ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………3 Глава 1. Правовые системы Скандинавских стран как особая разновидность романо-германской правовой семьи……………………………………………………………5 1.1. Возникновение и развитие правовых систем Скандинавских стран…………….5 1.2. Источники и система конституционного права в Скандинавских странах …...14 Глава 2. Основы конституционного права в Скандинавских странах…………….20 2.1. Формы государства и политические режимы …………………………………...20 2.2. Правовое положение личности …………………………………………………..32 Глава 3. Особенности конституционного строя стран Северной Европы………….56 3.1. Особенности конституционного строя Финляндии……………………………..56 3.2. Особенности конституционного строя Норвегии ………………………………64 ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………………..67 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ………………………………….69

Скандинавские государства: основы конституционного строя

дипломная работа
Право
70 страниц
95% уникальность
2021 год
39 просмотров
Пашникова Е.
Эксперт по предмету «Конституционное право»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………3 Глава 1. Правовые системы Скандинавских стран как особая разновидность романо-германской правовой семьи……………………………………………………………5 1.1. Возникновение и развитие правовых систем Скандинавских стран…………….5 1.2. Источники и система конституционного права в Скандинавских странах …...14 Глава 2. Основы конституционного права в Скандинавских странах…………….20 2.1. Формы государства и политические режимы …………………………………...20 2.2. Правовое положение личности …………………………………………………..32 Глава 3. Особенности конституционного строя стран Северной Европы………….56 3.1. Особенности конституционного строя Финляндии……………………………..56 3.2. Особенности конституционного строя Норвегии ………………………………64 ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………………..67 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ………………………………….69
Читать дальше
Актуальность темы заключается в том, что безусловно, начиная исследование необходимо определиться с тем, какой именно вид сравнительного исследования надо выбрать. Изначально задача состояла в том, чтобы сравнить политические институты любых двух стран. Но, начав работу, пришлось изменить задание.


Если вас интересует написание дипломной работы по менеджменту организации на заказ. Обращайтесь в Work5. Мы подготовим диплом в кратчайшие сроки по низкой цене.


Дело в том, что те страны, которые нас заинтересовали, принято считать и называть одним регионом: Скандинавским регионом или Скандинавскими странами. Изучив ряд литературы, мы пришли к выводу, что было бы не верным выбрать какие-то две страны и заняться сравнением политических институтов только этих стран. Этот вывод возник по причине того, что страны Скандинавского региона имеют ряд схожих черт, общую историю. Ведь не зря Швецию, Норвегию, Данию и Исландию выделяют как один регион. Очень часто во многих исследованиях анализируется регион в целом, его особенности, его особое положение на мировой арене. Из этого мы сделали вывод: в данной работе мы будем применять не бинарное исследование, предполагающее сравнительное изучение двух стран, а региональное сравнение. Региональное сравнение, безусловно, является тоже распространенным видом сравнительных исследований вместе с бинарным, кросс-темпоральным, глобальным и исследованием case-study. Региональное сравнение является сравнением наиболее похожих стран. Из многообразия политических институтов, мы решили остановиться на таком институте как парламент. Безусловно, на это есть определенные причины. Опять же изучая ряд литературы, мы пришли к выводу, что именно институт парламента и парламентаризм в целом отличает этот регион от остального мира. Парламентаризм в странах Скандинавии имеет свою историю, специфику, и является как бы характерной чертой этого региона. Многие ученые выделяют страны Скандинавии как высокоразвитые страны. Существуют заявления, что Скандинавия представляет собой одну из частей света, где политическое равновесие, социальный прогресс и экономическое процветание приближаются к совершенству. Так, например, считает и М. А. Могунова. Она отмечает, что немалую роль в специфике правовой системы Скандинавии сыграла длительность пребывания у власти социал-демократических партий, социал-реформистские теории которых были воплощены в правовой системе в особой модели парламентаризма. В Скандинавских странах в отличие от многих континентальных стран Европы переход к буржуазным государственным и правовым институтам осуществлялся не столько вследствие созревших внутренних предпосылок, сколько под влиянием политических процессов, происходивших на континенте, прежде всего под влиянием Французской буржуазной революции. Политические реформы были проведены в Швеции и Норвегии в начале 19 века, в Дании в середине 19 века королевской властью, а не под давлением народных масс. В силу этого они носили половинчатый, незавершенный характер. По форме правления Скандинавские государства того периода относились к конституционной монархии, а точнее к дуалистической монархии. Ей соответствовал режим, называемый дуализм власти. Это значит, что два органа, представляющие интересы двух классов (буржуазии и дворянства), парламент и монарх – в определенной мере зависимы друг от друга, хотя власть между ними разделена. Объектом исследования являются конституционные основы. Предмет исследования составляют основы конституционного строя Скандинавских стран. Целью исследования являются основы конституционного строя Скандинавских стран. Для достижения сформулированной цели в работе поставлены и решены следующие основные задачи исследования: - рассмотреть возникновение и развитие правовых систем Скандинавских стран; - раскрыть источники и система конституционного права в Скандинавских странах; - определить формы государства и политические режимы; - исследовать правовое положение личности; - выявить особенности конституционного строя Финляндии; - проанализировать особенности конституционного строя Норвегии. Методологическая основа исследования. Решение исследовательских задач основано на методологии статистических методов анализа информации, структурного анализа и проектирования, математического моделирования и теории алгоритмов. Достоверность результатов подтверждается применением общих, междисциплинарных и специализированных методов исследования, а также признанием на международных и национальных научно-практических конгрессах, публикацией материалов исследований в научных сборниках и рецензируемых журналах. Структура исследования. Исследование состоит из введения, одной главы, заключения и библиографического списка. Введение раскрывает актуальность, объект, предмет, цель, задачи и методы исследования. В заключении подводятся итоги исследования, формируются окончательные выводы по рассматриваемой теме.

Читать дальше
Проведённое исследование, позволило сделать следующие выводы: Единство правовой системы и законодательства, унификации скандинавского права вытекает из общих государственно-правовых корней скандинавских стран, языковой схожести, культурной взаимосвязи между народами. Кроме схожести в силу исторического развития, в родстве скандинавских правовых систем большим значением обладает унификация скандинавского права, берущая свое начало в 1872г. во время съезда скандинавских правоведов. Но попытка создания единого Скандинавского гражданского кодекса не удалась, затронув только отдельные институты касавшиеся права собственности и обязательственного права. Резюмируя, выделим особенности скандинавских правовых систем, вытекающих из общего исторического развития: 1. Право не делится на публичное и частное, отсутствуют отрасли; кодексы; отсутствует систематизация отдельных правовых отраслей; 2. Большое значение судебной практики в системе источников права; 3. Отсутствие в течение долгого времени правовых норм с высокой степенью обобщения. В отличие от большинства государств континентальной Европы в Скандинавских странах отсутствуют кодексы, систематизирующие отдельные отрасли права. Вместе с тем следует отметить, что в Скандинавских странах идет процесс гармонизации и унификации их законодательства. Итак, источниками современного скандинавского права были древнегерманское обычное право, норвежские сборники правовых обычаев XII-XIII вв.-законы Гулатинга, законы Фростинга, Закон земли, Закон городов, шведские национальные кодексы XIV в. для сельского и городского население. Решающую роль в формировании скандинавского права сыграли шведский Кодекс 1683 года, датский Кодекс 1687 г. и свод законов шведской государства 1734 г. Отличительной чертой Скандинавских государств традиционно является более значимая роль судебной практики, чем в континентальной Европе, и судебные правовые акты в этих странах выступают основными источниками права. Скандинавские суды наделены значительной свободой в толковании правовых предписаний, не создавая формально нормы права, и в этом состоит ключевое отличие от стран англосаксонской правовой семьи. То есть классическое понятие прецедента в Скандинавской системе источников права отсутствует. Правовые системы Скандинавских стран являются особой разновидностью романо-германской правовой семьи, так как в них широко используются е понятия, и юридическая техника имеют некоторое сходство с англо-саксонской правовой семьей, но в то же время правовая система Скандинавских стран в большей степени самобытна. Формы правления и государственное устройство, закрепленные в конституциях скандинавских стран Дании (1953 г.), Исландии (1944 г.), Норвегии (1814 г.), и Финляндии (1999 г.), «Формы правления» Швеции (1974 г.) обладают как общими чертами, так и различиями о которых подробно говорилось выше. Характеризуя в целом конституции рассматриваемых стран можно отметить высокий уровень народовластия, присущий им еще с древних времен, который, однако, законодательно не закреплен, причем это абсолютно не зависит от формы государственного устройства – монархия или республика. В общем, отличительными особенностями скандинавских государств являются: развитые демократические формы и методы государственного управления обществом, относительная экономическая и политическая стабильность, высокий уровень социального обеспечения граждан. Страны Северной Европы на конституционной основе вполне успешно реализуют концепцию «государства всеобщего благосостояния», этому способствует целый ряд факторов: особенности политических систем и систем государственного управления; самобытная роль системы местного самоуправления, и в особенности, внимательное отношение к обеспечению и защите основных прав и свобод граждан. Основная идея государства всеобщего благосостояния, заложенная Конституциями Скандинавских государств, заключается в том, что государство, не зависимо от формы правления и государственного устройства, несет ответственность за благополучие своих граждан, и что эта ответственность не может быть возложена на индивида, частную корпорацию или местное территориальное сообщество. Североевропейские государства защищают своих граждан от бедности, обеспечивают всестороннюю медицинскую помощь, бесплатное образование и государственное жилье. Современная конституция Норвегии демонстрирует любопытную смесь радикальных и традиционных ценностей. Этот документ предусматривает разделение власти на исполнительную, законодательную и судебную ветви. Еще хочется обратить внимание на доступность основного закона королевства, ведь он представлен на нескольких европейских языках: на сегодняшний день в сети Интернет можно найти перевод конституции Норвегии на русский и многие другие языки.
Читать дальше
Нормативные правовые акты 1. Конституция Финляндской республики [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://legalns.com/компетентные-юристы/правовая-библиотека/конституции-стран-мира/конституция-финляндии (дата обращения 16.06.2021) 2. Конституция королевства Норвегии [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.altfornorge.ru/constit.htm (дата обращения 16.06.2021) 3. Конституция королевства Швеции [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://legalns.com/компетентные-юристы/правовая-библиотека/конституции-стран-мира/конституция-швеции (дата обращения 16.06.2021) 4. Конституция королевства Дании [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://legalns.com/компетентные-юристы/правовая-библиотека/конституции-стран-мира/конституция-дании (дата обращения 16.06.2021) Специальная литература 5. Андерсоон И. История Швеции. / Перевод со шведского Н. А. Каринцева. Под ред. Я. Я. Зутиса. – М.: Издательство иностранной литературы, 1951. – 408 с. 6. Акт о престолонаследии 1810 г. (Швеция) // Конституции буржуазных государств Европы / сост. Ф. А. Кублицкий; пер. под ред. Г. С. Гурвича. - М.: Издательство иностранной литературы, 1957. - 1142 с. 7. Боходурова М.Б., Власова Л.Я., Фастович Г.Г. Свобода печати и ее границы в законодательстве России и зарубежных стран // Вестник КрГАУ. – 2019. № 3. – С. 15-18. 8. Бакулина Л.Т., Губайдуллин А.Р. Теоретические основы сравнительного правоведения: учебное пособие. – Казань: Казан. ГУ, 2014 – 164 с. 9. Белов В.А. Международное торговое право и право ВТО. Понятие и источники международного торгового права: учебник — М.: Юрайт, 2019. — 347 с. 10. Баглай М. В. Конституционное право зарубежных стран: Учебник / Под общ. ред. Баглая М.В., Лейбо Ю.И., Энтина Л.М. – М.: НИЦ ИНФРА-М, 2018. - 976 с. 11. Базина О. О. Конституционно-правовой статус главы государства в Китае в XX веке. М.: МГИМО-Университет, 2018. 230 с. 12. Васильева Т.А. Конституционные реформы в цифровую эпоху: опыт Исландии // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. – 2019. – № 3 (83). – С. 55-62. 13. Губанов И.Б. Исландские родовые саги как источник по истории культуры и общества Древней Скандинавии. Исследование, тексты и переводы. - СПб.: Изд-во МАЭ РАН, 2016 — 230 с. 14. Джобава Н.А. Скандинавская правовая система и торговое право Финляндии // Юридическая наука: история и современность. – 2018. № 11. – С. 120-124. 15. Закон фризов (Lex Frisionum) / пер. с лат.и коммент. Г. И. Борисова // Средние века. - 2017. - Вып. 78(4). - С. 23-48 16. Зинченко О.В. Конституции Скандинавских стран: сравнительный анализ // Вестник НАПНУ. – 2017. - № 1. – С. 58-68. 17. Исаев М.А. Основы конституционного строя Норвегии. – М.: Муравей, 2001. – 213 с. 18. Исаев М.А. Основы конституционного права Дании. – М. Муравей, 2002. – 337 с. 19. Клишас А.А. Конституционный контроль и конституционное правосудие зарубежных стран. Сравнительно-правовое исследование. 2-е изд., доп. М.: Международные отношения, 2015. 560 с. 20. Конституционный контроль в зарубежных странах. М.: МГИМО-Университет, 2015. 342 с. 21. Лафитский В.И. Практическое пособие по сравнительному правоведению: Ступени познания зарубежного права. - М.: Проспект, 2019. – 392 с. 22. Лазарев, В.В. Теория государства и права: учебник. — М.:: Юрайт, 2021. — 521 с 23. Лебедев А.С. Концепция социального государства в шведской политической науке. Генезис и эволюция. Дис. ... канд. полит.наук. СПб., 2014. – с. 77. 24. Миряшева Е.В., Павликов С.Г., Сафонов В.Е. Судебный конституционный контроль в России и зарубежных странах: история и современность: монография. М.: Российский государственный университет правосудия, 2015. 304 с. 25. Нечкин А. В. Конституционное право зарубежных стран. Учебное пособие для СПО. М.: Юстицинформ, 2019. 180 с. 26. Омбудсман в зарубежных странах. М.: МГИМО (У) МИД России, МГИМО-Университет, 2014. 188 с. 27. Орлов В.Г. Правовая система Финляндии // Теоретическая и прикладная юриспруденция. - 2020. - № 1. - С. 134–153. 28. Останина С. П. Королевские династии. – М.: Рипол классик, 2002. - 576 с. 29. Попова, А. В. Конституционное право зарубежных стран: учебник и практикум / А. В. Попова, М. Г. Абрамова. — М.: Юрайт, 2016. — 371 с. 30. Растольцев С.В. Скандинавская специфика в содействии международному развитию [Электронный ресурс] // Современная Европа. 2019. № 5. С. 176-184. Режим доступа: http://dx. doi.org/10.15211/soveurope52019176184 31. Саидов А.Х. Сравнительное правоведение: Учебник. – М.: Норма, 2020. - 320 с. 32. Суровень Д.А. История государства и права зарубежных стран. Древний мир: учебник и практикум. — М.: Юрайт, 2019. — 709 с. 33. Сванидзе А.А. Викинги – люди саги: жизнь и нравы. – М:. Изд-во РАН, 2014. – 1390 с. 34. Уголовное право зарубежных стран в 3 т. Том 3. Особенная часть: учебник / Н.Е. Крылова [и др.]; отв. ред. Н.Е. Крылова. — М.: Юрайт, 2020. — 397 с. 35. Усанов Д.О. Система личных прав и свобод гражданина Швеции // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. – 2008. – С. 223-226. 36. Шашкова, А.В. Конституционное право зарубежных стран: учебник — М.: Юрайт, 2020. — 181 с. 37. Academy of Finland. Annual Report 2010, 2011, 2012. Key indicators. [Electronic resource] Mode of access: https://www.csc.fi/ 38. Bioeconomy / European Commission. [Electronic resource] Mode of access: http://ec.eu-ropa.eu/programmes/horizon2020/en/h2020-section/bioeconomy 39. Etzkowitz H. The Triple Helix: University-Industry-Government Innovation in Action. Routledge, 2008. 176 p. 40. Finland. Country Profile and Featured Projects / European Commission. 05 October, 2015. 41. [Electronic resource] Mode of access: http://ec.europa.eu/research/horizon2020/pdf/country-pro-files/fi_country_profile_and_featured_projects.pdf#view=fit&pagemode=none 42. Kaukonen E., Neiminen M. Modelling the Triple Helix frоm a Small Country Perspective: The Case of Finland // Journal of Technology Transfer. 1999. Pp. 173-183. 43. Langford M., Karlsson Schaffer J. The Nordic Human Rights Paradox: Moving Beyond Exceptionalism [Электронный ресурс] / University of Oslo Faculty of Law Research Paper № 2013-25. SSRN, September 4, 2015. P. 1-36. Режим доступа: http://dx.doi.org/10.2139/ssrn.2275905 44. Holtermann J.v.H. Conspicuous Absence and Mistaken Presence: A Note on the Ambiguous Role of Scandinavian Legal Realism in Nordic Approaches to International Law [Электронный ресурс] // SSRN, April 6, 2017. Режим доступа: http://dx.doi.org/10.2139/ssrn.2947692 45. Norway Scientific Statistics. [Electronic resource] Mode of access: http://www.forskningsstatistikk.no 46. OECD, Main Science and Technology Indicators / OECD. 2015. Volume 2015/1. 133 p. 47. Research and Development in Sweden. An overview. [Electronic resource] Mode of access: http://www.scb.se/en_/Finding-statistics/Statistics-by-subject-area/Education-and-research/Re-search/Research-and-development-in-Sweden---an-overview-international-comparisons-etc/. 48. Research Barometer. URL: https://www.regjeringen.no/en/dokumenter/research-barome-ter-2013/id728792/ 49. Statistics Finland Database. [Electronic resource] Mode of access: http://www.stat.fi/ 50. STPC Report 1996: A Knowledge-based Society. Helsinki, 1996. 51. Strategi for Norges samarbeid med EU om forskning og utvikling [Strategy for EU-Nor-way Cooperation on Development and Research Policy] [Electronic resource] Mode of access: http://www.regjeringen.no/upload/KD/Vedlegg/Forskning/EU-strategien.pdf 52. Strategy for research and innovation cooperation with the EU. Horizon 2020 and ERA. [Electronic resource] Mode of access: https://www.regjeringen.no/conten-tassets/4c96155c697f47cabc2c4ea23e0507ec/strategy-for-research-and-innovation-cooperation-with-the-eu-horizon-2020-and-era.pdf 53. Sweden. Country Profile and Featured Projects / European Commission. - 05 October 2015. [Electronic resource] Mode of access: http://ec.europa.eu/research/horizon2020/pdf/country-profiles/se_country_profile_and_featured_projects.pdf#view=fit&pagemode=none 54. Swedish Research and Innovation Policy Perspectives on Policy Interaction. [Electronic resource] Mode of access: http://www.dgfc.sgpg.meh.es/sitios/dgfc/es-ES/ipr/fcp0713/c/ac/oac/Doc-uments/MARIE_IVARSSON.pdf
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

курсовая работа
Понятие, задачи и содержание управления территориями и недвижи-мым имуществом
Количество страниц:
30
Оригинальность:
82%
Год сдачи:
2021
Предмет:
Государственное и муниципальное управление
курсовая работа
Технические и социальные нормы
Количество страниц:
30
Оригинальность:
75%
Год сдачи:
2020
Предмет:
Теория государства и права
курсовая работа
Методика расследования изнасилований
Количество страниц:
30
Оригинальность:
82%
Год сдачи:
2021
Предмет:
Криминалистика
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image