ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………3 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИНТОНАЦИОННЫХ УМЕНИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ……………………….…..5 1.1. Особенности формирования и совершенствования интонационной речи младших школьников на уроках русского языка и литературного чтения………………………………………………………………………………11 1.2. Методы, приемы, упражнения, используемые для формирования интонационных умений младших школьников на уроках русского языка и литературного чтения……………………………………………………………………..…………18 ГЛАВА 2. РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ИНТОНАЦИОННЫХ УМЕНИЙ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ…………………………………………………… 25 2.1. Организация и методики обследования интонационных умений младших школьников……………………………………………………………25 2.2. Характеристика нарушений интонационных умений младших школьников на основании анализа результатов констатирующего эксперимента…………………………………………………………………….30 2.3. Обучение использованию интонационных умений ……..………36 ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………..37 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ .……………………38 ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………….44  

Формирование интонационных умений у младших школьников на уроках русского языка и литературного чтения

курсовая работа
Литература
32 страниц
81% уникальность
2021 год
33 просмотров
Кузьмин В.
Эксперт по предмету «Русский язык и культура речи»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………3 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИНТОНАЦИОННЫХ УМЕНИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ……………………….…..5 1.1. Особенности формирования и совершенствования интонационной речи младших школьников на уроках русского языка и литературного чтения………………………………………………………………………………11 1.2. Методы, приемы, упражнения, используемые для формирования интонационных умений младших школьников на уроках русского языка и литературного чтения……………………………………………………………………..…………18 ГЛАВА 2. РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ИНТОНАЦИОННЫХ УМЕНИЙ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ…………………………………………………… 25 2.1. Организация и методики обследования интонационных умений младших школьников……………………………………………………………25 2.2. Характеристика нарушений интонационных умений младших школьников на основании анализа результатов констатирующего эксперимента…………………………………………………………………….30 2.3. Обучение использованию интонационных умений ……..………36 ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………..37 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ .……………………38 ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………….44  
Читать дальше
Развитие речи младших школьников - одна из важных и актуальных проблем современной методики обучения русскому языку и литературе. При изучении родного языка основная задача педагога - сформировать и развить у детей правильную выразительную речь. Речь человека - показатель его интеллекта и культуры. Чем точнее и образнее в речи выражается мысль, тем значительнее человек как личность и тем он дороже для общества. Часто речь младших школьников не соответствует этим качествам, поэтому языковое воспитание и языковое развитие учащихся является одной из центральных проблем современной методики обучения русскому языку. Эта задача стоит особенно остро для начальной школы, которая является основой для успешного обучения на более поздних уровнях образования. Основное направление в обучении русскому языку в начальной школе - развитие речи. Это направление охватывает все аспекты языковой деятельности обучающихся. Устная и письменная речь, диалогическая и монологическая – это самые элементарные знания о речи, предусмотренные программой, приобретение которых обязательно.


Обращайтесь к нам и заказывайте написание реферата по электротехнике. Рассчитаем стоимость работы бесплатно. Скидка 1000 рублей на 1 заказ!


Важная задача в преподавании русского языка – это развитие умения осуществлять все виды речевой деятельности, о чем и сказано в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования (ФГОС НОО) общеобразовательной школы. Когда человек не только передаёт определённую мысль своей речи, но и выражает положительное или отрицательное отношение к этому высказыванию, то есть выражает различные чувства, свою позицию, свой стиль, то эта сторона речи называется её выразительностью. Умелое и правильное использование средств выражения обогащает язык, придает ему образ и выразительность. Невыразительный язык, какие бы содержательные мысли он ни передавал, производит впечатление мертвого и бесчувственного, «режет слух». Поэтому для того, чтобы школьники результативно воспринимали речь других людей, чтобы их собственная речь достигала цели, необходимо особое внимание уделять в школе формированию выразительности устной речи как такого качества, которое обеспечивает эффективность общения Актуальность данной работы обусловлена необходимостью поиска идеальной методики формирования интонационных умений и эффективных методов работы по преодолению интонационных речевых нарушений у младших школьников, поскольку в современной специальной педагогике не хватает рекомендаций по формированию этих умений, несмотря на их очевидную важность. Методисты русского языка (A.B. Текучёв, Г.П. Фирсов, Т.А. Ладыженская, С.И. Львова, М.Р. Львов и др.) неоднократно подчеркивали важность работы над интонационной стороной речи обучающихся. .B. Текучев признавал «овладение умением правильно использовать интонацию» одним из условий обучения выражению устной речи Т.А. Ладыженская отметила, что в процессе развития речевых навыков учитель должен специально поработать над интонацией. Цель исследования: экспериментально проверить систему приёмов для работы над совершенствованием интонационной выразительности речи младших школьников на уроках русского языка литературного чтения. Объект исследования – формирование интонационной выразительности речи младших школьников на уроках русского языка литературного чтения. Предмет исследования – условия формирования интонационной выразительности речи младших школьников на уроках русского языка и литературного чтения. Задачи исследования: - провести анализ психолого-педагогических источников по проблеме исследования; - изучить практический опыт учителей начальных классов по использованию приёмов совершенствования интонационной выразительности речи учащихся начальной школы; - экспериментально проверить систему работы по совершенствованию интонационной выразительности школьников; Гипотеза: Мы предполагаем, что использование определенной системы для формирования интонационной выразительности речи младших школьников на уроках русского языка и литературного чтения будет эффективным, если: - подобрать необходимые интонационные средства, обеспечивающие оптимальное решение поставленной коммуникативной задачи; -правильно интонировать наиболее распространенные устные речевые жанры; - выполнение специальных заданий, формирующих умение адекватно воспринимать, анализировать и оценивать интонационную сторону высказывания. Теоретической основой данного исследования стали труды: Е. Ф. Архиповой, Р. Е. Левиной, Л. В. Лопатиной, О. В. Правдиной, Е. М. Мастюковой, Л. А. Поздняковой. Методы исследования: теоретическое изучение, анализ и обобщение психолого-педагогической, научно-методической литературы по проблеме исследования; изучение медико-педагогической документации; комплексное обследование детей; наблюдение; экспериментальная работа (констатирующий, обучающий эксперимент); статистическая обработка и сравнительный анализ данных исследования. База исследования: МБОУ Краснообская школа №2 Новосибирская область, Новосибирский район. р.п. Краснообск, экспериментальный 2 класс. Общее число испытуемых – 30 человек. Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

Читать дальше
На первом этапе работы были рассмотрены интонационные умения, которые должны быть сформированы у младших школьников. В ходе констатирующего эксперимента у младших школьников были выявлены нарушения мелодико-интонационной стороны речи, которые выражались в нарушении использования ударений, темпа, интонационной выразительности, тембра речи. В речи испытуемых наблюдалась нечеткая дикция, монотонность, невыразительность. Больше всего нарушений у обследуемых проявлялось в воспроизведении и восприятии интонации, логического ударения, в изменении громкости голоса. Обучающий эксперимент был основан на методиках Л. В. Лопатиной, Л. А Поздняковой и Т. В. Поповой. Обучение проводилось поэтапно. Первый этап был направлен на формирование физиологических основ интонации (дыхания, громкости голоса, темпа), второй этап был направлен на обучение передачи эмоциональных состояний с помощью изменения основного тона высказывания и обучение продуцированию высказываний различных коммуникативных типов. Материалом служила как стихотворная, так и прозаическая речь. Итогом этой работы являлась постановка игрового спектакля. Участники экспериментальной группы достигли хороших результатов в овладении интонационными средствами выразительности. Успешность выполнения заданий мы констатировали по всем разделам, входившим в методику обследования. Особенно положительная динамика заметна в умении испытуемых изменять громкость голоса, осознанно и целенаправленно оформлять свои высказывания нужной интонацией, самостоятельно выделять значимое слово в фразах, изменять тембр голоса, речь стала более выразительной. 
Читать дальше
1. Алмазова Е. С. Логопедическая работа по восстановлению голоса у детей [Текст] / Е. С. Алмазова. – М. : Просвещение, 1991. – 150 с. 2. Богданова А.В. Проблема обучения школьников интонационной выразительности диалогической речи [Текст]/ А.В. Богданова // Вестник университета. 2012. № 13. -210 – 213 c. 3. Бондаренко М. А. Поурочные разработки. 5 класс: учебное пособие для общеобразовательных организаций [Текст]/ М. А.Бондаренко - М., 2016. -239 с. 4. Брызгунова Е.А. Звуки и интонация русской речи. [Текст]/ Е.А. Брызгунова, М.: Русский язык, 1983. - 281 с. 5. Брызгунова Е.А. Эмоционально-стилистические различия русской звучащей речи.[Текст]/ Брызгунова Е.А. М.: Изд-во Моск. ун-та.1984.-117 с. 6. Василевская Н.Г. Развитие интонационной компетентности младших школьников: Дис. … канд. пед. н. Екатеринбург. 2003.- 268 с 7. .Бабина, Г. В. Состояние интонационной стороны речи у младших школьников с дизартрией [Текст] / Г. В. Бабина, Р. Е. Идес // Коррекционная педагогика. Единое образовательное пространство : Сб. науч.-метод. трудов. – СПб, 2003. – 180 с. 8. Бельтюков, В. И. Об усвоении детьми звуков речи [Текст] / В. И. Бельтюков. – М. : Просвещение, 1964. – 90 с. 9. Белякова, Л. И.. Дизартрия [Текст] : учеб. пособие для вузов / Л. И. Белякова, Н. Н. Волоскова. – М. : Гуманитар, изд. центр ВЛА- ДОС, 2009.—287 с. 10. Белянин, В. П. Психолингвистика [Текст] : учебник / В. П. Белянин; гл. ред. Д. И. Фельдштейн. – М. : Флинта, 2003. – 232 с. Брызгунова, Е. А. Звуки и интонация русской речи [Текст] / Е. А. Брызгунова. – М. : Прогресс, 1969. – 278 с 11. Веснина, А. С. Психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного возраста с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии [Электронный ресурс] // Научное сообщество студентов XXI столетия. Гуманитарные науки : сб. ст. по мат. XX междунар. студ. науч.-практ. конф. № 5(20). URL: http://sibac.info/archive/guman/5(20).pdf (дата обращения: 27.02.2021) 12. Визель, Т. Г. Основы нейропсихологии [Текст] : учеб. для студ. вузов / Т. Г. Визель. – М. : АСТ Астрель Транзиткнига, 2005. – 384 с. 13. Винарская, Е. Н. Возрастная фонетика [Текст] : учеб. пособие / Е.Н. Винарская, Г. М. Богомазов. – М. : ACТ ; Астрель, 2005. – 206 с. 14. Винарская, Е. Н. Дизартрия [Текст] / Е. Н. Винарская. – М. : Астрель, 2006. – 141 с. 15. Волкова, Л. С. Учительия [Текст] : учеб. пособие / Л. С. Волкова, Р. И. Лалаева, Е. М. Мастюкова; под ред. Л. С. Волковой. – М. : Просвещение, 1989. – 528 с. 16. Гвоздев, А. Н. Вопросы изучения детской речи [Текст] / А. Н. Гвоздев. – М. : Детство-Пресс, 2007. – 459 с. 17. Георгиева, М. П. Русская фонетика и интонация [Текст] : прак. пособ. для студентов / М. П. Георгиева, М. В. Попова. - М.: Наука и искусство 1974. - 308 с. 18. Дедюхина, Г. В. Работа над ритмом в учитель. практике [Текст] : метод. пособие / Г. В. Дедюхина. – М. : Айрис-дидактика, 2006. – 64 с. 19. Ефименкова, Л. Н. Формирование речи у дошкольников (дети с общим недоразвитием речи) [Текст]: кн. для учителя. – 2-е изд., перераб. / Л. Н. Ефименко. – М. : Просвещение, 1985. – 112 с. 20. Ипполитова, Н. А., Князева, О. Ю., Саввова, М. Р. Русский язык и культура речи [Текст] : учебник / Под ред. Н. А. Ипполитовой. – М. : ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004. – 143 с. 21. Зинченко, В. П. Большой психологический словарь [Текст] / Под ред. Б. Г. Мещерякова, В. П. Зинченко. – 3-е изд., доп. и перераб. – М. : АСТ, Прайм-Еврознак, 2008. – 22 с. 22. Костромина, Е. А. Русский язык и культура речи [Текст] : учебное пособие / Е. А. Костромина, Ю. В. Барсковская. – М. : Берлин : ДиректМедиа, 2014. – 156 с. 23. Лаврова, Е. В. Основы фонопедии [Текст] / Е. В. Лаврова. – М.: 2007. – 189 с. 24. Лазаренко, О. И. Диагностика и коррекция выразительности речи детей [Текст] / О. И. Лазаренко. – Сфера, 2009. – 137 с. 25. Ларина, Е А. Лингвистические основы изучения интонационной стороны речевой деятельности [Текст] / Е А Ларина // Теория и практика специального образования — Хабаровск, 2005. — С. 102—111. 26. Логопедия [Текст] : учеб. для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л. С. Волковой, С. А. Шаховской. – М. : ВЛАДОС, 1999. – с. 156-196. 27. Лопатина, Л. В. Работа по развитию интонационной выразительности речи дошкольников с речевыми нарушениями [Текст] / Л. В. Лопатина, Л. А. Позднякова. – Спб. : Союз, 2006. 28. Леонтьев, А. А. Язык, речь, речевая деятельность [Текст] /А. А. Леонтьев. – М. : Просвещение, 1969. – 214 с. 32. Леонтьев, А. Н. Проблемы развития психики [Текст] / А. Н. Леонтьев. – М.: Изд-во «Академия педагогических наук РСФСР», 1959. – 122 с. 29. Мастюкова, Е. М. Дизартрия [Текст] / Е. М. Мастюкова. - М. : Просвещение, 1997. - 254 с. 30. Парамонова, Л. С. Справочник учителя [Текст] / Л. С. Парамонова. – СПб. : Просвещение, 2004. – 352 с.Поваляева, М. А. Справочник учитейя [Текст] / М. А. Поваляева. Ростов н/Д. : Феникс: 2002. – 448 с. 31. Пожиленко, Е. А. Артикуляционная гимнастика [Текст] : методические рекомендации по развитию моторики, дыхания и голоса у детей до- школьного возраста / Е. А. Пожиленко. – М. : Наука, 2006. – 53 с. 32. Позднякова, Л. А. Формирование восприятия интонационной выразительности речи дошкольников со стёртой дизартрией [Текст] / Л. А. Позднякова // Учитель в детском саду. – 2005. № 5. – С. 57-62. 33. Попова, Т. В. Формирование интонационной выразительности речи у старших дошкольников с дизартрией [Текст] : автореф. дис. канд. пед. наук : 02.04.2009/ Т. В. Попов ; Пед. академия последипломного образования. – Москва, 2009. – 27 с. 34. Правдина, О. В. Учительия [Текст] : учебник для студ. дефектол. фак. / О. В. Правдина. – М. : Просвещение, 1973. – 325 с. 35. Репина, З. А. К вопросу об интонационной выразительности речи у младших школьников с ОНР с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии и их сверстников с нормальных психоречевым развитием [Текст] / З. А. Ре- пина, Е. А. Ларина // Специальное образование. – 2009. – №3. – С. 74-83. 36. Светозарова, Н. Д. Интонационная система русского языка [Текст] / Н. Д. Светозарова. – Л. : Наука, 1982. – 123 с. 37. Семенова, К. А. Дизартрии [Текст] / К. А. Семенова, Е. М. Мастюкова, М. Я. Смуглин // Хрестоматия: учебное пособие для студентов высших и средних специальных педагогических учебных заведений : В 2 тт. Т. I / Под ред. Л. С. Волковой и В. И. Селиверстова. – М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997. С. 173-188. 38. Серебрякова, Н. В. Формирование лексики у дошкольников со стертой формой дизартрии [Текст] / Н. В. Серебрякова, – СПб.: 1996. – 170 с. 39. Тонкова-Ямпольская, Р. В. Развитие речевой интонации у детей первых двух лет жизни [Текст] / Р. В. Тонкова-Ямпольская // Вопросы психо логии. – 1968. – № 3. – С.24-29. 40. Торсуева, И. Г. Интонация и смысл высказывании [Текст] /И. Г. Торсуева. – 2-е изд., испр. – М. : Либроком, 2009. – 112 с 41. Уварова, Т. Б. Наглядно-игровые средства в работе с дошкольниками [Текст] / Т. Б. Уварова. – М. : Сфера, 2009. – 64 с. 42. Филичева, Т. Б. Основы работы [Текст] : учеб. пособие для студентов пед. институтов / Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина ; под ред. Т. Б. Филичева. – М. : Просвещение, 1989. – 223 с. 43. Фомичева, М. Ф. Воспитание у детей правильного звукопроиз- ношения [Текст] : Практикум: Учеб. пособие для учащихся пед. уч-щ по спец. № 03.08 «Дошк. воспитание» / М. Ф. Фомичева. – М. : Просвещение, 1989 – 239 с. 44. Цейтлин, С. Н. Язык и ребёнок: Лингвистика детской речи [Текст]/ С. Н. Цейтлин. – М. : Владос, 2000. – 240 с. 45. Шевцова, Е. Е. Технологии формирования интонационной стороны речи [Текст] / Е. Е. Щевцова, Л. В. Забродина. – М. : Астрель, 2009. – 108 с. 46. Эльконин, Д. Б. Развитие речи в раннем детстве [Текст] / Д.Б. Эль- конин. – М.: Педагогика, 1989. – 375 с. 47. Язовицкий, Е. В. Выразительное чтение как средство эстетического воспитания [Текст] / Е. В. Язовицкий. - Л.: Учпедгиз, 1963. - 399 с. 48. . Галактионова, Т. Г., Казакова, Е. И. Учим успешному чтению. Рекомендации: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / Т. Г. Галактионова, Е. И. Казакова и др. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.studmed.ru/galaktionova-t-g-kazakova-e-i-i-dr-uchimsya-uspeshnomu-chteniyu-rabochaya-kniga-uchitelya-uchim-uspeshnomu-chteniyu_59462f6b7a9.html (дата обращения: 20.01.2021) 49. Головин, Б. Н. Основы культуры речи / Б. Н. Головин. – М. : [Электронный ресурс]. – Режим доступа:https://www.studmed.ru/golovin-b-n-osnovy-kultury-rechi_f7b8adb7267.html (дата обращения: 20.01.2021) 50. Кубасова, О. В. Выразительное чтение [Текст] : Пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / О. В. Кубасова. – 3-е изд., стер. – М. : Дело, 2001. – 144 с.
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

дипломная работа
Газета «Алтайская правда» в век цифровых технологий. Работа информационного портала ap22.ru
Количество страниц:
60
Оригинальность:
91%
Год сдачи:
2021
Предмет:
Журналистика
дипломная работа
Оперативно-розыскные меры по противодействию преступности несовершеннолетних
Количество страниц:
60
Оригинальность:
81%
Год сдачи:
2021
Предмет:
Уголовный процесс
дипломная работа
Смертность населения в современной России: динамика и региональные особенности
Количество страниц:
60
Оригинальность:
91%
Год сдачи:
2021
Предмет:
Демография
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image