ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….3 ГЛАВА 1. ПАМЯТЬ КАК ПСИХИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС……………………..5 1.1. Память как вид мнемической деятельности…………………………………5 1.2. Природные факторы, лежащие в основе индивидуальных различий устойчивой, сложившейся структуры памяти человека…………………………..9 ГЛАВА 2. ТЕОРЕТИКО - ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ПОДХОДЫ К ИССЛЕДОВАНИЮ ПАМЯТИ………………………………………………….13 2.1. Задачи исследований…………………………………………………………..13 2.2. Методы исследований………………………………………………………....13 2.2.1. Физиологические методы……………………………………………………13 2.2.2. Методы математической статистики………………………………………. 17 2.3. Организация исследования……………………………………………………17 ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЙ ПО ЗАДАЧАМ…………..….19 3.1. Результаты исследований, соответствующие первой задаче………………..19 3.2. Результаты по второй задаче…………………………………………………..26 3.3. Результаты третьей задачи…………………………………………………….28 ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………...30 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………..32

ВЫЯВЛЕНИЕ ПРЕОБЛАДАЮЩЕГО ТИПА ПАМЯТИ

курсовая работа
Медицина
30 страниц
64% уникальность
2021 год
125 просмотров
Ануфриева А.
Эксперт по предмету «Физиология»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….3 ГЛАВА 1. ПАМЯТЬ КАК ПСИХИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС……………………..5 1.1. Память как вид мнемической деятельности…………………………………5 1.2. Природные факторы, лежащие в основе индивидуальных различий устойчивой, сложившейся структуры памяти человека…………………………..9 ГЛАВА 2. ТЕОРЕТИКО - ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ПОДХОДЫ К ИССЛЕДОВАНИЮ ПАМЯТИ………………………………………………….13 2.1. Задачи исследований…………………………………………………………..13 2.2. Методы исследований………………………………………………………....13 2.2.1. Физиологические методы……………………………………………………13 2.2.2. Методы математической статистики………………………………………. 17 2.3. Организация исследования……………………………………………………17 ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЙ ПО ЗАДАЧАМ…………..….19 3.1. Результаты исследований, соответствующие первой задаче………………..19 3.2. Результаты по второй задаче…………………………………………………..26 3.3. Результаты третьей задачи…………………………………………………….28 ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………...30 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………..32
Читать дальше
Актуальность исследования. Роль памяти в структуре когнитивной сферы субъекта трудно переоценить, поскольку она является ее компонентом, а по сути, и механизмом, участвующим в организации и функционировании всех психических процессов и форм психической деятельности. Вместе с тем память как высшая психическая функция имеет физиологический предел, выход за который приводит к нарушениям самой мнемической деятельности субъекта, а также влияет, как правило, на все когнитивные процессы.


Наши контрольные работы под заказ в Красноярске выполняются профессионалами.


Ориентируясь на вышесказанное, можно выделить проблему исследования, заключающуюся в поиске новых направлений общепсихологического исследования памяти и развития ее различных видов в функциональном пространстве когнитивной деятельности. В основу исследования была положена следующая рабочая гипотеза: выявление контекстно-понятийной памяти субъекта в процессе когнитивной деятельности определяется действием ряда факторов: усвоением субъектами алгоритма конституирования получаемой информации; активизацией мыслительных операций с понятиями; формированием навыков реализации мнемических операций. Цель исследования: проанализировать процесс выявления преобладающего типа памяти. Задачи исследования:  охарактеризовать память как вид мнемической деятельности;  описать природные факторы, лежащие в основе индивидуальных различий устойчивой, сложившейся структуры памяти человека;  представить задачи и методы исследований;  применить методы физиологические и методы математической статистики;  определить организацию исследований;  проанализировать результаты исследований, соответствующие трем задачам. Объект исследования: память как психический процесс и психическая деятельность. Предмет исследования: психологические факторы развития контекстно-понятийной памяти субъекта в процессе когнитивной деятельности. Методы исследования. Для решения поставленных задач использовались следующие методы: общенаучные (анализ, обобщение, моделирование процесса), психологические (тестирование, наблюдение, экспертные оценки, опрос). Развитие контекстно-понятийной памяти в процессе когнитивной деятельности оценивалось с помощью опытно-экспериментальных процедур стандартизированного характера: «Школьный тест умственного развития», разработанный НИИ общей и педагогической психологии АПН СССР; методика «Заучивание 10 слов», разработанный А.Р. Лурия; «Шкала измерения интеллекта Векслера», а также авторские разработки («Уровни развития мнемических действий», «Усвоение алгоритма конституирования», «Уровни развития мнемических операций (смысловая обработка материала»)). Базой исследования явились Муниципальное образовательное учреждение «Средняя школа №3» Красноярского края, краевая государственная общеобразовательная школа-интернат среднего (полного) общего образования с углубленным изучением отдельных предметов, педагогический центр по работе с одаренными детьми и талантливой молодежью «Школа космонавтики» (г.Железногорск, Красноярского края) и ежегодная летняя интенсивная школа «Международная школа космонавтики (МШК)». Всего в исследовании на стадии опытно-экспериментальной работы приняло участие 60 человек. Практическая значимость исследования заключается во всестороннем анализе и обосновании психологических условий развития контекстно-понятийной памяти субъекта в процессе когнитивной деятельности. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы.

Читать дальше
Проведено теоретико-экспериментальное исследование по выявлению психологических факторов развития контекстно-понятийной памяти в процессе когнитивной деятельности, позволившее сделать следующие выводы. Анализ научной литературы по проблеме исследования показал, что память, как компонент когнитивной сферы субъекта, целесообразно рассматривать как психический процесс и психическую деятельность. Такой подход позволяет изучать не только результаты, но и саму деятельность запоминания. Установлено, что память как психическое явление находится в тесном взаимодействии с ощущениями, восприятием и представливанием, мышлением и воображением, что отражено нами в уточненных структурной и функциональной моделях когнитивной сферы субъекта, позволяющих определить соответствующие связи исследуемого явления с вышеперечисленными. Кроме того, нами сформулировано понятие операционной единицы памяти как наименьшей частицы информации, которую способен воспринять и усвоить человеческий мозг; выделены в качестве таких единиц образ, знак, слово, понятие и контекст (смысл). Используя операционные единицы памяти в качестве логических оснований деления, мы, в рамках таксономического подхода к классификации понятий, выделили следующие виды памяти: 1) образный; 2) знаково-словесный; 3) контекстно-понятийный. Последний вид памяти, с нашей точки зрения, представляет наибольший интерес в рамках когнитивной деятельности субъекта и определяется нами как вид мнемической деятельности, в процессе которой происходит выявление, запоминание и сохранение внутренней (смысловой) сущности того или иного явления, деятельности, информационного материала, представленного в виде понятий и сформированных из них суждений. В структуре памяти выделяются процессы запоминания (забывания), сохранения, воспроизведения, которые проявляются в действиях конституирования, потенциирования и актуализации, представляющих собой, в свою очередь, совокупность мнемических операций. Контекстно-понятийная память выполняет перцептивную, кумулятивную, репродуктивную функции и позволяет усваивать большие объемы знаний. Развитие у человека контекстно-понятийной памяти способствует усвоению больших объемов знаний и характеризует собой более высокую ступень развития ментальных способностей субъекта, а также достаточного развития других когнитивных процессов, например, мышления, воображения, внимания. Когнитивная деятельность выступает как функциональное пространство развития контекстно-понятийной памяти субъекта посредством реализации интегрированных функций: перцептивно-познавательной, кумулятивно-познавательной репрезентативно-познавательной (интеграция познавательной функции когнитивной деятельности с функциями контекстно-понятийной памяти), перцептивно-преобразовательной, кумулятивно-преобразовательной, репрезентативно-преобразовательной (интеграция преобразовательной функции когнитивной деятельности с функциями контекстно-понятийной памяти.
Читать дальше
1. Анохин П.К. Очерки по физиологии функциональных систем. - М.: Медицина, 2015.-С.23-25. 2. Аткинсон Р. Человеческая память и процесс обучения. - М., 2011.- С.263-267. 3. Бергсон А. Материя и память. Собр. соч.: - СПб., 2011.- С.211-216. 4. Бочарова С.П. Системный подход к изучению мнемических процессов //Исследование памяти. - М.,2012.- С.345-348. 5. Величковский Б.М. Зрительная память и модели переработки информации человеком // Вопросы психологии. - 2017. - № 6.- С.45-50. 6. Голубева Э.А. Способности и индивидуальность. - М.: Прометей, 2013.-С.203-206. 7. Дудкин К. Н. Зрительное восприятие и память. - Л.: Наука, 2015.- С.89-90. 8. Зинченко В.П., Мунипов В.М., Гордон В.М. Исследование визуального мышления. // Вопросы психологии. — 2013. - № 2.- С.25-30. 9. Зинченко П.И. Непроизвольное запоминание. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 2011.-С.456-460. 10. Клацки Р. Память человека: структуры и процессы - М., 2018.- С.398.-400. 11. Леонтьев А.Н. Развитие памяти. Экспериментальное исследование высших психических функций. - М.,2011.- С.45-48. 12. Монти Р., Тауб Г., Логхерн К. Оперативное запоминание последовательных событий: влияние скорости предъявления, числа категорий и длины пробы // Инженерия психология за рубежом. - М., 2017.- С.16-20. 13. Репкина Г.В. Исследование оперативной памяти // Проблемы инженерной психологии. - Вып. 3. - Л.,2015.- С.47-50. 14. Роговин М. Н. Проблемы теории памяти. - М., 2017.- С.78-81. 15. Смирнов A.A. Проблемы психологии памяти. -М.: Просвещение, 2016.-С.378-380. 16. Цепляев Ю.Ф., Федосеев И.В. и др. Развитие психофизиологической устойчивости диспетчерского состава при работе в усложненных условиях УВД // Психофизиологические вопросы подготовки летного и диспетчерского состава. - Л.: ОЛАГА, 2019.- С.115-118. 17. Шадриков В.Д. Деятельность и способности. - М.: Изд. корпорация Логос, 2014. -С.201-206. 18. Шадриков В.Д. Способности человека. - М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 2017.- С.114-119. 19. Швырков В.Б. Нейрофизиологическое изучение системных механизмов поведения. - М.: Наука, 2018. – С.104-108. 20. Шемякин Ф. Н. О психологии пространственных представлений // Ученые записки НИИ психологии. -Т.1. - М.,2014.- С.58-59. 21. Шемякин Ф. Н. Ориентация в пространстве //Психологическая наука в СССР. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 2015. - T.I.- С.118-120. 22. Atcinson R.C., Shiffrin M. The control of short-term memory, set. - Am. 2017. Vol. - 220/4.- Р.41-44. 23. Bartlett F.С. Remembering. - Cambridge, 2012. – Р.45-49. 24. Janet P. L'évolution de la memoire et de la notion du temps. - Paris,2019. – Р.49-52. 25. Kofflca K. Principles of Gestalt Psychology. N.J. - 2017. – Р.52-56. 26. Kohler W. Gestalt Psychology. - N., 2019. – Р.25-28.
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

курсовая работа
Бизнес планирование магазина музыкальных товаров
Количество страниц:
36
Оригинальность:
85%
Год сдачи:
2021
Предмет:
Бизнес-планирование
курсовая работа
тему Налоговая система РФ.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
87%
Год сдачи:
2021
Предмет:
Государственное регулирование экономики
курсовая работа
Планирование и экономическое обоснование проекта по разработке печати ювелирных украшений на 3D-принтере
Количество страниц:
35
Оригинальность:
77%
Год сдачи:
2021
Предмет:
Экономика
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image