Введение 3 1 Сущность проектной деятельности у младших школьников 6 2 Психолого-педагогические особенности младших школьников 15 3 Познавательный интерес младших школьников 25 4 Развитие познавательного интереса у младших школьников 35 Заключение 50 Список использованной литературы 53 Приложение 1. Методика выявления уровня познавательного интереса В.Н. Пустовойтова 56 Приложение 2. Бланк-опросник по методике В.Н. Пустовойтова 57 Приложение 3. Методика «Определение уровня познавательных интересов» Т.Е. Макаровой (адаптированная) 58 Приложение 4. Бланк-опросник по методике Т.Е. Макаровой 59 Приложение 5. Методика «Познавательная активность младшего школьника» по А.А. Горчинской 60 Приложение 6. Бланк-опросник по методике А.А. Горчинской 61

Развитие познавательных интересов у младших школьников в процессе проектной деятельности.

дипломная работа
Педагогика
55 страниц
68% уникальность
2021 год
66 просмотров
Волков Д.
Эксперт по предмету «Педагогика»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
Введение 3 1 Сущность проектной деятельности у младших школьников 6 2 Психолого-педагогические особенности младших школьников 15 3 Познавательный интерес младших школьников 25 4 Развитие познавательного интереса у младших школьников 35 Заключение 50 Список использованной литературы 53 Приложение 1. Методика выявления уровня познавательного интереса В.Н. Пустовойтова 56 Приложение 2. Бланк-опросник по методике В.Н. Пустовойтова 57 Приложение 3. Методика «Определение уровня познавательных интересов» Т.Е. Макаровой (адаптированная) 58 Приложение 4. Бланк-опросник по методике Т.Е. Макаровой 59 Приложение 5. Методика «Познавательная активность младшего школьника» по А.А. Горчинской 60 Приложение 6. Бланк-опросник по методике А.А. Горчинской 61
Читать дальше
Актуальность темы. Активные инновационные процессы в социально-экономической и политической сферах общества ставят систему образования перед необходимостью пересмотра традиционных подходов к обучению и воспитанию школьников. В современном мире перед школой ставятся такие задачи, как: своевременное и разностороннее развитие детей, их творческих способностей, развитие навыков самообразования, самореализация личности в социально-позитивных видах деятельности; организация учебного процесса с учетом современных достижений науки, повышение технологической, коммуникативной, проектной культуры. Исходя из этого, в современных условиях обучения актуальным становится переосмысление содержания, методов и форм работы учителя с младшими школьниками, которое должно быть направлено на повышение степени их познавательной интересов, самостоятельности, произвольности поведения и творческой проектной деятельности, на формирование субъектов педагогического взаимодействия. Степень научной разработанности: проблема развития познавательных интересов младших школьников давно и продуктивно разрабатывается в психологии и педагогике. Ученые обращались к выявлению закономерностей познавательных интересов младших школьников (Г.И.


Спешите диплом написать, цена на сайте вам понравится.


. Щукина, В.А. Барковская, С.М. Васильев, Н.Н. Доронинаи др.), к исследованию роли проектной деятельности в младшем школьном возрасте (В.А. Якупов, Ю.С. Пустовойтенко, Н.В. Засоркина, В.А. Дубовкин и др.), к исследованию психолого-педагогических особенностей ребенка младшего школьного возраста (Д.А. Кабардаева, О.В. Чикишева и др.). На сегодняшний день имеется ряд исследований, посвященных факторам и методам развития в процессе обучения в школе познавательных интересов младших школьников. Таким образом, различные аспекты проектной деятельности школьников рассмотрены в психолого-педагогической науке и практике достаточно обстоятельно, однако не рассмотрены вопросы содержания учебного материала, влияющие на развитие познавательных интересов младших школьников в проектной деятельности Цель исследования – рассмотреть возможность развития познавательных интересов младших школьников в процессе проектной деятельности. Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач: 1. Рассмотреть сущность проектной деятельности младших школьников. 2. Определить психолого-педагогические особенности детей младшего школьного возраста. 3. Изучить особенности познавательного интереса в младшем школьном возрасте. 4. Провести опытно-экспериментальную работу по развитию познавательного интереса младших школьников посредством проектной деятельности. Объект исследования - развитие познавательных интересов младших школьников в проектной деятельности. Предмет исследования – использование проектной деятельности как средства развития познавательного интереса младших школьников. Гипотеза исследования – проектная деятельность обладает большим потенциалом в развитии познавательного интереса младших школьников. Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования: 1. Теоретические: • анализ психолого-педагогической и специальной литературы; • анализ проблемы развития познавательного интереса младших школьников в проектной деятельности; • анализ учебных пособий и методических материалов по развитию познавательного интереса младших школьников. 2. Эмпирические: • наблюдение; • эксперимент; • анкетирование. Практическая значимость исследования заключается в возможности использования разработанной программы для развития познавательного интереса у детей младшего школьного возраста. Научная новизна заключается в предложенной взаимосвязанной системе подходов и принципов при организации проектной деятельности во внеурочной деятельности младших школьников с целью развития уровня познавательных интересов. Экспериментальной базой исследования являлась: ГБОУ школа №1253 города Москвы. Исследование проводилось в 3 «А» классе, в котором количество учащихся составляло 15 человек. Структура работы: данная работа состоит из введения, четырех глав, заключения, списка использованной литературы и шести приложений. Первая глава работы посвящена рассмотрению сущности проектной деятельности младших школьников. Рассмотрены различные подходы к исследованию включения проектной деятельности в образовательный процесс. Вторая глава работы посвящена изучению психолого-педагогических особенностей детей младшего школьного возраста. Третья глава работы посвящена особенностям познавательного интереса у детей младшего школьного возраста. Рассмотрены особенности его развития. Четвертая глава работы посвящена опытно-экспериментальной работе по развитию познавательного интереса младших школьников посредством проектной деятельности.

Читать дальше
Данная работа посвящена теме развития познавательных интересов у младших школьников в процессе проектной деятельности. Подведем итоги работы: 1. Проектная деятельность представляет собой современный образовательный метод, который дает возможность педагогу решить множество учебных задач и является интересным для учащихся. В организации проектной деятельности учащихся начальных классов большую роль играет педагог. В начальной школе необходимо тщательно подходить к выбору тематики проектов, стараясь максимально заинтересовать учащихся. 2. В основе успеха проектной деятельности лежит комплекс принципов, основными из которых являются: многообразие, открытость, отчетливость, ясность, свобода самоопределения и ответственность выбора. Проектная деятельность активизирует мотивацию школьников от цели до результата, требует решения определённых задач на этапах деятельности, стимулирует к самостоятельности и ответственности, обеспечивает условия для самореализации личности. 3. Младший школьный возраст является периодом развития у ребенка познавательных интересов и теоретических форм мышления, когда закладывается способность к управлению своим поведением, формируется чувство ответственности и иные новообразования нервно-эмоциональных и умственных характеристик ребенка. Процесс обучения в младшего школьника задает содержание и характеристики учебной деятельности ребенка и определяет зону ближайшего развития универсальных учебных действий. 4. Для эффективной организации образовательной деятельности в младших классах учителю требуется учитывать психолого-педагогические особенности младшего школьного возраста: переход от игровой к учебно-исследовательской деятельности; интенсивное развитие процессов мышления, восприятия, памяти, особенности протекания которых играют большую роль в образовательном процессе; соотнесение Я-концепции с позицией ученика. 5. Под познавательным интересом понимается избирательная направленность личности на определенные предметы и явления окружающего мира. Познавательный интерес является одним из важнейших мотивов учебной деятельности в начальных классов и залогом хорошей обучаемости и успеваемости младших школьников. 6. Проблема формирования и развития познавательного интереса на протяжении длительного периода волновала и продолжает волновать педагогов и психологов. В начальной школе крайне важно грамотно организовать работу по развитию познавательного интереса, поскольку именно в данном возрастном периоде формируются первые навыки учебной деятельности. 7. Большая роль в развитии познавательного интереса принадлежит учителю. Именно от того каким образом будет построена учебная деятельность, сможет ли привлечь учитель учащихся начальных классов зависит успех развития познавательного интереса. Проектная деятельность обладает большим потенциалом в области развития познавательного интереса у детей младшего школьного возраста, поскольку отличается максимальной включенностью детей, что позволяет добиться большей заинтересованности. 8. В практической части работы автором был произведен эксперимент по развитию познавательных интересов младших школьников посредством проектной деятельности. Анализ результатов диагностики на уровня развития познавательного интереса у учащихся 3 «А» класса на констатирующем этапе показал, что высокий уровень сформированности познавательного интереса имеют крайне мало учеников (20%), большинство характеризуются наличием среднего (27%) и низкого уровня сформированности познавательного интереса (53%). 9. Для повышения уровня познавательного интереса автором работы была разработана годовая программа внеурочной проектной деятельности под названием «Я исследователь». В рамках данной программы на формирующем этапе эксперимента были реализованы четыре модуля: • развитие познавательной сферы; • формирование проектных умений; • исследовательская практика; • защита проектов. Во время реализации внеурочной деятельности по данной программе учащимися выполнялись групповые и индивидуальные проекты. 10. После завершения формирующего этапа эксперимента была проведена повторная диагностика уровня познавательных интересов. На контрольном этапе результаты диагностики показали, что уровень развития познавательных интересов большинства учащихся (73%) стал высоким, средний уровень диагностирован у троих учащихся (20%), а низкий – только у одного (7%). 11. Анализ результатов проведенного эксперимента позволил сделать вывод об эффективности проведенной работы по развитию познавательного интереса у младших школьников посредством проектной деятельности. Гипотеза исследования подтвердилась. Рекомендациями к дальнейшему исследованию может быть рассмотрение влияния проектной деятельности на развитие познавательных интересов учащихся старшего школьного возраста. Исходя из вышеизложенного, можно отметить, что цель работы достигнута, задачи решены в полном объеме.  
Читать дальше
1. Абдуллина Л.Б., Гизатуллина К.Х. Развитие коммуникативных умений и навыков младших школьников / Л.Б. Абдуллина, К.Х. Гизатуллина // Мир науки, культуры, образования, 2018. - №4(71). – С.9-11. 2. Адрианова С.А. Использование метода проектов в обучении школьников / С.А. Адрианова // Технология (Основа), 2015 - № 10. - С. 6-8. 3. Антоненко В.У. Применение проектной технологии в школьном обучении: эволюция метода проектов / В.У. Антоненко // Вестник КГУ, 2016 – №9 – С. 21-27. 4. Барковская В.А. Показатели сформированности познавательного интереса у детей младшего школьного возраста / В.А. Барковская // Вестник КГУ, 2015 – № 6 – С. 42-55. 5. Бивол А.С. Проблемно-поисковые методы обучения на уроках в начальных классах как средство повышения познавательной деятельности учащихся / А.С. Бивол // Таврический вестник образования, 2017. - №3. – С. 103 - 107. 6. Васильев С.М. Формирование и развитие познавательного интереса в начальной школе / С.М. Васильев // Школьное образование, 2016 – №9 – С. 109-132. 7. Воронцов А.Б., Заславский В.М., Егоркина С.В. Проектные задачи в начальной школе: пособие для учителя / А.Б. Воронцов, В.М, Заславский, С.В. Егоркина.– М.: Просвещение, 2011. – 176 с. 8. Гарданова Э.Ф. Проектная и исследовательская деятельность младших школьников как средство формирования ключевых компетентностей / Э.Ф. Гарданова // Молодой ученый, 2014. - №4. - C. 935–936. 9. Глусова Е.Е. Теоретическое обоснование проектной деятельности в начальной школе / Е.Е. Глусова // Классный руководитель, 2015. - № 6. – С. 54 – 58 10. Доронина Н.Н. Познавательная активность детей младшего школьного возраста / Н.Н. Доронина, О.А. Чернова // Молодой ученый, 2018. - № 4 (190). - С. 176-178. 11. Дубовкин В.А. Потенциал проектной деятельности в начальной школе / В.А, Дубовкин // Начальная школа, 2017 – № 9 –С. 51-55 12. Зайцева И.А. Формирование познавательного интереса к учению как способ развития креативных способностей личности / И.А, Зайцева. – Ноябрьск, 2015. – 124с 13. Засоркина Н.В. Метод проектов в начальной школе: система реализации / Н.В. Засоркина. - Волгоград: Учитель, 2013. -135 c. 14. Иванова А.В. Формирование познавательного интереса младших школьников при обучении информатике с использованием электронного образовательного ресурса / А.В. Иванова // ИТО Марий Эл, 2011. – С.15-16. 15. Кабардаева Д.А. Психологические особенности детей младшего школьного возраста / Д.А. Кабардаева // Прорывные научные исследования: проблемы, закономерности, перспективы, 2019. - №1. – С.352-354. 16. Макарова Т.Е. Методики диагностирования обученности, мотивов учения / Т.Е. Макарова. – Самара: ЦВО, 2019. – 31с. 17. Матяш Н.В. Инновационные педагогические технологии / Н. В. Матяш. - М.: Академия. - 2011. - 139 с. 18. Мирзоев С.С. Психолого-педагогические основы формирования познавательных интересов / С.С. Мирзоев // Вопросы психологии и воспитания, 2011. - №1. – С.99-104 19. Пустовойтенко Ю.С. Влияние проектной деятельности на повышение познавательного интереса младших школьников / Ю.С. Пустовойтенко // Молодой ученый, 2020. - № 7 (297). - С. 249-251. 20. Ручка О.Н. Сущность проектной деятельности школьников / О.Н. Ручка // Мир науки, культуры, образования, 2017. - №2(63). – С.254-257. 21. Сазонова А.В. Генезис и сущность понятия «проектная деятельность» / А.В. Сазонова // Психология, социология и педагогика, 2012. - № 6. – С. 116-119. 22. Трубинова К.М. Познавательный интерес и его развитие в процессе обучения в начальной школе / К.М. Трубинова // Педагогика сегодня: проблемы и решения: материалы II Междунар. науч. конф., 2017. - С. 9-14. 23. Чикишева О.В. Психолого-педагогические особенности детей младшего школьного возраста / О.В. Чикишева // Проблемы и перспективы развития образования: материалы II Междунар. науч. конф., 2012. - С. 90-92. 24. Шебаршина Ю.Н. К проблеме формирования интереса к обучению у младших школьников / Ю.Н. Шебаршина // Актуальные проблемы специального и инклюзивного образования: материалы Междунар. Научно-практической конференции, 2018. – С.350-355. 25. Якупов В.А Роль педагога в образовательном процесса: опыт применения проектной деятельности в школе / В.А, Якупов // Вестник КГУ, 2016.– №9. - С. 54.
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

курсовая работа
Премирование и материальное поощрение
Количество страниц:
32
Оригинальность:
71%
Год сдачи:
2021
Предмет:
Управление персоналом
реферат
Уголовная ответственность за экологические правонарушения
Количество страниц:
15
Оригинальность:
48%
Год сдачи:
2021
Предмет:
Экологическое право
реферат
Семейная терапия А-зависимости.
Количество страниц:
20
Оригинальность:
64%
Год сдачи:
2021
Предмет:
Психология
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image