Введение 3 Глава 1.Теоретические аспекты изучения особенностей народного женского головного убора 5 1.1. Народный костюм в историко-культурном контексте 5 1.2. Женский головной убор в контексте народного костюма 9 Глава 2. Традиционные народные женские головные уборы 15 2.1. Знаково-символическая роль национального женского головного убора и его взаимосвязь с окружающей средой 15 2.2.Особенности женских головных уборов мордвы 21 Заключение 34 Список литературы 35 Приложение 1…………………………………………………………………….39 Приложение 2…………………………………………………………………….40

Роль женского головного убора в народном костюме.

курсовая работа
Культура
40 страниц
75% уникальность
2021 год
38 просмотров
Кривоспицкий А.
Эксперт по предмету «История культуры»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
Введение 3 Глава 1.Теоретические аспекты изучения особенностей народного женского головного убора 5 1.1. Народный костюм в историко-культурном контексте 5 1.2. Женский головной убор в контексте народного костюма 9 Глава 2. Традиционные народные женские головные уборы 15 2.1. Знаково-символическая роль национального женского головного убора и его взаимосвязь с окружающей средой 15 2.2.Особенности женских головных уборов мордвы 21 Заключение 34 Список литературы 35 Приложение 1…………………………………………………………………….39 Приложение 2…………………………………………………………………….40
Читать дальше
Одним из важных элементов традиционной женской одежды является головной убор. Он служит существенным дополнением образа. В древности по головному убору можно было определить семейное положение девушки, также он отражал и социальный статус и степень состоятельности семьи. Женский головной убор во многом был информативен, раскрывал культуру и традиции народа. Актуальность исследования заключается в том, что для современного поколения крайне необходима тема исследования традиций народной культуры. Национальный головной убор содержит в себе определенный колорит и отражает характер народа. Женский головной убор являлся не только дополнением к костюму, но и имел символическое значение. Он отражал принадлежность к определенному социальному статусу, территориальное расположение и ее отличительные черты.


Выполним написание диссертации на заказ в Казани в короткие сроки.


Имел сакральное значение для девушки в подготовке к замужеству. Являлся большой ценностью и передавался из поколения в поколение. В XX – XXI веке головной убор утратил традиционную значимость. Большая часть исследований направленны на развитие современных технологий, когда изучение истории и традиций отошли на второй план. Изучение женского головного убора поможет лучше понять культуру народа. Уважение к традициям укрепит систему ценностей человека. Головной убор как один из элементов традиционного костюма довольно долго сохранял этнические признаки. Он был своеобразным маркером этнически обусловленного мировосприятия своего носителя и показателем его национальной и территориальной идентичности. Таким образом, наиболее устойчивыми идентифицирующими свойствами обладал именно женский головной убор, т.е. головные уборы сопровождали женщину на каждом этапе ее жизни, отражая все детали ее возраста, социального положения и уровня жизни. Цель исследования состоит в теоретическом и практическом изучении особенностей женского головного убора в народном костюме. Объект исследования – женский народный головной убор. Предмет исследования - роль женского головного убора в народном костюме. Задачи: 1.Изучить народный костюм в историко-культурном контексте. 2.Охарактеризовать особенности женского головного убора в контексте народного костюма. 3.Рассмотреть знаково-символическую роль национального женского головного убора и его взаимосвязь с окружающей средой. 4.Проанализировать особенности женских головных уборов мордвы. Методы исследования – историко-культурный, сравнительно- исторический, структурно-функциональный анализ, общенаучные методы исследования. Структура курсовой работы базируется на задачах и логике исследования и содержит введение, две главы, заключение и список литературы.

Читать дальше
В соответствии с целью и задачами, поставленными во введении, были выполнено исследование, позволившее сделать следующие выводы. Нaродный костюм, как объект мaтериaльной культуры, является богaтейшим творческим источником. В трaдиционном костюме пересеклись мировоззренческие и эстетические предстaвления нaродa, утилитaрность и декорaтивность. Нaродный костюм нa протяжении столетий не остaвaлся неизменным, a рaзвивaлся вместе с ходом истории, приспосaбливaясь под новые условия жизни его носителя. С древних времен головные уборы играли чрезвычайно важную декоративную роль в одежде в целом. Являясь аксессуарами для ношения на голове, они обладают самыми сильными декоративными свойствами по сравнению с другими деталями. Головной убор в женском национальном костюме - это не аксессуар, это очень важная и обязательная часть повседневной и праздничной одежды. Головной убор не только являлся неотъемлемой частью ансамбля, дополнял и украшал его, но был символом и оберегом, который мог рассказать многое о женщине. Народные мастерицы умели превращать обычную вещь в произведение искусства. При этом они старались добиться разнообразия и неповторимости декора. Коллекции национальных головных уборов, хранящиеся в музеях, открывают перед нами прекрасное народное искусство, являются свидетельством богатейшей фантазии людей, их тонкого художественного вкуса, изобретательности и высокого мастерства. Таким образом, цель достигнута, задачи решены.
Читать дальше
Антошенкова Е.В. Головные уборы восточных славянок. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://russkayarech.ru(дата обращения 14.02.2021). 2.Батырева К.П. Калмыцкий народный костюм: головной убор в свете этнических воззрений //Буддизм Ваджраяны в России: Исторический дискурс и сопредельные культуры. Коллективная монография. Научное издание / Отв.редактор Е. В.Леонтьева; сост. В. М. Дронова. — М.: Алмазный путь, 2019. — 570 с. 3.Белицер В. Н. Народная одежда мордвы. – М.: Наука, 2016. - 216 с. 4.Валькевич С.И. Русский костюм в историко-культурном контексте. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.elibrary.ru (дата обращения 14.02.2021). 5.Вейс Г. История культуры народов мира: Костюм. Украшения. Предметы быта. Вооружение. Храмы и жилища. Обычаи и нравы. – М.: Эксмо, 2017. – 960 с. 6.Вихляев В.И. Происхождение древнемордовской культуры. - Саранск: Тип. «Красный Октябрь», 2018. - 132 с. 7.Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://search.rsl.ru(дата обращения 14.02.2021). 8.Доде З.В. Средневековый костюм народов Северного Кавказа. Очерки истории. — М.: Издательская фирма «восточная литература» РАН, 2017. – 430 с. 9.Ефимова Л.В. Эстетическое значение в дизайне формы головного убора женского костюма. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.elibrary.ru (дата обращения 14.02.2021). 10.Захаржевская Р.В. История костюма. От античности до современности. - М., Проспект, 2017. – 350 с. 11.Зеленин Д.К. Женские головные уборы восточных (русских) славян. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://search.rsl.ru(дата обращения 14.02.2021). 12.Зеленин Д. К. Русская этнография. – М.: Ин-т русской цивилизации, 2016. - 672 с. 13.Калашникова Н.М. Народный костюм: семиотические функции: Учебник для вузов культуры и искусства. - Саратов, Этно, 2017. – 374 с. 14.Каминская Н.М. История костюма. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.bookvoed.ru(дата обращения 14.02.2021). 15.Каргин А.С. Народная художественная культура. - М.: АСТ, 2017. - 356 с 16.Кирсанова Р.М. Костюм в русской художественной культуре. – М.: Проспект, 2015. - 383с. 17.Корнишина Г.А. Знаковые функции и символические категории традиционной мордовской одежды в свадебном цикле // Финно-угорский мир. - 2019. - № 3. - С. 66–77. 18.Корнишина Г.А. Этническая структура и особенности этнокультурного функционирования мордовского населения Ульяновской области // Финно-угорский мир. - 2018. - № 2. - С. 77–89. 19.Корнишина Г.А., Писарев Е.А. Социовозрастная регламентация головных уборов мордвы // XLV Огаревские чтения. - 2017. - № 2. - С. 28–33. 20.Кручинкина Е.В. Височные украшения женского головного убора мордвы. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.elibrary.ru (дата обращения 14.02.2021). 21.Кузьминова И.А. Номинации головных уборов как экспликаторы этнокультурной информации. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://cyberleninka.ru(дата обращения 14.02.2021). 22.Лузгин А.С. Народные промыслы мордовского края. Вторая половина XIX – начало XX в. (этнокультурные аспекты). - Саранск: Мордов. кн. изд-во, 2016. - 272 с. 23.Мерцалова М.Н История костюма. – М.: Искусство, 2018. – 200 с. 24.Мерцалова М.Н. Поэзия народного костюма. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://search.rsl.ru(дата обращения 14.02.2021). 25.Мирзоева Н.А. Женский головной убор как этнографический термин. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.elibrary.ru (дата обращения 14.02.2021). 26.Ожегов С.Ю. Словарь русского языка. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://search.rsl.ru(дата обращения 14.02.2021). 27.Рассел Б. Художественная вышивка: узоры, схемы, инструкции. - М.: Ниола 21-й век, 2017. - 112 с. 28.Ушаков Д.Н. Большой толковый словарь современного русского языка. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://search.rsl.ru(дата обращения 14.02.2021). 29.Фасмер М. Этимологический словарь русского языка. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://search.rsl.ru(дата обращения 14.02.2021). 30.Цагараев В. Искусство и время. — Владикавказ, Издательство «Ир», 2017. – 280 с. 31.Чеснов Я. В. Лекции по исторической этнологии: Учебное пособие. - М.: Гардарика, 2018. - 400 с. 32.Чесняк М.Г. Дизайн традиционных женских головных уборов как символика взаимосвязи с окружающей средой. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.elibrary.ru (дата обращения 14.02.2021). 33.Чесняк М.Г. Традиционные девичьи и женские головные уборы: символика и дизайн. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.elibrary.ru (дата обращения 14.02.2021). 34.Шахматов А.А. Мордовский этнографический сборник. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://search.rsl.ru(дата обращения 14.02.2021). 35.Шигурова Т.А. Народная одежда в жизни общества // Культура и искусство. - 2018. - № 12. - С. 62–67. 36.Шигурова Т.А. Семантика картины мира в традиционном костюме мордвы: моногр. - Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2018. - 154 с.
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

курсовая работа
Учёт расчётов с персоналом по оплате труда на примере ОГАУ "ДИПИ "Лесная дача"
Количество страниц:
35
Оригинальность:
82%
Год сдачи:
2021
Предмет:
Бухгалтерский учет
курсовая работа
Виды доказательств в уголовном процессе
Количество страниц:
25
Оригинальность:
59%
Год сдачи:
2021
Предмет:
Право
реферат
Предмет и метод культурологии
Количество страниц:
20
Оригинальность:
86%
Год сдачи:
2021
Предмет:
Культурология
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image