Введение ........................................................................................................3 Глава 1. Теоретико-методологические основы психологической работы с замещающими семьями .......................................................................................6 1.1. Определение понятия и основные особенности замещающей семьи………………………………………………………………………...……..6 1.2. Основные направления работы психолога по сопровождению семей, имеющих приемных детей........................................................................10 Глава 2. Разработка программы психологической помощи в замещающих семьях……………………………………………………………………………………………………………….16 2.1. Характеристика исследования............................................................16 2.2. Апробация предложенной программы и анализ результатов..........19 Заключение............................................................................................................................25 Список литературы………………………………………...……………..

Направления психологической работы с замещающими семьями

курсовая работа
Психология
30 страниц
79% уникальность
2021 год
18 просмотров
Щегольков М.
Эксперт по предмету «Психология»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
Введение ........................................................................................................3 Глава 1. Теоретико-методологические основы психологической работы с замещающими семьями .......................................................................................6 1.1. Определение понятия и основные особенности замещающей семьи………………………………………………………………………...……..6 1.2. Основные направления работы психолога по сопровождению семей, имеющих приемных детей........................................................................10 Глава 2. Разработка программы психологической помощи в замещающих семьях……………………………………………………………………………………………………………….16 2.1. Характеристика исследования............................................................16 2.2. Апробация предложенной программы и анализ результатов..........19 Заключение............................................................................................................................25 Список литературы………………………………………...……………..
Читать дальше
Детство в сознании большинства людей ассоциируется со счастливой и беззаботной порой. Но бывает и совсем иначе, когда нравственное и физическое здоровье ребенка находится в реальной опасности. Речь идет о так называемых «неблагополучных семьях». Обычно под этим термином подразумеваются семьи, в которых родители не исполняют своих обязанностей, страдают различными зависимостями, а дети остаются без присмотра и ухода. Самое стрессовое событие, которое может произойти в жизни ребенка-это потеря родителей. Когда родители умирают или их лишают родительских прав, ребенок оказывается на попечении государства. Безусловно, приёмная семья - это лучшая альтернатива для ребенка по сравнению с различными приютами и детскими домами. В своих посланиях Федеральному Собранию Президент России неоднократно подчёркивал, что работа органов опеки должна быть нацелена на семейное устройство детей и помощь приемным семьям. В последнее время в нашей стране все большее внимание уделяется проблеме семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обусловленное политикой деинституционализации их воспитания, усилением государственной поддержки замещающих семей, профессионализацией труда замещающих родителей. Задача замещающей семьи воспитание и качественное формирование социально-психологических умений и навыков, создание условий для преодоления негативных последствий прошлого опыта и развития его компетенций, а также коррекция нарушенного развития.


Если вы в поисках сайта, где можно заказать презентацию , заходите на Work5.


Выполнение этих задач является залогом его успешной адаптации в обществе. К большинству детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей одновременно применяется термин «дети с ограниченными возможностями здоровья», под которым понимаются дети, имеющие физические или психические отклонения, приводящие к нарушению общего развития и социальной адаптации. Это связано, прежде всего, с особенностями условий их развития. Разные авторы отмечают, что особенности развития приемного ребенка могут негативно влиять на формирование взаимоотношений с замещающими родителями и осложняющего функционирование семейной системы. Вместе с тем, с распространением семейных форм устройства растут и требования к возможностям замещающей семьи, принявшей на воспитание ребенка-сироту, имеющего ограниченные возможности здоровья. Современное общество, несмотря на свою возрастающую сложность, информационность, нестабильность в различных сферах, ожидает, что дети-сироты после воспитания в условиях замещающей семьи смогут более гармонично вписаться в его структуру, получить образование, профессионально самоопределиться и занять достойное место, чем выпускники интернатных учреждений. Таким образом, обнаруживается противоречие между высокими требованиями социума к возможностям и способностям замещающей семьи, взявшей на воспитание ребенка-сироту, тем более, сироту с ограниченными возможностями здоровья, и недостаточным уровнем развития у приемных детей умений и навыков, необходимых для их успешной социальной адаптации. Тема курсовой работы несомненно, является актуальной и практически значимой для специалистов психологов и педагогов, которые с подобными вопросами сталкиваются в своей практике довольно часто, а так же для работников социальных служб и органов опеки и попечительства, принимающих активное участие в устройстве семейного воспитания ребенка. Целью данной работы является разработка программы психологической консультационной работы с семьями, воспитывающими приемных детей. Для реализации поставленной цели были поставлены следующие задачи: • Изучить психологические аспекты усыновления ребенка; • Выявить особенности развития личности ребенка в условиях приемной семьи и особенности восприятия приемными родителями приемных детей; • Определить сложности, возникающие в процессе детско-родительского взаимодействия в замещающих семьях, воспитывающих приемных детей, и их причины. • Изучить особенности и формы работы психолога с семьями, воспитывающими приемных детей; • На основе анализа специальной литературы разработать и апробировать методики работы психолога с такими семьями. Объектом исследования в выпускной квалификационной работе являются личностные характеристики приемных детей и их приемных родителей в замещающих семьях. Предметом исследования является особенность психологической работы психолога с замещающими семьями. Теоретико-методологическими основами курсовой работы являются: литература по рассматриваемому вопросу, публикации журналов и газет, информация, изложенная на специализированных интернет-сайтах. Данная курсовая работа состоит из двух глав. В первой главе приводятся психологические аспекты усыновления ребенка, особенности воспитания ребенка приемной семье и основные направления работы психолога с такими семьями. Во второй главе приводится примерная модель работы с семьями, воспитывающими приемных детей, проводится её апробирование и оценка полученных результатов.  

Читать дальше
В настоящее время в нашей стране ведётся огромная работа по повышению уровня жизни детей-сирот, обеспечение их правовой защищенности. Признавая общей целью государственной социальной политики улучшение положения детей-сирот, преодоление нарастания негативных тенденций, стабилизацию положения детей и создание реальных предпосылок положительной дальнейшей динамики процессов жизнеобеспечения детей. Ведь во всех случаях, когда ребенок по тем или иным причинам остался без попечения родителей (в случае их смерти, болезни, длительного отсутствия, лишения родительских прав или ограничения их в таких правах, уклонения родителей от воспитания детей и т.п.), заботу о нем принимает на себя государство. Семья является основой любой социальной системы, признание и уважение семьи как базовой социальной ценности - показатель устойчивости и прогрессивности общества. Перед современным российским обществом и государством стоит важная задача укрепления института семьи, создания оптимальных условий для её функционирования. В сфере охраны детства одним из важнейших положений, признанных на международном уровне, является приоритет интересов ребенка. В любых действиях относительно детей первоочередное внимание уделяется наилучшему обеспечению их интересов. Например, закрепленная действующим законодательством процедура передачи детей на усыновление главным образом направлена на то, чтобы максимально поддержать интересы детей. Таким образом, рассмотренная в курсовой тема «Основные направления психолого-педагогической работы с замещающими семьями» является интересной и актуальной для изучения и последующего применения в психологической практике. Ключевой характеристикой замещающих семей, комфортной для ребенка, является ответственное отношение членов семьи друг к другу. Жизнь в замещающей семье дает возможность детям-сиротам успешно социализацироваться; наблюдения за образцами детско-родительских отношений, супружеских отношений формирует у детей образец построения здоровых межличностных отношений. В рамках реализации сопровождения замещающих семей можно использовать такие виды работы, как психологической тренинг, групповое и индивидуальное консультирование, группы поддержки, родительские мастерские, выездные школы, фестивали, круглые столы, родительские конференции, детско-родительские группы. Наиболее продуктивными методами работы являются семейная психотерапия, проблемно-ориентированная психотерапия, рациональная терапия, арт-терапия, экзистенциальная терапия, сказкотерапия, песочная терапия, игровая терапия. В данной работе нами была предложена программа психологической помощи, направленная на построение и укрепление взаимоотношений между приемными детьми и родителями, состоящая из групповых индивидуальных методов работы. Важным моментом является тот факт, что работу с приемными семьями должна проводиться за определенный срок до передачи ребенка в семью. Это связано с тем, что внутренняя неготовность принять нового члена семьи со своими личностными характеристиками и пережившего сложные жизненные ситуации, может привести к возврату ребенка в детское учреждение и повторному травмированию психики ребенка. Также приемным родителям важно помнить, что процесс адаптации ребенка к новой семье может занять продолжительное время.  
Читать дальше
1. Адлер, А. Воспитание детей. Взаимодействие полов. - Ростов-на-Дону, 2011.- 342 с. 2. Асламазова, Л.А. Детско-родительские отношения в замещающих семьях, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья: автореферат дис. … кандидата психологических наук: 19.00.10 / Асламазова Лилия Артуровна;[Место защиты: Санкт-Петербургском государственном университете].- Санкт-Петербург, 2012.- 24 с. 3. Аладин, А.А., Маглыш, В.А. Подготовка специалистов органов охраны детства к работе с приемной семьей. / Актуальные проблемы социально-психологической помощи семье: теория и практика. Мн. 2010.- С. 59-62. 4. Бардышевская, М.К. Компенсаторные формы поведения у детей 3 – 6 лет, воспитывающихся в условиях детского дома: диссертация…. кандидата психологических наук / М.К. Бардышевская. – М., 2011. – 291 с. 5. Бардышевская, М.К. Развитие привязанности у эмоционально депривированных детей / М.К. Бардышевская // Дефектология. – 2010. – № 1. – С. 6 – 20. 6. Большакова, Л.Н. Социально-психологическая адаптация родителей и детей в приемной семье: автореферат дис. …кандидата психологических наук: 19.00.07 / Л.Н. Большакова. – Ярославль, 2011. – 26 с. 7. Винникот, Д.В. Разговор с родителями. — М., 2012, с.35-36. 8. Газета «Кировский муниципальный вестник».- 2010.-22 октяб.. №7. 9. Гозман Л.Я. Процессы межличностного восприятия в семье // Межличностное восприятие в группе. — М.: МГУ, 2011. — 294 с. 10. Дети-сироты: консультирование и диагностика развития / Ин-т коррекц. педагогики Рос. акад. образования; [Е.А. Стребелева и др.]; Под ред. Е.А. Стребелевой. – М.: Полиграф сервис, 2008. – 334 с. 11. Дружинин В.Н. Психология семьи. — СПб.: Питер, 2006. — 176 с. 12. Иванова, Н.П. Дети в приемной семье: Советы начинающим родителям-воспитателям / Н.П. Иванова, О.В. Заводилкина; НИИ детства Рос.дет.фонда. – М.: Дом, 2012. – 30 с. 13. Иванова, Н.П. Замещающая семья как социокультурное явление (выступление по секции «Неблагополучная семья и социальное сиротство» XVI Международных Рождественских образовательных чтений) / Н.П. Иванова // Социальная педагогика. – 2010. – №1. – С. 13 – 18. 14. Иванова, Н.П. Социальная адаптация детей в замещающей семье / Н.П. Иванова // Семья в России. – 2010. – №2. – С. 59 – 65. 15. Изард, К.Э. Психология эмоций / Перев. с англ. – СПб: «Питер», 2010. – 464 с. 16. Ильин, Е.П. Мотивация и мотивы. Серия «Мастера психологии» .-Спб.: « Питер», 2008.- 512с., 17. Карабанова, О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования: Учебное пособие / О.А. Карабанова. – М.: Гардарики, 2005. – 320 с. 18. Ковалев, В.В. Семиотика и диагностика психических заболеваний у детей и подростков / В.В. Ковалев. – М.: Медицина, 1985. – 286 с. 19. Комплексное сопровождение и коррекция развития детей-сирот: социально-эмоциональные проблемы / Под науч. ред. Л.М. Шипицыной и Е.И. Казаковой. – СПб.: Институт специальной педагогики и психологии, 2010. – 108 с. 20. Коробейников, И.А. О некоторых особенностях формирования интеллекта детей в условиях психической депривации / И.А. Коробейников, В.М. Слуцкий // Дефектология. – 2010. – №3. – С. 19 – 23. 21. Костюкова, Т.А., Шпакова В.В. Семейные формы жизнеустройства детей, оставшихся без родителей. – Томск.: Вестник ТГПУ, 2011.- С. 59-62. 22. Коттлер, Дж. Браун Р. Психотерапевтическое консультирование. — СПб.: Питер, 2011. — 464 с. 23. Крайг, Г. Психология развития. СПб.: Питер, 2012. — 992 с. 24. Куликов, Л.В. Психологическое исследование: методические рекомендации по проведению. – СПб.: Питер, 2012.-267 с. 25. Лангмейер, Й. Психическая депривация в детском возрасте / Й. Лангмейер, З. Матейчек. – Прага: Медицинское издательство Авиценум, 2007. – 335 с. 26. Лебединский, В.В. Нарушения психического развития в детском возрасте / В.В. Лебединский. – М.: Академия, 2006. – 142 с. 27. Лисина, М.И. Генезис форм общения у детей / М.И. Лисина // Принцип развития в психологии / Под ред. Л.И. Анцыферовой. – М.: Наука, 2008. – С. 268 – 294. 28. Лисина, М.И. Проблемы онтогенеза общения / М.И. Лисина / НИИ общей и педагогической психологии АПН СССР. – М.: Педагогика, 2006. – 143 с. 29. Миневич, О.К. Социально-психологические условия адаптации детей в приемных семьях: автореферат дис. …кандидата психологических наук: 19.00.05 / О.К. Миневич. – Тамбов, 2012. – 25 с. 30. Минкова, Э.А. Особенности личности ребенка, воспитывающегося вне семьи / Э.А. Минкова // О развитии детей, оставшихся без родительского попечения: Очерки / [И.В. Дубровина, Э.А. Минкова, М.К. Бардышевская]. – М.: ТОО «СИМС», 2013. – 64 с. 31. Мухамедрахимов, Р.Ж. Влияние опыта жизни в закрытом учреждении на последующее развитие ребенка / Р.Ж. Мухамедрахимов // Дефектология. – 2010. – №1. – С. 21 – 24. 32. Мухамедрахимов, Р.Ж. Мать и младенец: психологическое взаимодействие / Р.Ж. Мухамедрахимов. – СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2011. – 288 с. 33. Мухина, В. С. Проблемы генезиса личности / В.С. Мухина. – М.: МГПИ, 2013. – 106 с. 34. Мухина, В.С. К проблеме социального развития ребенка / В.С. Мухина // Психологический журнал. – 1980. – № 5. – Т. 1. – С. 43 – 53. 35. Мухина, В.С. Психологическая помощь детям, воспитывающимся в учреждениях интернатного типа / В.С. Мухина // Вопросы психологии. – 2009. – № 1. – С. 32 – 39. 36. Ослон, В.Н., Холмогорова А.Б. Психологическое сопровождение замещающей профессиональной семьи // Вопросы психологии. 2011. № 4.- С. 39–53. 37. Ослон, В.Н. Жизнеустройство детей-сирот: профессиональная замещающая семья / В.Н. Ослон. – М.: Генезис, 2013. – 368 с. 38. Пезешкиан Н. Семейная психотерапия: семья как терапевт / Пер. с англ., нем. — М.: Смысл, 1993. — 332 с. Питер, 2010. — 464 с.
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

курсовая работа
Пожары в Западной Сибири. Причины. Ликвидация. Последствия.
Количество страниц:
20
Оригинальность:
44%
Год сдачи:
2021
Предмет:
Экология
дипломная работа
Планирование финансов студии графического дизайна на основе модели точки безубыточности
Количество страниц:
60
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2021
Предмет:
Экономика
курсовая работа
Роль Е. Буринского в развитии отечественной криминалистики
Количество страниц:
25
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2021
Предмет:
Криминалистика
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image