Введение 3 ГЛАВА 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ 6 1.1.Понятие музыкальных способностей в психолого-педагогической литературе 6 1.2.Музыкальные инструменты как средство развития музыкальных способностей у дошкольников 17 ГЛАВА 2.ИССЛЕДОВАНИЕ, НАПРАВЛЕННОЕ НА ИЗУЧЕНИЕ РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ПОМОЩЬЮ МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ 25 2.1.Организация, методы и диагностика развития музыкальных способностей у дошкольников 25 2.2.Методы и приемы развития музыкальных способностей дошкольников в процессе игры на музыкальных инструментах 30 2.3.Результаты исследования 40 Заключение 45 Список использованных источников 47 Приложение 1 51

Развитие музыкальных способностей у дошкольников

дипломная работа
Педагогика
55 страниц
81% уникальность
2021 год
30 просмотров
Прудникова А.
Эксперт по предмету «Дошкольная педагогика»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
Введение 3 ГЛАВА 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ 6 1.1.Понятие музыкальных способностей в психолого-педагогической литературе 6 1.2.Музыкальные инструменты как средство развития музыкальных способностей у дошкольников 17 ГЛАВА 2.ИССЛЕДОВАНИЕ, НАПРАВЛЕННОЕ НА ИЗУЧЕНИЕ РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ПОМОЩЬЮ МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ 25 2.1.Организация, методы и диагностика развития музыкальных способностей у дошкольников 25 2.2.Методы и приемы развития музыкальных способностей дошкольников в процессе игры на музыкальных инструментах 30 2.3.Результаты исследования 40 Заключение 45 Список использованных источников 47 Приложение 1 51
Читать дальше
Актуальность исследования. Большое значение для сохранения физического и психологического здоровья детей имеет активизация их творческого потенциала, создание атмосферы поиска, радости, удовольствия, развитие детской индивидуальности, удовлетворение индивидуальных потребностей и интересов. Музыка, как и любое другое искусство, способно воздействовать на всестороннее развитие ребенка, побуждать к нравственно – эстетическим переживаниям, к активному мышлению. Музыкальное развитие оказывает ничем не заменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, ребенок делается чутким к красоте в искусстве и жизни.


Боитесь заказать диссертацию по физике? Не прееживайте. Доверьте написание диссертации нам. Уже более 15 лет мы помогаем студентам с написанием работ. Мы обещаем, что справимся и с вашей диссертацией!


. Только развивая эмоции, интересы, вкусы ребенка, можно приобщить его к музыкальной культуре, заложить ее основы. Дошкольный возраст чрезвычайно важен для дальнейшего овладения музыкальной культурой. Если в процессе музыкальной деятельности будет сформировано музыкально-эстетическое сознание, это не пройдет бесследно для последующего развития человека, его общего духовного становления. Обучаясь игре на музыкальных инструментах, дети открывают для себя мир музыкальных звуков и их отношений, осознаннее различают красоту звучания различных инструментов. У них улучшается качество пения (чище поют), музыкально-ритмических движений (четче воспроизводят ритм). Для многих детей игра на детских музыкальных инструментах помогает передать чувства, внутренний духовный мир. Это прекрасное средство не только индивидуального развития, но и развития мышления, творческой инициативы, сознательных отношений между детьми. Над проблемой развития музыкальных способностей дошкольников в данном виде исполнительства – игре на музыкальных инструментах, совместно с Н. А. Метловым в 20-е годы прошлого века работали такие выдающиеся педагоги как Т.С. Бабаджан, Ю.А. Двоскина, М.А. Румер. Результат успешных исследовательских работ нашел отражение в программе по музыкальному воспитанию в ДОУ. В частности, в парциальной программе по музыкальному воспитанию в детском саду «Ладушки» И.А..Новоскольцевой и И.М. Каплуновой используется, наряду с разными видами музыкальной деятельности, музицирование. Противоречие исследования. На разных этапах становления музыкальной педагогики (зарубежной и отечественной) существуют различные подходы к развитию музыкальных способностей. В своих работах отразились исследования по развитию музыкальных способностей у Б.М. Теплова, В.П. Анисимова, Н.А. Ветлугиной, А.К. Гогоберидзе, Д.К. Кирнарской, Т.В. Пчелкиной. Эти выдающиеся педагоги - музыканты занимались исследованиями развития музыкальных способностей посредством разных видов музыкальной деятельности: восприятия, сольного и хорового пения, музыкально-ритмической деятельности, игры на детских музыкальных инструментах. Однако, все-таки, такому важному фрагменту музыкального занятия в дошкольном образовательном учреждении как игра на музыкальных инструментах в программах, методических пособиях, методических статьях уделяется недостаточно внимания. Вследствие этого возникает противоречие между требованиями ФГОС ДО к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования по обеспечению музыкальных способностей и недостаточностью способов развития музыкальной сферы дошкольников, в частности, при игре на музыкальных инструментах. Выделенное противоречие позволило определить проблему этой работы: поиск, определение и теоретическое обоснование путей музыкального развития дошкольников посредством игры на музыкальных инструментах. Решение данной проблемы и составило цель исследования. Объект исследования: процесс музыкального образования дошкольников. Предмет исследования: особенности развития музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста при помощи игры на детских музыкальных инструментах. Задачи: 1.Изучить понятие музыкальных способностей в психолого-педагогической литературе. 2.Рассмотреть музыкальные инструменты как средство развития музыкальных способностей у дошкольников. 3.Провести исследование, направленное на изучение развитие музыкальных способностей у дошкольников с помощью музыкальных инструментов. 4.Выявить методы и предложить приемы развития музыкальных способностей дошкольников в процессе игры на музыкальных инструментах. 5.Определить результаты исследования. Гипотеза: можно предположить, что применяя разнообразные методы и игровые технологии, можно формировать интерес и положительное отношение к этому виду музыкальной деятельности, что будет способствовать развитию их музыкальных способностей: ритмического и ладового чувства, а также способности к слуховым представлениям. Теоретико-методологическая основа исследования: теория психологии музыкальных способностей (Б.М. Теплов, Д.К. Кирнарская); теория развития музыкальных способностей дошкольников (Н.А. Ветлугина, А.Г. Гогоберидзе, К.В. Тарасова); теория развития воображения и творчества у детей (Л.С. Выготский, Л.А. Виноградов); педагогические концепции мотивации и навыков Э.П. Костиной (Г.А. Семячкина, Т.А. Рокитянская и др.). Методы исследования: использован комплекс научных методов исследования: анализ, классификация и психолого-педагогической и учебно-методической литературы, экспериментальное исследование. Опытно-экспериментальная база исследования - МБОУ «Муравушка» г.Обнинск Калужской области. Структура работы содержит введение, две главы, заключение, список использованных источников и приложение.

Читать дальше
В соответствии с целью и задачами, поставленными во введении, были выполнено исследование, позволившее сделать следующие выводы. 1.Развитие музыкальных способностей – одна из главных задач музыкального воспитания детей. Развитие и совершенствование музыкальных видов деятельности является одним из сложных и вместе с тем интереснейших разделов работы педагога по реализации способностей детей дошкольного возраста. В связи с этим задача раннего выявления и развития музыкальных способностей приобретает особую значимость и актуальность как для специального, так и для общего музыкального образования и воспитания. 2.Проблема музыкальности и музыкальных способностей занимает одно из центральных мест в современной музыкально-педагогической литературе. Эти исследования свидетельствуют о том, что развитие музыкальных способностей, формирование основ музыкальной культуры следует начинать в дошкольном возрасте. В ряде отечественных работ, посвященных музыкальным способностям, особое место занимают труды Б.М. Теплова. В них предложена концепция музыкальности, знаменующая собой новый, более высокий этап развития этой проблемы. Музыкальные способности, необходимые для успешного осуществления музыкальной деятельности, Теплов объединяет в понятие «музыкальность» и расшифровывает как «одаренность человека к музыке в сочетании с музыкальными способностями». 3.Развитие музыкальных способностей происходит через восприятие музыки (умение её слушать, анализировать), а также через активность ребёнка, которая проявляется в разных видах музыкальной деятельности. 4.Игра на музыкальных инструментах - один из видов детского исполнительства. Как показало наше исследование, применение детских музыкальных инструментов и игрушек (как на занятиях, так и в повседневной жизни) значительно обогащает музыкальные впечатления дошкольников, развивает их музыкальные способности. Систематическая и планомерная работа по обучению детей игре на детских музыкальных инструментах дает возможность не только закреплять полученные в процессе музыкальных занятий знания, совершенствовать музыкальный слух, но и развивать самостоятельность детей, их творческую деятельность. Кроме того, игра на музыкальных инструментах развивает волю, стремление к достижению цели, воображение. Детские музыкальные инструменты делятся на: неозвученные музыкальные игрушки - инструменты, озвученные музыкальные игрушки - инструменты. В свою очередь озвученные музыкальные инструменты делятся на: ударные, ударно - клавишные, духовые, клавишно - язычковые и струнные инструменты. В основе музыкального репертуара, детей дошкольного возраста, лежат русские народные песни, попевки, легкие пьесы, музыкальные игры и игра на детских музыкальных инструментах. Обучение игре на музыкальных инструментах включает в себя три этапа: на первом - дети слушают и запоминают мелодии, пропевают их, знакомятся с приемами игры, на втором - подбирают попевки, на третьем - исполняют их по своему желанию. 5.В детском саду музыкальное воспитание рассматривается как одно из звеньев гармонического развития детей дошкольного возраста. Нужно отметить, если воспитатель сам любит музыку, активен на музыкальных занятиях, праздниках, с удовольствием обучает детей игре на музыкальных инструментах, то и дети в этой группе отличаются особой музыкальностью, с интересом ждут занятий, весело проводят часы досуга, играют на музыкальных инструментах в группе в свободное от занятий время. Разработанная программа показала эффективность игры на музыкальных инструментах, как средства развития музыкальных способностей старших дошкольников, как показал контрольный этап исследования - уровень музыкальных способностей экспериментальной группы значительно вырос. Таким образом, цель достигнута, задачи решены, гипотеза нашла свое подтверждение.
Читать дальше
Литература (книги, учебники, монографии) 1.Анисимов В.П. Диагностика музыкальных способностей детей. - М.: ВЛАДОС, 2017. – 153 с. 2.Асафьев Б. Музыкальная форма как процесс. - М.: Музыка, 2016. - 117 с. 3.Ветлугина Н.А. Развитие музыкальных способностей дошкольников в процессе музыкальных игр. - М.: Просвещение, 2018. – 62 с. 4.Виноградов Л.А. Развитие музыкальных способностей у дошкольников.- СПб.: Речь, Образовательные проекты, 2019. - 91с. 5.Гогоберидзе А.Г., Деркунская В.А. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. - М.: Издательский центр Академия, 2015. – 214 с. 6.Готсдинер А.Л. Музыкальная психология. – М.: Малое изд. предприятие «NB Магистр», 2018. –190 c. 7.Деркунская В.А. Детство с музыкой. Современные педагогические технологии музыкального воспитания и развития детей раннего и дошкольного возраста. – Спб.: Детство-Пресс, 2018. – 650 с. 8.Дружинин В.Н. Психология общих способностей . - СПб.: Питер, 2019. - 368 с. 9.Каплунова И.М., Новоскольцева. И.А. Программа по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста "Ладушки". - Спб.: Издательство ООО "Невская нота", 2012. – 65 с. 10.Кирнарская Д.К. Психология специальных способностей. Музыкальные способности. - М.: Таланты-XXI век, 2016. – 146 с. 11.Ковалевская М. Музыкальная гимнастика для пальчиков. - СПб.: Союз художников, 2016. - 27 с. 12.Кононова Н.Г. Обучение дошкольников игре на детских музыкальных инструментах. - М.: Просвещение, 2017. – 195 с. 13.Костина Э.П. Креативные педагогические технологии музыкального образования дошкольников: монография. - Н. Новгород: НИРО, 2019. – 107 с. 14.Лейтес Н.С. Возрастная одаренность дошкольников. – М.: Издательский центр «Академия», 2017. – 450 с. 15.Льговская Н.И. Организация и содержание музыкально-игровых методик досугов детей старшего дошкольного возраста. - М.: Айрис-пресс, 2017. – 128 с. 16.Метлов Н.А. Музыка-детям. - М.: Музыка, 2015. – 95 с. 17.Назайкинский Е.В. О психологии музыкального восприятия. – М.: Музыка, 2016. – 150 c. 18.Ньюкомб Н. Развитие личности ребенка. – СПб.: Питер, 2019. – 279 c. 19.Орф К. Методика элементарного музицированя (из опыта работы). - М.: Линка – Пресс, 2017. – 230 с. 20.Петрушин В.И. Музыкальная психология. – М.: Проспект, 2017. – 521 c. 21.Пчелкина Т.В. Диагностика и развитие музыкальных способностей. Дидактические игры на занятиях со старшими дошкольниками. - М.: Чистые пруды, 2016. – 62 с. 22.Радынова О.П., Катинене А.И., Палавандишвили М.Л. Музыкальное воспитание дошкольников. - М.: Музыка, 2016. – 104 с. 23.Рокитянская Т.А. Воспитание звуком: Музыкальные занятия с детьми от трех до девяти лет. - М.: Академия развития, Академия Холдинг, 2016. – 128 с. 24.Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. Способности. – М.: Педагогика, 2017. – 720 с. 25.Савенков А.И. Одаренные дети в детском саду и школе: учеб. пособие. - М.: Издательский центр «Академия», 2017. — 232 с. 26.Скопинцева О.А. Развитие музыкально-художественного творчества старших дошкольников. - Волгоград, Учитель, 2017. – 220 с. 27.Тарасова К.В. Онтогенез музыкальных способностей. - М.: Педагогика, 2018. – 163 с. 28.Федорович Е.Н. Музыкальные способности: Учебное пособие. – М.: АСТ, 2018. - 110 с. 29.Халабузарь П., Попов В., Добровольская Н. Методика музыкального воспитания – М.: Педагогика, 2015. – 428 c. 30.Чуприкова Н.И. Психология умственного развития: принцип дифференциации. - M.: Проспект, 2017. - 48 с. 31.Шадриков В.Д. Способности человека. - M.: НПО MОДЭК, 2017. - 288 с. Статьи из периодических изданий в научных журналах и сборниках статей 31.Семячкина Г.А. Музыкотерапия как средство развития способностей школьников // Начальная школа. - 2018. - № 5. – С.112-114. 32.Шлат Н.Ю. Поддержка разнообразия детства как фактор самореализации личности ребенка дошкольного возраста //Актуальные проблемы самореализации личности в современном обществе. - 2017. - № 8. - С. 223-226. Ресурсы Интернет 33.Артемьева И.В. Игра на детских музыкальных инструментах как средство развития музыкальных способностей старших дошкольников [Электронный ресурс] – Режим доступа – URL: http://www.albest.ru [Дата обращения 29.01.21] 34.Белогрудова В. П. Семерикова А. В. Теория множественного интеллекта г. Гарднера и ее принципиальное значение для современного образования [Электронный ресурс] – Режим доступа – URL: https://www.elibrary.ru[Дата обращения 29.01.21] 35.Ветлугина Н.А. Детский оркестр: С методическими указаниями. [Электронный ресурс] – Режим доступа – URL: https://search.rsl.ru [Дата обращения 29.01.21] 36.Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребенка. [Электронный ресурс] – Режим доступа – URL: https://search.rsl.ru [Дата обращения 29.01.21] 37.Ветлугина Н.А. Музыкальный букварь. [Электронный ресурс] – Режим доступа – URL: https://booksee.org/book[Дата обращения 29.01.21] 38.Ветлугина Н.А., Дзержинская И. Л., Комисарова Л. Н. Методика музыкального воспитания в детском саду. [Электронный ресурс] – Режим доступа – URL: https://search.rsl.ru [Дата обращения 29.01.21] 39.Доронина М.В. Саморазвитие личности ребенка в процессе музыкальных занятий [Электронный ресурс] – Режим доступа – URL: https://www.elibrary.ru[Дата обращения 29.01.21] 40.Жилова С.Н. Развитие музыкальных способностей детей 6-7 лет через исполнительскую деятельность в праздниках и развлечениях [Электронный ресурс] – Режим доступа – URL: https://www.elibrary.ru[Дата обращения 29.01.21] 41.Костина И.Б. Концепция способностей Аристотеля [Электронный ресурс] – Режим доступа – URL: https://cyberleninka.ru [Дата обращения 29.01.21] 42.Сухорукова И. М. Проблема развития музыкальных способностей у детей дошкольного возраста [Электронный ресурс] – Режим доступа – URL: https://cyberleninka.ru[Дата обращения 29.01.21] 43.Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей. [Электронный ресурс] – Режим доступа – URL: https://search.rsl.ru [Дата обращения 29.01.21] 44.Терешонок Т.В. Основные направления исследования способностей в психологии [Электронный ресурс] – Режим доступа – URL: https://www.elibrary.ru[Дата обращения 29.01.21].
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

курсовая работа
Мотивация персонала в рамках бюджетной модели
Количество страниц:
41
Оригинальность:
82%
Год сдачи:
2021
Предмет:
Финансы
курсовая работа
Правовой нигилизм и правовой идеализм: понятие, причины, формы выражения.
Количество страниц:
28
Оригинальность:
62%
Год сдачи:
2021
Предмет:
Теория государства и права
курсовая работа
Механизм государственного муниципального управления. Организационно-административный механизм государственного управления:модели и методы
Количество страниц:
25
Оригинальность:
72%
Год сдачи:
2021
Предмет:
Государственное и муниципальное управление
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image