СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ 4 Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ЛЕКСИКИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОНР 7 1.1. Современные лингвистические представления о лексической системе языка 7 1.2. Клинико - психолого - педагогическая характеристика детей с ОНР 9 1.3. Особенности нарушений лексического строя речи у дошкольников с ОНР 12 Глава 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЛЕКСИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОНР 25 2.1. Основные направления и общие принципы развития лексики у дошкольников с ОНР 25 2.2. Анализ существующих методик развития лексики у дошкольников с ОНР 28 2.3. Содержание логопедической работы по развитию лексики у дошкольников с ОНР 35 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 40 СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 41

Особенности лексического строя речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

курсовая работа
Педагогика
40 страниц
47% уникальность
2021 год
20 просмотров
Сафронова Т.
Эксперт по предмету «Логопедия»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ 4 Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ЛЕКСИКИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОНР 7 1.1. Современные лингвистические представления о лексической системе языка 7 1.2. Клинико - психолого - педагогическая характеристика детей с ОНР 9 1.3. Особенности нарушений лексического строя речи у дошкольников с ОНР 12 Глава 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЛЕКСИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОНР 25 2.1. Основные направления и общие принципы развития лексики у дошкольников с ОНР 25 2.2. Анализ существующих методик развития лексики у дошкольников с ОНР 28 2.3. Содержание логопедической работы по развитию лексики у дошкольников с ОНР 35 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 40 СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 41
Читать дальше
Актуальность выбранной темы заключается в том, что проблема формирования детского словарного запаса занимает важное место в современной логопедии, а вопрос о состоянии словарного запаса при различных нарушениях речи и методике его развития является одним из центральных вопросов. Богатая и развитая речь служит средством полноценного общения и личностного развития. Лексика как важнейшая часть языковой системы имеет большое образовательное и практическое значение. Богатство словарного запаса является признаком высокого развития речи ребенка. При нарушениях формирования лексического запаса речь детей нельзя считать достаточно развитой. Коррекция речевых нарушений в целом, и в частности обогащение словарного запаса, является необходимым условием развития у детей коммуникативных навыков. Изучение детей с нарушениями речи и накопленный опыт их воспитания и обучения убеждают их в возможности успешной коррекционной работы с ними и необходимости их дальнейшего изучения, совершенствования и детализации специальных методик, поскольку в этой области до сих пор остается ряд нерешенных вопросов.


Нужно заказать диплом в Ростове ? Заходите на Work5.


. Известно, что дошкольный возраст наиболее благоприятен для развития всех аспектов речи и коррекции нарушений. Трудности, испытываемые детьми с недоразвитой речью при освоении программы детского сада, связаны с недостаточным уровнем речевого развития, что во многом определяется объемом и качеством словарного запаса. Формирование лексического запаса имеет большое значение для развития познавательной деятельности ребенка, так как слово и его значение являются не только средством речи, но и мышления. Несмотря на то, что в последние годы дошкольники с общим недоразвитием речи изучают словарный запас, особенности его формирования изучены не до конца. Особую актуальность приобрела интеграция психолингвистики и логопеда, что отражено в работах: Е. Ф. Соботовича, В. А. Ковшикова, Б. М. Гриншпуна, Д. Б. Халиловой, Г. С. Гуменной, Р. И. Лалаевой, Г. В. Бабиной и др. Как известно, одной из основных задач коррекционного обучения и воспитания детей с общим недоразвитием речи является практическое усвоение лексических средств языка. В научной литературе неоднократно поднималась проблема особенностей развития словарного запаса детей с патологией речи (Т. А. Алтухова, Г. В. Бабина, Т. Б. Барминкова, В. К. Воробьева, О. Е. Грибова, В. А. Ковшиков, Р. Е. Левина, Н. А.Никашина, Г. В. Чиркина, С. Н. Шаховская и др.). В ходе исследования были выявлены количественные и качественные особенности словарного запаса детей с нарушениями речи (Н. С.Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева, Р. Е. Левина, Н. В. Симонова, Л. Ф. Спирова, Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина и др.); предложены некоторые способы формирования словаря у детей с нарушениями речи. На сегодняшний день в методической литературе разработаны практические рекомендации, способствующие формированию словарного запаса у детей с нарушениями речи (Ю.Ф. Гаркуша, Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова, Т.Б. Филичева, Т.В. Туманова и др.). Несмотря на то, что теоретические основы изучения лексической стороны речи детей с нарушениями речи созданы, на сегодняшний день практические исследования в этой области представлены недостаточно. Объект исследования: словарный запас дошкольников с ОНР. Предмет исследования: особенности лексики дошкольников с общим недоразвитием речи (ОНР). Цель: изучение особенностей лексики детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Гипотезой исследования явилось предположение, что для детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи характерен ограниченный словарный запас, выраженное преобладание пассивной лексики над активной. Специально организованная логопедическая работа поможет оптимизировать развитие лексической структуры речи данной категории дошкольников. В соответствии с целью и гипотезой в исследовании были поставлены задачи: 1. Изучить теоретические аспекты проблемы развития лексики дошкольников с общим недоразвитием речи. 2. Выявить закономерности формирования лексического запаса у детей дошкольного возраста. 3. Определить понятие и симптоматику предпосылок лексических нарушений у детей дошкольного возраста с недоразвитием речи. Методологическую основу исследования составили теоретические положения в области исследования особенности развития детей с ОНР (О. И. Баканова, О.Е. Громова, А.Н. Гвоздев, Н.В. Микляева, А.А. Леонтьев, М. М. Кольцова и др.); особенностей психического развития детей с ОНР (Д. В. Вяльцева, Т.Н. Волковская, Г.Х. Юсупова); методологии и методов работы с детьми с ОНР (Н.В. Микляева, О.В. Сингаевская, А.В. Соболева, Л.Г. Парамонова, У.М. Сидорова, Н.В. Серебрякова, М. Ромусик и др.). Методы исследования: - теоретические: анализ литературных источников по проблеме исследования; Теоретическая значимость. Настоящее исследование расширяет представления об особенностях развития речи у детей с ОНР. Практическая значимость. Полученные в ходе исследования данные, могут быть использованы в практике логопедической работы с дошкольниками с ОНР. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложения.

Читать дальше
Учитывая постоянный рост числа дошкольников с общим недоразвитием речи, проблема формирования у них лексико-грамматических средств речи занимает важное место в современной логопедии, а вопрос о методах их развития и коррекции становится одним из наиболее актуальных. Развитие лексико-грамматического строя речи у детей с общим недоразвитием речи дошкольного возраста является одной из основных задач коррекционного образования и воспитания. В современных российских массовых дошкольных образовательных учреждениях многие дети воспитываются с различными проблемами со здоровьем, с особыми потребностями в особом подходе к речевому и интеллектуальному развитию. В исследованиях по рассматриваемой нами теме отмечается, что у детей с нарушенным темпом развития грамматического строя речи часто выявляется недостаточность активной и пассивной лексики, проблемы при употреблении слов со сложной морфемной структурой, неспособность выбрать точное слово и правильно включить его в предложение. Все это может негативно сказаться на успеваемости в школе в будущем, задержать и затруднить получение необходимых знаний, а также определить негативное отношение таких учащихся к школе и учителям. Успешное преодоление недоразвития речи возможно при наличии тесной взаимосвязи и преемственности в работе всего педагогического коллектива и единстве требований к детям. Учитывая принципы современной концепции дошкольного образования (использование личностно-ориентированного подхода к детям, основанного на развитии их способностей и стремлений), возникает необходимость поиска путей совершенствования коррекционно-развивающей работы с детьми с общим недоразвитием речи. Таким образом, учитывая вышеизложенное, мы можем отметить, что задачи и цель, поставленные нами в работе были выполнены.
Читать дальше
1. Выготский Л.С. Мышление и речь: психологические исследования / Л. С. Выготский ; под ред. и со вступ. статьей В. Колбановского. - Москва ; Ленинград : Соцэкгиз, 1934. - 324 с. 2. Гак В.Г. Сопоставительная лексикология: На материале фр. и рус. яз. / В.Г. Гак. - Москва : Междунар. отношения, 1977. - 264 с. 3. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников: (Дети с общим недоразвитием речи). Книга для логопеда. - М.: Просвещение, 1985. - 112 с. 4. Жукова Н.С. Преодоление общего недоразвития речи у детей: [книга для логопедов : учебное пособие] / Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева. - Екатеринбург : Литур, 2011. - 316, [1] с. 5. Каше Г.А.. Исправление недостатков речи у дошкольников / Под ред. Р. Е. Левиной ; Науч.-исслед. ин-т дефектологии. Акад. пед. наук СССР. - Москва : Просвещение, 1971. - 191 с. 6. Коньшина, Н.А. Обогащение словарного запаса младших школьников с ОНР Текст. / Н.А. Коньшина // Логопед. 2005. - № 3. - С. 4-8. 7. Коррекция нарушений речи: программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи / [авт.-сост. Г.В. Чиркина]. - 5-е изд. - Москва : Просвещение, 2016. - 204, [1] с. 8. Курганский государственный университет. Вестник Курганского государственного университета: журнал / учредитель и издатель: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Курганский государственный университет». - Курган : Изд-во Курганского гос. ун-та, 2004-. 2018, № 4(51). - 2018. - 120 с. стр. 26 9. Левина Р. Е. Нарушения письма у детей с недоразвитием речи / Акад. пед. наук РСФСР. Ин-т дефектологии. - Москва : Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1961. - 311 с. 10. Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность / А.А. Леонтьев. - 8-е изд. - Москва : Ленанд, 2014. - 211, [2] с. 11. Лурия А.Р. Язык и сознание / Александр Лурия. - Санкт-Петербург [и др.] : Питер, 2019. - 333 с. 12. Молодежь XXI века: образование, наука, инновации : материалы VIII Всероссийской студенческой научно-практической конференции с международным участием (г. Новосибирск, 4-6 декабря 2019 г.) : [в 4 частях] / Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Новосибирский государственный педагогический университет, Институт детства ; под редакцией Е. В. Толокнёвой, Г. С. Чесноковой. - Новосибирск : Новосибирский государственный педагогический университет, 2019. Ч. 3 / под редакцией Г. С. Чесноковой, О. А. Шапошникова. - 2019. - 448 с. 13. Логопедия. Методическое наследие: Пособие для лого-Л69 педов и студ. дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой: В 5 кн. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – Кн. V: Фонетико-фонематическое и общее недоразвитие речи: Нарушения речи у детей с сенсорной и интеллектуальной недостаточностью. – 480 с. 14. Общество. 2018. 2018, № 2 (10). - 2018. - 55 с. 15. Организация безопасной среды для лиц с особыми образовательными возможностями и потребностями в современных условиях [Текст] : сборник материалов Всероссийской научно-практической студенческой конференции, 28 апреля 2017 года / Министерство образования и науки Российской Федерации, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования « Курганский государственный университет» ; [научные редакторы: В. А. Дубовская, С. А. Мусихина]. - Курган : Изд-во Курганского гос. ун-та, 2017. - 198 с. 16. Панасенко К.Е. Методика речевого образования дошкольников с нарушениями речи [Текст] : учебно-методическое пособие / К. Е. Панасенко ; Министерство образования и науки Российской Федерации, Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Белгородский государственный национальный исследовательский университет». - Белгород : Белгород НИУ «БелГУ», 2018. - 283 с. 17. Проблемы речевого развития дошкольников и младших школьников : Сб. науч. ст. / Ин-т нац. пробл. образования; Отв. ред. А. М. Шахнарович. - М. : ИНПО, 1993. - 183 с. 18. Проблемы современного педагогического образования. Серия «Педагогика и психология» [Текст] : журнал : [12+] / Министерство образования и науки Российской Федерации, Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) «Крымского федерального университета им. В. И. Вернадского» (г. Ялта). - Ялта : РИО ГПА, 2016-. 2019, вып. 63, ч. 4. - 2019. - 322 с. 19. Современные технологии развития связной речи детей с речевыми нарушениями : учебно-методический комплекс по дисциплине : учебное пособие / составители: М.Я. Добря, М.Л. Мальчевская ; Министерство образования и науки Российской Федерации, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова». - Абакан : Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова, 2018. - 101, [1] с. 20. Специальное образование. 2019. 2019, вып. 4 (56). - 2019. - 185 с. 21. Особенности формирования словообразовательных операций у дошкольников с общим недоразвитием речи : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.03. - Москва, 1997. - 175 с. 22. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи [Текст] : программно-методические рекомендации / Т.Б. Филичева, Т. В. Туманова, Г. В. Чиркина. - 2-е изд., стер. - Москва : Дрофа, 2010. - 189, [1] с. 23. Филичева Т.Б. Логопедия. Теория и практика.-М.:Эксмо,2017.-608с. Филичева Т.Б. Логопедия. Теория и практика.-М.:Эксмо,2017.-608с. 24. Филичева Т.Б.. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада : [В 2 ч.] / Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина. - [2-е изд., испр.]. - М. : Альфа, 1993. 25. Детская речь в зеркале психолингвистики : Лексика. Семантика. Грамматика / А.М. Шахнарович; Рос. Акад. наук. Ин-т языкознания. - М. : Ин-т языкознания РАН, 1999. - 165 с. 26. Швецова В.А. Специальная психология [Текст] : учебное пособие / Швецова В. А., Пчелкина Е. П. ; Министерство образования и науки Российской Федерации, Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Белгородский государственный национальный исследовательский университет». - Белгород : Белгород : НИУ «БелГУ», 2019. - 245 с. 27. Шеховцова Т.С. Формы логопедической работы [Текст] : учебное пособие : Направление подготовки 44.03.03 - Специальное (дефектологическое) образование : Профиль подготовки «Логопедия» : Бакалавриат / Т. С. Шеховцова ; Министерство образования и науки Российской Федерации, Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Северо-Кавказский федеральный университет». - Ставрополь : Изд-во СКФУ, 2016. - 119 с. 28. Яшина В.И. Теория и методика развития речи детей : [учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению «Педагогическое образование»] / В. И. Яшина, М. М. Алексеева ; под общей редакцией В. И. Яшиной. - 8-е изд., стер. - Москва : Академия, 2018. - 445, [1] с. ЭЛЕКТРОННЫЕ ИСТОЧНИКИ 29. https://nsportal.ru/detskiy-sad/razvitie-rechi/2017/03/31/formirovanie-grammaticheskogo-stroya-rechi-u-doshkolnikov 30. https://superinf.ru/view_article.php?id=171 31. https://superinf.ru/view_article.php?id=46
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

дипломная работа
Развитие массового спорта как обьект региональной политики
Количество страниц:
60
Оригинальность:
83%
Год сдачи:
2021
Предмет:
Государственное и муниципальное управление
дипломная работа
АНАЛИЗ АССОРТИМЕНТА ПРОТИВОВИРУСНЫХ ПРЕПАРАТОВ В РОЗНИЧНОЙ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОЙ СЕТИ
Количество страниц:
50
Оригинальность:
87%
Год сдачи:
2021
Предмет:
Маркетинг
курсовая работа
АНАЛИЗ АССОРТИМЕНТА ПРОТИВОВИРУСНЫХ ПРЕПАРАТОВ В РОЗНИЧНОЙ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОЙ СЕТИ
Количество страниц:
35
Оригинальность:
72%
Год сдачи:
2021
Предмет:
Теория государства и права
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image