Введение 3 Глава 1. Изучение восприятия смерти в периоды античности и Средневековья. 5 1.1. Эстетическое восприятие смерти в период античности. 5 1.2. Образ смерти в период Средневековья 11 Глава 2. Символизм и восприятие смерти в эпохи Возрождения, Нового времени и декаданса 18 2.1. Эстетический образ смерти в период Возрождения 18 2.2. Представление о смерти в период Нового времени и декаданса 24 Заключение 31 Список литературы 33

Эстетическое восприятие смерти

курсовая работа
Философия
35 страниц
60% уникальность
2021 год
23 просмотров
Карев В.
Эксперт по предмету «Философия»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
Введение 3 Глава 1. Изучение восприятия смерти в периоды античности и Средневековья. 5 1.1. Эстетическое восприятие смерти в период античности. 5 1.2. Образ смерти в период Средневековья 11 Глава 2. Символизм и восприятие смерти в эпохи Возрождения, Нового времени и декаданса 18 2.1. Эстетический образ смерти в период Возрождения 18 2.2. Представление о смерти в период Нового времени и декаданса 24 Заключение 31 Список литературы 33
Читать дальше
Древние источники подтверждают, что смерть с эстетической точки зрения рассматривалась уже тогда. Эстетика – наука об эстетическом измерении человеческого существования, о видении мира в разрезе удивляющего и шокирующего, возвышенного и комического, прекрасного и трагического. Страх перед смертью заложен в самой жизни. Это первоначальный страх, заложенный в глубины психики людей. Через призму определенных ценностей можно отследить какие очертания приобретает этот страх. В каждую эпоху эти ценности приобретают новое содержание, диктуемое не только постоянной, фиксируемой природой человека, но и социальной действительностью, в которой эта природа раскрывается. Культура разрабатывает определенную систему ценностей, в которой осмысливаются вопросы жизни и смерти. Она творит также определенный комплекс образов и символов, с помощью которых обеспечивается психологическое равновесие индивидов. Человек, разумеется, располагает отвлеченным знанием о факте неотвратимой смерти.


Не спешите написать курсовую на заказ, цена на нашем сайте вам понравится.


. Но он пытается, опираясь на существующую в данной культуре символику, сформировать представления, делающие возможной полноценную жизнь перед фактом неизбежной гибели. Актуальность работы заключается в том, что тема смерти на протяжении всей истории человечества занимала как умы людей, так и была объектом внимания для многих наук. Восприятие людьми соответствующих эпох явления смерти будем рассматривать также через призму искусства, поскольку язык искусства универсальный инструмент, для отражения настроений, царях в обществе определенного периода. Гениев всех времен всегда тянуло к изучению неизведанного, таинственного, потустороннего. Эти объекты остаются привлекательными для изучения уже многие тысячелетия. Цель данной работы – проследить, как на протяжении веков менялся взгляд общества на такое явление, как «смерть». Задачами работы являются: - проанализировать особенности восприятия смерти в эпоху античности; - изучить характерные черты, свойственные смерти в период Средневековья; - исследовать отношение к смерти в эпоху Возрождения; - рассмотреть главные особенности восприятия смерти, характерные для Нового времени и эпохи декаданса; - отследить символизм смерти, появлявшийся в каждую из вышеназванных эпох. Объектом исследования данной работы выступает смерть, как явление. Предмет работы: отношение к смерти, ее восприятие и отображение в символизме в такие исторические периоды, как: античность, Средневековье, Возрождение, Новое время и декаданс. Для изучения объекта и предмета работы были использованы такие методы исследования, как аналогия, обобщение, классификация, сравнительный анализ, изучение и анализ литературы, анализ и синтез. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

Читать дальше
Таким образом, мы можем увидеть, что изучение смерти, посмертное существование человека занимало умы людей еще на ранней стадии развития культуры. Подтверждением этому факту выступают труды Гомера. Восприятие смерти в каждую историческую эпоху имело свои характерные особенности, которые являлись отражением настроений общества, его мировоззрений. Для каждой эпохи характерен и некий символизм, который точно передавал образ смерти. Для периода античности смерть рассматривается как единственная отличительная черта между людьми и богами. Отсюда выросло значение образа героя, который, совершая нравственные подвиги, стремился достичь божественного бессмертия. Основными символами смерти здесь выступают: антропоморфные изображения ангелов, героев, богов, низших существ мифологии, отвечающих за умирание или связанные с загробным миром, люди в черных одеяниях, олицетворяющие смерть, треглавые устрашающие сущности, стоящие на страже во врата мира Мертвых. Мировоззрение средневековой поры менялось. Если рассматривать взгляд на смерть людей в начале периода и в его расцвете, то можно обнаружить различия. Если для раннего Средневековья характерно отношение к смерти, как к чему – то обычному, без драмы и трагизма, то уже к концу XI – нач. XII веков человек воспринимает смерть, как событие сугубо индивидуальное с последующей личной ответственностью. Символами смерти этой эпохи выступают: Ангел Смерти, Всадники; череп; Черный Жнец, Пляска Смерти и Песочные часы. В эпоху Возрождения, меняется представление о человеке, который больше не тварь, а творение божье. В XIV в. зарождается макабрическая культура, которая достигнет своего расцвета в XV в. Эта культура вбирает в себя идеи, образы, атрибутику смерти. Появляется новый образ — разлагаю¬щаяся плоть, гниющая масса, кишащая червями. Эту картину разложения дополняют два не менее зна¬чимых сюжета: Танец смерти и Триумф смерти. Для Нового времени характерны настроения смерти и счастливой жизни, а также значительно развитие наук, которые позволили уйти от мистического восприятия смерти. Мертвое тело перестало быть таким пугающим. Декаданс транслирует, что достичь уверенности и бессмертия можно путем эстетизации окружающего мира. Источниками заимствования были два мотива: образы Апокалипсиса и живопись Северного возрождения и архетипы античной мифологии. Если рассматривать образы, изображавшие смерть в период декаданса, то по отдельности они ассоциируются с кошмарами, вызывают ужас и страх. Тем не менее, если взять образы, изображавшие смерть и призраков, образы, передающие глубины подсознания в сочетании с эстетической формой, то такие образы превращаются в средства понимания сущности человека. Поскольку основной задачей декаданса было «лечение» эстетикой окружающего мира, то для произведений этой эпохи носили характер декоративной ориентации.
Читать дальше
1. Аверинцев С.Е. Византия и Русь: два типа духовности / С.Е. Аверинцев. – М. : АСТ, 2018 – 246 с. 2. Аврелий М. Наедине с собой. Размышления / М. Аврелий. – М. : АСТ, 2020. – 384 с. 3. Альмедер Р. Реинкарнация. Жизнь после смерти / Р. Альмедер. – М.: Велби: Проспект, 1991. – 248 с. 4. Андреев Ю.В. Раннегреческий полис (Гомеровский период) / Ю.В. Андреев, СПБ.,СТРАТА. – 2013, 142 с. 5. Арьес Ф. Человек перед лицом смерти / Ф. Арьес. – М.: Прогресс, 2008. – 197 с. 6. Байер К., Шейнберг Л. Здоровый образ жизни / К. Байер, Л. Шейнберг; пер. с. англ. М. Д. Гроздовой и др. – М. : МИР, 2015 – 368 с. 7. Бердяев Н.А. Кризис искусства / Н.А. Бердяев. - М.: СП Интерпринт, 1990. – 48 с. 8. Бродель Ф. Очерки истории / Ф. Бродель. – М., Альма Матер, 2015. – 73 с. 9. Булгаров В.С., Ляшенко И.В. Образ смерти в западноевропейском искусстве XIV-XVI веках // Филология и искусствоведение [Электронный ресурс]. – М., №3 (60), 2019 – Режим доступа: https://7universum.com/ru (дата обращения: 22.03.2021). 10. Гагарин А.С. Экзитенциал смерти в античной философии (от досократиков до Аристотеля) [Электронный ресурс]. – ОмГПУ, №3 (60), 2017 – Режим доступа: https://omsk.edu/volume/download/1_(14)_2017.pdf (дата обращения: 20.03.2021). 11. Гомер. Илиада / Гомер; пер. Н.И. Гнедич. – М. : АСТ, 2020 – 608 с. 12. Гомер. Одиссея / Гомер; пер. В. Жуковский. – М. : АСТ, 2020 – 416 с. 13. Гроф С., Хэлифакс Дж. Человек перед лицом смерти / С. Гроф, Дж. Хэлифакс. - М.: Изд-во Трансперсонального Института, 2015. - 246с. 14. Гуревич А. Исторический синтез и Школа «Анналов» / А. Гуревич. – 2-е изд., испр. и доп. - СПБ: Центр гуманитарных инициатив; Москва: Университетская книга, 2014. – 432 с. 15. Демичев А.В. Фигуры танатоса / А.В. Демичев. - СПб., 2017. - 213с. 16. Калиновский П.П. Последняя болезнь, смерть и после / П.П. Калиновский - М.: АСТ, 1991. – 286 с. 17. Киселев А. Иероним Босх / А. Киселев. – М.: Воскресный день, 2015. – 242 с. 18. Ковалевский А. А. Трансформация смерти в искусстве [Электронный ресурс]. – М., 2016. – Режим доступа: https://omsk.edu/volume/download/3_(12)_2016.pdf / дата обращения (22.03.2021). 19. Крайг Г. Психология развития / Г. Крайг. - СПб., 2017. - 987с. 20. Кун Н.А. Легенды и мифы Древней Греции / Н.А. Кун. - М.: АСТ, 2013. – 364 с. 21. Лаврин А. Хроники Харона. Энциклопедия смерти / А. Лаврин. – М. : ПРОЗАиК, 2016. – 605 с. 22. Лаэртский Д. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов / Д. Лаэртский. – М. : АСТ, 2020 – 800 с. 23. Лосев, А.Ф. Мифология греков и римлян / А. Ф. Лосев. – М. : ИНФРА - М, 2015. – 443 с. 24. Лосев А.Ф. Очерки античного символизма и мифологии / А. Ф. Лосев. – М.: АСТ: Проспект, 2015. – 272 с. 25. Мифы народов мира. Энциклопедия: в 2-х т. / гл. ред. С.А. Токарев. – М.: Сов. Энциклопедия, 2015. –573 с. 26. Моуди Р. Жизнь после жизни: Исследование феномена продолжения жизни после смерти тела / Р. Моуди. – М.: Азбука, 2020. – 208 с. 27. Нессельштраус Ц. Г. «Пляски смерти» в западноевропейском искусстве XV века как тема рубежа Средневековья и Возрождения // Проблемы развития зарубежного искусства от Средних веков к Новому времени / Ц. Г. Нессельштраус: Сб. статей. - СПб. : Ин-т имени И.Е.Репина, 2018. - 232 с. 28. Психология среднего возраста, старения, смерти / под. ред. А.А. Реана. - М. АСТ, 2016. - 384с. 29. Рассел Б. Есть ли жизнь после смерти [Электронный ресурс]. – М., 2017. – Режим доступа: https://royallib.com/ / дата обращения (20.03.2021) 30. Цицерон. Учение академиков. О пределах блага и зла. Парадоксы стоиков / Цицерон. – М.: Юрайт, 2018. – 240 с. 31. Чанышев А. История философии Древнего мира / А. Чанышев. – М.: Академический проект, 2018. – 208 с.
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

реферат
Экономическое содержание ITSM – управление ИТ-услугами
Количество страниц:
15
Оригинальность:
55%
Год сдачи:
2021
Предмет:
Экономика
курсовая работа
Условия и факторы качества управленческих решений в системе государственного и муниципального управления
Количество страниц:
38
Оригинальность:
88%
Год сдачи:
2021
Предмет:
Управленческие решения
реферат
Перспектива развития оптического рынка.
Количество страниц:
10
Оригинальность:
21%
Год сдачи:
2021
Предмет:
Маркетинг
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image