Введение………………………………………………………………………...…3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЕ………………………………………………………...…5
1.1 Особенности познавательной деятельности детей младшего школьного возраста…………………………………..……………………………...…………5
1.2 Роль игры в активизации познавательной деятельности младших школьников………………………………………………………………………13
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИМЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЕ……………………………………………...…………..19
2.1.Определение уровня познавательной деятельности у младших школьников………………………………………………………………………………...19
2.2. Педагогические условия развития познавательной деятельности у детей младшего школьного возраста в дидактической игре………………………25
ГЛАВА 3. ВЛИЯНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР НА АКТИВИЗАЦИЮ ПОЗНАВАТЕЛЬНО ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ……...…31
3.1. Динамика развития познавательной деятельности у детей младшего школьного возраста ………………………………………………………….….31
3.2. Рекомендации по применению дидактических игр как средства активизации познавательной деятельности младших школьников……………………38
Заключение………………………………………………………….…………....41
Список использованной литературы………………………………………..….43
Приложение
Читать дальше
В процессе исследования все запланированные задачи были решены. Это позволило сделать следующие выводы:
1. Проанализировав различные трактовки понятий «деятельность», «учебная деятельность», «познавательная деятельность» и «учебнопознавательная деятельность», было определено, что сущностью понятия «познавательной деятельность» является специально организуемое самим обучаемым или извне познание с целью овладения богатствами культуры человечества.
2. В младшем школьном возрасте у детей изменяются физические и психологические особенности, а так же изменяется отношение к учебе. Ребенок осознает, что она является обязательной, общественно значимой деятельностью. Младший школьный возраст характеризуется первичным вхождением в учебную деятельность. В этот период закладываются основы умения учиться. Под влиянием учебной деятельности у младших школьников формируются новообразования: рефлексия, внутренний план действия и произвольность.
3. Чтобы активизировать познавательную деятельность, нужно заинтересовать ребенка, замотивировать. Для формирования полноценной положительной учебной мотивации необходима целенаправленная работа, где одно из важных мест занимает дидактическая игра, цель которой – активное освоение учебной деятельности, учебной задачи. При включении детей в игровую ситуацию интерес к учебной деятельности заметно возрастает, работоспособность повышается. В дидактических играх ребенок наблюдает, сравнивает, сопоставляет, классифицирует предметы по тем или иным признакам, производит доступные ему анализ и синтез, делает выводы и обобщения.
4. В рамках исследования была проведена опытно-поисковая работа. Она осуществлялась на базе МАОУ лицея № 110 имени Л. К. Гришиной. В исследовании приняли участие обучающиеся 2 «А» класса. Количество детей: 20 человек.
На констатирующем этапе необходимо было определить, как младшие школьники относятся к предмету «Окружающий мир». Для определения результатов была использована комплексная модифицированная методика Казанцевой Г.Н. «Изучение интереса к предмету», методы наблюдения и опрос.
5. На следующем формирующем этапе опытно-поисковой деятельности были организованы и проведены уроки в рамках предмета «Окружающий мир». Темы уроков: «Свойства воздуха», «Птицы», «Звери».
Данные уроки включали в себя дидактические игры, такие как: игровые технологии Корепановой О.В. «Внимательный детектив» и Кузановой А.В. «Игра на группировку и классификацию предметов», а также использовались кроссворд, викторина, загадки, ребусы.
6. После проведения системы уроков было проведено повторное исследование, направленное на диагностику эффективности работы.
В результате проведения повторной, итоговой диагностики у 15 учащихся (75%) был выявлен высокий уровень, а у 5 обучающихся – средний (25%), с низким уровнем познавательного интереса к предмету – 0 %.
Таким образом, можно заключить, что систематическое использование разнообразных и ярко наглядных дидактических игр на уроках «Окружающий мир» во 2 классе является эффективным средством активизации учебно-познавательной деятельности детей младшего школьного возраста.
Читать дальше
1. Воровщиков С. Г. Развитие универсальных учебных действий [Текст] / С. Г. Воровщиков, Е. В. Орлова. – М.: Прометей, 2012. – 216 с.
2. Доронина Н. Н. Познавательная активность детей младшего школьного возраста // Молодой ученый. – 2018. – №4. – С. 176- 178.
3. Назарова В. Н., Бузни В. А. Развитие познавательной активности младших школьников в учреждениях дополнительного образования // Практические аспекты дошкольной и школьной педагогики: сб. ст. по матер. II междунар. науч.-практ. конф. № 2. – Новосибирск: СибАК, 2016. – С. 43-49.
4. Овчинникова В. С. Дидактические игры как способ побуждения младших школьников к автоматизации действий [Текст] / В. С. Овчинникова // Журнал «Начальная школа». – 2010. – №9. – С. 19-24.
5. Развитие мышления и умственное воспитание дошкольника [Текст] / под ред. Н.Н. Поддьякова, А.Ф. Говорковой. – М.: Педагогика, 2017. – 212 с.
6. Савенков А.И. Маленький исследователь. Как научить дошкольника самостоятельно приобретать знания [Текст] / А.И. Савенков. – 2-е изд., доп. и перераб. – М.: Национальный книжный центр, 2017. – 240 с.
7. Соловейчик, С.Л. Учение с увлечением / С.Л. Соловейчик. – М.: АСТ, 2019. – 240 с.
8. Суровикина С. А. Дидактические задания, направленные на развитие мышления // Развитие мышления в процессе обучения физике. – 2014. – №1. – С. 11-18.
9. Хапачева С. М. Программа по развитию коммуникативной компетенции младших школьников в условиях игровой деятельности / С. М. Хапачева // Austrian Journal of Humanities and Social Sciences. – 2014. – № 10. – С. 134-137.
10. Чухарева В. В. Дидактическая игра в формировании мотивации к учебной деятельности / В. В. Чухарева // Журнал «Начальная школа». – 2013. – №9. – С. 67-71.
Читать дальше