Введение 3
Глава 1. Испанская литература XVI-XVII вв. 5
1.1. Основные черты эпохи и их отражение в литературе 5
1.2. Испанская драматургия и творчество Лопе де Вега 8
Глава 2. Тема чести в драматургии Лопе де Вега 11
2.1. Реализация темы чести в пьесе «Собака на сене» 11
2.2. Воплощение темы чести в пьесе «Периваньес и командор Оканьи» 14
Заключение 18
Список литературы 20
Читать дальше
Эпоха XVI-XVII вв. является достаточно сложным и противоречивым периодом в истории Испании и всей Европы. Это время абсолютной монархии, постоянных войн и влиятельной инквизиции. С другой стороны, это период культурного расцвета, перехода культуры Возрождения к Новому времени, все большее влияние начинают приобретать науки, постепенно освобождающиеся от давления церковных догматов. Ренессансное внимание к человеку усиливается.
Все это нашло свое отражение к испанской драматургии. Театр играл огромную роль в жизни всего городского населения европейских городов того времени. Театр позволял высказывать со сцены ключевые идеи и транслировать гуманистические идеалы, которые за рамками театра могли быть попраны властью. Именно на театральных подмостках перед зрителями представали столь желанные картины правого суда и победы достоинства над бесчестием.
Виднейшим драматургом своей эпохи является Лопе де Вега, выступавший также и как теоретик драматического творчества и искусный поэт. В своих произведениях Лопе де Вега обращается к теме чести и человеческого достоинства, которые тесно переплетены с темой любви. Особенностью драматургии Лопе де Вега является обращение к «низкому» по классицистическим меркам жанру комедии, а также сочетание черт трагедии и комедии в рамках одного произведения (например, «Периваньес и командор Оканьи» по определению автора является трагикомедией). Еще одной отличительной чертой является изображение представителей самых разных сословий, причем, как это видно из анализа пьес «Собака на сене» и «Периваньес и кондор Оканьи», зачастую именно безродные, простолюдины, даже крестьяне оказываются носителями подлинно высоких нравственных качеств, которых лишены высокородные и знатные люди.
В проанализированных пьесах тема чести лежит в основе сюжета, связанный с нею конфликт затрагивает всех главных героев пьес. Но разрешается он по-разному, если в «Собаке на сене» ведущую роль в разрешении конфликта играет второстепенный персонаж и отчасти случай, то в трагикомедии «Периваньес и командор Оканьи» ключи к развязке сосредоточены в руках главного героя Периваньеса.
Обе пьесы выражают общую идею – достойный человек, имеющий понятие о чести и соблюдающий его, способен достигнуть жизненных благ, уважения окружающих и личного счастья в любви за счет своих дел, а не благодаря одному только происхождению.
Читать дальше
1. Лопе де Вега. Новое искусство сочинять комедии [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://lib.ru/DEVEGA/komedii.txt (дата обращения: 27.12.2020).
2. Лопе де Вега. Периваньес и командор Оканьи [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://lib.ru/DEVEGA/lope1_1.txt (дата обращения: 26.12.2020).
3. Лопе де Вега. Собака на сене [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://lib.ru/DEVEGA/vega2.txt (дата обращения: 26.12.2020).
4. Артамонов С. Д. История зарубежной литературы XVII-XVIII вв. Учебник для студентов пед. ин-тов по спец. № 2101 «Рус. яз. и лит.». – М.: Просвещение, 1978. – 608 с.
5. Балашов Н. И. Лопе де Вега // История всемирной литературы: в 8 томах. – М.: Наука, 1985. – Т. 3. – С. 372-382.
6. Вераксич И. Ю. История зарубежной литературы XVII-XVIII веков: Курс лекций. – Мозырь, 2009. – 169 с.
7. Малицкая К. М. Эпоха Возрождения в Испании // Ренессанс. Барокко. Классицизм. Проблема развития стилей в западноевропейском искусстве XV-XVII веков / Под ред. Б.Р. Виппера и Т.Н. Ливановой. – М., 1966. – С. 111-133.
8. Плавскин З. И. Литература раннего общеиспанского Возрождения // История всемирной литературы: в 8 томах. – М.: Наука, 1985. – Т. 3. – С. 341-349.
9. Штейн А. Л. История испанской литературы. – М.: Едиториал УРСС, 2001. – 608 с.
Читать дальше