Введение 3 Глава I. Теоретические аспекты изучения праздничной традиции Ивана Купала в контексте современной культуры 6 1.1. История праздника Ивана Купала 6 1.2. Современные традиции Ивана Купала 10 Глава II. Сравнительный типологический анализ 16 2.1. Знаки воды и огня в праздничной традиции Ивана Купала 16 2.2. Сравнительный типологический анализ знаков воды и огня в праздничной традиции Ивана Купала 28 Заключение 41 Список использованной литературы 43 Приложение 46

Знаки воды и огня в праздничной традиции Ивана Купала в контексте современной культуры. Сравнительный типологический анализ

курсовая работа
Культура
45 страниц
74% уникальность
2020 год
19 просмотров
Шулепова Н.
Эксперт по предмету «Культурология»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
Введение 3 Глава I. Теоретические аспекты изучения праздничной традиции Ивана Купала в контексте современной культуры 6 1.1. История праздника Ивана Купала 6 1.2. Современные традиции Ивана Купала 10 Глава II. Сравнительный типологический анализ 16 2.1. Знаки воды и огня в праздничной традиции Ивана Купала 16 2.2. Сравнительный типологический анализ знаков воды и огня в праздничной традиции Ивана Купала 28 Заключение 41 Список использованной литературы 43 Приложение 46
Читать дальше
Актуальность данной темы обусловлена тем, что Иван Купала — отголосок древнейшего языческого праздника летнего солнцестояния, восхваляющего цветение и плодородие. Многие народы делили год на две половины — светлую и темную, теплую и холодную, летнюю и зимнюю. Дни летнего и зимнего солнцестояния были точками календарного отсчета и у славян. Зимние празднества, когда чествовали возрождающееся солнце, со временем преобразовались в Рождество, Новый год, Святки и Крещение. Летний языческий праздник после установления православного календаря стал Ивановым днем или днем Ивана Купалы. Отмечался он 24 июня по старому стилю, а по новому стилю приходится на 7 июля — в Рождество Иоанна Крестителя. Значение слова «Купала» доподлинно неизвестно. По одной из версий, оно восходит к индоевропейскому корню «-кuр-», обозначающему «кипеть, вскипать, страстно желать». Так, это слово может иметь несколько значений: костер, водоем и даже место, где собираются для празднования. Трактовки понятия Купалы связаны с огнем, символом жаркого летнего солнца, и водой, влагой, дарующей жизнь.


Многим нужно купить отчет по преддипломной практике , заказать его выполнение можно на сайте Work5.


. Огонь и вода остаются главными атрибутами праздника Ивана Купалы и по сей день. В ночь с Аграфены Купальницы на Ивана Купалу, то есть с 6 на 7 июля, народ повсеместно собирал росу, которой приписывались магические свойства. Люди верили: кто в эту ночь умоется росой, похорошеет и будет здоров весь следующий год. В одних регионах устраивались ночные купания, в других - заходить в реки опасались, ведь в эту ночь именинником был сам водяной. Разжигали высокие костры, через которые прыгали, чтобы очиститься купальским огнем. Сохранилось множество купальских гаданий. Например, считалось: кто прыгнет через костер выше всех, у того будет самый счастливый год. Девушки пускали на воду венки и следили, чей тонул, а чей уплывал. В одних селах далеко уплывший венок означал скорое замужество, в других — долгую жизнь. Старинные песни рассказывают историю «веночного» обряда — славянский вариант истории Ромео и Джульетты. Купала и Кострома были братом и сестрой, разлученными в детстве. Однажды взрослая Кострома гуляла по берегу реки. Ветер сорвал с ее головы венок. Проплывавший мимо на лодке юноша подобрал венок и вернул его Костроме. Лишь после свадьбы родители невесты поняли, что заезжий жених — это их потерянный сын Купала. В отчаянии молодые бросились в реку. Кострома превратилась в русалку (мавку), а Купала погиб. В ответ на русалочьи мольбы боги сплели тела влюбленных в цветок купалу-да-мавку. Христиане назвали его иваном-да-марьей. Иван-да-марью принято собрать как раз в купальскую ночь, когда все растения набирают невиданную силу. Поверья гласят, что, если разложить сорванные цветы ивана-да-марьи по углам избы, внутрь не смогут попасть воры: брат с сестрой будут меж собой разговаривать, а ворам будет казаться, что это хозяева шумят. В некоторых регионах Центральной России Иванов день не был известен, зато в это же время отмечался Ярилин день. Ярилой называли праздничного персонажа наподобие Масленицы. Это могло быть чучело, которое «хоронили», или ряженый, развлекавший народ непристойными шутками. Этнографы считают, что восточнославянские купальские обряды лучше всего сохранились среди белорусов и украинцев, у русских же — в меньшей степени. Но если вам захочется почувствовать атмосферу древнего праздника молодости, любви и цветения, езжайте в эту ночь на природу. Умоетесь в росе, нарвете целебных трав и ягод, посоревнуетесь в прыжках через костер и встретите рассвет: говорят, в купальское утро «солнышко играет». Целью данной работы является изучение знаков воды и огня в праздничной традиции Ивана Купала в контексте современной культуры, проведение сравнительного типологического анализа. При этом можно выделить следующие основные задачи: - рассмотреть история праздника Ивана Купала; - изучить современные традиции Ивана Купала; - рассмотреть знаки воды и огня в праздничной традиции Ивана Купала - провести сравнительный типологический анализ знаков воды и огня в праздничной традиции Ивана Купала. Объектом данного исследования выступает праздничная традиция Ивана Купала. Предметом - знаки воды и огня в праздничной традиции Ивана Купала в контексте современной культуры. В работе использовались общенаучные методы, такие как анализ, синтез. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.

Читать дальше
В ходе выполнения данной работы была поставлена следующая основная цель: изучение знаков воды и огня в праздничной традиции Ивана Купала в контексте современной культуры, проведение сравнительного типологического анализа. Для достижения данной цели были решены следующие основные задачи: - рассмотрена история праздника Ивана Купала; - изучены современные традиции Ивана Купала; - рассмотрены знаки воды и огня в праздничной традиции Ивана Купала; - проведен сравнительный типологический анализ знаков воды и огня в праздничной традиции Ивана Купала. По результатам выполнения данной работы можно сделать следующие основные выводы: На основании вышесказанного можно сделать вывод о связи между тремя элементами в связи с этим праздником: вода, огонь и земля взаимосвязаны и тесно переплетены, образуя единое целое. Купальский обряд отмечали 23 июня (по старому стилю) и 7 июля (по новому стилю). Не случайно такие понятия, как «вода» и «огонь», находятся на одной линии. Это следует из символического значения этих двух элементов. Они имеют аналогичное значение и используются в этом обряде для очищения от греха и скверны. И огонь, и вода связаны с «землей», которая их связывает, а также служит основой противостояния между верхом и низом. Ведь главный герой Купалы стоит в земле. В этом случае треугольник равнобедренный. Это тоже не совпадение. Дело в том, что, несмотря на то, что два символа находятся на одном уровне (огонь, вода), один из них может оказаться высшим огнем - как стремление к духовному очищению, а вода будет нижним концом треугольника - как физическое очищение. Таким образом, все эти элементы, образующие центральный символический треугольник всего обряда, являются важнейшей смысловой связью, говорящей о соединении всех трех основных элементов в этом обряде. Купальский обряд имеет свою символическую окраску, яркую и оригинальную. Посмотрев на элементы и их значения, мы увидели, что все они подчиняются общей идее очищения и избавления от греха. Кроме того, следует отметить, что купальский обряд сохранился плохо. Все действия, совершаемые во время ритуального комплекса, являются оригинальной формой купальских огней, а костры связаны с сельскохозяйственными интересами. Из этого можно сделать вывод, что празднование Купалы связано с будущим урожаем, успех которого они хотят обеспечить. В ходе исследования мы обнаружили, что купальский обряд содержит элементы как народной культуры, так и древнего христианства, которые проявляются в названии праздника, его датировке, а также в основных моментах действия. Таким образом, задачи данной работы можно считать решенными, цель достигнутой.
Читать дальше
1. Баско, Н.В. Учите русский, учите Россию. Учебник по развитию языков, практической стилистике и культурологии / Н.В. Баско. - М .: Флинта, Наука, 2016 - 280 с. 2. Борцов, Ю.С. Культурология / под ред. Г.В. Драч, Ю.С. Борцов, В. Королев. - М .: Ростов н / д: Феникс, 2016. - 576 с. 3. Введение в культурологию / под ред. Е.В. Попов. - М .: Владос, 2016 - 336 с. 4. Викторов В.В. Культурология / В.В. Викторов. - М .: Экзамен, 2016. - 560 с. 5. Воронкова Л.П. Культурология / Л.П. Воронков. - М .: Финансы и статистика, 2017 - 256 с. 6. Грушевицкая, Т. Культурология / Т. Грушевицкая, А. Садохин. - М .: Юнити-Дана, 2017 - 688 с. 7. Гуревич, П. Культурология / П.С. Гуревич. - М .: Проект, 2016 - 337 с. 8. Ермишина, Н.Д. Культурология / Н.Д. Ермишин. - М .: Академический проект, Фонд «Мир», 2016. - 432 с. 9. Кармин А. Культурология / А. Кармин. - М .: Лань, 2017 - 302 с. 10. Кравченко, А. Культурология / А.И. Кравченко. - М .: Академический проект; 3-е издание, 2016 г. - 496 стр. 11. Культурология / под ред. А.А. Радугин. - М .: Центр, 2018. - 304 с. 12. Культурология в вопросах и ответах / под ред. Г.В. Дракон. - М .: Ростов н / д: Феникс, 2015. - 480 с. 13. Культурология в вопросах и ответах / под ред. Г.В. Дракон. - М .: Ростов-на-Дону: Феникс, 2016 - 480 с. 14. Малюга, Ю. Культурология / Ю.Я. Малюга. - М .: Инфра-М; Выпуск 2, ред. и доп., 2016. - 333 с. 15. Мартынов, В.Ф. Культурология / В.Ф. Мартынов. - М .: Асар, 2016 - 848 с. 16. Никитич Л.А. Культурология / Л.А. Никитич. - М .: Юнити-Дана, 2008 - 560 с. 17. Орлов И.Б. Советские будни. Историко-социологические аспекты образования / И.Б. Орлов. - М .: Высшая школа экономики (Государственный университет), 2010. - 328 с. 18. Петров, К. Экология и культура / К. Петров. - М .: Издательство СПбГУ, 2013. - 368 с. 19. Петрова Наталья Владимировна Культура, литература и религия Соединенных Штатов Америки и Канады Часть 1. Религии в США. Учебник / Петрова Наталья Владимировна. - Москва: Гостехиздат, 2019 - 948 с. 20. Пивоев В.М. Культурология. Введение в историю и теорию культуры / В. Пиво. - М .: КноРус, 2011 - 528 с. 21. Розин, В. Введение в культурологию. Учебник / В. Розин. - М .: ИНФРА-М, 2016. - 224 с. 22. Романов, Ю. I. Культура / Ю. И. Романов. - М .: Наука, 2016 - 208 с. 23. С точки зрения культурологии. Повседневная жизнь, язык, общество. - М .: Академический проект, Российский институт культурологии (РИК), 2016 - 528 с. 24. Соколов В.А. Культурология для студентов / В.А. Соколов. - М .: Феникс, 2016 - 224 с. 25. Столяренко, Л.Д. Культурология. Конспект лекций / Л.Д. Столяренко, В. Столяренко. - М .: Юрайт, 2015. - 176 с. 26. Трофимова Р.П. История отечественной культурологии / Р. Трофимова. - М .: Академический проект, Trixta, 2017 - 608 с. 27. Флиер, А.Я. Культурология для культурологов / А.Я. Авиатор. - М .: Академический проект, 2017. - 496 с. 28. Фундаментальные проблемы культурологии. В 4-х томах. Том 1. Теория культуры. - М .: Алетея, 2018 - 432 с. 29. Хроленко А.Т. Основы лингвокультурологии / А. Хроленко. - М .: «КРЕМЕНЬ», 2019. - 184 с. 30. Чистякова В.О. Экранная культура. Теоретические проблемы / В.О. Чистякова, Ю. Иоскевич. - М .: Дмитрий Буланин, 2012 - 752 с. 31. Эренгросс, Б.А. Культурология / Б.А. Эренгросс, Р. Апресян. - М .: Оникс, 2018 - 480 с. 32. Юлдашбаева, например. Культурология / Напр. Юлдашбаева. - М .: Высшая школа, 2018 - 296 с. 33. Языкович, В. Культурология / В. Языкович. - М .: Тетралит, 2014. - 176 с.
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

курсовая работа
Технология монтажа газопровода из полиэтиленовых труб диаметром 90мм для газификации квартала города
Количество страниц:
20
Оригинальность:
63%
Год сдачи:
2020
Предмет:
Строительство и архитектура
курсовая работа
Управление проектом открытия ночного клуба «Диджитал» на этапе разработки
Количество страниц:
25
Оригинальность:
71%
Год сдачи:
2020
Предмет:
Менеджмент
курсовая работа
Развитие образовательной системы в Российской Империи при Николае 2
Количество страниц:
25
Оригинальность:
64%
Год сдачи:
2020
Предмет:
История
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image