение краеведческого материала на уроках «Окружающий мир». Гипотеза исследования - формирование краеведческих знаний при изучении предмета окружающий мир на уровне начального общего образования будет эффективнее, если при использовании проектного метода соблюдаются условия: – учитывается специфика выбранных тем проектов. Тема должна отражать краеведческую составляющую, например, связанные с историей семьи, города и т.п; – в результате должен получиться «продукт» деятельности, например, выпуск книги, создание презентации, фотовыставка и т.п. Для достижения цели, необходимо решить ряд задач: 1. Проанализировать значение краеведческого материала при изучении окружающего мира на уровне начального общего образования; 2. Выявить особенности содержания и методики преподавания окружающего мира на уровне начального общего образования на примере УМК «Окружающий мир» А.А. Плешакова «Школа России»; 3. Определить эффективность проектного метода при изучении краеведческого материала на уроках окружающего мира; 4. Выявить специфические особенности проведения уроков окружающего мира с использованием краеведческого материала; 5. Разработать, реализовать и оценить эффективность курса краеведение при его использовании на уроках окружающего мира. Методы исследования: - теоретическое изучение психолого-педагогической и методической литературы; - анализ содержания учебно-методического комплекса;- диагностика уровня сформированности краеведческих знаний у младших школьников; -опытно-экспериментальная работа, качественный и количественный анализ результатов. Практическая значимость исследования заключается в разработке комплекса занятий по краеведению с использованием проектного метода на уроках окружающего мира на уровне начального общего образования. Результаты работы могут быть интересны преподавателям начальной школы, студентам-бакалаврам, обучающимся по направлению Педагогическое образование, профили подготовки Начальное образование и Дошкольное образование. База исследования – муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа № 10» города Юрга Кемеровской области-Кузбасса. Работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, списка литературы и приложений.

Читать дальше
Изучение курса «Окружающий мир» способствует пониманию обучающимися окружающих вещей и понятий, умение соотносить собственные интересы с интересами общества, государства. Изучение предмета позволяет познакомиться с разнообразием этнокультурных ценностей, единство народов России, а изучение малой Родины (что является неотъемлемым элементом курса) приобщиться к ценностям и традициям земляков, почувствовать себя частью истории Великой страны. Проведя анализ УМК А.А. Плешакова «Окружающий мир», мы определили, что система краеведческих знаний, формируемых при изучении окружающего мира данной программе обладает значительным потенциалом с точки зрения формирования системы краеведческих знаний у младших школьников, соответствует принципам и организуется в рамках условий организации краеведческой деятельности младших школьников, однако потенциал проектного метода задействован авторами УМК не в полной мере. При всем многообразии методов работы с обучающимися на уровне начального общего образования, одним из самых эффективных является проектный метод. В рамках исследования нами были изучены особенности обучения краеведению на уроках окружающего мира. Несмотря на использование разнообразных форм и методов работы, по результатам констатирующего эксперимента у половины опрошенных уровень сформированности краеведческих знаний на уровне ниже среднего. Нами был разработан и реализован курс «Краеведение» для включение его в изучение на уроке окружающего мира, все темы соответствуют УМК «Школа России». Особенность курса заключается в том, что каждая тема включает использование проектного метода. По результатам контрольного этапа мы увидели повышение уровня краеведческих знаний в экспериментальной группы. В ходе работы, мы столкнулись с трудностями, которые способствовали разработке рекомендаций. 1. Выбранные темы проектов должны быть интересны для обучающихся и соответствовать возрасту; 2. Важно помочь не только определить цель деятельности, но и обозначить возможные пути к ее достижению. Необходимо научить детей составлять план деятельности. 3. Перед определением темы необходима «вспышки интереса» через какое либо побуждающее событие. 4. Важно не затягивать начало работы над проектом, так как интерес может угаснуть, снизиться мотивация. 5. Задача педагога- научить детей грамотно представить результаты проектной деятельности, поможет в этом план защиты проекта. 6. Педагог должен помнить, что в процессе над проектом могут возникнуть трудности и готов успешно их решить – трудности связанные с техникой чтения, неумение выделять главное, неаккуратное оформление результата. Таким образом, мы подтвердили выдвинутую нами гипотезу - формирование краеведческих знаний при изучении предмета окружающий мир на уровне начального общего образования будет эффективнее, если при использовании проектного метода соблюдаются условия: – учитывается специфика выбранных тем проектов. Тема должна отражать краеведческую составляющую, например, связанные с историей семьи, города и т.п; – в результате должен получиться «продукт» деятельности, например, выпуск книги, создание презентации, фотовыставка и т.п. Достигли цели исследования - определили эффективные методы включения краеведческого материала в изучение окружающего мира и разработали уроки с использованием этих методов. Решили поставленные задачи - Проанализировали значение краеведческого материала при изучении окружающего мира на уровне начального общего образования; Выявили особенности содержания и методики преподавания окружающего мира на уровне начального общего образования на примере УМК «Окружающий мир» А.А. Плешакова «Школа России»; Определили эффективность проектного метода при изучении краеведческого материала на уроках окружающего мира; Выявили специфические особенности проведения уроков окружающего мира с использованием краеведческого материала; Разработали, реализовали и оценили эффективность курса краеведение при его использовании на уроках окружающего мира.
Читать дальше
1. Абрамова Н.Ю. Проведение недели краеведения в школе Электрон.дан. - Н.Ю. Абрамова // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». – 2014. – Режим доступа: URL : http://xni1abbnckbmcl9fb.xp1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/414751/ (дата обращения : 06.04.2021). 2. Бабанский, Ю.К. Выбор методов обучения в средней школе / Ю.К. Бабанский. 2-е изд. перераб.и доп. – Москва : Педагогика, 2002. – 176 с. 3. Барков, А.С. О научном краеведении : вопросы методики и истории географии / А.С. Барков. – 3-е изд. перераб. и доп. – Москва : Учпедгиз, 2007. – 311 с. 4. Борисов, Н.С. Методика историко-краеведческой работы в школе / Н.С. Борисов, В.В. Дранишников, П.В. Иванов, Д.В. Кацюба. – Москва : Просвещение, 2004. – 223 с. 5. Вессель, Н.Х. Очерки об общем образовании и системе народного образования в России / Н.Х. Вессель. – 2-е изд. перераб. и доп. – Москва : Учпедгиз, 2001. – 318 с. 6. Гайворонская, Н.И. Краеведение в начальной школе / Н.И. Гайворонская // Начальная школа плюс до и после. – 2010. – № 7. – С. 49-52. 7. Григорьева, Е.В. Методика преподавания естествознания : учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Педагогика и методика начального образования» / Е.В. Григорьева. – Москва : Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2008. – 256 с. 8. Дайри, Н.Г. Методика обучения истории в средней школе : пособие для учителей / Н.Г. Дайри. – 3-е изд. перераб. и доп. – Москва : Просвещение, 2008. – 53 с. 9. Даринский, А.В. Краеведение : пособие для учителя / А.В. Даринский, Л.Н. Кривоносова, В.А. Круглова, В.К. Луканенкова; под ред. А.В. Даринского. – Москва : Просвещение, 2001. – 158 с. 10. Дармина, Е.Н. Краеведческий материал на уроках русского языка / Е.Н Дармина // Начальная школа плюс До и После. – 2013. – № 8. – С. 4-5. 11. Жукова, Т. Д. Познаем свою малую Родину / Т.Д. Жукова // Юный краевед. – 2007. – № 1. – С. 28-30. 12. Жукова, С.А. Средства обучения истории в начальной школе / С.А. Жукова // Начальная школа. – 2005. – № 4. – С. 17-20. 13. Зайцева, Л.И. Опыт объединения учителей-краеведов / Л.И. Зайцева // Начальная школа. – 1998. – № 5. – С. 24-27. 14. Замятин, Д.Н. Моделирование географических образов: Пространство гуманитарной географии / Д.Н. Замятин. – 2-е изд. перераб. и доп. – Смоленск: Ойкумена, 2003. – 256 с. 15. Зверев, И.Д. Межпредметные связи в современной школе : пособие для учителей / И.Д. Зверев, В.Н.Максимова. – М.: АПН РСФСР, 2000. – 140 с. 16. Иванов, П.В. Краеведение / П.В. Иванов, И.С. Матрусов, А.Е. Сейненский. Под общ. ред. В.В. Давыдова // Большая Российская энциклопедия. – 2-е изд. перераб. и доп. – Москва : Просвещение, 2003. – Т. 1. – С. 475-476. 17. Кацюба, Д.В. Историческое краеведение в воспитании учащихся : пособие для учителей / Д.В. Кацюба. – Москва: АПН РСФСР, 1965. – 36 с. 18. Ланкова, Н.М. Работа со школьниками в краеведческом музее : сценарии занятий // Под ред. Н.М. Ланковой. – Москва : ВЛАДОС, 2001. – 190 с. 19. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А.Н. Леонтьев. – Москва : Политиздат, 1977. – 304 с. 20. Лихачев, Д.С. Письма о добром и прекрасном / Д.С. Лихачев. – Москва : Детская литература, 1985. – 205 с. 21. Ляшенко, Е.А. Школа юного краеведа / Е.А. Ляшенко. – Волгоград: Учитель, 2007. – 158 с. 22. Матюшин, Г.Н. Историческое краеведение / Г.Н. Матюшин. – 2-е изд. перераб. и доп. – Москва : Просвещение, 2001. – 223 с. 23. Маневский, А. Основные вопросы музейно-краеведческого дела : пособие для учителей / А. Маневский. – 2-е изд. перераб. и доп. – Москва : Просвещение, 2008. – 50 с. 24. Маханева, М.Д. Приобщение младших школьников к краеведению и истории России / М.Д. Маханева, О.Л. Князева. – Москва : АРКТИ, 2005. – 150 с. 25. Монахов, И.П. По следам героев Великой Отечественной войны / И.П. Монахов. – Москва : Просвещение, 1997. – 134 с. 26. Николина, В.В. Метод проектов в географическом образовании / В.В. Николина // География в школе. – 2002. – № 6. – С. 37-43. 27. Николина, В.В. Методическое пособие по географии населения и хозяйства России : книга для учителя / В.В. Николина, А.И. Алексеев. – Москва : Просвещение, 2007. – 190 с. 28. Николина, В.В. Ценностные аспекты реализации краеведческого подхода в изучении школьных экологических и географических дисциплин // Природа Поволжья: межвуз. сборник науч. трудов: / В.В. Николина. – Н.Новгород: НГПУ, 2001. – С. 223-231. 29. Новиков, Н.И. Избранные педагогические сочинения / Сост. Н.А. Трушин. – Москва : Просвещение, 1999. – 131 с. 30. Огризко, З.А. Школьные музеи : пособие для студентов педагогического ВУЗа / З.А. Огризко, Ю.Г. Элькин. – Москва : АПН РСФСР, 1972. – 136 с. 31. Ожегов, С.И. Словарь русского языка: ок. 53000 слов. / С.И. Ожегов / под общ. ред проф. Л.И. Скворцова. – 24-е изд., испр. – Москва : ООО «Издательство Оникс»: ООО «Издательство Мир и образование», 2007. – 640 с. 32. Плешаков, А.А. Окружающий мир : Учебник для 1 класса в 2-х частях. Ч. 1. // А.А. Плешаков, Е.А. Крючкова. – Москва : Просвещение, 2020. – 100 с. 33. Плешаков, А.А. Окружающий мир : Учебник для 1 класса в 2-х частях. Ч. 2. // А.А. Плешаков, Е.А. Крючкова. – Москва : Просвещение, 2020. – 110 с. 34. Плешаков, А.А. Окружающий мир : Учебник для 2 класса в 2-х частях. Ч. 1. // А.А. Плешаков, Е.А. Крючкова. – Москва : Просвещение, 2020. – 129 с. 35. Плешаков, А.А. Окружающий мир : Учебник для 2 класса в 2-х частях. Ч. 2. // А.А. Плешаков, Е.А. Крючкова. – Москва : Просвещение, 2020. – 136 с. 36. Плешаков, А.А. Окружающий мир : Учебник для 3 класса в 2-х частях. Ч. 1. // А.А. Плешаков, Е.А. Крючкова. – Москва : Просвещение, 2020. – 127 с. 37. Плешаков, А.А. Окружающий мир : Учебник для 3 класса в 2-х частях. Ч. 2. // А.А. Плешаков, Е.А. Крючкова. – Москва : Просвещение, 2020. – 130 с. 38. Плешаков, А.А. Окружающий мир : Учебник для 4 класса в 2-х частях. Ч. 1. // А.А. Плешаков, Е.А. Крючкова. – Москва : Просвещение, 2020. – 140 с. 39. Плешаков, А.А. Окружающий мир : Учебник для 4 класса в 2-х частях. Ч. 2. // А.А. Плешаков, Е.А. Крючкова. – Москва : Просвещение, 2020. – 136 с. 40. Помарнацкий, В.Ф.Организация учебных экскурсий / В.Ф. Помарнацкий // Преподавание истории в школе. – 2000. – № 4. – С. 21-25. 41. Родин, А.Ф. Экскурсионная работа по истории : пособие для учителей / А.Ф. Родин, Ю.Е. Соколовский. – Москва : АПН РСФСР, 1994. – 149 с. 42. Савинова Е.В. История становления принципа краеведения в методике школьного естествознания / Е.В. Савинова, Н.М. Семчук // Успехи современного естествознания. – 2008. – № 6. – С. 121-122. 43. Салтанова, И.А. Историческое и лингвистическое краеведение на уроках русского языка / И.А. Салтанова// Начальная школа плюс До и После. – 2009. – № 11. – С. 85-89. 44. Сластенин, В.А. Педагогика / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов. – Москва : Издательский центр «Академия», 2002. – 576 с. 45. Смирнов, С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности / С.Д. Смирнов. 2-е изд. перераб. и доп. – Москва : Аспект Пресс, 2005. – 271 с. 46. Строев, К.Ф. О краеведческом принципе в преподавании географии : пособие для студентов пед. вуза / К.Ф. Строев. – 3-е изд. перераб. и доп. – Москва : Педагогика, 2000. – 37 с. 47. Тутолмин, А.В. Программа по музыке для школ с углубленным изучением устно-песенного фольклора / А.В. Тутолмин // Начальная школа Плюс До и После. – 2007. – № 2. – С. 6-10. 48. Уфимцев, В.И. Знай свой край : учебник для начальной школы / В.И. Уфимцев. – Свердловск: Заря, 1986. – 115 с. 49. Федеральный государственный образовательный Стандарт начального общего образования (Утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06. 10. 2009 г. № 373) Электрон.дан. – Режим доступа URL : https://минобрнауки.рф/документы/922 (Дата обращения: 10.04.2021) 50. Фруменков, Г.Г. Наш край в истории СССР : собрание сочинений / Г.Г. Фруменков. – 2-е изд. перераб. и доп. – Архангельск: Педагогика, 2000. – 125 с. 51. Цепелева, Н.С. Факультатив по краеведению : пособие для учителей начальных классов / Н.С. Цепелева. – Магадан: Педагогический вестник, 2005. – 69 с.
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

дипломная работа
УЗД доброкачественных солидных образований молочных желез (фиброаденома, липома, фиброма, липогранулемма)
Количество страниц:
20
Оригинальность:
70%
Год сдачи:
2021
Предмет:
Медицина
курсовая работа
бизнес план «Духи на заказ»
Количество страниц:
25
Оригинальность:
91%
Год сдачи:
2021
Предмет:
Бизнес-планирование
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image