Введение………………………………………………………………… 2
Глава 1. История преподавания биологии и естественно-научных дисциплин в России………………………………………………………...
3
1.1. Развитие естественнонаучного образования в XVIII веке………….. 3
1.2. Формирование биологического образования в России во второй половине XIX века…………………………………………………………..
6
Глава 2. Личностно-ориентированный подход в преподавании биологии……………………………………………………………………...
9
2.1. Общие положения по современным вопросам естественнонаучного образования………………………………………………………………….
9
2.2. Личностно-ориентированный подход в учебно-воспитательном процессе……………………………………………………………………...
11
Глава 3. Урок по теме «Поток энергии в пищевых цепях», биоценозы, многообразие животных………………………………………………...…..
16
3.1. Структура разработанного урока по ФГОС…………………………... 16
3.2. Изучение нового материала (рассказ учителя с элементами беседы)… 18
Заключение………………………………………………………………….. 22
Список литературы…………………………………………………………. 23
Читать дальше
Личностно-развивающее образование – это сравнительно новое направление в педагогических и психологических теориях и в школьной практике, которое сейчас находится на этапе осмысления и апробации. Методики личностно-ориентированного подхода к образованию могут быть гармонично встроены в процесс преподавания естественно-научных дисциплин, хотя и имеют определенные проблемные моменты при соприкосновении с классической системой преподавания.
В основе развивающего личностно-ориентированного образования лежат философско-логические и психологические представления о различных типах мышления человека и его развитии как гармоничной личности. Цель обучения при личностно-ориентированном подходе – не только получение знаний, но и развитие психических свойств и функций личности, формирование ребенка как самодействующего индивида и субъекта учения.
Современное биологическое образование стоит перед существенными вызовами и проблемами, однако эти трудности представляются решаемыми. В содержании естественно-научного образования школы имеются большие возможности как для повышения теоретического уровня познания живых организмов, так и для гуманистического воспитания учеников. Использование интегративно-личностного подхода к преподаванию естественно-научного дисциплин, в том числе - биологии значительно повышает усвояемость материала и оказывает воспитательное воздействие, позволяет ученикам раскрыть свои возможности в процессе изучения окружающей их природы.
Биологическое образование располагается на стыке естественнонаучной и гуманитарной областей познания и занимает особенное место в естественнонаучном образовании. Оно призвано сформировывать у подрастающих поколений сознание жизни как наибольшей ценности - базу гуманистического мировоззрения.
Читать дальше
1. Алексеев Н.А. Личностно-ориентированное обучение в школе / Н.А. Алексеев. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2006. - 332 с.
2. Беседина Л.А. Формирование ключевых компетенций как актуальная проблема биологического образования // Биология в школе. –— № 2. –— 2013. –— С. 9-14.
3. Бондаревская Е.В. Гуманистическая парадигма личностно-ориентированного образования // Педагогика. –— 1997. –— №4. –— С. 11-17.
4. Воронина Г.А. Биологическое образование в школах США // Биологи в школе. –— № 8. –— 2009. –— С. 32-34.
5. Гершунский Б.С. Философия образования: учебник / Б.С. Грешунский. –М.: Моск. психол.-соц. ин-т: Флинта, 1998. - 427 с.
6. Захарова Н. Ю. Контрольные и проверочные работы по биологии: к учебнику В.В. Латюшина и В.А. Шапкина «Биология. Животные. 7 класс» / Н.Ю. Захарова. 2-изд. –— М.: Издательство «Экзамен» –— 159с.
7. Калинова Г.С. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования и содержание обучения биологии // Биология в школе. –— № 5. –— 2012. –— С.29-38.
8. Макарова Е.А. Дисциплина «экологическая психология и педагогика» в профессиональной подготовке бакалавров «экологии и природопользования» / Е.А. Макарова // Актуальные вопросы перспективных научных исследований сборник научных трудов: Материалы международной научно-практической конференции. (Смоленск, 31 май. 2016г.) – См., 2016. – С. 36-38.
9. Орлова Л.Н. Состояние биологического образования и методической подготовки учителей биологии в России // Интеграция образования. –— № 4. — 2015. — С. 72-79.
10. Пономарева И.Н. Современный взгляд на качество образования в Российской школе // Биология в школе. — № 4. — 2009. — С. 17-22.
11. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / М.: Просвещение, 2011. – 454 с.
12. Примерные программы по учебным предметам. Биология. 6-9 классы. Естествознание 5 класс / М.: Просвещение, 2010. — 80 с.
13. Сатбалдина С.Т. Место биологии в системе учебных дисциплин // Биология в школе. –— № 3. –— 2010. –— С.22-28.
14. Собкин В.С. Современный российский педагог. Эскиз к социологическому портрету: моногр. / В.С. Собкин, Д.В. Адамчук. - М.: Авторский Клуб, 2015. - 857 c.
15. Федеральный государственный стандарт Основного общего образования // М.: Просвещение, 2011. – 48 с.
16. Проблемы и пути решения в преподавании биологии при переходе на ФГОС второго поколения. [Электронный ресурс] /Образовательная социальная сеть. Высшее образование и наука. — Москва: «Квазар» — 2010-2020 — Режим доступа: http:// nsportal.ru/shkola/biologiya/library/2014/01/23/problemy-i-puti-resheniya-v-prepodavanii-biologii-pri-perekhode / (дата обращения: 20.11.2020).
17. Современные методы преподавания биологии. Информационно-коммуникационные технологии. [Электронный ресурс] / Открытый урок «Первое сентября». — Москва: «Первое сентября», 2003-2020 — Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/612108/ (дата обращения: 20.11.2020).
Читать дальше