ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….…….3 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ……………………………………………………………....6 1.1. Определение понятия готовности к обучению грамотности …………………………………………………………………………………......6 1.2. Психолого-педагогическая характеристика детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи ……………………………………………….…...10 1.3. Теоретическое изучение готовности к обучению грамотности дошкольников с общим недоразвитием речи …………………………….…..15 ГЛАВА 2. ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ И ОРГАНИЗАЦИЯ КОНСТАТИРУЮЩЕГО ЭКСПЕРИМЕНТА………………………………………………………….…...21 2.1. Организация констатирующего эксперимента ……………………….......21 ГЛАВА 3 КОНСТАТИРУЮЩИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ И ЕГО АНАЛИЗ….….24 3.1.Научно-теоретическое обоснование методики констатирующего эксперимента……………………………………………………………….........24 3.2. Методика констатирующего эксперимента………………………………24 3.3. Анализ результатов констатирующего эксперимента …………………..28 ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………32 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ………………………………………………………34 ПРИЛОЖЕНИЕ …………………………………………………………………40

Готовность дошкольников с ОНР к обучению грамотности

курсовая работа
Педагогика
40 страниц
82% уникальность
2021 год
72 просмотров
Ланская Е.
Эксперт по предмету «Логопедия»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….…….3 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ……………………………………………………………....6 1.1. Определение понятия готовности к обучению грамотности …………………………………………………………………………………......6 1.2. Психолого-педагогическая характеристика детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи ……………………………………………….…...10 1.3. Теоретическое изучение готовности к обучению грамотности дошкольников с общим недоразвитием речи …………………………….…..15 ГЛАВА 2. ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ И ОРГАНИЗАЦИЯ КОНСТАТИРУЮЩЕГО ЭКСПЕРИМЕНТА………………………………………………………….…...21 2.1. Организация констатирующего эксперимента ……………………….......21 ГЛАВА 3 КОНСТАТИРУЮЩИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ И ЕГО АНАЛИЗ….….24 3.1.Научно-теоретическое обоснование методики констатирующего эксперимента……………………………………………………………….........24 3.2. Методика констатирующего эксперимента………………………………24 3.3. Анализ результатов констатирующего эксперимента …………………..28 ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………32 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ………………………………………………………34 ПРИЛОЖЕНИЕ …………………………………………………………………40
Читать дальше
Период перехода ребенка из детского сада в школу – важный жизненный этап, который меняет социальную ситуацию его развития. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования и Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» напрямую указывают на важность обеспечения преемственности всех ступеней образования, в частности – дошкольного и начального общего образования. Необходимо готовить к обучению в школе. Ребенку будет легко учиться, если он готов интеллектуально (умеет рассуждать, мыслить, делать выводы, обладает широким кругозором), имеет физическую, эмоциональную, психологическую подготовленность. Кроме того, важно, чтобы дети были готовы к обучению грамоте и достигли определенного уровня развития речи. Ученые (Р. Е. Левина, Г.


Многих не устраивает цена реферата по международному праву на заказ. У нас вы можете получить качественный реферат по низкой цене. К тому же мы даем скидку в 1000 рублей на первый заказ!


. А. Каше, Г. В. Чиркина, А. В. Ястребова и др.) своими исследованиями подтвердили наличие прямой зависимости между уровнем развития речи ребенка и его способностями к овладению грамотой. Доказано, что на обучение детей письму и чтению будет эффективным лишь тогда, если у них сформировано познавательное, то есть активно-деятельностное, осмысленное отношение к речи, и в том числе, понимание звуковой структуры языка и владение его словарным составом. Процессу овладения детьми грамотой очень важен, отмечают психологи и педагоги, т.к. еѐ компоненты являются главными в любой сознательной деятельности человека. Подчеркивается, что для успешного овладения грамотой необходима полноценная работоспособность анализаторных систем, хорошее состояние зрительной и моторной функций, внимания, памяти, мышления, достаточный уровень овладения речью и мыслительными операциями. Таким образом, организация целенаправленного комплексного воздействия на детей старшего дошкольного возраста с целью формирования предпосылок к обучению грамоте стала проблемой данного исследования. Увеличивающееся число детей с различными недостатками речевого развития делает проблему их подготовки к обучению грамоте особо актуальной, поскольку нарушения компонентов речи (лексико-грамматической и звуковой стороны, словаря) влекут за собой нарушения чтения и письма (дислексия и дисграфия) и снижают общую способность к благополучному школьному обучению, а также порождают необходимость развития предпосылок к овладению грамотой в дошкольном возрасте. Поскольку вопросы профилактики нарушений в овладении грамотой достаточно разработаны теоретически и практически, значение данного исследования видится в реализации принципа единства при создании условий и организации системной педагогической образовательной и коррекционной деятельности. Объект исследования – готовность детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи к обучению грамотности. Предмет исследования – исследование состояния речи, психических процессов и функций, являющихся предпосылками готовности дошкольников с общим недоразвитием речи к обучению грамотности. Цель исследования – теоретическое обоснование и отбор методик экспериментального изучения готовности детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи и нормальной речью к обучению грамотности. Задачи: 1. Изучить и проанализировать теоретическую литературу по проблемам речевого недоразвития детей, выделить компоненты готовности к обучению грамотности. 2. Дать научно - теоретическое обоснование методики конституирующего эксперимента. 3. Провести экспериментальное исследование, обобщить и систематизировать результаты констатирующего эксперимента. 4. Выявить особенности разных сторон устной речи, психических процессов и функций, являющихся предпосылками готовности к овладению грамотности старших дошкольников с ОНР 5. Проанализировать результаты констатирующего эксперимента. Методы исследования: теоретические (анализ литературы по теме исследования, обобщение), эмпирические методы (наблюдение, тестирование, анализ результата исследования). В структуру данной выпускной квалификационной работы включены: введение, три главы, заключение, список литературы, приложения.

Читать дальше
Обучение грамоте – сложный процесс, состоящий из множества компонентов. Базой для успешного овладения письмом и чтением является достаточная сформированность всех компонентов речи. В рамках решения поставленных задач был проведен обзорный анализ научной литературы. Данной проблемой занимались известные психологи и педагоги Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин, И. Н. Садовникова, Г. А. Каше, Н. С. Жукова, А. Н. Корнев, Т. Б. Филичева и другие. Из теоретических источников выделены определяющие понятия (обще недоразвитие речи, подготовка к обучению грамоте). Выделено, что подготовка к овладению грамотой – это комплексный процесс, состоящий из нескольких взаимосвязанных компонентов (сформированность временных и пространственных представлений при восприятии и воспроизведении речи, чувство ритма, координация движений пальцев руки, развитая связная речь, развитая фонематическая система). В авторских трудах отмечено, что дети с общим недоразвитием речи характеризуются отставанием в развитии всех речевых компонентов, а также у них нарушена координированная работа всех анализаторных систем. Доказано, что именно поэтому дошкольники с общим недоразвитием речи не обладают в полной мере критериями готовности к обучению грамоте. Для организации констатирующего эксперимента были рассмотрены и выбраны диагностические методики, с помощью которых в ходе данного этапа эксперимента проводилась оценка состояния речевого развития, состояния компонентов готовности к овладению грамотой. Анализ результатов констатирующего эксперимента показал, что уровень речевого развития и уровень готовности к подготовке к обучению грамоте находятся во взаимосвязи. Так, из 10 детей с общим недоразвитием речи, недостаточный уровень развития компонентов к овладению грамотой отмечен у 8 человек. Результаты констатирующего эксперимента позволяют сделать выводы о необходимости организации такой коррекционной работы с детьми, имеющими общее недоразвитие речи, которая бы позволила скорректировать состояние компонентов готовности к овладению грамотой и снизить вероятность возникновения проблем при овладении письменной речью. На основании данных диагностики стало возможным сформировать экспериментальную группу для дальнейшей логопедической работы, направленной на коррекцию выявленных нарушений в развитии фонематического слуха, чувства ритма, координации движений и ориентировки в пространстве, которая бы позволила подготовить дошкольников с общим недоразвитием речи к обучению грамотности.
Читать дальше
1. Агранович, З. Е. Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей [Текст] / З. Е. Агранович. – СПб.: Детство-Пресс, 2001. – 48 с. 2. Алексеева, А. Е. Подготовка детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (ОНР) к овладению письменной речью [Текст] : автореф. дис. … канд. пед. наук : 13.00.03 / А. Е. Алексеева; Московский гос. пед. ун-т. – Москва, 2007. – 194 с. 3. Алексеева, М. М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников [Текст] : учеб. пособие для студентов высш. и сред. пед. учеб. заведений / М. М. Алексеева, В. И. Яшина. – М. : Издательский центр «Академия», 2000. – 400 с. 4. Алябьева, Е. А. Логоритмические упражнения без музыкального сопровождения [Текст] : метод. пособие / Е.А. Алябьева. – М.: ТЦ «Сфера», 2006. – 64 с. 5. Архипова, Е. Ф. Стертая дизартрия у детей [Текст] / Е. Ф Архипова. – М.: АСТ Астрель Хранитель, 2007. – 319 с. 6. Бабина, Г. В. Слоговая структура слова. Обследование и формирование у детей с недоразвитием речи [Текст] : учеб.-метод. пособие / Г. В. Бабина, Н. Ю. Сафонкина. – М.: Книголюб, 2005. – 96 с. 7. Большой энциклопедический словарь [Текст] / под ред. А. М. Прохорова. – М. : Большая Российская Энциклопедия, 2002 – 1456 с. 8. Быкова, И. А. Обучение детей грамоте в игровой форме [Текст]: методическое пособие / И. А. Быкова. – СПб. : Детство-Пресс, 2009. – 112 с. 9. Варенцова, Н. С. Обучение дошкольников грамоте [Текст] / Н. С. Варенцова. – М.: Мозаика-Синтез, 2009. – 96 с. 10. Воеводина, Е. С. Развитие операций фонематического анализа и синтеза при подготовке детей дошкольного возраста к обучению грамоте (рекомендации для родителей) [Текст] / Е. С. Воеводина // Школьный логопед. – 2006. – № 6 (15). – С.20-26. 11. Волкова, Г. А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи [Текст] / Г. А. Волкова. – СПб.: «Детство-Пресс», 2006. – 144 с. 12. Гаркуша Ю. Ф. Система коррекционных занятий воспитателя в детском саду для детей с нарушениями речи [Текст]: методические рекомендации для воспитателей / Ю. Ф.Гаркуша. – М.: НПЦ «Коррекция», 2002. – 69 с. 13. Гвоздев, А. Н. Вопросы изучения детской речи [Текст] / А. Н. Гвоздев. – М.: Академия, 2011. – 288 с. 14. Гурьянов, Е. В. Психология обучения письму: формирование графических навыков письма [Текст] / Е. В. Гурьянов. – М. : Дрофа, 2011. 112 с. 15. Даниленкова, О. Р. Развитие преднамеренного запоминания у детей с нерезко-выраженным общим недоразвитием речи [Текст] / О. Р. Даниленкова // Дефектология. – 2000. – № 6. – С.13-15. 16. Екжанова, Е. А. Методика исследования готовности детей к школьному обучению [Текст] / Е. А. Екжанова. – СПб.: КАРО, 2007. – 28 с. 17. Ельцова, О. М. Основные направления и содержание работы по подготовке к обучению грамоте [Текст] : учеб.-метод. пособие / О. М. Ельцова. – СПб.: «Детство-Пресс», 2011. – 320 с. 18. Ермакова, И. А. Развиваем мелкую моторику у малышей [Текст] / И. А. Ермакова. – СПб.: Литера, 2003. – 32 с. 19. Жукова, Н. С. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников [Текст] / Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева. – Рязань: КнигоМир, 2011. – 320с. 20. Журова, Л. Е. Подготовка к обучению грамоте детей 4-7 лет. Программа. Методические рекомендации [Текст] / Л. Е. Журова. – М.: Вентана-Граф, 2016 г. – 32 с. 21. Казанская, В. Л. Дидактические игры и упражнения по развитию слухового восприятия [Текст] / В. Л. Казанская, Н. Д. Шматко // Дефектология. – 2000. – № 6 – с. 16-17. 22. Каше, Г. А. Подготовка к школе детей с недостатками речи [Текст]: пособие для логопеда / Г.А.Каше. – М.: Просвещение, 1985. – 207 с. 23. Каше, Г. А. Программа обучения детей с недоразвитием фонематического строя речи [Текст] / Г. А. Каше, Т. Б. Филичѐва. – М. : Просвещение, 1978. – 68 с. 24. Кольцова, М. М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка [Текст] / М. М. Кольцова. – М.: Академия, 2012. – 182 с. 25. Корнев, А. Н. Как научить ребёнка говорить, читать и думать [Текст] / А. Н. Корнев, Н.Е. Старосельская. – СПб.: Паритет, 2000. – 48 с. 26. Корнев, А. Н. Нарушения чтения и письма у детей [Текст] : учеб.-метод. пособие / А. Н. Корнев. – СПб.: ИД МиМ, 2014. – 286 с. 27. Коррекция нарушений речи у дошкольников [Текст] / под ред. Л. С. Сековец. – М.: Аркти, 2005. – 248 с. 28. Крупенчук, О. И. Исправляем произношение. Комплексная методика коррекции артикуляционных расстройств [Текст] / О. И. Крупенчук, Т. А. Воробьёва. – СПб. : Литера, 2014. – 96 с. 29. Крупенчук, О. И. Пальчиковые игры [Текст] / О. И. Крупенчук. – СПб.: Литера, 2003. – 32 с. 30. Лазаренко, О. И. Артикуляционно-пальчиковая гимнастика. Комплекс упражнений [Текст] / О. И. Лазаренко. – М.: Айрис-Пресс, 2015. – 32 с. 31. Лурия, А. Р. Основы нейропсихологии [Текст] / А. Р. Лурия. – М.: Изд-во Московского университета, 1973. – 374 с. 32. Максаков, А. И. Учите, играя. Игры и упражнения со звучащим словом [Текст]: пособие для педагогов ДОУ / А. И. Максаков, Г. А. Тумакова. – М.: Мозаика-Синтез, 2006. – 176 с. 33. Мастюкова, Е. М. Нарушение речи у детей с церебральным параличом [Текст]: кн. для логопеда / Е. М. Мастюкова, М. В. Ипполитова. М.: Просвещение, 1985. – 170 с. 34. Нищева, Н. В. Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи с 4 до 7 лет [Текст] / Н. В. Нищева. – СПб.: Детство-Пресс, 2006. – 352 с. 35. Овчинникова, Т. С. Двигательный игротренинг длядошкольников [Текст] / Т. С. Овчиннокова, А. А. Потапчук. – СПб.: Речь; М.: Сфера, 2009. – 176 с. 36. Основы теории и практики логопедии [Текст] / под ред.Р. Е. Левиной. – М.: Просвещение, 2009. – 365 с. 37. Подласый, И. П. Педагогика: 100 вопросов - 100 ответов [Текст] : учеб. пособие для вузов / И. П. Подласый. – М.: Владос, 2004. – 365 с. 38. Радлов, Н. Э. Рассказы в картинках [Текст] / Н. Э. Радлов, Д. И. Хармс, Н. М. Дилактовская. – М.: «Мелик-Пашаев», 2015. – 60 с. 39. Садовникова, И. Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников [Текст] / И. Н. Садовникова. – М.: Владос, 2012. – 200с. 40. Селиверстов, В. И. Речевые игры с детьми [Текст] / В. И. Селиверстов. – М.: Владос, 1995. – 343с. 41. Сиротюк, А. Л. В инструментальную копилку практикующего логопеда [Текст] / А. Л. Сиротюк // Логопед. – 2006. – № 2. – С.4-13. 42. Ткаченко, Т. А. В первый класс – без дефектов речи [Текст]: метод. пособие / Т. А. Ткаченко. – СПб.: Детство-Пресс, 2003. – 112 с. 43. Ткаченко, Т. А. Логопедические упражнения [Текст] / Т. А. Ткаченко. – М.: Эксмо, 2017. – 88 с. 44. Ткаченко, Т. А. Учим говорить правильно. Система коррекции общего недоразвития речи у детей 5 лет. [Текст] : пособие для воспитателей, логопедов и родителей / Т. А. Ткаченко. – М.: Издательство «Гном и Д», 2001. – 112 с. 45. Толковый словарь русского языка [Электронный ресурс] // Толковый словарь русского языка С. И. Ожегова. URL: http://www.vedu.ru/expdic/25886/ (дата обращения 20.10.2017). 46. Триггер, Р. Д. Подготовка к обучению грамоте. [Текст] / Р. Д. Триггер. – Смоленск: ООО Изд-во «Ассоциация XXI век», 2000. – 80 с. 47. Трубникова, Н. М. Структура и содержание речевой карты [Текст] : учеб.-метод. пособие / Н. М. Трубникова. – Екатеринбург : УрГПУ, 1998. – 52 с. 48. Тумакова, Г. А. Ознакомление дошкольника со звучащим словом [Текст]: пособие для педагогов дошкольных учреждений для занятий с детьми 3-7 лет / Г. А. Тумакова. – М.: Мозаика-Синтез, 2006. – 144 с. 49. Ушинский, К. Д. Пед соч.: в 6-ти т. [Текст] / К. Д. Ушинский. – М.: Педагогика, 2010. – Т. 1. – 630 с. 50. Фатеева, Г. И. Психолого-педагогический подход к развитию пространственных представлений у детей дошкольного возраста [Текст] / Г.И. Фатеева // Актуальные задачи педагогики: материалы VIII Междунар. науч. конф., г. Москва, ноябрь 2017 г. – М.: Буки-Веди, 2017. – С.73-75. 51. Федеральный государственный стандарт дошкольного образования [Текст]: приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 окт. 2013 г. – М.: Ажур, 2014. – 32 с. 52. Филатова, И. А. Развитие пространственных представлений у дошкольников с нарушениями речи [Текст] / И. А. Филатова. – М.: Издательство «Книголюб», 2010. – 48 с. 53. Филичева, Т. Б. Дети с общим недоразвитием речи [Текст] : учеб.-метод. пособие / Т. Б. Филичева, Т. В. Туманова. – М. : Гном и Д, 2000. – 128 с. 54. Филичева, Т. Б. Коррекционное обучение и воспитание детей 5-летнего возраста с общим недоразвитием речи [Текст] / Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина. – М. : Просвещение, 1991. – 44 с. 55. Филичева, Т. Б. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада [Текст] / Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина. – М.: Альфа, 2004. – 103 с. 56. Фомичева, М. Ф. Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению [Текст]: учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / М. Ф. Фомичева, Т. В. Волосовец. – М.: Издательский центр «Академия», 2012. – 200 с. 57. Хамидулина, Р. М. Обучение грамоте. Подготовка к школе [Текст] / Р. М. Хамидулина. – М. : Изд-во «Экзамен», 2009. – 243 с. 58. Хомская, Е. Д. Нейропсихология [Текст] : учебник для вузов / Е. Д. Хомская. – СПб.: Питер, 2003. – 496 с. 59. Шайтор, В. М. Комплексная клинико-неврологическая, логопедическая и психологическая оценка детей с речевыми расстройствами [Текст] / В. М. Шайтор, Л. А. Захиронова, Е. А. Пономарева // Нейроиммунология : сб. материалов X Конференции. – СПб., 2001. – С.31-38. 60. Эльконин, Д. Б. Как учить детей читать [Текст] / Д.Б. Эльконин. – М.: Просвещение, 1976. – 416 с.
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

реферат
Эмансипация
Количество страниц:
12
Оригинальность:
45%
Год сдачи:
2021
Предмет:
Правоведение
курсовая работа
Дидактическая игра как средство формирования навыков безопасного поведения в быту у детей старшего дошкольного возраста»
Количество страниц:
27
Оригинальность:
70%
Год сдачи:
2021
Предмет:
Педагогика
курсовая работа
Экономика Испании: проблемы и вызовы развития
Количество страниц:
25
Оригинальность:
99%
Год сдачи:
2021
Предмет:
Экономика
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image