ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА 1. ТЕОРИЯ АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 6 ГЛАВА 2. СОВРЕМЕННЫЙ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ПО ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ИСТОРИИ 14 2.1 Информационное пространство и познавательная модель 14 2.2 Ступени изучения отечественной истории в общеобразовательной школе 20 2.3 Проблемы современных школьных учебников истории 22 ГЛАВА 3. УЧЕБНИК КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА 27 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34 СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 37

Современный учебник по Отечественной истории как средство повышения эффективности образовательного процесса

курсовая работа
Педагогика
37 страниц
82% уникальность
2021 год
24 просмотров
Борзенков Р.
Эксперт по предмету «Педагогика»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА 1. ТЕОРИЯ АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 6 ГЛАВА 2. СОВРЕМЕННЫЙ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ПО ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ИСТОРИИ 14 2.1 Информационное пространство и познавательная модель 14 2.2 Ступени изучения отечественной истории в общеобразовательной школе 20 2.3 Проблемы современных школьных учебников истории 22 ГЛАВА 3. УЧЕБНИК КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА 27 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34 СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 37
Читать дальше
Актуальность темы исследования. Методологической основой преподавания истории в основной школе, согласно ФГОС, является системно-деятельностный подход, обеспечивающий достижение личностных, метапредметных и предметных учебных результатов за счет организации активной познавательной деятельности учащихся. Основной из основных задач преподавателя является организация учебной деятельности таким образом, чтобы потребности и способности учащихся формировались при осуществлении творческой трансформации учебного материала с целью усвоения новых знаний в результате собственного поиск.


Если вам понадобился реферат цена на него известна сразу после заполнения формы заказа на сайте Work5.


. Ключевым элементом технологии системно-деятельностного подхода является ситуация актуальной активирующей трудности. Его цель - личный образовательный результат, полученный в ходе специально организованной деятельности: идеи, гипотезы, варианты, методы, выраженные в продуктах деятельности. И одним из инструментов реализации этого подхода должен стать учебник истории. История России в ее неразрывной связи с процессами мирового развития наиболее глубоко и полно представлена в трудах выдающихся современных отечественных ученых: академиков РАН И. Ковальченко, Ю.С. Кукушкина, Л. Милова, Ю.А. Полякова, А. Чубарян, В. Янин, профессора Ю.Н. Афанасьева, А. Маркова, Ш.М. Мунчаева, Н.А. Нарочницкая, Г. Поляк, В. Порохни, Л. Семенникова, А. Уткин, В. Чистяков и другие. Работы зарубежных историков, таких как Р. Арон, З. Бжезинский, А. Верт, Р. Пайпс, А. Тойнби, К. Ясперс, оказали большое влияние на формирование методологии развития исторической мысли. Объект исследования: школьный учебник истории как источник знаний и средство обучения. Предмет исследования: функциональная роль, методика использования учебника по истории в учебном процессе. Цель исследования: изучить функциональную роль и методику использования учебника на уроках истории. Задачи исследования: 1. Указать важность учебника в практике преподавания истории в школе, определив его функциональную роль. 2. Рассмотреть основные структурные составляющие учебника истории. 3. Представить систему работы с текстом учебника с учетом задач урока и возрастных особенностей школьников. 4. Провести научно-методический анализ учебников истории. Методы исследования: теоретический анализ историко-педагогической и методической литературы; изучение нормативных документов Минобрнауки РФ; комплексное использование источников; обобщение и систематизация полученных данных. Теоретической основой являются требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и работ В. Мышкина, Ю.Л. Троицкий, Е.Е. Вяземский, О.Ю. Стрелова, А. Данилова, А. Уткина, С.В. Алексеева, Д. Володихина, П. Данилина, Г.А. Елисеева, И. Семененко, А.Ю. Шадрин и другие. Практическая значимость. Умение работать с учебником истории позволит развить различные методы поиска и анализа информации, навык свободной ориентации в современном информационном пространстве, что поможет расширить информационную базу образовательного процесса, обеспечить его открытость, отойти от трансляции «готовых знаний». Умение работать с учебником истории способствует развитию информационно-коммуникативной компетенции учащихся: - Умение работать самостоятельно: анализировать и извлекать информацию, рассуждать. - Умение мыслить историческими категориями, умение соотносить события прошлого и настоящего, умение видеть общество в развитии. - Умение свободно ориентироваться в современном информационном пространстве. - Расширение информационной базы учебного процесса, развитие информационно-коммуникативной компетенции студентов. Структура работы. Данная курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка используемой литературы.

Читать дальше
Изучив функциональную роль и методику использования учебника на уроках истории, можно сделать вывод. Школьный учебник — это объемное учебное пособие, в котором излагается предметное содержание обучения и определяются виды деятельности, которые предназначены для обязательного усвоения учащимися с учетом их возраста и других особенностей. Учебник истории: 1) познавательное и интеллектуальное развитие; 2) практический и политический; 3) идеологический; 4) воспитательная функция. Задача школьного учебника: более полно и открыто соотнести реалии истории и ее объяснение; помогают увидеть исторические корни явлений и процессов нашего времени; показать студенческую жизнь, реальные мотивы и уроки, которые он может извлечь для себя из прошлого, готовясь к будущему; помочь молодым людям подготовиться к существованию в открытом обществе, в свободной стране, где личность человека определяет многие аспекты успеха. Изучение истории, прежде всего истории своего Отечества, осмысление прошлого и противоречивого настоящего помогает определить место личности в настоящем и будущем. Учебник современной истории зависит от целей и задач преподавания этого предмета в школе. Учащиеся должны не только знать факты и даты, но и уметь работать с источниками, объяснять, описывать, анализировать, сравнивать исторические оценки и версии, аргументировать свою точку зрения и уметь работать с различной информацией. Хороший учебник — это, прежде всего, инструмент для организации учебной деятельности в классе. В учебнике важны три компонента: дидактика, методология, психология. Это означает, что учебник должен давать знания (чему-то учить), отвечая возрастным и психологическим особенностям учащихся, и быть методически хорошо структурированным. Методический аппарат учебника должен быть таким, чтобы учитель мог организовывать различные виды деятельности в классе. Чем больше заданий в уроке, тем продуктивнее урок, тем сильнее влияние. Учащийся может просто пересказать прочитанный материал, а может быть активным участником диспута, ролевой игры. Смена видов деятельности - чтение текста, работа с иллюстрацией, работа с документом - все это способно поддерживать высокую активность детей на уроке. В современных дидактических задачах система заданий и вопросов вынесена на первый план в учебнике. Чтобы научиться работать с исторической информацией, учащийся должен уметь отвечать на вопросы и, что более важно, уметь их задавать. Работа над учебником должна начинаться не с концептуальных основ текста и определения круга фактов, а с решения вопросов о том, чему задуманный учебник может научить и какими средствами можно достичь намеченной цели. В учебном процессе существенно изменилась роль ученика. Он не ограничивается пассивным восприятием текста с последующим его воспроизведением и выполнением с ним логических операций. Сегодня перед студентом стоят исторические проблемы, для решения которых ему необходимо как знакомство с вариативностью историографических оценок, так и умение выработать собственное оценочное отношение. Самостоятельная работа с книгой преследует общие цели обучения, воспитания и развития: - знание теоретического материала, - развитие познавательной активности, - формирование практических навыков и умений. Чтобы развить интерес к работе с учебником, необходимо применить различные методические приемы, реализовать индивидуальный подход, довести процесс усвоения знаний до обобщения. Таким образом, нами была поставленная нами цель достигнута и все задачи курсовой работы выполнены.
Читать дальше
1. Бердяев Н. Смысл истории [Текст] / Николай Бердяев. - М.: Мысль, 1990. - 173, [2] с. 2. Вагин А.А. Методика преподавания истории в средней школе [Текст]: Учение о методах: Теория урока. - Москва: Просвещение, 1968. - 431 с. 3. Высокое И.Е. Методы обучения и оценка знаний // Труды СГУ. Вып. 4. Серия "Психология и социология образования". М., 1997. 4. Голант Е.Я., Основоположник советской педагогики [Текст] / Проф. Е. Я. Голант, доц. Т. С. Колосов. - Ленинград: [б. и.], 1969. - 20 с 5. Гора П.В. Повышение эффективности обучения истории в средней школе. - М.: Просвещение, 1988. - 251 с. 6. Гуревич Я.Г. История Греции и Рима (курсъ систематический) [Текст] / Я. Г. Гуревичъ. История. – С. – Петербург. – 1889. – 296 с. 256 7. Есипов Б.П., Педагогика [Текст] / Б. П. Есипов и Н. К. Гончаров; Преведе Д. К. Минчев. - София: Държавно изд-во, 1948. - 738 с. 8. Иванова Е.И., Омоловская, И.М. Дидактика в информационном обществе [Текст] / Е.И. Иванова, И.М. Омоловская // Педагогика, ‒ № 10. – 2009. ‒ С. 11. 7. http: /homo.fizteh.ru/courses/culture/a_4t332j.html. 9. Коровкин ФП. История древнего мира: учеб. для 5 кл. сред. шк. – 30-ое изд. дораб. / Ф. П. Коровкин. – М.: Просвещение, 1988. – 253, [1] с. 10. Коротяев Б.И. Диалектика «недостающего» и «избыточного» в образовательном пространстве: монография [Текст] / Б.И. Коротяев, В.С. Курило, В.В. Третьяченко; М-во образования и науки Украины, Луган. нац. пед. ун-т им. Тараса Шевченко. – Луганск: Альма-матер, 2006. – 240 с. 11. Лернер И.Я. Развитие учащихся в процессе обучения истории. - М., 1982 г. 12. Скаткин М.Н., Методология и теория обобщения передового педагогического опыта [Текст] / [М.Н. Скаткин, д. п. н., Я.С. Турбовской, к. п.н.]. - Москва: НИИ ОП АПН СССР, 1979. - 44 с
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

курсовая работа
Анализ обеспеченности предприятия материальными ресурсами и их использование на примере «Воронежский тепловозоремонтный завод
Количество страниц:
30
Оригинальность:
81%
Год сдачи:
2021
Предмет:
Экономика
курсовая работа
Основные подходы к исследованию политических идеологий
Количество страниц:
33
Оригинальность:
71%
Год сдачи:
2021
Предмет:
Политология
курсовая работа
Отличие преступления от административных, гражданских, дисциплинарных правонарушений и других антиобщественных проступков.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
60%
Год сдачи:
2021
Предмет:
Уголовное право
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image