Аннотация……………………………………………………………………3 Введение……………………………………………………………………...4 Глава 1. Психологический анализ проблемы адаптации студентов-первокурсников на этапе обучения в вузе………………………………………..6 1.1 Социально-психологическая адаптация, ее виды, механизмы, динамика….…………………………………………………….…………………..6 1.2 Факторы, влияющие на успешность адаптации студентов первого курса к условиям высшего учебного заведения…………………….……………12 1.3 Уровни психологических детерминант социально-психологической адаптации студентов первого курса…………………………..………………..…18 Глава 2. Психолого-педагогическое сопровождение студентов-первокурсников на этапе адаптации к обучению в вузе……………………….27 2.1 Практика изучения проблем адаптации студентов-первокурсников к условиям вуза……………………………...…………………………………….….27 2.2 Формы психолого-педагогического сопровождения студентов первого курса на этапе адаптации к обучению в вузе………………………………..….30 Заключение…………………………………………………………………...36 Список используемой литературы………………………………………….

Особенности социально-психологической адаптации студентов 1 курса вузов

курсовая работа
Психология
40 страниц
92% уникальность
2021 год
22 просмотров
Кузнецов Д.
Эксперт по предмету «Психология»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
Аннотация……………………………………………………………………3 Введение……………………………………………………………………...4 Глава 1. Психологический анализ проблемы адаптации студентов-первокурсников на этапе обучения в вузе………………………………………..6 1.1 Социально-психологическая адаптация, ее виды, механизмы, динамика….…………………………………………………….…………………..6 1.2 Факторы, влияющие на успешность адаптации студентов первого курса к условиям высшего учебного заведения…………………….……………12 1.3 Уровни психологических детерминант социально-психологической адаптации студентов первого курса…………………………..………………..…18 Глава 2. Психолого-педагогическое сопровождение студентов-первокурсников на этапе адаптации к обучению в вузе……………………….27 2.1 Практика изучения проблем адаптации студентов-первокурсников к условиям вуза……………………………...…………………………………….….27 2.2 Формы психолого-педагогического сопровождения студентов первого курса на этапе адаптации к обучению в вузе………………………………..….30 Заключение…………………………………………………………………...36 Список используемой литературы………………………………………….
Читать дальше
Сегодня проблема адаптации и самоадаптации человека, формирования его социальной и профессиональной идентичности чрезвычайно актуальна. Проблема адаптации студентов-первокурсников высших учебных заведений сегодня находится в центре внимания многих исследователей и специалистов, работающих в области образования. Об этом свидетельствует большое количество опубликованных статей, учебников, диссертаций.


Собрались диплом купить, цены проверьте на Work5.


. Студенты первого курса не обладают теми различными способностями и возможностями, которые так важны в высшем учебном заведении для успешного освоения программы. Попытки студентов агрессивно восполнить недостаток знаний не всегда приводят к успеху. Студенту требуется большое количество времени для того, чтобы адаптироваться к условиям учебы в институте. В связи с этим наблюдается низкая успеваемость на 1-м курсе обучения и высокий отсев на сессии. Адаптация к новым условиям сильно требует от ученика больших усилий, в результате чего возникают важные различия в работе и результатах обучения в школе и в учебном заведении. Одной из причин низких показателей адаптации студентов является несогласованность педагогического взаимодействия преподавателя и студента в организации методики обучения. Сложность адаптации - это не что иное, как сложность объединения усилий учителя и ученика в организации методов обучения. В процессе поступления на первый курс у бывшего студента возникает стрессовая ситуация в жизни, так как меняется его привычный образ жизни. В связи с этим крайне важно настроить ребенка на успешную учебу в учебном заведении. Именно в этот период времени у человека появляется больше обязанностей и прав, по сравнению с обучением в общеобразовательной школе, и именно поэтому родителям нужно уделять больше времени своим детям. Как это обычно бывает на практике, если ребенок не повышает уровень ответственности или остается на прежнем уровне, это может привести к конфликтным ситуациям, потому что на этом этапе детям кажется, что поступление в учебное заведение-это серьезный и ответственный шаг, что, в сущности, и происходит. Этот фактор может существенно ухудшить обучение в учебном заведении и повлиять на эмоциональное состояние, чего родители не должны допускать в первую очередь. В связи с этим крайне важно обеспечить необходимую социально-психологическую поддержку, эта поддержка должна исходить как от родителей, так и от наставников в образовательном учреждении. Цель исследования: изучить формы психолого-педагогической поддержки студентов первого курса в адаптации к учебе в вузе. Объектом исследования является процесс адаптации студентов первого курса вуза. Предметом исследования являются трудности адаптации студентов первого курса к условиям вуза. Задачи исследования: 1. Раскрыть сущность понятия "адаптация". 2. Рассмотреть подходы к изучению адаптации в научной литературе. 3. Изучить практический опыт выявления трудностей адаптации студентов первого курса. 4. Рассмотреть формы психолого-педагогического сопровождения студентов первого курса при адаптации к высшему образованию. Методы исследования: теоретический анализ литературы по проблеме исследования, сравнение, обобщение. Работа состоит из введения, двух глав, разделенных на параграфы, заключения и списка литературы.

Читать дальше
Исходя из всех этих моментов, можно сделать следующие выводы: 1. Масштаб реальных изменений, происходящих в мире, свидетельствует о кризисном состоянии всех сфер человеческой жизни. Следствием образовательного кризиса является дегуманизация, которая скрывает различные виды отчуждения, что приводит к исключению из него субъективных, личностных моментов. В этих условиях изучение изменений в сознании и самосознании современного человека, динамики его личностного и профессионального развития и поиск путей его самореализации и самореализации чрезвычайно актуальны на практике. 2. Термин "адаптация" относится к общим междисциплинарным научным понятиям и обычно описывается как адаптация, необходимая для адекватного существования в изменяющейся среде. Обобщение представлений об адаптации, предлагаемых различными науками, позволяет рассматривать это явление как явление, состояние, процесс, свойство, результат, динамическое образование. Работа по эффективному копингу на первом курсе включает в себя исследование таких понятий, как психологическая устойчивость, барьер преодоления, навыки совладания, эмоциональные состояния и опыт человека. 3. Развитие адаптационного процесса базируется на трехкомпонентной структуре психики и деятельности человека (когнитивной, аффективной, регуляторной). Процесс начинается с изучения и оценки новой информации (стадия I), за которой следует понимание на основе опыта (стадия II), что способствует формированию отношений, регулирующих поведение и последующую деятельность (стадия III). Сделан вывод о том, что процесс адаптации в развернутом виде может быть представлен в виде логической цепочки: познание-оценка-опыт-понимание-действие-поведение. Центральное место в этой цепи занимает опыт как направляющий механизм процесса адаптации. 4. Проблемы, вызывающие страх и тревогу у первокурсников в сентябре и апреле, различны. В целом к апрелю интенсивность возникающих проблем снижается. Поэтому в сентябре объективные проблемы настораживают больше: отсутствие университетского билета, много домашних заданий, отсутствие компьютеров, длинные очереди в столовой, устаревшие компьютеры, неоптимальная температура в классах. К апрелю характер проблем меняется - начинают проявляться личные проблемы: проблема хорошего отдыха, учителя больше спрашивают, чем объясняют. 5. Показатели частоты встречающихся проблем характеризуются увеличением с сентября по апрель, что, на наш взгляд, закономерно. В процессе знакомства и ознакомления с образовательной средой вуза, особенностями учебной деятельности, учебной группой и отношениями в ней студент выявляет и оценивает новые факты и проблемы, требующие осмысления. В начале процесса адаптации частота этих проблем может увеличиться. В будущем этот процесс замедлится, но все равно будут определенные, существенные и общие проблемы для большинства студентов. При этом наличие специальных задач индивидуально для каждого студента будет индивидуальным и может меняться. 6. Интенсивность переживания проблем в сентябре и апреле больше, чем частота их возникновения. В апреле количество проблем увеличивается, а интенсивность переживаний уменьшается. Это означает, что студенты первого курса не так остро переживают возрастающую частоту проблем, что свидетельствует о положительной динамике адаптационного процесса, постепенном развитии психологической устойчивости и адаптационных навыков студентов.
Читать дальше
1. Андрэ Н. Практическая психология цвета / Н. Андрэ, С. Некрасова. - М.: ПрофитСтайл, 2018. 284 с. 2. Базылевич Т.Ф. Психология высших достижений личности.: Монография / Т.Ф. Базылевич. - М.: Инфра-М, 2018. С. 354 с. 3. Баксанский О.Е. Современная психология: теоретические подходы и методологические основания: Аффективная сфера личности и психология общения / О.Е. Баксанский, В.М. Самойлова. - М.: КД Либроком, 2018. 453 с. 4. Барсукова О.В. Психология личности: определения, схемы, таблицы / О.В. Барсукова, Т.В. Павлова, Ю.А. Тушнова. - Рн/Д: Феникс, 2019. 263 с. 5. Белинская Е.П. Социальная психология личности: Учебное пособие / Е.П. Белинская. - М.: Академия, 2015. 201 с. 6. Бобченко Т. Г. Психологические тренинги. Основы тренинговой работы. Учебное пособие. — М.: Юрайт. 2020. 98 с. 7. Болотова А. К. Прикладная психология. Основы консультативной психологии. Учебник и практикум. — М.: Юрайт. 2019. 314 с. 8. Васильева Е. Ю. Основы психологии для медицинских вузов. Учебное пособие. — М.: КноРус. 2020. 243 с. 9. Высоков И. Е. Математические методы в психологии. Учебник и практикум. — М.: Юрайт. 2019. 545 с. 10. Глуханюк Н.С. Общая психология: Учебное пособие / Н.С. Глуханюк. - М.: Академия, 2017. 362 с. 11. Гонина О. О. Психология. Учебное пособие. — М.: КноРус. 2019. С. 283 с. 12. Гуревич П. С. Психология и педагогика. Учебник и практикум для академического бакалавриата. — М.: Юрайт. 2019. 653 с. 13. Дарвиш О.Б. Возрастная психология: Учебное пособие / О.Б. Дарвиш; Под ред. В.Е. Клочко. - М.: КДУ, Владос-Пр., 2016. 373 с. 14. Дереча В. А. Психология зависимостей. Учебное пособие для вузов. — М.: Юрайт. 2019. 252 с. 15. Дерябин В.С. Психология личности и высшая нервная деятельность: О сознании, о «я», о счастье. Психофизиологические очерки / В.С. Дерябин. - М.: Издательство ЛКИ, 2016. 175 с. 16. Дружинин В. Н. Экспериментальная психология. Учебное пособие для бакалавриата, специалитета и магистратуры. — М.: Юрайт. 2019. 285 с. 17. Духновский С.В. Психология личности и деятел. педагога: Учебное пособие / С.В. Духновский. - М.: Риор, 2016. 649 с. 18. Еникеев М.И. Общая и социальная психология: Учебник / М.И. Еникеев. - М.: Норма, 2019. 337 с. 19. Ермолаев-Томин О. Ю. Математические методы в психологии. Учебник для академического бакалавриата. В 2-х частях. Часть 1. — М.: Юрайт. 2019. 284 с. 20. Еромасова А. А. Общая психология. Методы активного обучения. Учебное пособие для вузов. — М.: Юрайт. 2019. 256 с. 21. Константинов В. В. Методологические основы психологии. Учебное пособие для академического бакалавриата. — М.: Юрайт. 2019. 257 с. 22. Коржова Е. Психология личности. Учебное пособие. Стандарт третьего поколения. — СПб.: Питер. 2020. 694 с. 23. Корнилова Т. В. Экспериментальная психология. Учебник для академического бакалавриата. В 2-х частях. Часть 2. — М.: Юрайт. 2019. 294 с. 24. Котова И.Б. Общая психология: Учебное пособие / И.Б. Котова, О.С. Канаркевич. - М.: Дашков и К, Академцентр, 2016. 395 с. 25. Крысько В.Г. Общая психология в схемах и комментариях: Учебное пособие / В.Г. Крысько. - М.: Вузовский учебник, 2017. 304 с. 26. Леонтьева В. Л. Психология. Учебное пособие для СПО. — М.: Юрайт. 2019. 112 с. 27. Либин А. В. Дифференциальная психология. Учебник. — М.: Юрайт. 2020. 287 с. 28. Макарова И.В. Общая психология: Краткий курс лекций / И.В. Макарова. - М.: Юрайт, 2016. 347 с. 29. Маклаков А.Г. Общая психология / А.Г. Маклаков. - СПб.: Питер, 2019. 563 с. 30. Мандель Б.Р. Возрастная психология: Учебное пособие / Б.Р. Мандель. - М.: Вузовский учебник, НИЦ ИНФРА-М, 2016. 390 с. 31. Немов Р. С. Общая психология. Учебник и практикум для СПО. В 3-х томах. Том 2. В 4-х книгах. Книга 2. Внимание и память. — М.: Юрайт. 2019. 253 с. 32. Немов Р. С. Общая психология. Учебник и практикум для СПО. В 3-х томах. Том 2. В 4-х книгах. Книга 4. Речь. Психические состояния. — М.: Юрайт. 2019. 284 с. 33. Немов Р. С. Психология. В 3 книгах. Книга 3. Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики. — М.: Владос. 2016. 527 с. 34. Нуркова В.В. Общая психология: Учебник / В.В. Нуркова, Н.Б. Березанская. - Люберцы: Юрайт, 2016. 604 с. 35. Обухова Л.Ф. Возрастная психология: Учебник для бакалавров / Л.Ф. Обухова. - М.: Юрайт, 2017. 345 с. 36. Пикулева О.А. Психология самопрезентации личности: Монография / О.А. Пикулева. - М.: Инфра-М, 2017. 167 с.
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

курсовая работа
Исследование творческих способностей у подростков
Количество страниц:
35
Оригинальность:
68%
Год сдачи:
2021
Предмет:
Психология
курсовая работа
Проблема регулирования миграционных процессов в Российско-японских отношениях
Количество страниц:
17
Оригинальность:
82%
Год сдачи:
2021
Предмет:
Международные отношения
курсовая работа
Центральная Избирательная Комиссия РФ
Количество страниц:
35
Оригинальность:
85%
Год сдачи:
2021
Предмет:
Государственное и муниципальное управление
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image