ВВЕДЕНИЕ 2 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭММОЦИОНАЛЬНОГО СТРЕССА И ЕГО ПРОЯВЛЕНИЯ В ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ УСЛОВИЯХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 1.1. Понятие эмоционального стресса, его причины и признаки 6 1.2. Психологические особенности экстремальных условий деятельности 10 1.3. Проявление эмоционального стресса в экстремальных условиях 12 ВЫВОДЫ 16 ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО УПРАВЛЕНИЮ ЭМОЦИОНАЛЬНЫМ СТРЕССОМ В ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ УСЛОВИЯХ И МЕТОДЫ ЕГО ПРОФИЛАКТИКИ 2.1. Управление эмоциональным стрессом в экстремальных условиях 17 2.2. Методы профилактики стресса 21 ВЫВОДЫ 25 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27 БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 30

Эмоциональный стресс и его проявление в экстремальных ситуациях

курсовая работа
Психология
32 страниц
57% уникальность
2021 год
136 просмотров
Дьякова Е.
Эксперт по предмету «Общая психология»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
ВВЕДЕНИЕ 2 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭММОЦИОНАЛЬНОГО СТРЕССА И ЕГО ПРОЯВЛЕНИЯ В ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ УСЛОВИЯХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 1.1. Понятие эмоционального стресса, его причины и признаки 6 1.2. Психологические особенности экстремальных условий деятельности 10 1.3. Проявление эмоционального стресса в экстремальных условиях 12 ВЫВОДЫ 16 ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО УПРАВЛЕНИЮ ЭМОЦИОНАЛЬНЫМ СТРЕССОМ В ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ УСЛОВИЯХ И МЕТОДЫ ЕГО ПРОФИЛАКТИКИ 2.1. Управление эмоциональным стрессом в экстремальных условиях 17 2.2. Методы профилактики стресса 21 ВЫВОДЫ 25 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27 БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 30
Читать дальше
Понятие стресса, возникшее в физиологии в 30-е годы ХХ века, быстро вышло за рамки узкой биологической трактовки и стало очень широко использоваться как в науке, так и в повседневной практике. Проблема стресса изучалась такими авторами, как Г. Селье, Р. Лазарус, Р. Ланье, В. Л. Марищук. Как правило, мы употребляем слово "стресс" только в негативном смысле. Но, при детальном рассмотрении этого понятия, можно сделать вывод, что стресс-это состояние, которое не всегда приводит к негативным последствиям. При ближайшем рассмотрении оказывается, что это просто необходимо - при определенных условиях, помогая преодолевать препятствия и избегать опасности.


Если вам необходима помощь в написании эссе , вы можете обратиться в Work5.


. Перечень стрессоров разнообразен: от простых, таких как температура, шум, газовый состав атмосферы, токсичные вещества и т. д., до сложных психологических и социальных факторов: риск, опасность, нехватка времени, новизна и неожиданность ситуации, повышенная значимость деятельности. Экспериментально установлено, что у людей, находящихся в состоянии страха или тревоги, повышен уровень адреналина в крови. Поэтому адреналин часто называют гормоном чрезвычайной ситуации или гормоном тревоги. Стресс - это состояние общего напряжения организма, возникающее у человека под воздействием экстремального раздражителя. Например, на холоде мы дрожим, чтобы выделять больше тепла, на солнце мы потеем, и испарение пота охлаждает нас. При беге повышаются требования к мускулатуре, сердечно-сосудистой и дыхательной системам. Стрессовая реакция вызвана неблагоприятными факторами (стрессорами), и человек сознательно или подсознательно пытается приспособиться к новой для него ситуации. Затем наступает выравнивание или адаптация. Человек либо находит равновесие в ситуации и стресс не дает никаких последствий, либо не приспосабливается к ней - это так называемая плохая адаптация. В результате могут возникнуть различные проблемы с физическим или психическим здоровьем. Частые стрессы могут привести к истощению адаптивной защитной системы организма, что в свою очередь может вызвать психосоматические заболевания. В наше время техногенной цивилизации человек находится в практически непрекращающемся стрессе, на нас постоянно воздействуют различные стрессоры, будь то неблагоприятные условия окружающей среды или неприятности на работе и в личной жизни. Каждый из этих эффектов может рассматриваться субъектом как стресс. В современном мире довольно редко человек оказывается в такой стрессовой ситуации, в которой от него потребуется реализовать все мобилизованные адаптационные ресурсы. В нашей повседневной деятельности все чаще возникают ситуации, когда человек, столкнувшись с некоторой сложностью, не может в полной мере реализовать накопленную энергию, вызванную физиологическими механизмами стресса, и тогда эта энергия начинает его разрушать. В результате вместо вполне нормальных стрессовых реакций у человека начинают ломаться механизмы дистресса, когда энергия не может быть реализована в каких-то конструктивных действиях. Соотнося проблемы стресса с условиями труда в организации, Н.В. Самоукина пишет, что профессиональный стресс - это напряженное состояние работника, возникающее при воздействии на него эмоционально негативных и экстремальных факторов, связанных с выполняемой профессиональной деятельностью. На самом деле речь идет скорее о профессиональном неблагополучии. К этому можно добавить, что профессиональный стресс (дистресс) - это также реакция на некоторые трудности, выражающаяся в неспецифических действиях. Стресс помогает организму адаптироваться к возникшим трудностям, справиться с ними. Любая неожиданность, нарушающая привычное течение жизни, может стать причиной стресса. В то же время не имеет значения, приятна или неприятна ситуация, с которой мы сталкиваемся. Что имеет значение, так это интенсивность потребности в приспособлении или адаптации. При благоприятных условиях это состояние может трансформироваться в оптимальное, при неблагоприятных - в состояние нервно-эмоционального напряжения, которое характеризуется снижением работоспособности и эффективности функционирования систем и органов, истощением энергетических ресурсов. В ходе изучения литературного материала можно выделить следующее противоречие, противоречие возникает в том, что стресс - это состояние, которое с одной стороны может пагубно повлиять на организм и эмоциональное состояние человека, с другой стороны именно стресс поддерживает активность систем организма на нормальном уровне. Сегодня доказано, что состояние стресса само по себе не является болезнью. Хотя российский психофизиолог Ю. И. Александров отмечает, что стресс стал одним из самых модных медико-психологических диагнозов. Этот диагноз ставится человеку, когда у него возникают какие-либо проблемы в личной жизни, дома или на работе, которые приводят к ухудшению его психического и физического здоровья. Если бы не было стресса, жизнь превратилась бы в абсолютное равновесие, замерла бы. Стресс может быть вызван как серьезной опасностью, так и творческой удачей. Автор теории стресса Ганс Селье считал, что стресс - это неспецифическая реакция организма на любое предъявляемое к нему требование, то есть стресс-это универсальная реакция нашего мозга и тела, которая помогает преодолеть любые препятствия: болезни, выпускные экзамены, решающую подачу в теннисном матче или важное деловое собеседование. Без определенного уровня стресса никакая активная деятельность невозможна, а полная свобода от стресса, по Селье, равносильна смерти. Таким образом, стресс может быть не только вредным, но и полезным для организма. Вот почему через 40 лет после открытия стресса основатель его теории Ганс Селье пишет книгу "стресс без дистресса" как раз о том, как поддерживать правильный уровень стресса. Слово "дистресс “ - в переводе с английского” страдание" - Селье употребляет для того, чтобы разделить между собой неблагоприятное развитие стрессовой реакции и обычный, нормальный, необходимый уровень напряжения систем и равновесий человеческого организма. Актуальность темы определяется тем, что эмоциональная сфера человека представляет собой особый класс психических процессов и состояний, отражающих непосредственные переживания индивида и влияющих на его поведение и деятельность. Особая роль здесь отводится эмоциональным состояниям, характеризующимся высоким эмоциональным напряжением. К ним относится состояние стресса. Цель работы: изучение механизма проявления эмоционального стресса в экстремальных условиях деятельности Объект исследования: эмоциональный стресс Предмет исследования: проявление эмоционального стресса в экстремальных условиях деятельности Методы исследования (теоретические): анализ, синтез, обобщение, систематизация научных источников. Задачи работы: 1. Изучить теорию по данной теме; 2. Дать определение понятию эмоциональный стресс; 3. Ознакомиться с видами экстремальных условий деятельности; 4. Рассмотреть информацию о существующих видах представлений об экстремальных ситуациях; 5. Проанализировав механизм проявления эмоционального стресса в экстремальных условиях деятельности, составить его характеристику; 6. Обобщив изученную информацию, сделать вывод по данной теме. Работа состоит из: введения, двух глав, заключения и библиографического списка.

Читать дальше
Проведенный теоретический анализ проблем стресса и эмоционального стресса, в том числе показал, что характерной особенностью деятельности при решении рабочих задач является периодическое возникновение проблемных (сложных, нештатных) ситуаций и воздействие неблагоприятных, экстремальных экологических и инфор¬мационных факторов, которые приводят к развитию психической напряженности и психологичес¬кого стресса. Анализ особенностей генезиса эмоционального стресса свидетельствует о том, что в его основе лежат информацион¬но-когнитивные процессы, отражающие реальные и вообра¬жаемые условия стрессогенных ситуаций. Наличие конкрет¬ных рабочих причин возникновения этого состояния, связан¬ных с информационными особенностями дея¬тельности (полимодальность сигналов, различные формы ко¬дирования сообщений, вероятностная структура сигналов, значимость ситуаций, совмещенная деятельность и многие другие), роль когнитивных процессов в развитии психологического стресса, его проявления не только в вегето-соматических и биохимических реакциях организ¬ма, но и в познавательной сфере. Необходимость выделе¬ния в качестве самостоятельной формы эмоционального стресса обусловливается, помимо особенностей его «этиопатогенетической» природы, и специфичностью средств и спосо¬бов профилактики и преодоления данного вида. Формирование концепции эмоционального стресса как разновидности психологического стресса неразрывно связа¬но с относительно короткой историей развития учения о стрессе в целом, теорий и моделей биологического, физиоло¬гического, социального стресса. В ряду прочих концепций стресса следует выделить когнитивную теорию стресса, раз-работанную Р. Лазарусом и его сотрудниками, а так же ре¬зультаты изучения различных аспектов психической регу¬ляции процессов формирования эмоционального стресса, которые получены многочисленными исследователями и спо¬собствуют системному анализу данного функционального со¬стояния. Как известно, основным критерием для выделения ка¬кой-либо системы из окружающего мира является ее рас¬смотрение со стороны целевого назначения. В этой связи важно правильно определить системные основания, то есть уровни, которые лежат в основе функционирования систе¬мы. Отнесение тех или иных психических явлений к сис¬темным образованиям определяет необходимость установ¬ления их компонентного состава, взаимосвязи и иерархии этих компонентов. С этих позиций приведенные материалы изучения механизмов развития эмоционального стресса позволяют рассматривать процессы когнитивной регуляции этого состояния как системную категорию. Системообразующим фактором этого процесса является соотношение субъективных оценок степени экстремальности ситуации и способности ее преодоления, купирования, которые отражаются в чувстве тревоги, страха и т. п. Оценка является когнитивным медиа¬тором реакции на стресс, опосредуя требования среды и иерархию целей индивида. Формирование информационной основы представлений о реальной или потенциальной уг¬розе, ущербе, потере, сложности ситуации происходит с по¬мощью когнититвных процессов, которые обеспечивают, ин¬теграцию и интерпретацию информации о субъективно зна¬чимых событиях. Эти преобразования информации на ос¬нове функционального взаимодействия различных психи¬ческих процессов сопровождаются избирательным отноше¬нием к ней, приданием информации определенных значе¬ний, построением на ее основе психических образов ситуа¬ций, восполнением информационных «пробелов» в памяти, снижением ее неопределенности и т. д. Характер оценочных суждений о требованиях ситуаци¬онных воздействий и ресурсах личности, необходимых для удовлетворения этих требований обусловливается такими осо¬бенностями субъекта, как его эмоциональность, «личная схема» и степень ожидания неприятных событий, эффективности личного поведения и собственных реак¬ций в экстремальной ситуации. Данный уро¬вень регуляции эмоционального стресса обусловливается активационными процессами, которые формируют личност-ное отражение, проявление когнитивной системы развития этого психического состояния. Представленные суждения о когнитивной системе регуляции эмоционального стресса следует рассматривать всего лишь как схему, которая требует уточнения и развития. Можно предположить, что механизмы регуляции процессов преодоления, купирования эмоционального стресса будут отличаться от описанных выше, в частности, в связи с воз-растанием роли не только когнитивных, но и личностных ресурсов человека. Данные теоре¬тико-экспериментальных исследований, представленные в работе, отражают основные направления и некоторые итоги изучения этиопатогенетических особенностей эмоционального стресса, механизмов психической регуляции этого со¬стояния, личностной детерминации стрессового процесса, методов его преодоления и ряда других аспектов проблемы, которые должны быть предме¬том дальнейших исследований и обсуждений.
Читать дальше
1. Александровский Ю. А. Психические расстройства в экстремальных условиях / Ю. А. Александровский. - Медицина критических состояний. - 2015. -№3.- С. 31-37. 2. Андреев Н. В. Изучение проявлений стресса и проблем психологического обеспечения деятельности сотрудников МВД в экстремальных ситуациях / Н. В. Андреев, Н. Г. Хохлова. - Сборник научных трудов Акад. МВД. М., 2016. - С. 88-96. 3. Анохин П. К. Принципиальные вопросы общей теории функциональных систем. Статья. / П. К. Анохин. - М. : Изд-во Смысл, Изд-во Эксмо, 2010. - 512 с. 4. Анцупов А. Я. Как избавиться от стресса [Текст] : [роль стресса и его сущность, объективные факторы возникновения стресса, стресс как следствие болезней общества, устранение личностных причин стресса, социально-психологические причины стресса, стресс и границы картины мира, конфликты и стресс] / А. Я. Анцупов. - Москва : Проспект, 2015. - 219 с 5. Белов В.М. Психология здоровья / В.М. Белов. - СПб.: Алетейя, 2010. - 23 с. 6. Березин Ф.Б. Психологическая и психофизиологическая адаптация человека / Ф. Б. Березин. - Л., 2010. - 42 с. 7. Губачев М. Ю. Эмоциональный стресс в условиях нормы и патологии, человека / Ю. М. Губачев. - Л.: Медицина, 2016. - С. 23-37 8. Дружинин В.Н. Экспериментальная психология СПб.: Питер, 2010.- С. 74-160. 9. Иконникова С. ЕГЭ без стресса : Практические советы и рекомендации для родителей / Светлана Иконникова ; художник Анастасия Дружининская. - Москва : Клевер-Медиа-Групп, cop. 2020. - 239 с. 10. Карнеги, Дейл (1888-1955). Как преодолеть тревогу и стресс : 16+ / Дейл Карнеги ; перевод с англ. Е. А. Бакушева ; продюсер: Владимир Воробьев. - Москва : ООО ИД "СОЮЗ" : Покидышевъ и сыновья, 2016. 11. Китаев-Смык Л. А.Сознание и стресс [Текст] : творчество, совладание, выгорание, невроз / Л. А. Китаев-Смык. - Москва : Смысл, 2015. - 767 с. 12. Короленко Ц. П. Психофизиология человека в экстремальных условиях. – Л.: Медицина, 2010. - 272 с. 13. Корытова Г. С. Профессиональный стресс: психологическая защита и копинг в педагогической деятельности [Текст] : монография / Г. С. Корытова ; М-во образования и науки Российской Федерации, Федеральное гос. бюджетное образовательное учреждение высш. проф. образования "Томский гос. пед. ун-т" (ТГПУ). - Томск : ФГБОУ ВПО "ТГПУ", 2015. - 451 с. 14. Лазарус Р. Теория стресса и психофизиологические исследования. - В кн.: Эмоциональный стресс. М., 2010. – С. 178-180 с. 15. Леонова А.Б. Психопрофилактика стрессов /А. Б. Леонова. - М., 2013. - 102 с. 16. Маклаков А. Г. Основы психологического обеспечения профессионального здоровья военнослужащих: автореф. дис. д-ра психол. наук / А. Г. Маклаков. - СПб.: СПбГУ, 2010. - 37 с. 17. Медведев О. С. Эмоциональные напряжения и стресс / О. С. Медведев. – Л.: Наука, 2010. – С. 97–125. 18. Митева И.Ю. Курс управления стрессом. / И. Ю. Митяева. - СПб.: СПбГУ, 2010. - 49 с. 19. Небылицын В. Д. Психология индивидуальных различий. Темперамент / В. Д. Небылицын . - М.: Изд-во МГУ, 2010. - С. 53-59 20. Немчин Т.А. Состояние нервно-психического напряжения / Т.А. Немчин. - Л.: Издательство Ленинградского университета, 2010. - 187 с. 21. Обухова Н. О. Человек в экстремальной ситуации: теоретическая интерпретация и модели психологической помощи / Н. О. Обухова. - СПб.: 2016. - № 3. - С. 45-55. 22. Розов В. И. Психология экстремальных ситуаций: адаптивность к стрессу и психологическое-обеспечение / В. И. Розов. — Киев: КНТ, 2013. -87 с. 23. Рутман Э.М. Как преодолеть стресс / Э. М. Рутман. - М.: ТОО ТП, 2013. - 76 с. 24. Селье Г. Стресс без дистресса / Г. Селье: пер. с англ. М.: Прогресс, 2010. - 123 с. 25. Стресс. Экология. Здоровье : монография / В. И. Лысак, Е. Э. Нефедьева, Г. А. Севрюкова, В. Ф. Желтобрюхов ; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Волгоградский государственный технический университет. - Волгоград : ВолгГТУ, 2019. - 90, [1] с. 26. Трунов Д. Е. Синдром сгорания: позитивный подход к проблеме / Д. Е. Трунов // Журнал практического психолога. - М.: Издательство МГУ, 2011. - №8. - С. 84-89. 27. Черепанова Е.Н. Психопрофилактика стресса / Е. Н. Черепанова. - М.: СПб., 2012. - 14 с. 28. Щербатых Ю.В. Психология стресса и методы коррекции / Ю. В. Щербатых. - СПб.: Питер, 2015. - 56 с. 29. Folkman S, Lazarus R.S., Pimley S, Novacek J. Age differences in stress and coping processes // Psychology and Aging. 1987. 2. С. 171-184.
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

курсовая работа
финансовый анализ
Количество страниц:
42
Оригинальность:
66%
Год сдачи:
2021
Предмет:
Экономика
курсовая работа
Роль и значение предприятий в системе рыночных отношений.
Количество страниц:
28
Оригинальность:
82%
Год сдачи:
2021
Предмет:
Экономика
реферат
Советская система воспитания. Её достоинства и недостатки.
Количество страниц:
15
Оригинальность:
85%
Год сдачи:
2021
Предмет:
Педагогика
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image