Введение 3
Глава 1. Лингвистические и психологические особенности устной речи 4
§1. Аудирование и говорение как виды речевой деятельности 4
§2. Диалогическая речь и ее особенности 8
Глава 2. Методика обучения диалогической речи в 5 – 9 классах национальных школ 14
§1. Анализ программ по русскому языку с точки зрения исследуемой проблемы 14
§2. Пути и приемы обучения диалогической речи на уроках русского языка 19
Заключение 21
Список использованной литературы 23
Читать дальше
В работе была поставлена цель – разработать методику обучения русской диалогической речи в 5 – 9 классах национальных школ.
Для достижения этой цели мы изучили лингвистические и психофизиологические особенности диалогической речи, которые освещены в I главе работы. Были сделаны следующие выводы: В процессе устной речи участвуют два вида речевой деятельности – аудирование и говорение.
1. Аудирование – слушание и понимание на слух звучащей речи. Это пассивный вид речевой деятельности. Аудирование включает в себя четыре компонента.
2. Говорение – активный вид речевой деятельности. Говорение как процесс производства речевого высказывания представляет собой сложный вид речевой деятельности, в порождении которого участвуют множество психофизиологических механизмов.
3. Устная речь характеризуется быстротой порождения, неподготовленностью, использованием невербальных средств общения и т.д. Устная речь линейна.
4. Устная речь имеет две формы: диалогическую и монологическую.
5. Диалогическая речь обладает следующими структурными и языковыми особенностями: она характеризуется менее свободным построением, неподготовленностью; ситуативной обусловленностью; эмоциональностью и т.д.
6. Единицей диалогической речи является диалогическое единство. Выделяются три основных структурно-семантических типа диалогических единств 1) запрос информации и речевая реакция на вопрос; 2) сообщение информации и речевая реакция на реплику; 3) побуждение к действию и речевая реакция на побуждение.
7. Диалог имеет следующие разновидности: ситуативный диалог, диалог– беседа, диалог – дискуссия. Во второй главе были проанализированы программы по русскому языку для национальных школ и было установлено содержание и объем обучения диалогической речи. Анализ программы показал, что в 5 – 11 классах уделяют большое внимание обучению учащихся речевому общению на русском языке и в том числе обучению устной диалогической речи. В разработанной нами методике обучения диалогической речи условно можно выделить 3 этапа:
На первом этапе учащиеся знакомятся с теоретическим материалом, закрепляют изученные понятия, практическим путем усваивают структуру и содержание реплик-стимулов и реплик-реакций и особенности диалогической речи в целом.
На втором этапе учитель вводит в учебный процесс различные типы диалогических единств с учетом особенностей диалогической речи, а также с учетом рекомендаций программы.
На третьем ведется работа по совершенствованию и автоматизации навыков и умений вести диалог в естественных ситуациях и ситуациях, приближенных к естественным.
Таким образом, обучение диалогической речи требует целенаправленной и систематической работы с учетом постепенного усложнения учебно-дидактического материала.
Читать дальше
1. Алексеева, М.М. Методика развития речи/ М.М. Алексеева, В.И. Яшина. – М.: 2019. -157 c.
2. Анциферова, Е.Г. Работа по развитию речи учащихся на уроках русского языка / Е. Г. Анциферова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 4 (294). — С. 267-268. — Режим доступа: https://moluch.ru/archive/294/66647/ (дата обращения: 02.04.2021).
3. Бельчикова, В.П. Единые требования к речевому развитию учащихся/ В.П. Бельчикова. - Самара: СИПКРО, 2017.-50с.
4. Булгакова, И.В. Нестандартные уроки русского языка. 5-7 классы / И.В. Булгакова. - М.: Феникс, 2017. - 352 c.
5. Ладыженская Т.А. Развивайте дар слова / Т.А. Ладыженская, Т.С. Зепалова. – М.: Просвещение, 2016. – 176с.
6. Пятница, Т.В. Развитие речи в таблицах, схемах, цифрах / Т.В. Пятница. - Рн/Д: Феникс, 2016. - 179 c.
7. Родионова, Е.А. Русский язык Тесты и развивающие задания / Е.А. Родионова, М.А. Зиганов. - М: Ломоносовская школа, 2016. - 90с.
8. Филимонова, Ж.В. Воспитание любви к слову в процессе работы над словом / Ж.В. Филимонова // Русская словесность. 2017, - №5. -С. 69.
9. Хромова, Е.В. Роль учебника в работе по развитию речи школьника / Е.В. Хромова // Начальная школа. 2018. - №2. - С. 76-79.
10. Чернова, Г.Б. Развитие речи учащихся одна из основных задач начального образования / Г.Б. Чернова // Начальная школа. - 2016. - №12. -С. 15-17.
11. Юртаев, С.В. Принципы и методы развития речи / С.В. Юртаев // Начальная школа. 2016. - №9. - С. 37-42.
Читать дальше