Введение ………………………………………………………………………….3 ГЛАВА I. ПРОБЛЕМА РАЗВИТИЯ ЧУВСТВА РИТМА У ДОШКОЛЬНИКОВ НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ …………………………………………………………………………5 1.1. Проблема развития чувства ритма у детей в педагогике музыкального образования ……………………………………………………………………..5 1.2. Психологические предпосылки развития чувства ритма в дошкольном возрасте ………………………………………………………………………….13 1.3. Игра на детских музыкальных инструментах как средство развития чувства ритма у дошкольников на музыкальных занятиях ………………….16 Выводы по первой главе ……………………………………………………….28 ГЛАВА II. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ЧУВСТВА РИТМА У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ ……………………………………………………………………29 2.1. Констатирующий этап опытно-поисковой работы по развитию чувства ритма у детей дошкольного возраста на музыкальных занятиях ………….29 2.2. Формирующий этап опытно-поисковой работы по развитию чувства ритма у детей дошкольного возраста на музыкальных занятиях ………….36 2.3. Итоговый этап опытно-поисковой работы по развитию чувства ритма у детей дошкольного возраста на музыкальных занятиях ……………………48 Выводы по второй главе ……………………………………………………….51 Заключение …………………………………………………………………….52 Список источников и литературы ……………………………………………56

Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста на музыкальных занятиях

дипломная работа
Педагогика
60 страниц
75% уникальность
2021 год
24 просмотров
Фасхиева Г.
Эксперт по предмету «Педагогика»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
Введение ………………………………………………………………………….3 ГЛАВА I. ПРОБЛЕМА РАЗВИТИЯ ЧУВСТВА РИТМА У ДОШКОЛЬНИКОВ НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ …………………………………………………………………………5 1.1. Проблема развития чувства ритма у детей в педагогике музыкального образования ……………………………………………………………………..5 1.2. Психологические предпосылки развития чувства ритма в дошкольном возрасте ………………………………………………………………………….13 1.3. Игра на детских музыкальных инструментах как средство развития чувства ритма у дошкольников на музыкальных занятиях ………………….16 Выводы по первой главе ……………………………………………………….28 ГЛАВА II. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ЧУВСТВА РИТМА У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ ……………………………………………………………………29 2.1. Констатирующий этап опытно-поисковой работы по развитию чувства ритма у детей дошкольного возраста на музыкальных занятиях ………….29 2.2. Формирующий этап опытно-поисковой работы по развитию чувства ритма у детей дошкольного возраста на музыкальных занятиях ………….36 2.3. Итоговый этап опытно-поисковой работы по развитию чувства ритма у детей дошкольного возраста на музыкальных занятиях ……………………48 Выводы по второй главе ……………………………………………………….51 Заключение …………………………………………………………………….52 Список источников и литературы ……………………………………………56
Читать дальше
Чувство ритма - это одна из музыкальных способностей, без которой практически невозможна никакая музыкальная деятельность. Развитие ритма считается одной из самых трудных проблем в музыкальном воспитании детей. Ведь главная задача в развитии чувства ритма: научить детей ощущать в музыке ритмическую выразительность и передавать ее в движениях, а это требует внимания, сосредоточенности, концентрации памяти, эмоций, что важно и для общего развития ребенка. Развитие чувства ритма способствует и развитию фонематического восприятия, что в свою очередь оказывает благотворное влияние на развитие речи ребенка. Таким образом выявляется актуальность проблемы. За последнее время увеличилось число детей с проблемами ритмического восприятия. Такие дети не могут пропевать какие-либо звуки: многие не поют, а проговаривают: недостаточно согласовывают движения с музыкой, пением и словом. Поэтому повышение эффективности развития чувства ритма у дошкольников является одной из актуальных проблем музыкального воспитания. Цель – изучить развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста на музыкальных занятиях.


Если вам нужна дипломная работа на заказ цена приятно удивит. Закажи на Work5.


. Задачи: – рассмотреть проблему развития чувства ритма у детей в педагогике музыкального образования; – изучить психологические предпосылки развития чувства ритма в дошкольном возрасте; – изучить игру на детских музыкальных инструментах как средство развития чувства ритма у дошкольников на музыкальных занятиях; – проанализировать констатирующий этап опытно-поисковой работы по развитию чувства ритма у детей дошкольного возраста на музыкальных занятиях; – проанализировать формирующий этап опытно-поисковой работы по развитию чувства ритма у детей дошкольного возраста на музыкальных занятиях; – проанализировать итоговый этап опытно-поисковой работы по развитию чувства ритма у детей дошкольного возраста на музыкальных занятиях. Объект – музыкальные занятия у дошкольников. Предмет – развитие чувства ритма у дошкольников Методы исследования в работе – сравнительно-аналитические. Структурно работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

Читать дальше
В процессе работы над темой исследования и реализации поставленных в исследовании задач мы пришли к следующим выводам. Изучив опыт отечественных и зарубежных исследователей, которые занимались разработкой вопросов о природе чувства ритма (или музыкально-ритмического чувства), мы пришли к выводу о том, что все они указывают на тесную связь музыкального ритма с телесной моторикой человека. Ученые отмечают, что ритм нужно научиться ощущать и выражать в движениях эмоциональную составляющую. Чувство ритма (музыкально-ритмическое чувство) рассматривается исследователями в контексте понятия о музыкальных способностях и музыкальности. Исходя из этого, нами предложено содержание понятия ритмических способностей как индивидуально-психологических особенностей, позволяющих чувствовать эмоциональную выразительность музыкального ритма и точно воспроизводить его. Младший дошкольный возраст в педагогике и психологии считается важнейшим периодом в развитии дошкольника: именно в это время происходит переход малыша к новым отношениям со взрослыми, сверстниками, предметным миром. Характерные особенности проявлений ребенка в данный период нашли отражение в понятии «кризис трех лет», свидетельствующий о том, что прежний тип взаимоотношений взрослого и ребенка должен быть изменен, ребенку должна быть предоставлена большая самостоятельность, а его деятельность должна быть обогащена новым содержанием. Ребенок младшего дошкольного возраста способен различать характер музыки, простейшие музыкальные образы, у детей формируется музыкальное восприятие. Ритм  это первое музыкальное представление ребенка, которое он способен воспроизводить. В младшем дошкольном возрасте дети проявляют желание организовать собственную жизнедеятельность в определенном ритме путем рифмования слов, ритмичного проговаривания-пропевания фраз, двигательной импровизации под музыку. Младший дошкольный возраст является благоприятным периодом для музыкальной деятельности, во время которой закладываются основы ритмических способностей. В зарубежной и отечественной педагогике музыкального образования последовательно складывались традиции музыкально-ритмического воспитания и развития детей, которые могут быть рассмотрены в контексте развития ритмических способностей. Теоретические положения и результативные методические предложения были положены нами в основу разработки педагогической технологии развития ритмических способностей у младших дошкольников на музыкальных занятиях в дошкольном образовательном учреждении. Разработанная педагогическая технология основана на комплексе подходов (индивидуальный, дифференцированный, здоровьесберегающий, полихудожественный); предполагает развитие ритмических способностей в следующей последовательности: от восприятия и воспроизведения пульса (метра) и несложных ритмических рисунков к соблюдению метроритмической организации при раскрытии художественного образа музыкального произведения в различных видах музыкальной деятельности. Технология включает: – алгоритм действий, реализующийся на каждом занятии (1  организация восприятия пульса (метра) и несложных ритмических рисунков; 2  организация воспроизведения пульса (метра) и несложных ритмических рисунков; 3  организация воспроизведения метроритмики при раскрытии художественного образа музыкального произведения); – элементы логоритмики и театрализации; комплекс упражнений для различных видов музыкальной деятельности (пение, музыкально-ритмические движения, пляска, игра, игра на музыкальных инструментах). Для выявления уровня развития ритмических способностей у младших дошкольников нами был разработан диагностический инструментарий. Были определены критерии развитости ритмических способностей: способность определять метроритмическую организацию музыкального произведения (показатели: 1) умение определять метр (пульс) музыкального произведения, 2) умение определять ритмический рисунок музыкального произведения) и способность воспроизводить метроритмическую организацию музыкального произведения при воплощении художественного образа (показатели: умение воспроизводить метроритмическую организацию музыкального произведения при перевоплощении в различных персонажей в одном музыкальном произведении; 3) умение воспроизводить метроритмическую организацию музыкальных произведений в различных видах музыкальной деятельности). Для каждого показателя были разработаны диагностические задания и определены характеристики трех уровней развитости музыкальных способностей, проявляющихся при их выполнении: высокого, среднего, низкого. Опытно-поисковая работа, которая проходила в естественных условиях воспитания и обучения на базе вокально-эстрадной студии Екатерины Нестеровой г. Полевского, показала, что созданная педагогическая технология развития ритмических способностей у младших дошкольников оказалась эффективной. В исследовании принимали 13 детей-дошкольников. По итогам реализации нашей педагогической технологии выяснилось, что у каждого ребенка произошло развитие ритмических способностей по всем критериям: они стали лучше воспринимать метроритм музыкального произведения, воспроизводить его в разных музыкальных видах деятельности и воплощать разные художественные образы. Итоговое диагностирование развития ритмических способностей выявило высокий уровень у девяти обучающихся, средний уровень у двадцати двух детей и ни одного на низком. Наибольшее продвижение у обучающихся наблюдается в восприятии метра музыкального произведения, чего нельзя сказать о ритмической составляющей. Проанализировав результаты опытно-поисковой работы по развитию ритмических способностей младших дошкольников, мы пришли к выводу, что дальнейшая работа еще покажет свои результаты, если педагог будет учитывать специфику младшего дошкольного возраста, особенности их музыкального и общего развития, ведущую деятельность дошкольников и возможности реализации поставленных задач. Таким образом, выдвинутая гипотеза нашла свое подтверждение в ходе опытно-поисковой работы, поставленные в исследовании задачи выполнены, а цель достигнута.
Читать дальше
1. Анисимова, И. 100 музыкальных игр для развития дошкольников, старшая и подготовительная группы / И. Анисимова. – Ярославль: Академия развития,2005.– 240 с. – Текст непосредственный 2. Антипина, Е.А. Театрализованная деятельность в детском саду: Игры, упражнения, сценарии/ Е.А. Антипина. – М.: ТЦ Сфера, 2003. – 128 с. – Текст непосредственный 3. Антипина, Е.А. Театрализованная деятельность в детском саду/ Е.А. Антипина. – М.: ТЦ Сфера, 2019. – 158 с. – Текст непосредственный 4. Антипина, Е.А. Театрализованные представления в детском саду. Сценарии с нотным приложением. / Е.А. Антипина – М.: ТЦ Сфера, 2010. – 128 с. – Текст непосредственный 5. Арсеневская, О.Н. Система музыкально-оздоровительной работы в детском саду: занятия, игры, упражнения / О.Н. Арсеньевская.- Волгоград: Учитель, 2012.-204 с. – Текст непосредственный 6. Арсенина, Е.Н. Музыкальные занятия. Средняя группа/ Е.Н. Арсенина. – Волгоград: Учитель, 2012.- 335 с. – Текст непосредственный 7. Арсенина, Е.Н. Музыкальные занятия. Старшая группа, автор составитель/ Е.Н. Арсенина. - Волгоград, Учитель.- 2011-335 с. – Текст непосредственный 8. Арсенина, Е.Н Музыкальные занятия. Подготовительная группа/ Е.Н. Арсенина. - Волгоград, Учитель.- 2011-319 с. – Текст непосредственный 9. Афанасенко, Е.Х. Детский музыкальный театр: Программы, разработки занятий, рекомендации / Е.Х.Афанасенко. - Волгоград: Учитель, 2009. – 190 с. – Текст непосредственный 10.Барсукова, Н.Г. Музыка в детском саду. Планирование, тематические и комплексные занятия / Н.Г. Барсукова.- Волгоград: Учитель, 2011.- 191 с. – Текст непосредственный 11.Бекина, С. И Музыка и движение (Упражнения, игры и пляски для детей дошкольного возраста). - Просвещение Москва 2000. 240 с.– Текст непосредственный 12.Бодраченко, И.В. Театрализованные музыкальные представления для детей дошкольного возраста. – М.: Айрис-Пресс, 2006. – 280 с. – Текст непосредственный 13.Буренина, А.И. Ритмическая мозаика: Программа по ритмической пластике для детей дошкольного и младшего школьного возраста.- СПб.: ЛОИРО, 2000.-220 с. – Текст непосредственный 14.Буренина, А.И «Ритмическая мозаика 3» программа по ритмической пластике для детей 3-7 лет, Спб: РЖ «Музыкальная палитра», 2012. – 240 с. – Текст непосредственный 15.Буренина, А.И. «Театр всевозможного»», Выпуск 1, от игры до спектакля, 2-е издание, Санкт-Петербург, 2002. – 180 с.– Текст непосредственный 16.Вайнфельд, О.А. Музыка, движение, фантазия. Методическое пособие для музыкальных руководителей ДОУ. – СПб.: «Детство-Пресс», 2002.- 32 с. – Текст непосредственный 17.Веракса, Н.Е. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования. – М.: Мозаика-Синтез, 2011. – 240 с.– Текст непосредственный 18.Власенко, О.П. Праздник круглый год. Утренники, развлечения и вечера досуга в детском саду.- Волгоград: Учитель, 2007.- 205 с. – Текст непосредственный 19.Власенко, О.П. Прощание с детским садом: сценарии выпускных утренников и развлечений для дошкольников.- 2-е изд. – Волгоград: Учитель, 2011.- 319 с. – Текст непосредственный 20.Гавришева, Л.Б. Музыка, игра – театр! Методическое пособие для музыкальных руководителей ДОУ. – СПб.: «Детство-Пресс», 2004.–220 с. – Текст непосредственный 21.Гогоберидзе, А.Г., Деркунская В.А. Детство с музыкой. Современные педагогические технологии музыкального воспитания и развития детей раннего и дошкольного возраста: Учебно-методическое пособие.- СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010.- 656 с. – Текст непосредственный 22.Горшкова, Е. В. От жеста к танцу Методика и конспекты занятий по раз витию у детей творчества в танце Пособие для музыкальных руководителей детских садов. Гном и Д. - Москва 2002. –240 с.– Текст непосредственный 23. Губанова, Н.Ф. Театрализованная деятельность дошкольников: 2-3 лет. Методические рекомендации, конспекты занятий, сценарии игр и спектаклей. – М.: ВАКО, 2007.- 256 с. – Текст непосредственный 24.Губанова, Н.Ф. Театрализованная деятельность дошкольников: 3-4 лет. Методические рекомендации, конспекты занятий, сценарии игр и спектаклей. – М.: ВАКО, 2007.- 256 с. – Текст непосредственный 25.Губанова, Н.Ф. Театрализованная деятельность дошкольников: 4-5 лет. Методические рекомендации, конспекты занятий, сценарии игр и спектаклей. – М.: ВАКО, 2007.- 256 с. – Текст непосредственный 26.Григорьева, Т.С. Программа «Маленький актер»: для детей 5-7 лет. Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2012. – 128 с. – Текст непосредственный 27.Давыдова, М.А. Музыкальное воспитание в детском саду: средняя, старшая и подготовительная группы. – М.: ВАКО, 2006.- 240 с. – Текст непосредственный 28.Доломанова, Н. Н. Подвижные игры с песнями. – М.: Сфера, 2010. – 220 с.–Текст непосредственный 29.Елисеева, Е.И., Родионова Ю.Н. Ритмика в детском саду. Методическое пособие для педагогов в ДОУ. – М.: УЦ «Перспектива», 2012. – 104 с. – Текст непосредственный 30.Жукова, Р.А. Танцы для детей. Подготовительная группа. – Волгоград: ИТД «Корифей», 2010.- 128 с. – Текст непосредственный 31.Зарецкая, Н.В., Роот З.Я. Танцы в детском саду. – М.: Айрис- Пресс, 2003. –112 с. – Текст непосредственный 32.Затямина, Л.В., Стрепетова Л.В. Музыкальная ритмика: Учебно-методическое пособие. М.: Издательство «Глобус», 2009.- 112 с. – Текст непосредственный 33.Зарецкая, Н.В., Роот З.Я. Танцы в детском саду.- 5-е изд.- М.: Айрис – пресс, 2008.- 112 с. – Текст непосредственный 34.Зарецкая, Н.В. , Роот З.Я. Праздники в детском саду: Сценарии, песни, танцы-4е изд.-М.:Айрис-пресс, 2005-256 с. – Текст непосредственный 35.Зацепина, М.Б.Музыкальное воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации.- М.: Мозаика-Синтез, 2006. -96 с. – Текст непосредственный 36.Зацепина, М.Б. Музыкальное воспитание в детском саду. – М.: Мозаика-Синтез, 2010. – 96 с. – Текст непосредственный 37.Зацепина, М.Б. Культурно-досуговая деятельность. – М.: Мозаика-Синтез, 2004.–180 с.– Текст непосредственный 38.Зацепина, М.Б. Культурно-досуговая деятельность в детском саду. – М.: Мозаика-Синтез, 2010. – 140 с.– Текст непосредственный 39.Зацепина, М.Б., Антонова Т.В. Народные праздники в детском саду. – М.: Мозаика-Синтез, 2010. – 180 с.– Текст непосредственный 40.Зацепина, М.Б., Антонова Т.В. Праздники и развлечения в детском саду. – М.: Мозаика-Синтез, 2010. – 210 с. – Текст непосредственный 41.Затямина, А., Стрепетова Л. В. Музыкальная ритмика: Учебно- методическое пособие Т - М. Издательство Глобус, 2019.– 220 с. – Текст непосредственный 42.Каплунова, И.М. Наш веселый оркестр. Часть 1. Методическое пособие для музыкальных руководителей детских садов, учителей музыки, педагогов.– СПб.: Невская нота, 2013. – 90 с. – Текст непосредственный 43.Каплунова, И.М. Наш веселый оркестр. Часть 2. Методическое пособие для музыкальных руководителей детских садов, учителей музыки, педагогов.– СПб.: Невская нота, 2013. – 90 с. – Текст непосредственный 44.Каплунова, И.М., Новоскольцева И.А «Этот удивительный ритм». Учебно-методическое пособие. СПб.: Композитор, 2005. – 76 с. – Текст непосредственный 45.Каплунова, И.М., Новоскольцева И.А. Левой-правой! Марши в детском саду. Пособие для музыкальных руководителей детских дошкольных учреждений». - Композитор – Санкт-Петербург, 2002. – 220 с.– Текст непосредственный 46.Каплунова, И. М. Новоскольцева И. А. Программа музыкального воспитания детей дошкольного возраста Композитор Санкт-Петербург 2003. –200 с.– Текст непосредственный 47.Каплунова, И., Новоскольцева И. Праздник каждый день. Планирование и репертуар музыкальных занятий с аудиоприложением (2 CD). Ясельки. - СПб.: «Невская нота», 2010.- 174 с. – Текст непосредственный 48.Малахова, Л.В. Музыкальное воспитание детей дошкольного возраста: метод. пособие / Л.В Малахова. – Ростов н/Д.: Феникс, 2008. – 141. – Текст непосредственный 49. Назайкинский, Е.В. О музыкальном темпе / Е.В. Назайкинский. - М., 1965. – 325 с. – Текст непосредственный 50. Орф Карл. https://www.classic-music.ru/orff.html (Дата обращения: 05.02.2021) 51. Теплов, Б.М. Психология музыкальных способностей / Б.М. Теплов. – М.: Педагогика, 1985. – 334 с. – Текст непосредственный 52. Уколова, Л.И. Педагогическое воздействие музыкального воспитания в творчестве выдающихся педагогов-музыкантов как фактор духовного совершенствования, нравственных поисков/ Л.И. Уколова //Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук.– 2015.– № 4-4. – С. 135-138
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

курсовая работа
Определение технико-экономических показателей отделочных работ.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
21%
Год сдачи:
2021
Предмет:
Экономика отрасли
курсовая работа
Мониторинг и оценка социально-экономического развития Камчатского края
Количество страниц:
45
Оригинальность:
77%
Год сдачи:
2021
Предмет:
Менеджмент
курсовая работа
Современная практика и пути совершенствования банковского кредитования индивидуальных предпринимателей коммерческого банка
Количество страниц:
30
Оригинальность:
77%
Год сдачи:
2021
Предмет:
Банковское дело
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image