Введение 3
1 Сущность проектной деятельности у младших школьников 6
2 Психолого-педагогические особенности младших школьников 15
3 Познавательный интерес младших школьников 25
4 Развитие познавательного интереса у младших школьников 35
Заключение 50
Список использованной литературы 53
Приложение 1. Методика выявления уровня познавательного интереса
В.Н. Пустовойтова 56
Приложение 2. Бланк-опросник по методике В.Н. Пустовойтова 57
Приложение 3. Методика «Определение уровня познавательных интересов» Т.Е. Макаровой (адаптированная) 58
Приложение 4. Бланк-опросник по методике Т.Е. Макаровой 59
Приложение 5. Методика «Познавательная активность младшего школьника» по А.А. Горчинской 60
Приложение 6. Бланк-опросник по методике А.А. Горчинской 61
Читать дальше
Данная работа посвящена теме развития познавательных интересов у младших школьников в процессе проектной деятельности. Подведем итоги работы:
1. Проектная деятельность представляет собой современный образовательный метод, который дает возможность педагогу решить множество учебных задач и является интересным для учащихся. В организации проектной деятельности учащихся начальных классов большую роль играет педагог. В начальной школе необходимо тщательно подходить к выбору тематики проектов, стараясь максимально заинтересовать учащихся.
2. В основе успеха проектной деятельности лежит комплекс принципов, основными из которых являются: многообразие, открытость, отчетливость, ясность, свобода самоопределения и ответственность выбора. Проектная деятельность активизирует мотивацию школьников от цели до результата, требует решения определённых задач на этапах деятельности, стимулирует к самостоятельности и ответственности, обеспечивает условия для самореализации личности.
3. Младший школьный возраст является периодом развития у ребенка познавательных интересов и теоретических форм мышления, когда закладывается способность к управлению своим поведением, формируется чувство ответственности и иные новообразования нервно-эмоциональных и умственных характеристик ребенка. Процесс обучения в младшего школьника задает содержание и характеристики учебной деятельности ребенка и определяет зону ближайшего развития универсальных учебных действий.
4. Для эффективной организации образовательной деятельности в младших классах учителю требуется учитывать психолого-педагогические особенности младшего школьного возраста: переход от игровой к учебно-исследовательской деятельности; интенсивное развитие процессов мышления, восприятия, памяти, особенности протекания которых играют большую роль в образовательном процессе; соотнесение Я-концепции с позицией ученика.
5. Под познавательным интересом понимается избирательная направленность личности на определенные предметы и явления окружающего мира. Познавательный интерес является одним из важнейших мотивов учебной деятельности в начальных классов и залогом хорошей обучаемости и успеваемости младших школьников.
6. Проблема формирования и развития познавательного интереса на протяжении длительного периода волновала и продолжает волновать педагогов и психологов. В начальной школе крайне важно грамотно организовать работу по развитию познавательного интереса, поскольку именно в данном возрастном периоде формируются первые навыки учебной деятельности.
7. Большая роль в развитии познавательного интереса принадлежит учителю. Именно от того каким образом будет построена учебная деятельность, сможет ли привлечь учитель учащихся начальных классов зависит успех развития познавательного интереса. Проектная деятельность обладает большим потенциалом в области развития познавательного интереса у детей младшего школьного возраста, поскольку отличается максимальной включенностью детей, что позволяет добиться большей заинтересованности.
8. В практической части работы автором был произведен эксперимент по развитию познавательных интересов младших школьников посредством проектной деятельности. Анализ результатов диагностики на уровня развития познавательного интереса у учащихся 3 «А» класса на констатирующем этапе показал, что высокий уровень сформированности познавательного интереса имеют крайне мало учеников (20%), большинство характеризуются наличием среднего (27%) и низкого уровня сформированности познавательного интереса (53%).
9. Для повышения уровня познавательного интереса автором работы была разработана годовая программа внеурочной проектной деятельности под названием «Я исследователь». В рамках данной программы на формирующем этапе эксперимента были реализованы четыре модуля:
• развитие познавательной сферы;
• формирование проектных умений;
• исследовательская практика;
• защита проектов.
Во время реализации внеурочной деятельности по данной программе учащимися выполнялись групповые и индивидуальные проекты.
10. После завершения формирующего этапа эксперимента была проведена повторная диагностика уровня познавательных интересов. На контрольном этапе результаты диагностики показали, что уровень развития познавательных интересов большинства учащихся (73%) стал высоким, средний уровень диагностирован у троих учащихся (20%), а низкий – только у одного (7%).
11. Анализ результатов проведенного эксперимента позволил сделать вывод об эффективности проведенной работы по развитию познавательного интереса у младших школьников посредством проектной деятельности. Гипотеза исследования подтвердилась.
Рекомендациями к дальнейшему исследованию может быть рассмотрение влияния проектной деятельности на развитие познавательных интересов учащихся старшего школьного возраста.
Исходя из вышеизложенного, можно отметить, что цель работы достигнута, задачи решены в полном объеме.
Читать дальше
1. Абдуллина Л.Б., Гизатуллина К.Х. Развитие коммуникативных умений и навыков младших школьников / Л.Б. Абдуллина, К.Х. Гизатуллина // Мир науки, культуры, образования, 2018. - №4(71). – С.9-11.
2. Адрианова С.А. Использование метода проектов в обучении школьников / С.А. Адрианова // Технология (Основа), 2015 - № 10. - С. 6-8.
3. Антоненко В.У. Применение проектной технологии в школьном обучении: эволюция метода проектов / В.У. Антоненко // Вестник КГУ, 2016 – №9 – С. 21-27.
4. Барковская В.А. Показатели сформированности познавательного интереса у детей младшего школьного возраста / В.А. Барковская // Вестник КГУ, 2015 – № 6 – С. 42-55.
5. Бивол А.С. Проблемно-поисковые методы обучения на уроках в начальных классах как средство повышения познавательной деятельности учащихся / А.С. Бивол // Таврический вестник образования, 2017. - №3. – С. 103 - 107.
6. Васильев С.М. Формирование и развитие познавательного интереса в начальной школе / С.М. Васильев // Школьное образование, 2016 – №9 – С. 109-132.
7. Воронцов А.Б., Заславский В.М., Егоркина С.В. Проектные задачи в начальной школе: пособие для учителя / А.Б. Воронцов, В.М, Заславский, С.В. Егоркина.– М.: Просвещение, 2011. – 176 с.
8. Гарданова Э.Ф. Проектная и исследовательская деятельность младших школьников как средство формирования ключевых компетентностей / Э.Ф. Гарданова // Молодой ученый, 2014. - №4. - C. 935–936.
9. Глусова Е.Е. Теоретическое обоснование проектной деятельности в начальной школе / Е.Е. Глусова // Классный руководитель, 2015. - № 6. – С. 54 – 58
10. Доронина Н.Н. Познавательная активность детей младшего школьного возраста / Н.Н. Доронина, О.А. Чернова // Молодой ученый, 2018. - № 4 (190). - С. 176-178.
11. Дубовкин В.А. Потенциал проектной деятельности в начальной школе / В.А, Дубовкин // Начальная школа, 2017 – № 9 –С. 51-55
12. Зайцева И.А. Формирование познавательного интереса к учению как способ развития креативных способностей личности / И.А, Зайцева. – Ноябрьск, 2015. – 124с
13. Засоркина Н.В. Метод проектов в начальной школе: система реализации / Н.В. Засоркина. - Волгоград: Учитель, 2013. -135 c.
14. Иванова А.В. Формирование познавательного интереса младших школьников при обучении информатике с использованием электронного образовательного ресурса / А.В. Иванова // ИТО Марий Эл, 2011. – С.15-16.
15. Кабардаева Д.А. Психологические особенности детей младшего школьного возраста / Д.А. Кабардаева // Прорывные научные исследования: проблемы, закономерности, перспективы, 2019. - №1. – С.352-354.
16. Макарова Т.Е. Методики диагностирования обученности, мотивов учения / Т.Е. Макарова. – Самара: ЦВО, 2019. – 31с.
17. Матяш Н.В. Инновационные педагогические технологии / Н. В. Матяш. - М.: Академия. - 2011. - 139 с.
18. Мирзоев С.С. Психолого-педагогические основы формирования познавательных интересов / С.С. Мирзоев // Вопросы психологии и воспитания, 2011. - №1. – С.99-104
19. Пустовойтенко Ю.С. Влияние проектной деятельности на повышение познавательного интереса младших школьников / Ю.С. Пустовойтенко // Молодой ученый, 2020. - № 7 (297). - С. 249-251.
20. Ручка О.Н. Сущность проектной деятельности школьников / О.Н. Ручка // Мир науки, культуры, образования, 2017. - №2(63). – С.254-257.
21. Сазонова А.В. Генезис и сущность понятия «проектная деятельность» / А.В. Сазонова // Психология, социология и педагогика, 2012. - № 6. – С. 116-119.
22. Трубинова К.М. Познавательный интерес и его развитие в процессе обучения в начальной школе / К.М. Трубинова // Педагогика сегодня: проблемы и решения: материалы II Междунар. науч. конф., 2017. - С. 9-14.
23. Чикишева О.В. Психолого-педагогические особенности детей младшего школьного возраста / О.В. Чикишева // Проблемы и перспективы развития образования: материалы II Междунар. науч. конф., 2012. - С. 90-92.
24. Шебаршина Ю.Н. К проблеме формирования интереса к обучению у младших школьников / Ю.Н. Шебаршина // Актуальные проблемы специального и инклюзивного образования: материалы Междунар. Научно-практической конференции, 2018. – С.350-355.
25. Якупов В.А Роль педагога в образовательном процесса: опыт применения проектной деятельности в школе / В.А, Якупов // Вестник КГУ, 2016.– №9. - С. 54.
Читать дальше