Введение 3
Глава 1. Теоретическое исследование эмоциональной компетентности руководителя 5
1.1 Понятие и структура эмоциональной компетентности руководителя 5
1.2 Эмоциональный интеллект как критерий успешности и эффективности 8
Глава 2. Анализ методов исследования эмоциональной компетентности на примере сотрудников Администрации Тюменской области 16
2.1 Определение уровня развития эмоциональной компетентности руководителя организации 16
2.2 Профессиональное совершенствование через систему самообразования 21
Заключение 29
Список использованной литературы 31
Читать дальше
При всей важности познавательного развития человека, его гармоничное формирование невозможно без эмоционального отношения к окружающей среде в соответствии с ценностями, идеалами и нормами общества. Эмоции - особый класс психических процессов и состояний, связанных с инстинктами, потребностями, мотивами, которые отражают в форме непосредственного опыта важность воздействия на отдельные явления и ситуации для осуществления своей жизни.
Проблема эмоциональной компетентности - одна из важнейших психолого-педагогических проблем, актуальных для личностного и профессионального развития современного учителя. Эмоциональная компетентность - это способность осознавать свои эмоции и эмоции партнера по общению, анализировать их и управлять ими, чтобы выбрать наиболее эффективное поведение в конкретной ситуации.
Для возникновения диалога необходимо включить в образ определенной социальной роли модель коммуникативного поведения, включающую значимость полученной информации для собеседника, его психическое состояние, установку и т. д.
Высокая степень вовлеченности в процесс общения эмоциональной сферы, умение контролировать свое восприятие, смотреть на человека как на ценность, «читать» изменения личности, голоса, жестов, умение предугадывать общение невозможно без самопознания, саморефлексия и саморегуляция - умение сравнивать себя с оценками других участников взаимодействия.
Эмоциональная компетентность как неотъемлемая характеристика позволяет прогнозировать успешность профессиональной карьеры человека в области коммуникации и социального управления.
В сегодняшней ситуации это особенно актуально, потому что во всех сферах деятельности присутствует компетентностный подход.
Структура эмоционального интеллекта и эмоциональной компетентности успешных сотрудников представляет собой единое, динамично функционирующее и гибкое, взаимосвязанное целое.
Структура эмоционального интеллекта неуспешных сотрудников негибкая, а взаимосвязи между отдельными параметрами эмоциональной компетентности у них сформированы недостаточно.
Эмоциональная компетентность и другие ресурсы человека, рассматриваемые в исследовании, и в частности степень их взаимосвязанности, могут рассматриваться как личностный фактор эффективности профессиональной деятельности и, более того, как один из предикторов успешности усвоения учебного материала.
Дизайн исследования, использованный в данной статье, не позволяет однозначно судить о том, являются ли нарушения в структуре эмоционального интеллекта причиной или следствием дезадаптации неудавшихся сотрудников.
Однако полученные данные дают все основания полагать, что они значительно снижают эффективность профессиональной деятельности.
На основании данных, полученных в ходе исследования, предложены рекомендации по профессиональному самообразованию по психолого-педагогическому сопровождению сотрудников, испытывающих трудности в профессиональной деятельности, связанные с недостатками эмоционального интеллекта и саморегуляции.
Читать дальше
. Бабаева Ю.Д. Эмоции и проблемы классификации типов мышления / Бабаева Ю.Д. - М .: Психология, 2009. - 196 с.
2. Вайсбах Х., Дакс У. Эмоциональный интеллект / Вайсбах Х., Дакс У. - М., 2008. - 236 с.
3. Волоковицкий Г.А. Мотивация военно-профессионального самосовершенствования / Волоковицкий Г.А. - М .: В А. им. F.E. Дзержинский, 2010. - 364 с.
4. Выготский Л.С. О двух направлениях понимания природы эмоций в зарубежной психологии начала ХХ века / Выготский Л.С. - вопрос. Psychal, 2018. - 259 с.
5. Гоулман Д. Эмоциональный интеллект / Д. Гоулман - М .: АСТ, 2008. - 326 с.
6. Гришанова Н.А. Компетентностный подход в профессиональном обучении взрослых: Методическое пособие / Гришанова Н.А. - М .: Исследовательский центр качественного обучения, 2017. - 320 с.
7. Дзеравянка С.П. Развитие эмоционального интеллекта в учебных группах / Дзеравянка С.П. - Психологический журнал, 2008. - 331 с.
8. Десятова И.В. Самообразование - необходимость современного общества / И.В. Десятова - Челябинск: Два комсомольца, 2018. - 118 с.
9. Завалишина Н.Д. Профессионализация в контексте человеческой жизни. / Завалишина Н.Д. - М .: Москва, 2007. - 244 с.
10. Зазыкин В.Г., Чернышов А.П. Акмеологические проблемы профессионализма / Зазыкин В.Г., Чернышов А.П. - М., 2011. - 200 с.
11. Климов Е.А. Образ мира в разных профессиях / Климов Е.А. - М .: МДУ, 2010. - 211 с.
12. Кравцов Г.Г. Единство аффекта и интеллекта в теории и на практике / Кравцов Г.Г. - М .: Минск, 2008. - 229 с.
13. Кричевский П. Если ты руководитель. Элементы психологии и менеджмента в повседневной работе / Кричевский П. - М .: Кейс, 2011. - 162 с.
14. Маркава А.К. Психология профессионализма / Маркова А.К. - М., 2008. - 308 с.
15. Орм Г. Эмоциональное мышление как инструмент успеха / Орм Г. - М: KSP +, 2008. - 150 с.
16. Подвербная ОС. Впереди переподготовка и повышение квалификации - залог эффективного трудоустройства / ОС Подвербная - Человек и труд, 2010. - 338 с.
17. Рейковский Ю. Экспериментальная психология эмоций / Рейковский Ю. - М .: Прогресс, 2009. - 379 с.
18. Спасибенко С.Г. Эмоциональное и рациональное в социальной структуре человека / Спасибенко С.Г. - Социально-гуманитарные знания, 2012. - 125 с.
19. Тостов А.С., Колымба И.Г. Феноменология эмоциональных явлений / Тостов А.С., Колымба И.Г. - М .: Психология, 2009. - 314 с.
20. Холмогорова А.Б., Гаранян Н.Г. Культура, эмоции и психическое здоровье / Холмогорова А.Б., Гаранян Н.Г. - Psychal, 2009. - 674 с.
Читать дальше