Введение 3 Глава 1. Язычество восточных славян 6 1.1. Понятие «язычество» 6 1.2. Основные восточнославянские языческие верования 8 1.3. Погребальная обрядность 10 Глава 2. Восточнославянское язычество до и после крещения Руси 14 2.1. Языческая реформа князя Владимира 14 2.2. Крещение Руси 18 2.3. После крещения Руси – соотношение христианства и языческих верований 20 Заключение 23 Список литературы 25

Языческие верования древних славян

курсовая работа
Философия
25 страниц
92% уникальность
2021 год
18 просмотров
Кузьмин В.
Эксперт по предмету «Философия»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
Введение 3 Глава 1. Язычество восточных славян 6 1.1. Понятие «язычество» 6 1.2. Основные восточнославянские языческие верования 8 1.3. Погребальная обрядность 10 Глава 2. Восточнославянское язычество до и после крещения Руси 14 2.1. Языческая реформа князя Владимира 14 2.2. Крещение Руси 18 2.3. После крещения Руси – соотношение христианства и языческих верований 20 Заключение 23 Список литературы 25
Читать дальше
Языческая культура и верования славян вызывают все больший интерес у наших современников как в научном, так и в обывательском плане. Издается большое количество разнообразные научных, научно-популярных и просто популярных изданий, посвященных данной теме. Создаются клубы и объединения, направленные на историческую реконструкцию быта, культов и истории восточных славян. А также сформировалось целое направление неоязычество. Данное явление вызывает неоднозначное толкование, однако демонстрирует значимость язычества для современного человека. Изучение славянского язычества занимает умы отечественных исследователей на протяжении трех столетий. В XVIII в. было характерно обобщение сведений о расселении славян, их племенном составе, своеобразии культуры и языка восточных славян. Для ученых этого периода характерно отрицательное отношение к язычеству. Например, в работе В.


Сделаем контрольные работы на заказ в Екатеринбурге быстро, Work5.


Н. Татищева язычество характеризуется как «мерзкое зловерие и злоключение», изучение которого необходимо для более полного понимания «благодействия» и превосходства христианства. Противоположные взгляды принадлежат М. В. Ломоносову, который провел параллели с греческим и римским язычеством, дал описание славянского пантеона, сопоставил древние верования с современными ему обычаями, обрядами . В целом исследования в XVIII в. достаточно скудны. К началу XIX в. относятся работы Г. А. Глинки, методика которого оценивается как ненаучная, основанная на поэтических домыслах . Более основательна и научно обоснована работа А. С. Кайсарова «Славянская и Российская мифология», в которой ученый применяется этнографические параллели, ссылается на конкретные исторические источники . В середине XIX в. предпринимаются первые попытки реконструкции славянской мифологии. Наиболее полноценным является результат работы А. Н. Афанасьева, который обобщил огромный этнографический материал, славянские поверия, поговорки и т. п., а также применял сравнительно-исторический метод . Расширяют и углубляют историческое и культурологическое изучение славянского язычества работы А. Н. Веселовского, А. А. Шахматова, Е. В. Аничкова и др. В советской науке активно развивается археология и этнография, достижения этих исследований становятся базой для изучения языческих верований славян. В монографии Б. Д. Грекова сделан акцент на самобытности восточнославянского язычества, впервые дана его периодизация . Взгляды Б. Д. Грекова были развиты в фундаментальных трудах Б. А. Рыбакова «Язычество древних славян» и «Язычество Древней Руси» , в которых дается наиболее полная и масштабная реконструкция мифологической картины мира славян и периодизация развития язычества. Детальную реконструкцию мифологии славян произвели В. В. Иванов и В. Н. Топоров в монографии «Исследования в области славянских древностей», их концепция вырастала из индоарийского мифа о борьбе громовника Индры со змеем . В постсоветский период продолжается комплексное изучение феномена славянского язычества. Например, издается монография М. А. Васильева «Язычество восточных славян накануне крещения Руси. Религиозно-мифологическое взаимодействие с иранским миром. Языческая реформа князя Владимира», базирующаяся на широком круге источников из различных лингвокультурных и религиозных традиций (славянской, православной, иранской, индийской и др.) . Таким образом, на сегодняшний день имеется обширная база исторический, этнографических, лингвистических и др. исследований, в совокупности отражающих глубокое и достаточно целостное изучение темы восточнославянского язычества. Как отмечают исследователи, на современном этапе актуальными становятся задачи изучения региональной специфики языческих верований восточных славян . Целью данной курсовой работы является рассмотрение феномена восточнославянского язычества. Для достижения указанной цели необходимо решить такие задачи, как: - определить значение понятия «язычество»; - описать суть языческих верований восточных славян, пантеон богов; - рассмотреть специфику язычества накануне крещения Руси, языческую реформу Владимира; - описать характер противоборства язычества и христианства; - рассмотреть специфику язычества после принятия христианства, формы, в которых оно продолжало существовать. Объектом исследования являются языческие верования восточных славян. Предметом исследования является их специфика и трансформация в период до и после принятия христианства. Структура курсовой работы состоит из введения, основной части из двух глав с подпунктами, заключения и списка литературы.

Читать дальше
Подводя итоги проведенной работы, необходимо указать следующее. Язычество как научный термин характеризуется размытостью границ, с одной стороны, это усложняет его научного применение, с другой стороны, это отражает саму специфику обозначаемого данным термином многогранного, сложного и текучего явления, вбирающего целый комплекс различных верований, обрядов и обычаев. Языческие верования восточных славян прошли определенную эволюцию: от древнейших тотемических и фетишистских представлений, культа упырей как злых сил и берегинь как их антагонистов, добрых сил, к более сложному культу Рода и рожаниц (с элементами персонификации божества), к еще более развитой системе мифологических представлений, культу Перуна и культу Велеса, на определенном этапе сосуществовавших как в равной степени значимых. Позднее с проведением языческой реформы князя Владимира в 988 г. культ Велеса был вытеснен культом Перуна как верховного божества в пантеоне. Пантеон божеств народный был более обширен, чем владимирский пантеон, и включал большее число собственно славянских божеств. Формирование владимирского пантеона преследовало в большей степени идеологические и политические цели укрепления княжеской власти и объединения народа в рамках единого государства, Киевской Руси. Крещение Руси стало следующим закономерным этапом в этом сложном процессе. Принятие и распространение христианства по Руси происходило медленно и постепенно, при этом язычество не сдавало свои позиции, так как являлось основой картины мира древнерусского человека. Исследователи указывают на постепенное слияние и определенные уступки со стороны христианства в пользу крепко укоренившихся в сознании и быте русских людей языческих обычаев, ритуалов и представлений. Таким образом, противоборство язычества и христианство привело к тому, что с одной стороны, государственной религией, под знаменем которой удалось объединить и укрепить молодое государства, стало христианство византийского образца. С другой стороны, пережитки языческих верований сохранились и существуют в русской культуре по сей день как ее неотъемлемая часть. Итак, феномен восточнославянских языческих верований заключается в их чрезвычайной силе и укорененности в сознании людей, это обширный и глобальный культурный пласт, истоки которого уходят в глубь тысячелетий и дают почву для формирования позднейших религий и мировоззрений.
Читать дальше
1. Аничков Е. В. Язычество и Древняя Русь. – М.: Индрик, 2003. – 440 с. 2. Афанасьев А. Н. Мифы, поверья и суеверия славян. Т. 2. – М., СПб, 2002. – 800 с. 3. Афанасьев А. Н. Поэтические воззрения славян на природу: Опыт сравнительного изучения славянских преданий и верований в связи с мифическими сказаниями других родственных народов: В 3-х тт. – М., 1995. 4. Большой толковый словарь по культурологии [Электронный ресурс] / Сост. Б. И. Кононенко. – М., 2003. Режим доступа: http://cult-lib.ru/doc/dictionary/culturology-dictionary/fc/slovar-223.htm#zag-1484 (дата обращения: 29.05.2021). 5. Васильев М. А. Язычество восточных славян накануне крещения Руси. Религиозно-мифологическое взаимодействие с иранским миром. Языческая реформа князя Владимира. – М.: Индрик, 1998. – 328 с. 6. Гальковский Н. М. Борьба христианства с остатками язычества в Древней Руси. – Харьков, 1916. – Т. 1. – 376 с. 7. Георгиевский Э. В. К вопросу о специфике культовых верований восточных славян [Электронный ресурс] // Сибирский юридический вестник. 2006. №4. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-o-spetsifike-kultovyh-verovaniy-vostochnyh-slavyan (дата обращения: 29.05.2021). 8. Глинка Н. А. Древняя религия славян // Мифы древних славян / Ред. и сост. А. И. Баженов. – Саратов, 1993. – С. 85-140. 9. Греков Б. Д. Киевская Русь. – М.: Государственное издательство политической литературы, 1953. – 569 с. 10. Димитров Н. Н. Государственно-религиозные отношения в зарубежных странах и в России: история и современность: учеб. пособие / Н. Н. Димитров, И. В. Заикина. – М.: РТА, 2007. – 287 с. 11. Иванов В. В. Исследования в области славянских древностей / В. В. Иванов, В. Н. Топоров. – М.: Наука, 1974. – 342 с. 12. Ипатьевская летопись [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.lrc-lib.ru/rus_letopisi/Ipatius/contents.htm (дата обращения: 29.05.2021). 13. Коловрат-Бутенко Ю. А. Краткая история изучения язычества восточных славян [Электронный ресурс] // Змиевское краеведение. 2015. №1. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/kratkaya-istoriya-izucheniya-yazychestva-vostochnyh-slavyan (дата обращения: 29.05.2021). 14. Левкиевская Е. Е. Мифы русского народа. – М.: Астрель АСТ, 2005. – 528 с. 15. Ломоносов М. В. Древняя российская история от начала российского народа до кончины Великого Князя Ярослава Первого или до 1054 года [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.runivers.ru/lib/book6868/187028/ (дата обращения: 29.05.2021). 16. Поминальные дни / С. М. Толстая // Славянские древности: Этнолингвистический словарь в 5 тт. / под общ. ред. Н. И. Толстого. – М.: Международные отношения, 2009. – Т. 4. – 736 с. 17. Рыбаков Б. А. Языческое мировоззрение русского средневековья [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://libmonster.ru/m/articles/view/ЯЗЫЧЕСКОЕ-МИРОВОЗЗРЕНИЕ-РУССКОГО-СРЕДНЕВЕКОВЬЯ (дата обращения: 29.05.2021). 18. Рыбаков Б. А. Язычество Древней Руси. – М.: Академический Проект, 2013. – 806 с. 19. Рыбаков Б. А. Язычество древних славян [Электронный ресурс]. – М.: Академический Проект, 2015. – 640 с. Режим доступа: http://timpa.ru/rybakov/16.php (дата обращения: 29.05.2021). 20. Севастьянов И. А. Происхождение термина «Язычество»: к постановке проблемы [Электронный ресурс] // Вестник ОмГУ. 2008. №4. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/proishozhdenie-termina-yazychestvo-k-postanovke-problemy (дата обращения: 29.05.2021). 21. Седов В. В. Восточные славяне в VI-XIII вв. – М.: Наука, 1982. – 326 с. 22. Слово о полку Игореве / Пер. В. А. Жуковского [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://kharkov.vbelous.net/kn-igor/transru9.htm (дата обращения: 29.05.2021). 23. Татищев В. Н. История российская с самых древнейших времен. – М., 2012. – Кн. 1, ч. 1. – 262 с. 24. Фроянов И. Я. Начало христианства на Руси. – Ижевск, 2003. – 243 с. 25. Яблоков И. Н. История религии в 2 т. Том 1. Книга 1. Происхождение религии. Автохтонные религии и религии древнего мира: учебник для академического бакалавриата. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт, 2018. – 271 с.
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

дипломная работа
Познавательный событийный туризм
Количество страниц:
50
Оригинальность:
96%
Год сдачи:
2021
Предмет:
Туризм
курсовая работа
Перспективы продвижения турфирмы посредством SMM
Количество страниц:
50
Оригинальность:
71%
Год сдачи:
2021
Предмет:
Реклама и PR
курсовая работа
Социально-политические и правовые идеи Мо-Цзы
Количество страниц:
20
Оригинальность:
80%
Год сдачи:
2021
Предмет:
Политология
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image