Введение.......................................................................................................3 Глава 1. Понятия патриотизма и гражданственности: сущность и функции...................................................................................................................6 1.1. Сущность понятия патриотизма и гражданственности.................6 1.2. Функции и система гражданского воспитания России................10 Глава 2. Воспитание патриотизма и гражданственности учащихся на уроках истории.....................................................................................................16 2.1. Проблема патриотического воспитания учащихся на уроках истории: теоретический аспект..........................................................................16 2.2. Основные факторы развития у учащихся познавательного интереса к урокам истории при преподавании тем гражданско-патриотической направленности....................................................................................................18 Глава 3. Формы и методы воспитания патриотизма и гражданственности на уроках истории..............................................................27 3.1. Методы воспитания гражданственности и патриотизма на уроках истории.....................................................................................................27 3.2. Анализ урока из курса «История Отечества»............................................................................................................30 Заключение.................................................................................................35 Список литературы.....................................................................................37 Приложения.................................................................................................42

Воспитание патриотизма и гражданственности учащихся в процессе изучения истории.

курсовая работа
Педагогика
30 страниц
61% уникальность
2021 год
64 просмотров
Шепелев П.
Эксперт по предмету «Теория и методология обучения и воспитания»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
Введение.......................................................................................................3 Глава 1. Понятия патриотизма и гражданственности: сущность и функции...................................................................................................................6 1.1. Сущность понятия патриотизма и гражданственности.................6 1.2. Функции и система гражданского воспитания России................10 Глава 2. Воспитание патриотизма и гражданственности учащихся на уроках истории.....................................................................................................16 2.1. Проблема патриотического воспитания учащихся на уроках истории: теоретический аспект..........................................................................16 2.2. Основные факторы развития у учащихся познавательного интереса к урокам истории при преподавании тем гражданско-патриотической направленности....................................................................................................18 Глава 3. Формы и методы воспитания патриотизма и гражданственности на уроках истории..............................................................27 3.1. Методы воспитания гражданственности и патриотизма на уроках истории.....................................................................................................27 3.2. Анализ урока из курса «История Отечества»............................................................................................................30 Заключение.................................................................................................35 Список литературы.....................................................................................37 Приложения.................................................................................................42
Читать дальше
Сегодня, когда в нашей стране для каждого человека является свободным доступ к любому источнику информации стала все более заметной утрата нашим обществом традиционно российского патриотического сознания. Одним из целевых показателей национальной цели в Национальном проекте «Образование» является «Создание условий для воспитания гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций». В Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года указано, что необходимо: «формирование у детей патриотизма, чувства гордости за свою Родину, готовности к защите интересов Отечества, ответственности за будущее России....Приоритетная задача Российской Федерации - формирование новых поколений, обладающих знаниями и умениями, которые отвечают требованиям XXI века, разделяющих традиционные нравственные ценности, готовых к мирному созиданию и защите Родины». Тема воспитания патриотизма и гражданственности на уроках истории рассматривается в трудах различных авторов, как педагогов, так и психологов.


В университете задали решение задач ? Переходите на сайт Work5 и заполняйте форму заказа.


Так в монографиях Васильева Н.И. и Левкиной Т. В рассматривается патриотическое воспитание подростков на уроках истории и условия формирования их гражданских качеств. В учебных пособиях Карповой Н. В., Кузнецовой Л. В., Сайпулаевой Т. Ю. анализируются основные аспекты преподавания истории в школе. Чулкова Р. Г. в своей работе обращает внимание на методологические подходы к определению целей и сущности гражданского воспитания. Рассматривая философский, социально-педагогический и психолого-педагогический подходы, в современной науке не сложилось еще единого мнения по вопросу о сущности патриотизма и гражданственности. Так, большинство философов (Н.И. Матюшкин, М.В. Митин, П.М. Рогачев, М.А. Свердлин, А. Чопоров и другие) определяют патриотизм как высшее нравственное чувство. Другие – рассматривают патриотизм как нравственный и политический принцип (М.И. Бабинов, И.В. Блауберг, В.И. Курков, И.К. Пантин и другие). Часть педагогов определяет патриотизм как сложное нравственное качество (Н.П. Егоров, Л.Р. Болотина, Т.А. Ильина, Т.Н. Мальковская, И.С. Марьенко, Р.А. Полуянова, Ю.П. Сокольников, А.Д. Солдатенков и другие). «Наряду с этим существуют и другие точки зрения при определении патриотизма: черта морали (Г.И. Щукина), совокупность нравственных чувств и черт поведения (И.Ф. Харламов), совокупность чувств, принципов и качеств (Л.И. Мищенко), часть духовности личности (Ш.Ш. Хайрулин) и др» . Объектом исследования в данной работе выступает урок истории, как форма воспитания патриотизма и гражданственности. Предмет исследования – формы и методы воспитания основ патриотизма и гражданственности у обучающихся. Цель курсовой работы – изучение методов при воспитании патриотизма и гражданственности учащихся в процессе изучения истории. Из поставленной цели вытекают следующие задачи: 1) изучить научно-методическую литературу по заявленной теме; 2) рассмотреть методы и приемы, используемые педагогом в работе; 3) провести анализ тем курса история и определить на каких темах можно ярче всего воспитывать основы гражданственности и патриотизма. В ходе работы над курсовым проектом были использованы следующие методы: изучения и сопоставления достижений педагогической науки, наблюдения и анализа, изучение педагогического опыта, обобщение изучаемых продуктов в преподавании истории Отчества и воспитательной деятельности обучающихся на уроках истории в учебных заведениях России.

Читать дальше
Подводя итоги проделанной работе необходимо отметить, что в работе были рассмотрены сущностные аспекты патриотического и гражданского воспитания на уроках истории, которые сегодня имеет огромное значение. В процессе работы над курсовым проектом были изучены различные методы при воспитании патриотизма и гражданственности на уроках истории. Для этого были проанализированы несколько методических разработок различных педагогов учреждений образования Российской Федерации. Для того, чтобы определить значимость воспитания патриотизма и гражданственности учащихся в процессе изучения истории были изучены различные монографии, статьи, учебные пособия по заданной теме. В ходе работы были проанализированы различные темы из курса истории, на которых наиболее ярко можно применить методы воспитания патриотизма и гражданственности. В первую очередь, это темы по истории военного прошлого нашей Родины: Отечественная война 1812 года, Великая Отечественная война 1941-45 гг., а также эпохи различных событий государственного переустройства, реформ, смятения в государстве (Смутное время). В процессе работы над темой были сделаны следующие выводы: - учителю, прежде всего, необходимо понимать значение таких понятий, как «патриотизм» и «гражданственность», уметь проследить историческое формирование данных терминов на протяжении веков, определяя их значимость на каждом историческом этапе развития нашего Отечества. - педагог в своей работе должен выделить определяющие функции: образовательные, воспитательные и развивающие и на их основе строить свою работу, так как от этого зависит целостность системы воспитания у обучающихся гражданственности и патриотизма. -от того, какие формы и методы использует учитель на уроке, во внеклассных и общественных мероприятиях, зависит уровень воспитания гражданственности у обучающихся. - преподаватель истории сам должен уметь ориентироваться в нравственных ценностях современного общества, чтобы на их основе и на знаниях о прошлом развивать умение у обучающегося ориентироваться в событиях дня сегодняшнего. Таким образом, образовательные учреждения имеют все возможности для осуществления гражданско-патриотического воспитания обучающихся при соблюдении следующих условий: - повышение воспитательной ценности урока, предметных кружков; - усиление внимания направлению «Краеведение»; - выделение знаменательных дат в истории своей страны; - применение наглядных и словесных методов обучения; - разработка мероприятий, направленных на развитие у детей самостоятельности, системы собственных взглядов, формированию умения рассуждать и отстаивать свою позицию в диалоге с собеседником; - участие в конкурсах, олимпиадах за честь образовательного учреждения, города, области, России; ― проведение дней воинской славы России и Советского Союза. В целом, важно отметить, что воспитание патриотизма и гражданственности учащихся в процессе изучения истории целиком зависит от грамотности, четкой позиции педагога, от того, насколько тщательно он готовится к урокам и внеклассным занятиям, каким патриотом и гражданином является сам. Таким образом, цель, поставленная в работе достигнута, задачи выполнены.
Читать дальше
1. «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020). Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 1 июля 2020 года [Электронный ресурс]/ Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/ /(дата обращения: 01.05.2021). 2. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ [Электронный ресурс]/ Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/(дата обращения: 01.05.2021). 3. «Паспорт национального проекта «Образование» (утв. президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 24.12.2018 N 16) [Электронный ресурс]/ Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_319308/ /(дата обращения: 01.05.2021). 4. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р г. Москва «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_180402/ /(дата обращения: 01.05.2021). 5. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы» [Электронный ресурс]/ Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_192149/ /(дата обращения: 02.05.2021). 6. Приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 N 413 (ред. от 11.12.2020) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 07.06.2012 N 24480) [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.consultant.ru/search/?q=Федеральный+государственный+образовательный+стандарт+общего+образования+ /(дата обращения: 02.05.2021). 7. Аронов А.А. Воспитывать патриотов: кн. для учителя. – М.: Просвещение, 2014. -175 с. 8. Буторина Т.С. Воспитание патриотизма средствами образования / Т.С. Буторина, Н.П. Овчинникова. – СПб.: Каро, 2014. – 221 с. 9. Васильев Н. И. Педагогические условия формирования и развития гражданских качеств старшеклассников: На материалах внеклас. работы по истории и политологии.: дис. канд. пед наук: 13.00.01: защищена 09.09.1995: утв. 17.12.1995/Д. А. Данилов Якутск, 1995. - 134 с.- Библиогр.: с. 124-133.- Ч421,6(2)385.44,0 [Электронный ресурс]/ Режим доступа: https://search.rsl.ru/ru/record/01003476110/(дата обращения: 02.05.2021). 10. Владимир Путин: «Мы должны строить свое будущее на прочном фундаменте» (2012) [Электронный ресурс] // Русская народная линия.: 13 сентября. Режим доступа: http://ruskline.ru/news_rl/2012/09/13/vladimir_putin_my_dolzhny_stroit_svoyo_buduwee_na_prochnom_fundamente/ /(дата обращения: 01.05.2021). 11. Гейнц Л. М. Патриотическое воспитание учащихся на уроках истории. [Электронный ресурс] /Режим доступа: https://nsportal.ru/shkola/istoriya/library/2014/03/13/patrioticheskoevospitanie-uchashchikhsya-na-urokakh-istorii/(дата обращения: 02.05.2021). 12. Гизоев С.Э. Роль истории в воспитании гражданственности и патриотизма молодежи. [Электронный ресурс] /Владикавказ.: Мир науки, культуры, образования. № 5 (72), 2018.- С. 274-276. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-istorii-v-vospitanii-grazhdanstvennosti-i-patriotizma-molodyozhi/(дата обращения: 02.05.2021). 13. Гражданско-патриотическое воспитание молодежи: материалы международной научно-практической конференции. [Электронный ресурс] / Санкт-Петербург, 23–25 ноября 2017 года. – Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский государственный университет промышленных технологий и дизайна, 2017. – 386 с. – ISBN 978-5-7937-1512-6. Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=32627258& /(дата обращения: 01.05.2021). 14. Иоффе А. Н. Преподавание истории и обществознания в школе, 2016. - №9. - С.19–25. 15. Карамзин, Н. М. О любви к отечеству и народной гордости // Карамзин, Н. М. Избранные труды. М.: РОССПЭН, 2016.- 728 с. 16. Кареева, А. М. Методы формирования патриотизма и гражданственности на уроках истории / А. М. Кареева, Г. Ф. Баркова // Развитие патриотизма в условиях реализации ФГОС дошкольного, начального и общего образования с использованием здоровьесберегающих технологий: Сборник статей по итогам Международной научно-практической конференции факультета педагогики и социальной работы Астраханского государственного университета, Астрахань, 15–16 ноября 2018 года / Составитель и ответственный редактор Г.В. Палаткина. – Астрахань: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Астраханский государственный университет», 2019. – С. 49-51. 17. Карпова Н. В. Вестник Московского университета. Сер.18. Социология и политология, 2016. - №1. - С.41-54. 18. Короткова М. В., Студеникин М. Т. Методика обучения истории в схемах, таблицах, описаниях. Практическое пособие для учителей. М.: Просвещение, 2016. - 190 с. 19. Кузнецова Л. В. // Преподавание истории и обществознания в школе. 2017. №9. С.18. 20. Лебедева О. В. Классные часы и беседы по воспитанию гражданственности: 5-10 классы. – М.: ТЦ Сфера, 2015.- 141 с. 21. Левкина Т. В. Патриотическое воспитание подростков в процессе изучения отечественной истории в общеобразовательной школе.: дис. канд. пед наук: 13.00.02: защищена 08.10.2009: утв. 11.01.2010/Р. М. Рогова М., 2009. - 220 с.- Библиогр.: с. 210-219.- Ч426.32,6(2)-352.13,0. [Электронный ресурс]/ Режим доступа: https://search.rsl.ru/ru/record/01003476110/(дата обращения: 02.05.2021). 22. Методика обучения истории: учебник/под ред. В. В. Барабанова, Н. Н. Лазуковой. – М.: Издательский центр «Академия», 2013. – 430 с. 23. Никифоров Ю. Н., Скалина А. Н. О понятии «Гражданственность» [Электронный ресурс]/Уфа.: Вестник Башкирского университета. 2007. Т.12, №4.- С. 188-191. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/o-ponyatii-grazhdanstvennost /(дата обращения: 01.05.2021). 24. Сайпулаева Т. Ю. // Преподавание истории и обществознания в школе. 2002. №4. С.23–25. 25. Смахтина Н. И. Воспитание патриотизма на уроках истории и обществознания. [Электронный ресурс] / Симферополь.: Научный вестник Крыма. № 5(5), 2016. - С. 1-7. Режим доступа: https://www.nvk-journal.ru/index.php/NVK/issue/view/7 /(дата обращения: 01.05.2021). 26. Толковый словарь живого великорусского языка: избр. ст. / В.И. Даль; совмещ. ред. изд. В.И. Даля и И.А. Бодуэна де Куртенэ. - М.: Олма-Пресс: Крас. пролетарий, 2004. - 700 с. 27. Ходырева, Н. Н. Приемы формирования гражданственности и патриотизма на уроках истории России / Н. Н. Ходырева // Традиции и инновации гражданского воспитания в современном образовательном пространстве: Материалы II Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, Москва, 20 апреля 2019 года. – Москва: Издательство Когито-Центр, 2019. – С. 499-504. 28. Хорина Г. П. Патриотизм в Русской культуре. [Электронный ресурс]/ М.: Знание. Понимание. Умение № 4, 2018. – С. 92-101. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/patriotizm-v-russkoy-kulture /(дата обращения: 01.05.2021). 29. Чулкова Р.Г. Методологические подходы к определению целей и сущности гражданского воспитания в современной школе. [Электронный ресурс]/ Йошкар-Ола.: ФГБОУ ВПО «Марийский государственный университет», 2017.- С. 1-8. Режим доступа: https://science-education.ru/pdf/2014/1/314.pdf/(дата обращения: 02.05.2021). 30. Шапарина О. Н. Игра как форма проведения уроков повторения и обобщения в современном школьном историческом образовании. [Электронный ресурс]// О. Н. Шапарина // Преподавание истории в школе. – 2021. – № 5. – С. 64-73. Режим доступа: https://pish.ru/(дата обращения 10.05.2021).
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

курсовая работа
Роль и место организационного поведения в процессах, протекающих в организации
Количество страниц:
25
Оригинальность:
83%
Год сдачи:
2021
Предмет:
Теория организации
реферат
Искусственное оплодотворение и многоплодие
Количество страниц:
15
Оригинальность:
76%
Год сдачи:
2021
Предмет:
Медицина
курсовая работа
Административное правонарушение: понятие и признаки
Количество страниц:
30
Оригинальность:
85%
Год сдачи:
2021
Предмет:
Административное право
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image