Введение 3 Глава 1. Теоретические подходы к изучению современной семьи как института социализации 5 1.1 Особенности реализации функций современной семьи 5 1.2 Особенности социализации в семье в процессе межпоколенного взаимодействия 9 Выводы по главе 1 14 Глава 2. Изучение роли семьи и внутрисемейного взаимодействия в процессе социализации учащихся подросткового возраста 15 2.1 Особенности социализации в семье в процессе подросткового возраста 15 2.2 Анализ основных причин негативного влияния взаимоотношений в семье на процесс социализации учащихся подросткового возраста 18 Выводы по главе 2 22 Заключение 24 Список литературы 26

СЕМЬЯ КАК ИНСТИТУТ СОЦИАЛИЗАЦИИ УЧАЩИХСЯ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА

курсовая работа
Педагогика
26 страниц
85% уникальность
2021 год
21 просмотров
Романов А.
Эксперт по предмету «Педагогика»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
Введение 3 Глава 1. Теоретические подходы к изучению современной семьи как института социализации 5 1.1 Особенности реализации функций современной семьи 5 1.2 Особенности социализации в семье в процессе межпоколенного взаимодействия 9 Выводы по главе 1 14 Глава 2. Изучение роли семьи и внутрисемейного взаимодействия в процессе социализации учащихся подросткового возраста 15 2.1 Особенности социализации в семье в процессе подросткового возраста 15 2.2 Анализ основных причин негативного влияния взаимоотношений в семье на процесс социализации учащихся подросткового возраста 18 Выводы по главе 2 22 Заключение 24 Список литературы 26
Читать дальше
Актуальность исследования. Изучение особенностей развития и осо-бенностей социализации современных детей и подростков в семье пред-ставляет особый интерес и является актуальным по нескольким причинам. Во-первых, семья, выступая важнейшим социальным институтом, суще-ственно влияет на процесс исторического развития социума в целом. Во-вторых, именно в семьях в основном происходит воспроизводство и вос-питание подрастающего поколения, она играет ключевую роль в процессе социализации человека, в семье происходит формирование и передача национальных культурных традиций, а также формируются ценностные ориентации и система морально-нравственных норм, которыми во многом определяются особенности социального поведения человека. Также необ-ходимо отметить, что современные подростки отличаются от своих сверст-ников в предыдущих поколениях некоторыми социально-психологическими особенностями межличностных отношений. Данные особенности обусловлены как индивидуальными качествами личности (эмоциональными и волевыми свойствами, интеллектуальными возможно-стями и т.д.


За выполнение курсовых работ на заказ в Хабаровске на нашем сервисе не придётся краснеть.


.), так и усвоенными личностью ценностями социума. В под-ростковом возрасте межличностные конфликты могут возникать между подростком и родителями, учителями, сверстниками. Актуальной на сего-дняшний день является проблема изучения особенностей взаимодействия подростков и родителей в семье, а также влияние данного взаимодействия на процесс социализации подростков. Особенности взаимодействия в семье оказывают существенное влия-ние на формирование личности подростка, а также на особенности процес-са социализации. Исследования, проведенные А.К. Болотовой, В.И. Виш-невской, В.Г. Каменской, Ю.А. Колотовниковой, Н.В. Левитовым, Е.В. Ло-гуновой, О.Г. Прохоровой и другими исследователями показали, что ход социализации подростка во многом определяет его эмоциональный кон-такт и особенности взаимодействия с членами семьи, в первую очередь – с родителями. В то же время, данные исследований, посвященные особенно-сти влияния института семьи на процесс социализации современных под-ростков, недостаточно структурированы, что и определило проблему ис-следования. Цель исследования: изучение особенностей влияния института семьи на процесс социализации современных подростков. Объект исследования: процесс социализации современных учащихся подросткового возраста Предмет исследования: влияние семьи и внутрисемейного взаимодей-ствия на процесс социализации учащихся подросткового возраста. Гипотеза исследования: успешность процесса социализации совре-менных учащихся подросткового возраста определяется особенностями взаимодействия в семье, где воспитывается подросток. Задачи исследования: 1. На основании изучения и анализа данных литературы рассмотреть особенности понимания современной семьи как социального института 2. Выявить основные особенности социализации в семье в процессе взаимодействия между поколениями. 3. Изучить особенности социализации учащихся подросткового воз-раста в семье. 4. Проанализировать основные психологические причины, лежащие в основе нарушения социализации подростков в семье. 5. Сформулировать общие выводы по результатам проведенного теоретического исследования. Методы исследования: изучение и анализ данных литературы, срав-нение, обобщение. Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключе-ния и списка источников литературы.

Читать дальше
Обобщая результаты проведенного теоретического исследования, можно сделать следующие общие выводы. Особенности взаимоотношений внутри семьи, в частности, особенно-сти взаимоотношений между различными поколениями в семье, оказывают существенное влияние на протяжении всего жизненного пути человека, но наиболее значимой ролью семьи характеризуются начальные этапа жиз-ненного пути, когда активно формируются психологические, эмоциональ-но-волевые, духовно-нравственные основы личности. Важнейшей социаль-ной функцией, реализуемой в современной семье, является процесс воспи-тания и развития, а также функции, связанные с социализацией подраста-ющего поколения. Для учащихся подросткового возраста характерно наличие суще-ственных изменений во взаимоотношениях с родителями. Данные измене-ния нередко приобретают конфликтный характер. В различных подходах к объяснению асоциального поведения подростка исследователи часто учитывают, какое влияние оказывают неблагоприятные взаимоотношения подростка с родителями на процесс его социальной идентификации. Пове-дение подростка во время конфликта может существенно отличаться от привычных норм поведения и не согласовано с опытом личности. Отсут-ствие личного опыта реагирования в условиях конфликта, отсутствие под-держки со стороны родителей способствует тому, что у подростка форми-руются непродуктивные стратегии поведения и может привести к наруше-ниям социализации. Причины нарушений социализации в подростковом возрасте, обу-словленные особенностями взаимодействия внутри семьи исследуются спе-циалистами различных научных дисциплин: психологами, педагогами, со-циологами, криминологами и т.д. Но, несмотря на это, к настоящему вре-мени в науке не сложилось единого представления о возникновении и ме-ханизмах протекания конфликтов в процессе взаимодействия подростков и родителей. В качестве одной из основных причин нарушения взаимодей-ствия между подростками и членами семьи указывается воздействие воз-растного кризиса, сопровождающего переход от детского возраста к под-ростковому. В данный период подростки нередко проявляют непослуша-ние родителям, отличаются выраженной капризностью, раздражительно-стью, частой сменой настроений. Среди личностных особенностей родите-лей, которые способствуют нарушению внутрисемейного взаимодействия особенно выражено влияние консервативного способа мышления, привер-женности устаревшим нормам поведения, авторитарности суждений и по-ведения, ортодоксальности установок. Из личностных особенностей, ха-рактерных для подростков, важная роль в нарушении процесса социали-зации принадлежит упрямству, эгоизму и эгоцентризму, самоуверенности и лености. Также причиной нарушения социализации в подростковом воз-расте нередко выступают особенности внутрисемейного взаимодействия. При дисгармоничном взаимодействии конфликты возникают в результате отчуждения, напряженности, невозможности найти приемлемые способы контакта, затяжном нарушении психологического климата в семье. В таких отношениях отсутствует внимание к чувствам и эмоциям подростков, в от-ношениях родители сохраняют дистанцию, что приводит к появлению невротических реакций и постоянному беспокойству у подростков, что провоцирует развитие конфликтных ситуаций и отдалению подростка от семьи. Эффективное разрешение возникающих конфликтных ситуаций и гармонизация внутрисемейного взаимодействия выступает в качестве ста-билизирующего фактора, во многом определяющего развитие современ-ного общества, так как в младших поколения происходит более быстрая адаптация к жизни в новых социальных условиях, в том случае, если меж-ду поколениями успешно передается: опыт, традиции, нормы жизнедея-тельности и поведения.  
Читать дальше
1. Болотова А.К. Психология развития и возрастная психология / А.К. Болотова. - СПб.: Питер, 2018. - 478 c. 2. Бордовская Н.В. Педагогика: учебник для ВУЗов / Н.В. Бордовская, А.А. Реан.– СПб: Питер, 2015.–299с 3. Верб Л. Я. Под одним кровом. Советы семейного психолога / Л.Я. Верб. - М.: Питер,2017. - 256 c. 4. Вишневская В.И. Психология и педагогика / В.И. Вишневская. – СПб: АЛЬФА, 2016.–315 с. 5. Дарвиш, О.Б. Возрастная психология / О.Б. Дарвиш. - М.: КДУ , 2013. - 264 c. 6. Демидов Д.Н. Соотношение образов «Я-реальное» и «Я-идеальное» и проблемы подростков /Д.Н. Демидов.–СПб.: Образование, 2018.–220с. 7. Жигинас Н.В. Гендерные особенности социализации: Дис.... канд. пси-хол. наук. – Томск, 2019. –151 c. 8. Каменская В.Г. Психология общения /В.Г.Каменская. – СПб.: Образо-вание, 2019. –226с. 9. Князева М.Л. Ключ к самосозиданию /М.Л. Князева. – М.: Изд. центр Академия, 2017.–253с. 10. Колотовникова Ю.А. Социализация подростков в современном мире // Вестник Университета Российской академии образования. – 2017. - №3. – с.50-56. 11. Колеченко А.К. Развивающаяся личность и педагогические техноло-гии: методические рекомендации /А.К. Колеченко. – СПб.:УПМ, 2016. –103с. 12. Левитов Н.Д. Психологические особенности подростков /Н.Д.Левитов.– М.: Академический проспект, 2011.–212 с. 13. Леонтьев, А.Н. Проблемы развития психики /А.Н. Леонтьев. –Спб.: Питер, 2015.– 584 с. 14. Логунова Е. В. Особенности социального исследования причин воз-никновения межличностных конфликтов у современной молодежи // Молодой ученый. — 2020. — № 48 (338). — С. 113-115. 15. Марцинковская Т.Д. Возрастная психология / Т.Д. Марцинковская. - М.: Academia, 2017. - 319 c. 16. Митичева Т. И. Особенности социализации современных подростков в неблагополучных семьях // Молодой ученый. — 2016. — № 1 (105). — С. 739-742. 17. Мудрик A.B. Социальная педагогика и образование /А.В. Мудрик.– М.: Изд. центр Академия, 2017.– 294 с. 18. Мухина В.С. Возрастная психология: Феноменология развития: Учебник / В.С. Мухина. - М.: Академия, 2016. - 272 c. 19. Павленок П. Д. Теория, история и методика социальной работы/ П.Д. Павленок. — М.: Дашков и Кº, 2016. — 476 с. 20. Прохорова О.Г. Основы психологии семьи и семейного консульти-рования / О.Г. Прохорова. - М.: Юрайт, 2018. -821 c. 21. Сагилян Э.М. Семья как важнейший институт социализации лично-сти // Вестник Университета Российской академии образования. – 2018. - №2. – С.72-78. 22. Столяренко Л.Д. Психология и педагогика: Учебник для академиче-ского бакалавриата / Л.Д. Столяренко. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 509 c. 23. Хагурова Н.Е. Современная семья и воспитание (феноменология кризиса) // Народное образование. - 2016. № 7. – С.62-63. 24. Хухлаева О.В. Психология развития и возрастная психология / О.В. Хухлаева. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 367 c. 25. Шнайдер Л. Б. Основы семейной психологии / Л.Б. Шнайдер. – М.:Огни, 2018. - 928 c.
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

курсовая работа
Формирование познавательных универсальных учебных действий у младших школьников во внеурочной деятельности по математике
Количество страниц:
45
Оригинальность:
43%
Год сдачи:
2021
Предмет:
Педагогика
курсовая работа
Продвижение новостного Интернет-ресурса в социальных сетях
Количество страниц:
40
Оригинальность:
81%
Год сдачи:
2021
Предмет:
Журналистика
курсовая работа
Особенности освобождения несовершеннолетних от наказания
Количество страниц:
25
Оригинальность:
71%
Год сдачи:
2021
Предмет:
Уголовное право
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image