Введение………………………………………………………………………………………… 3
Глава 1. Теоритические обоснование проблемы взаимосвязи социального статуса личности и вербального интеллекта студентов гуманитарных направлений подготовки… 4
1.1 Теоретический анализ подходов к изучению социального статуса личности и показателей вербального интеллекта……………………………………………………….. 4
1.2.Особенности социального статуса личности и вербального интеллекта студентов… 8
Вывод по 1 главе……………………………………………………………………………. 10
Глава 2. Эмпирическое исследование социального статуса личности и вербального интеллекта студентов гуманитарных направлений подготовки…………………………… 11
2.1. Организация и методы эмпирического исследования ………………………………..11
2.2. Анализ результатов эмпирического исследования социального статуса личности и вербального интеллекта студентов гуманитарных направлений подготовки………….. 12
Вывод по 2 главе …………………………………………………………………………….14
Глава 3.Реализация модели взаимосвязи социального статуса личности и показателей вербального интеллекта на примере студентов гуманитарных направлений подготовки Вгуэс…………………………………………………………………………………………… 15
3.1. Апробация модели взаимосвязи социального статуса личности и показателей вербального интеллекта студентов …………………………………………………………15
3.2.Результаты опытно-экспериментальной работы по взаимосвязи социального статуса личности и показателей вербального интеллекта студентов…………………………….. 24
Вывод по 3 главе …………………………………………………………………………….29
Заключение ……………………………………………………………………………………..30
Список использованной литературы …………………………………………………………32
Читать дальше
В результате проделанной работы решены следующие задачи: рассмотрен теоретический анализ подходов к изучению социального статуса личности и показателей вербального интеллекта; описаны особенности социального статуса личности и вербального интеллекта студентов; описана организация и методы эмпирического исследования; проведен анализ результатов эмпирического исследования социального статуса личности и вербального интеллекта студентов гуманитарных направлений подготовки; представлена апробация модели взаимосвязи социального статуса личности и показателей вербального интеллекта студентов; описаны результаты опытно-экспериментальной работы по взаимосвязи социального статуса личности и показателей вербального интеллекта студентов.
В процессе работы поэтапно решались поставленные задачи. Таким образом, мы провели теоретический анализ различных подходов к изучению проблемы эмоционального интеллекта. Проанализировав взгляды ученых, мы пришли к выводу, что эмоциональный интеллект большинством авторов рассматривается как способность человека к осознанию, пониманию, управлению, регуляции эмоциональных состояний и чувств как своих, так и других людей.
Эмоциональный интеллект представляет собой совокупность способностей понимать отношения личности, репрезентируемых в эмоциях, регулировать эмоциональное состояние и проявлять адекватные способы эмоционального реагирования на основе интеллектуального анализа и синтеза.
В структуру эмоционального интеллекта включены следующие компоненты: когнитивный, регуляторный и поведенческий, каждый из которых характеризируется совокупностью параметров. Умение различать и понимать эмоции как свои, так и других людей, управлять собственными эмоциональными состояниями и эмоциями собеседников включает в себя эмоциональный интеллект. По мере взросления личности повышается уровень эмоционального интеллекта, а в период юности значительно возрастает.
К особенностям эмоционального интеллекта в студенческом возрасте мы можем отнести стремление к самоактуализации, к приобретению новых знаний, умений и навыков; способность к самоуважение; способностью к принятию ответственности; способность к целостному восприятию окружающего и др.
Разработка программ развития содержательных характеристик эмоционального интеллекта требует апробации в реальных условиях, учитывая возрастно-психологические и индивидуально-личностные особенности сопровождаемых. Развитие эмоционального интеллекта студентов в условиях психолого-педагогического сопровождения осуществляет методами арт-терапии, сказкотерапии, эмоционально-образной терапии, телесно- ориентированной терапии в их определенном сочетании.
Выявлены особенности развития содержательных характеристик эмоционального интеллекта личности студентов различных направлений подготовки. Студенты направления «Психология» имеют более выраженный показатель «Межличностный аспект эмоционального интеллекта», чем студенты направления «Социальная работа» и «Организация работы с молодежью». Наиболее выраженный показатель «Управление своими эмоциями» определен у студентов направления «Специальное дефектологическое образование».
Посредством специально организованного воздействия проведено экспериментальное исследование возможностей развития эмоционального интеллекта студентов в условиях психолого-педагогического сопровождения. Выявлена динамика содержательных характеристик некоторых компонентов эмоционального интеллекта на различных этапах обучения студентов. Полученные данные свидетельствуют о том, что развитие эмоционального интеллекта осуществляется в условиях психолого-педагогического сопровождения.
Читать дальше
1. Андреева Г.М. Социальная психология: учебник для вузов. – М., 2010. – 415 с.
2. Белоусова А.К., Тушнова Ю.А. Кросскультурный анализ ценностного слоя образа мира студентов разных национальностей Юга России / А.К. Белоусова, Ю.А. Тушнова // Психология обучения. 2015. №1 - С. 15-120.
3. Базалук О.А. Образ человека будущего: Кого и Как воспитывать в подрастающих поколениях. Том 1: коллективная монография / Под ред. О. А. Базалука – К.: Кондор, 2011. – Т. 1. – 328.
4. Вышквыркина М.А. Взаимосвязь социального интеллекта и типов реакций на противоречие в системе знаний о другом человеке / М.А. Вышквыркина // Психология обучения. 2014. №2. С. 13-113.
5. Геранюшкина Г.П. Социальный интеллект студентов-менеджеров и его развитие в условиях формирующего эксперимента / Г.П. Геранюшкина: Дисс. … канд. психол. наук. Иркутск, 2015 - 194 c.
6. Крайг Г. Психология развития. 9-е изд. СПб.: Питер, 2011. — 940 с.
7. Куницына В.Н. Межличностное общение / В.Н. Куницына, В.Н. Казаринова, В.М. Погольша. – СПб.: Питер, 2017. – 544 с.
8. Михайлова Е.С. Методика исследования социального интеллекта.
9. Руководство по использованию / Е.С. Михайлова (Алешина) - СПб: Иматон, 2016. - 50 с.
10. Ушаков, Д.В. Социальный интеллект: Вербальная и невербальная системы / Д.В. Ушаков // Современная психология: состояние и перспективы. Т.1. - Отв. ред. A.B. Брушлинский, А.Л. Журавлев. - М.: ИП РАН. - 2018. - С. 18-150.
11. Ушаков Д. В. Психология интеллекта и одаренности / Д.В. Ушаков. - М.: Изд-во Институт психологии РАН, 2011. – 464 с.
Читать дальше