Введение 3 Глава 1. Проблема образа «Я» в социальной психологии 6 1.1. Классические подходы к проблеме образа «Я» в психологии 6 1.2. Образ «Я» в виртуальном пространстве 13 1.3. Онтологический подход в исследовании конструирования образа «Я» в виртуальном пространстве 22 Глава 2. Формирования виртуального «образа Я» у дошкольников 35 2.1. Проблема, гипотеза и задачи исследования 35 2.2. Методика исследования 36 2.2.1. Испытуемые 37 2.2.2. Используемые методики 37 2.2.3. Процедура проведения эксперимента 40 2.3. Результаты исследования 42 2.4. Обсуждение результатов 47 Заключение 54 Список использованной литературы 56

Когнитивные и личностные аспекты формирования виртуального "образа Я" субъекта

дипломная работа
Психология
61 страниц
71% уникальность
2020 год
76 просмотров
Лукьянова О.
Эксперт по предмету «Психология»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
Введение 3 Глава 1. Проблема образа «Я» в социальной психологии 6 1.1. Классические подходы к проблеме образа «Я» в психологии 6 1.2. Образ «Я» в виртуальном пространстве 13 1.3. Онтологический подход в исследовании конструирования образа «Я» в виртуальном пространстве 22 Глава 2. Формирования виртуального «образа Я» у дошкольников 35 2.1. Проблема, гипотеза и задачи исследования 35 2.2. Методика исследования 36 2.2.1. Испытуемые 37 2.2.2. Используемые методики 37 2.2.3. Процедура проведения эксперимента 40 2.3. Результаты исследования 42 2.4. Обсуждение результатов 47 Заключение 54 Список использованной литературы 56
Читать дальше
Актуальность темы. Мысль о возможностях выхода за пределы своего физического «Я» имеет исторические корни. Сама концепция виртуальной реальности возникла из давней мечты человека об освобождении от телесной оболочки, избавления от границ материального тела. Виртуальная реальность может однажды сделать возможным нереальные мечты, включая опыт увеличения наших физических и сенсорных сил: выход из тела и возможность взглянуть на себя извне: принятие новой идентичности. За последние два десятилетия современные компьютерные технологии позволили осуществить эти желания и, таким образом, возможности, о которых люди раньше только мечтали, начали жить собственной жизнью в виртуальной реальности. Интерес к виртуальной реальности также заметен в количестве публикаций и научных работ на эту тему.


Многих не устраивает цена реферата по литературе на заказ. У нас вы можете получить качественный реферат по низкой цене. К тому же мы даем скидку в 1000 рублей на первый заказ!


. Изучению виртуальной реальности посвящено множество текстов различных специалистов: философов, социологов, психологов, историков, языковедов, культурологов, преподавателей, маркетологов, политологов и многих других. Имеющиеся работы и исследования в основном посвящены тому, что компьютерные игры используются как бегство от реальности, где достигается особое ощущение собственной идентичности (Леонова Л.Г., Бочкарёва Н.Л.,1998: Коловоротный С.В., 2000: Фриндте В., Келер Т.,2000: Shotton М.,1989: Young К., Siller J., 1996: Greenfield D.,1999). Другие работы касаются особенностей виртуальной реальности, а также особенностей личности людей, которые взаимодействуют с виртуальной реальностью (Бабаева Ю.Д., Войскунский А.Е., Смыслова О.В., 2000; Жичкина А.Е., Белинская Е.П., 2000: Бубеев Ю.А., Романов А.И., Козлов В.В., 2008: Reid Е., Deaux К., 1996: Tinkle S., 1996: Donath I. 1997: Silier J., 1997: Sempsey J., 1997). Одни исследователи утверждают, что уход в виртуальную реальность является компенсаторным механизмом (Young К., 1996: Reid Е., Deaux К., 1996: Turkle S., 1996: Suler J., 1997), другие - что в виртуальной реальности реализуется Идеальное «Я» индивидов (Turkle S., 1996: Becker G., 1996: Young К., 1998). Известно также, что занятия компьютерными играми, превосходящие условную норму (для детей не свыше 30 минут в день), приводят к переориентации эмоциональных и межличностных отношений (Леонова Л. Г., Бочкарёва Н. Л., 1998). Проблема исследования. Современный период развития общества характеризуется глобальной компьютеризацией, внедрением информационных технологий во многих сферах жизни, что привело, в частности, к изменению процесса социализации, развития и формирования личности. Следует отметить, что основным контингентом сетей социального взаимодействия есть дети, которые находятся на этапе начального формирования «Я-концепции», что увеличивает риск формирования образа «Я» с деструктивными установками. В связи с этим возникает потребность во всестороннем изложении образа «Я» дошкольника и включенного в него элемента «Я-виртуальное». Целью работы является анализ психологических исследований, посвященных проблеме формирования «Я-виртуальное» как элемента в структуре образа «Я» дошкольников. Объект: образ «Я» субъекта. Предмет: формирование «Я-виртуальное», как элемента в структуре образа «Я» дошкольников. Гипотеза исследования: Предполагается, что активное пользование виртуальной реальностью влияет на когнитивные способности и личностные качества дошкольников. Задачи исследования: 1. Провести теоретический анализ исследования проблемы образа «Я» в виртуальном пространстве. 2. Дать характеристику определению виртуальной реальности. 3. Проанализировать структуру и свойства виртуальной реальности с целью выявления специфических характеристик. 4. Провести сравнительный анализ образа «Я» субъектов экспериментальной и контрольной групп. 5. На основе сравнительного анализа образа «Я» изучить его изменение под влиянием виртуальной реальности. 6. Разработать практические рекомендации, для уменьшения влияния виртуальной реальности на когнитивные способности и личные качества дошкольников. Теоретико-методологическая основа исследования: психоаналитические интерпретации образа «Я» (З. Фрейд, Ж. Лакан, С. Жижек, Э. Эриксон и др.), научные труды направления виртуалистики А.Н. Носова, О.И Генисаретского, Ю.Т. Яценко, работы в области исследования виртуальной реальности (Ф. И. Гиренок, С.В. Коловоротный, М. Heim, М. Kraeger и др.). Методика исследования. Теоретический анализ; анализ научной литературы по проблеме, терминологический анализ, наблюдение, метод экспертной оценки; контент-анализ; психодиагностические методики: (проективная методика «Нарисуй человека» (К. Маховер), проективная методика «Дом. Дерево. Человек» (Дж. Бук), проективная методика «Несуществующее животное» (М.З. Дукаревич)); опытно-экспериментальная база исследования – дошкольные учебные заведения; выборка - 20 девочек и 38 мальчиков в возрасте от 5,5 до 6,9 года. Практическая значимость. Материалы статьи могут найти применение в деятельности социальных педагогов, педагогических психологов и других специалистов, занимающихся вопросами социализации ребенка.  

Читать дальше
Концепция виртуальной реальности возникла из состава наших культурных мечты об освобождении от оболочки тела, избавление от границ материального тела. Слова виртуальная, виртуальная реальность весьма неоднозначны и используются для обозначения различных явлений современной культуры. В своей работе мы понимаем виртуальную реальность как своеобразное пространство, созданное с помощью компьютерных технологий, воспринимаемое как реальное. Компьютерные игры - один из способов взаимодействия с виртуальной реальностью. Но наибольшее влияние на психику игрока делают ролевые игры, поскольку их основной особенностью является большая глубина «вхождения» в игру, а также мотивация игровой деятельности на основе потребностей принятия роли и избегать реальности. В результате нашего исследования мы обнаружили механизм появления дополнительной идентификации личности. Механизм идентификации был описан Ж. Лаканом. Ж. Лакан нашел соответствие между начальным моментом в формировании «Я» и так называемой «стадией зеркала». Освоение идентичности от начала до конца поддерживается мысленным измерением, так что человек начинает отождествляться, с чем виртуальным (оптическим образом), что не им, а. тем не менее, которое он признает таковым. Вполне вероятно, что в виртуальной реальности этот образ является избранным ролевым персонажем компьютерной игры, который представлен на дисплее компьютера. Следует согласиться, что компьютерные игры, превышающих условную норму (не более 30 минут в день для детей), приводят к переориентации эмоциональных и межличностных отношений. Эмоциональные отношения с людьми становятся поверхностными. На первый план выходят эмоциональные отношения с компьютерными образами, предметами и явлениями. В их воображении межличностные отношения с лицами виртуальной реальности связаны. II, как следствие, начинает происходить процесс дополнительной идентификации личности. Результаты исследования подтверждают этот факт. Следует отметить, что для идентификации этого явления можно рекомендовать использовать именно проективные методы, проверенные в нашей работе. В результате исследования наша гипотеза подтвердилась.  
Читать дальше
1. Алексеенко Н.Н. Психоаналитические аспекты поведения человека в киберпространстве / Н.Н. Алексеенко// Журнал практической психологии и психоанализа. - 2000. - №3. - С.91-107. 2. Бабаева Ю.Д. Интернет: воздействие на личность/ Ю.Д. Бабаева. А.Е. Войскунский. О.В. Смыслова // Гуманитарные исследования в Интернете / под ред. А.Е. Войскунского. - М., 2000. - С. 11-39. 3. Божович Л.И. Проблемы формирования личности [Текст] / Л.И. Божович. 3-е изд. — М.: Московский психолого-социальный институт, Воронеж: НПО "МОДЭК" 2001. — 352 с. 4. Брудный А.А. Пространсто возможностей: Введение в исследование реальности/А.А. Брудный,- Бишкек: Илим, 1999. - 360 с. 5. Венгер А.Л. Психологические рисуночные тесты: Иллюстрированное руководство/ А.Л. Венгер.-М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003.- 159 с. 6. Выгонский С. И. Обратная сторона Интернета: психология работы с компьютером и сетью. Ростов-н/Д: Феникс, 2010. 316 с. 7. Выготский Л.С. Детская психология: Собр. соч. в 6 т. Т.4 [Текст] / Л.С. Выготский. - М.: Педагогика, 1984. Знаков В.В. Самопонимание субъекта как когнитивная и экзистенциальная проблема [Текст] /В.В. Занков // Психологический журнал. - 2005. - Т.26. - №1.- с. 18-25. 8. Демильханова А.М. Журнал Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. Выпуск №2 «Феномен зеркала в компьютерных играх» [Электронный ресурс] - 2009. – с. 279-281 - Режим доступа: http://cyberleninka.m/article/ii/fenomen-zerkala-v-ko mpyutemyh-igrah 9. Дружинин В.Н. Экспериментальная психология/ В.Н. Дружинин.-Спб. Литер, 2000.- 320 с. 10. Дукаревич М.З. Рисунок несуществующего животного: Практикум по психодиагностике/ М.З. Дукаревич.- М.: Изд-во МГУ, 1990.- С. 54-73 11. Жирар Р. Насилие и свяшенное /Р. Жирар// Пер. с фр. Г. Данишевского.- М.: Новое литературное обозрение, 2000.- 476 с. 12. Жичкина А.Е., Белинская Е.П. Стратегия самопрезентации в Интернет и их взаимосвязь с реальной идентичностью // Интернет-ресурс http://www.cyberpsy.ru. 13. Зудилина Н. В. Мотивы использования анонимности в киберпространстве Интернета как фактор формирования идентичности человека / / Известия ВолгГТУ. 2013. Т. 13, № 9 (112). С. 63-68. 14. Кляйн М., Айзекс, С, Райвери. Дж., Хайманн, П. Развитие в психоанализе/ М. Кляйн. Айзекс С., Дж. Райвери. П. Хайманн.-М.:Академический проект. 2001. - 512 с. 15. Кон И.С. Открытие «Я» [Текст]/ И.С. Кон. - М., 1978. Мухина В.С. Возрастная психология [Текст] / В.С. Мухина. - М: Политиздат, 1978.- 367 с. 16. Костерина И. В. Публичность приватных дневников: об идентичности в блогах Рунета // Неприкосновенный запас: дебаты о политике и культуре. 2008. № 3. С. 183–191 17. Ларских З.П. Комплексное использование виртуальных и реальных сюжетно-ролевых игр как одно из условий развития мышления детей старшего дошкольного возрастав.П. Ларских/УВестник Брянского государственного университета. - 2014. - №1. - С.179 -183. 18. Леонов Н.И. Онтологическая сущность социального поведения субъекта // Вестник Удмуртского университета. 2003. № 5. С. 3-18. 19. Леонов Н.И. Онтологический подход в социальной психологии // Ярославский психологический вестник. 2004. № 13. С. 30-32. 20. Леонов Н.И., Главатских М.М Социально-психологическая зрелость личности: интегративный подход. Известия Саратовского университета. Саратов: Саратовский государственный университет им. Н.Г. Чернышевского, 2014. - №1-1. - С. 55-60. (статья ВАК) 21. Леонтьев А.Н. Проблема развития психики. - 4-е изд. — М.: Изд-во МГУ, 1981. — 584 с. 22. Мак-Вильямс Н. Психоаналитическая психодиагностика: Понимание структуры личности в клиническом процессе/ Н. Мак-Вильямс,- М.: Независимая фирма «Класс», 2006.- 476 с. 23. Мерлин В.С. Психология индивидуальности [Текст] / : Избранные психологические труды / В. С. Мерлин ; ред. Е.А. Климов ; вступ. ст. Е.А. Климов. – Воронеж : НПО "МОДЭК", 1996 . – 448 с. – (Психологи Отечества : избр. психол. труды : [в 70 т.]) . - Список основных научных трудов В.С. Мерлина: с. 435-439 . 24. Мясникова А. А., Дроздова А. В., Архипова Ю. В. Визуальная репрезентация повседневности в современном медиаобществе / / Теория и практика общественного развития. 2014. № 19. С. 168-172. 25. Наумова Т.А. Образ «Я» интернет-зависимых и интернет-независимых социальных агентов в виртуальном пространстве: дис. … канд. психол. наук. Ижевск, 2007.- 136 с. 26. Наумова Т.А., Леонов Н.И. Особенности конструирования образа «Я» независимых и зависимых от Интернет пользователей // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Сер. «Акмеология образования». 2005. Т. 11. № 2. – С. 140-145. 27. Новоселова С.Л. Компьютерный мир дошкольника / С.Л. Новоселова. Г. П. Петку. - М.: Новая школа. 1997. - 128 с. 28. Носова Т.В. Психологические особенности генезиса виртуальной образности в дошкольном возрасте: дне. ... канд. психол. наук: 19.00.07/ Т В. Носова. - М.. 2000. - 186 с. 29. Петровский А.В. Введение в психологию [Текст] / А.В. Петровский. - М.: Академия, 1996 - 496 с. 30. Психология личности: учеб.пособ. / учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению и специальности "Психология" под научной редакцией П. Н. Ермакова, В. А. Лабунской. - Сер. Образовательный стандарт XXI - М.: Издательство "Эксмо". - 2007. - 656 с. 31. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии [Текст] / C.Л. Рубинштейн. - СПб.: Издательство: Питер, 2002 г., 720 с. 32. Солдатова Е. Л. Исследование социальной ситуации развития в кризисе перехода к взрослости // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Социально-гуманитарные науки. 2005. № 7 (47). С. 169-175. 33. Солдатова Е. Л. Эго-идентичность в нормативных кризисах развития // Вопросы психологии. 2006. № 5. С. 74-84. 34. Солдатова Е. Л., Шляпникова И. А. Связь эго-идентичности и личностной зрелости // Вестник ЮУрГУ. Серия: Психология. 2015. Т. 8, № 1. С. 29-34. 35. Спиркин А.Г. Сознание и самосознание [Текст] / А.Г. Спиркин. - М.: Политиздат, 1972, 303 с. 36. Столин В.В. Самосознание личности [Текст] / В.В. Столин. - М.: Издательство Московского Университета, 1983. - 284 с. 37. Сунгурова Н. А. Виртуальная самопрезентация личности: гендерный аспект // Психология и педагогика XXI века: теория, практика и перспективы: монография / под общ. ред. Н. Б. Карабущенко, Н. А. Сунгуровой. Москва: РУДН, 2015. С. 316-329. 38. Сунгурова Н. Л. Индивидуально-личностные особенности студентов в информационно-психологическом пространстве. Москва: РУДН, 2014. 170 с. 39. Томэ Г. Теоретические и эмпирические основы психологии развития человеческой жизни // Принцип развития в психологии / отв. ред. Л.И. Анцыферова. - М.: Наука, 1978. -С. 96-112. 40. Фадеева Л. А. Сетевая идентичность // Политическая идентичность и политика идентичности: словарь терминов и понятий: в 2 т. Т. 1. Идентичность как категория политической науки / отв. ред. И. С. Семененко. Москва: РОССПЭН, 2012. С. 67-70. 41. Фетисова О. В., Гутуева Д. А. Ценности современной российской молодежи в реальном и виртуальном обществах // Вестник НГУЭУ. 2016. №2, С. 251-255. 42. Фрейд З. Массовая психология и анализ человеческого «Я»/З. Фрейд // З. Фрейд. Я и Оно. - М.: ЭКС'МО-Пресс; Харьков: Фолио, 1998. — С. 769-838. 43. Чеснокова И.И. Проблема самосознания в психологии [Текст] / И.И. Чеснокова: - М.: Наука, 1977. – 144 с. 44. Шнейдер Л. Б. Цифровые аддикты: формирование новых зависимостей и изменение личности молодого человека / / Актуальные проблемы психологического знания. 2017. № 1. С. 72-80. 45. Эриксон Э. Детство и общество [Текст] / Изд. 2-е, перераб. и доп. / Пер. с англ. — СПб.: Ленато, ACT, Фонд «Университетская книга», 1996.— 592 с 46. Anastasi A., Urbina, S. Psychological testing/ A. Anastasi, S. Urbina.- New Jersey: Prentice Hall.- 1997.- 721 p. 47. Becker G. The Quest for the Theory of Everything/ G. Becker//_Drew University Faculty [Electronic resource]. - The Drew ,2005.- Mode of access: http://www.users.drew.edu/dlawson/research/DeGustibus.pdf.- Date of access: 29.09.2007 48. Bums R C., Kaufman, S.H. Actions, styles and symbols in kinetic family drawings: An interpretative manual' R.C. Bums, S.H. Kaufman.- New York: Brunner'Mazel. 1972.- 282 p. 49. Donath J. S. Identity and deception in the virtual community //J.S. Donath// Communities in cyberspace / Ed. by P. Kollock, M.A. Smith. New York: Routledge. 1999. -539 p. 50. Reid E.. Deaux. K. Relatioiisliip between social and personal identities: segregation or integration / E.Reid, K. Deaux// J. Of Personality and Social Psychology. -1996. V. 71.- P. 1084-1091 51. Sempseyj J. The psycho-social aspects of multi-user dimensions in cyberspace: a review of the literature/ J.Sempsey// Corporate Headquarters Rocchester [Electronic resource].- New York, 1997,- Mode of access: http://www.netaxs.com/~jamesii/mud.html.- Date of access: 22.10.2005. 52. Suler J. The basic psychological features of cyberspace/ J.Suler//The Rider imiversity[Electronic resource].- 1998,- Mode of access: http://www.rider.edu/~ suler/psycyber/basicfeat.html.- Date of access: 12.05.2008 53. Turkle Sh. Parallel lives: working on identity in virtual space/ Sh.Turkle // Constructing the self in a mediated world: inquiries in social construction [Electronic resource].- New York. 1996.- Mode of access: http://www.prospect.org/print-fiiendly/print/V7/24/tuikle-s.html.- Date of access: 11.12.2006 54. Young K.S. Caught in the Net/ K. S. Young - New York: John Wiley and Sons. Inc., 1998 - 362 p.
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

дипломная работа
Международный форфейтинг как форма кредитования внешнеторговых операций
Количество страниц:
70
Оригинальность:
89%
Год сдачи:
2020
Предмет:
Финансы и кредит
курсовая работа
Создание веб-портала на тему администрирования информационных систем на базе вики-движка DocuWiki
Количество страниц:
20
Оригинальность:
21%
Год сдачи:
2021
Предмет:
Программирование
курсовая работа
Экономический анализ деятельности организаций, осуществляющих производство молочных продуктов, на примере АО "ДАНОН РОССИЯ"
Количество страниц:
35
Оригинальность:
78%
Год сдачи:
2020
Предмет:
Экономический анализ
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image