Введение 3
1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПРОЦЕССУАЛЬНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ СЛЕДОВАТЕЛЯ 5
1.1.Самостоятельность следователя на разных стадиях уголовного процесса 5
1.2.Правовой статус следователя. Процессуальная независимость 8
2.ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЛЕДОВАТЕЛЯ 13
2.1.Понятие деятельности следователя 13
2.2.Проблемы реализации независимости следователя 16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 22
Список использованной литературы 25
Читать дальше
Обобщая вышеизложенное, хотелось бы резюмировать, что проблема обеспечения процессуальной самостоятельности следователя в настоящее время является актуальной и для законотворческой, научной деятельности, и для практической, правоприменительной деятельности. В действующем уголовно-процессуальном законодательстве её границы значительно сужены, что влечет за собой ухудшение качества предварительного расследования, следовательно, негативно сказывается на достижении целей уголовного судопроизводства в целом. Одним из вариантов изменения ситуации в лучшую сторону, представляется закрепление процессуальной самостоятельности следователя, регламентируемой в настоящее время статьей 38 УПК РФ.
К гарантиям независимости следователя можно отнести одно из общих условий предварительного расследования - недопустимость разглашения данных предварительного расследования (ст. 161 УПК РФ). Данные предварительного расследования могут быть преданы гласности лишь с разрешения следователя или дознавателя и только в том объеме, в каком ими будет признано это допустимым, если разглашение не противоречит интересам предварительного расследования и не связано с нарушением прав, свобод и законных интересов участников уголовного судопроизводства. Разглашение данных предварительного расследования лицом, предупрежденным в установленном законом порядке, подлежит ответственности по Уголовному кодексу РФ. Тем не менее повсеместно данные расследования публикуются, комментируются средствами массовой информации, что ведет к негативным последствиям, отражается на ходе расследования, препятствует раскрытию преступления, нарушает права участников процесса, в том числе конституционные права на тайну частной жизни, презумпцию невиновности. Представляется необходимым определить ответственность при установлении причинно-следственной связи с подобного рода последствиями.
Гарантией независимости следователя является установленный Уголовно-процессуальным кодексом РФ особый порядок производства уголовных дел (гл. 52). Аналогично в законе должны быть предусмотрены основания и порядок привлечения следователей к дисциплинарной и административной ответственности, чтобы исключить возможность давления на них в связи с расследованием уголовного дела.
Важным элементом процессуальной независимости следователя является вопрос об отводе. Руководитель следственного органа принимает такое решение при наличии обстоятельств, указанных в ст. 61 УПК РФ. Эти основания четко определены, но часть вторая данной статьи предполагает возможность отвода также в случаях, если имеются иные обстоятельства, дающие основание полагать, что он лично, прямо или косвенно, заинтересован в исходе данного уголовного дела. Такая формулировка создает возможность для принятия необоснованных решений, что явно ограничивает независимость следователя.
Следовательно, сторона обвинения не вправе принимать решения, порождающие или прекращающие процессуальные отношения со стороной защиты. В настоящий период времени следователь является должностным лицом, уполномоченным в пределах компетенции, предусмотренной УПК РФ, осуществлять предварительное следствие по уголовному делу (ч.1 ст.38 УПК).
В ст.38 УПК РФ закреплен основной перечень полномочий следователя при производстве по уголовному делу. Анализ данной статьи позволяет говорить о наличии у следователя розыскных полномочий, за исключением тех, которые требуют получения судебного решения. Полномочия следователя, которые требуют получение судебного решения, являются процессуальными полномочиями следователя, относящимися к функции уголовного преследования в рамках состязательного процесса, так как следователь выступает инициатором и обосновывает достаточность обвинительных доказательств перед независимым субъектом, то есть судом.
Читать дальше
1. "Уголовно-процессуальный кодекс РФ от 18.12.2001 № 174-ФЗ (в ред. 06.12.2020) //Собрание законодательства РФ, 24.12.2001, № 52 (ч. I), ст. 4921.
2. Федеральный Законы РФ: "О статусе судей Российской Федерации" (ст. ст. 1, 9, 10 и др.); "О судебной системе Российской Федерации" (ст. 5); "Об арбитражных судах" (ст. 6); "О Конституционном Суде Российской Федерации" (ст. ст. 5, 13); процессуальные кодексы (ст. 17 УПК, ст. 7 ГПК, ст. 5 АПК).
3. Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. N 403-ФЗ "О Следственном комитете Российской Федерации" (ред. от 27.12.2018) // СПС "КонсультантПлюс".
4. О прокуратуре РФ: федеральный закон от 17.01.1992 № 2202-1 ФЗ (последняя редакция) // Собрание законодательства РФ. – 1995. – N 47. – Ст. 4472.
5. Об оперативно-розыскной деятельности: федеральный закон от 12.08.1995 № 144-ФЗ (последняя редакция) // Собрание законодательства РФ. – 1995. – N 33. – Ст. 3349.
6. Федеральный закон от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции» (ред. от07.03.2018) // Российская газета. – 2011. – № 1562.
7. Багмет А.М., Османова Н.В. Что нужно изменить в нормах о реабилитации // Уголовный процесс. 2019. N 5. С. 3-5.
8. Безруких Е.С. Особенности взаимодействия следователя и оперативного работника на первоначальном этапе расследования преступлений в сфере незаконного оборота наркотиков. Дисс. … канд. юрид. наук. Калининград, 2018. с.7.
9. Гаврилов Б.Я. Эффективность досудебного производства // Уголовное судопроизводство. 2017. N 2. С. 20.
10. Гончар В.В. Розыскные действия следователя на современном этапе //Вестник экономической безопасности. № 2. 2016. С.79-86.
11. Куцова Э.Ф. О концепции уголовно-процессуального законодательства РФ // Законность. 2015. №12. с.89.
12. Ларин Е.Г., Павлов А.В. Место розыскных действий в системе розыска подозреваемого (обвиняемого)//Вестник Омской юридической академии. 2016. № 2 (31). С.63-67
13. Макарова З.В. Специальное назначение следователя в уголовном процессе // ЕврАзЮж № 4 (47) 2012 // https://www.eurasialaw.ru(Дата обращения 02.04.2021).
14. Прушинский Д.И., Тугатов Б.А. Роль прокуратуры в борьбе с укрытием преступлений // Законность. 2019. N 5. С. 18.
15. Бастрыкин оценил работу Следственного комитета на "тройку с плюсом". URL: https://tass.ru/obschestvo/6971186 (Дата обращения 02.04.2021).
Читать дальше