ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВЫБОРА ПРОФЕССИИ 6 1.1 Психологические особенности подросткового возраста 6 1.2 Понятие выбора профессии 10 1.3 Проблемы выбора профессии в подростковом возрасте 15 1.4 Исследование проблем при выборе профессии в подростковом возрасте 23 Выводы по 1 главе 27 ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ВЫБОРА ПРОФЕССИИ У ПОДРОСТКОВ 29 2.1 Процедура исследования 29 2.2 Результаты исследования и их анализ 36 2.3 Рекомендации по психологическому сопровождению выбора профессии у подростков 58 ВЫВОДЫ 60 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 64 Приложения 71

Психологическое сопровождение выбора профессии

дипломная работа
Психология
70 страниц
80% уникальность
2020 год
59 просмотров
Федоскина Д.
Эксперт по предмету «Психология труда»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВЫБОРА ПРОФЕССИИ 6 1.1 Психологические особенности подросткового возраста 6 1.2 Понятие выбора профессии 10 1.3 Проблемы выбора профессии в подростковом возрасте 15 1.4 Исследование проблем при выборе профессии в подростковом возрасте 23 Выводы по 1 главе 27 ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ВЫБОРА ПРОФЕССИИ У ПОДРОСТКОВ 29 2.1 Процедура исследования 29 2.2 Результаты исследования и их анализ 36 2.3 Рекомендации по психологическому сопровождению выбора профессии у подростков 58 ВЫВОДЫ 60 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 64 Приложения 71
Читать дальше
Актуальность проблемы профориентационной направленности и успеваемости у девятиклассников, продолжающих обучение в средней школе и поступающих в средние специальные учебные заведения – техникумы, училища (далее ССУ), определяется несовпадением целей и мотивов профессионального выбора в современных условиях, образованием рисков не увидеть вóвремя свое призвание или ошибиться, усомниться в нем. Факторологическая база: Ситуация осложняется расхождениями между образовательными услугами и спросом профессии на рынке труда, ориентацией преимущественно на получение полного среднего образования и последующее поступление в вуз у современных девятиклассников при значительной нужде общества в представителях рабочих специальностей [1]. Исследования регистрируют предпочтения гуманитарных профессий инженерно-техническим, недооценку роли квалифицированных рабочих специальностей и при этом прагматическую и статусную мотивацию профессионального выбора [6]. Теоретическая платформа: В то же время, несмотря на всю проблемность в сфере мотивации профессионального выбора большее внимание уделяется изучению учащихся последних классов школы, хотя уже известно, что сам выбор нередко уже к 8-9 классу сформирован (Л. И. Божович, Е. А. Климов, И. С.


Даже несложная дипломная работа на Work5 делается специалистами.


. Кон, Д. И. Фельдштейн, Д. Б. Эльконин). Более того, не уделяется внимание анализу вариантов мотивационного основании выбора в зависимости от того, как планируют дальше действовать девятиклассники. Значимо изучение профориентационной направленности у девятиклассников, продолжающих обучение в средней школе и поступающих в ССУ, чтобы было возможно учитывать их различия для грамотной психологически обоснованной профориентации. Но не только для этого имеет существенное значение анализ мотивов выбора профессии, ведь по данным разных авторов (Е. Л. Борисова, О. С. Гребенюк, Н. П. Поплавский) он дает большую прогностическую ценность относительно профессиональной успешности, нежели академическая успеваемость и даже наличие способностей. Проблема исследования: Следовательно, сравнение мотивов выбора профессии у девятиклассников, продолжающих обучение в средней школе и поступающих в ССУ отвечает социальному запросу современного общества и необходимости решения задач оказания психологической помощи ребятам в этом важном жизненном решении. Цель исследования – выявить различия в профориентационной направленности у девятиклассников, продолжающих обучение в средней школе и поступающих в ССУ. Для достижения данной цели ставились задачи: 1) Провести теоретический анализ профориентационной направленности; 2) выяснить различия в осознаваемых мотивах выбора профессии подростков данной категории; 3) установить особенности неосознаваемых мотивов выбора профессии девятиклассников. Объект исследования – учащиеся 9 классов. Предмет исследования – выбор профессии у девятиклассников, продолжающих обучение в средней школе и поступающих в ССУ. Гипотеза исследования – выбор профессии у девятиклассников, продолжающих обучение в средней школе, в отличие от поступающих в ССУ является менее осознанной и профессионально ориентированной. Положения, выносимые на защиту: 1. Продолжающих обучение в средней школе в два раза больше, чем поступающих в ССУ. 2. Вне зависимости от профессионального выбора девятиклассники преимущественно андрогинны, умеренно конформны и не склонны к деликвентности. Поступающие в ССУ более склонны к эмансипации, чем продолжающие обучаться в средней школе. 3. Мотивы выбора профессии у девятиклассников, продолжающих обучение в средней школе, в отличие от поступающих в ССУ являются: 1) менее осознанными; 2) менее профессионально ориентированными. Научная новизна исследования состоит в установлении специфики мотивов выбора профессии у девятиклассников, продолжающих обучение в средней школе и поступающих в ССУ. Теоретическая значимость исследования заключается в обобщении научных сведений о профориентационной направленности учащихся и составлении их целостной картины. Практическая значимость исследования проявляется в возможности использования разработанных в нем рекомендаций для профессиональной ориентации учащихся девятых классов с учетом мотивов профессионального выбора.

Читать дальше
В данном исследовании был получен результат, заключающийся в выяснении различий в мотивах выбора профессии у девятиклассников, продолжающих обучение в средней школе и поступающих в ССУ. Под мотивом мы понимали психологический феномен, обеспечивающий внутреннюю активность личности, центральный системообразующий фактор ее деятельности, который определяет, стимулирует, побуждает человека к ее совершению. Мотивы же профессионального выбора трактовались нами как активизирующая, направляющая и поддерживающая активность субъекта сила, определяющая специфику реализации деятельности по подготовке и овладению будущей профессией, действующая неоднократно и имеющая как осознаваемые, так и неосознаваемые мотивационные основания. Так как для анализа мотивов выбора профессии имеет значение комплексный подход, то мы учли в работе общее подразделение мотивов на внешние и внутренние, индивидуальные и социальные, положительные и отрицательные, а также их вариативное содержание – собственно профессиональные, коммуникативные, прагматические, статусные, социальные, учебные, случайные мотивы. Сравнив разные исследования профориентационной направленности у учащихся, мы исходно предполагали, что мотивы выбора профессии у девятиклассников, продолжающих обучение в средней школе, в отличие от поступающих в ССУ являются менее осознанными и профессионально ориентированными. Для проверки этой гипотезы на базе МОУ СОШ ЛЦО «Лесколовский центр образования» проведено эмпирическое исследование. В нем приняло участие 30 девятиклассников. Мы обнаружили, что окончательным профессиональный выбор является у поступающих в ССУ, и он связан с более низкоквалифицированными специальностями, будет реализовываться в учебных заведениях в области. В связи с тем, что девятиклассник как старший подросток характеризуется включением в плане общения и его внутренней позиции в промежуточное положением между миром детства и миром взрослости, что определяет своеобразие его личностных особенностей, мы решили учесть их прежде всего, дифференцируя ребят в зависимости от продолжения обучения в средней школе и поступления в ССУ. Среди поступающих в ССУ акцентуаций характера встречается значительно больше, при этом они чаще всего относятся к лабильному типу. Но вне зависимости от профессионального выбора девятиклассники преимущественно андрогинны, умеренно конформны и не склонны к деликвентности. Склонность к алкоголизации выражена у половины у лиц с разным профессиональным выбором, причем у поступающих в ССУ доля таких подростков больше. Эмансипации у всех в основном умеренная, однако поступающие в ССУ более склонны к эмансипации, чем продолжающие обучаться в средней школе. У продолжающих обучение в школе на осознаваемом уровне в основном имеются внутренние индивидуально значимые мотивы. Реже их побуждают внешние положительные мотивы. В неосознаваемом плане мотивы выбора профессии, у продолжающих обучение в школе в основном являются внешними положительными или внутренними индивидуально значимыми, а по содержанию в основном учебными. Девятиклассники, поступающие в ССУ, в осознаваемом плане в большей части движимы внутренними социально значимыми мотивами, реже внешними положительными мотивами. Неосознаваемые их мотивы главным образом внешние отрицательные или внешние положительные, а по содержанию – профессиональные. При этом в целом мотивы больше осознаются у поступающих в ССУ и более профессионально ориентированы, что подтверждает выдвинутую гипотезу. 1. Мы обнаружили, что продолжающих обучение в средней школе в два раза больше, чем поступающих в ССУ. Выбор первых не является окончательным, связан с более высококвалифицированными специальностями, а соответственно будет реализовываться в учебных заведениях областных центров. Выбор вторых является окончательным, и он связан с более низкоквалифицированными специальностями, будет реализовываться в учебных заведениях в области. 2. Вне зависимости от профессионального выбора девятиклассники преимущественно андрогинны, умеренно конформны и не склонны к деликвентности. Склонность к алкоголизации выражена у половины у лиц с разным профессиональным выбором, причем у поступающих в ССУ доля таких подростков больше. Среди них также акцентуаций характера чаще представлены, при этом они в основном относятся к лабильному типу. 3. Мотивы выбора профессии у девятиклассников, продолжающих обучение в средней школе, в отличие от поступающих в ССУ являются: 1) менее осознанными – существует расхождение между осознаваемыми и неосознаваемыми мотивами у девятиклассников при выборе профессии, причем большее именно у продолжающих обучение в средней школе; 2) менее профессионально ориентированными – как в осознаваемом, так и в неосознаваемом планах мотивы выбора профессии девятиклассников, поступающих в ССУ являются в большинстве случаев профессионально ориентированными.
Читать дальше
1. Арендачук И. В. Риски профессионального самоопределения старшеклассников: психолого-педагогический аспект // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Акмеология образования. Психология развития. 2016. №1., Т. 5. С. 70–76. 2. Бадмаева Н. Ц. Место мотива в структуре личности и деятельности человека // Вестник Бурятского государственного университета. 2017. № 5. С. 3–6. 3. Бахмат С. А. Профессиональная самореализация студентов колледжа в условиях многопрофильного города // Среднее профессиональное образование. 2019. № 9. С. 15–19. 4. Борисова Е.М. Профессиональное самоопределение: дис. … д-ра психол. наук. М., 2015. 411 с. 5. Буравцова Н. В. Архетипические основы профессионального становления личности (проективная методика анализа неосознаваемых побудителей и сопроводителей профессионального становления личности) // Социосфера. 2018. № 3. С. 32–37. 6. Вишневский Ю.Р., Вишневский С.Ю. Профессиональный выбор студентов и ресурсный подход: от потенциала к реализации // Вестн. Нижегород. ун-та им. Н.И. Лобачевского. Сер. Социальные науки. 2018. № 1 (5). С. 22-27. 7. Вье Р. Мотивация в учебном контексте. Воронеж: Открытый мир, 2019. 260 с 8. Гафла Е. С. Психолого-педагогические подходы к сущности понятия «мотивация» в научных исследованиях // Новые технологии. 2019. №1. 9. Государев Н. А. Психодиагностика. Методологии и методики иследования психологических типов : учебное пособие. М.: Ось-89, 2019. 144 с. 10. Грачева О. Г. Ценности и мотивы как факторы выбора профессии выпускниками школ // Извести Саратовского университета. Новая серия. Серия Акмеология образования. Психология развития. 2017. № 2., Т. 1. С. 15–18. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/psihologo-pedagogicheskie-podhody-k-suschnosti-ponyatiya-motivatsiya-v-nauchnyh-issledovaniyah (дата обращения: 10.09.2020). 11. Грецов А.Г., Азбель А.А. Узнай себя. Психологические тесты для подростков. СПб.: Питер, 2016. 176 с. 12. Грищенко Д. Ю. Мотивация выбора профессии психолога: дис. … канд. психол. наук: 19.00.01. Краснодар, 2015. 217 с. 13. Давыдюк Л. В., Истратова О. Н. Мотивы выбора профессии старшеклассниками // Известия Южного федерального университета. Технические науки. 2015. №5, Т. 49. С. 85–88. 14. Двинин А. П., Романченко И. А.. Современная психодиагностика: учебно-практическое руководство. СПб. : Речь. 2017. 283 с. 15. Дубнякова А. И. Теоретические подходы к исследованию мотивов профессиональной деятельности // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2018. № 3. С. 226–229. 16. Дударева И. А. Мотивы выбора профессии как детерминанта развития профессиональной установки у студентов // Научные проблемы гуманитарных исследований. 2017. № 9. С. 173–180. 17. Дьячук А. А. Математические методы в психологических и педагогических исследованиях: учеб. пособие. Красноярск: Красноярский гос. пед. ун-т им. В. П. Астафьева, 2017. 347 с. 18. Жильцова Р. Р. Организация профориентационной работы в техникуме // Образование. Карьера. Общество. 2018. № 2. С. 40–42. 19. Жумалиева Ж.М. Проявление мотивационных факторов в старшем школьном возрасте в выборе профессии // Инновационная наука. 2016. № 4. С. 96–99. 20. Журавлева О. В. Особенности мотивации профессионального выбора старшеклассников // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки. 2015. № 1. С. 159–168. 21. Ильин Е. П. Мотивация и мотивы. СПб.: Питер, 2016. 509 с. 22. Капина О. А. Формирование готовности к выбору профессии у учащихся 9 классов // Мир науки, культуры, образования. 2018. № 5. С. 102–106. 23. Клименко И. В. Динамика мотивационно-ценностной направленности студентов на профессиональную деятельность: дис. … канд. психол. наук: 19.00.03. М., 2018. 243 с. 24. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. М., 2016. 304 с. 25. Костромина С. Н., Борисова Е. А. Разработка опросника «Мотивы выбора профессии старшеклассниками» // Здоровье – основа человеческого потенциала: проблемы и пути их решения. 2018. № 1, Т.7. С. 125–127. 26. Кулезнева И. Н. Специфика развития профессиональной идентичности студентов среднего специального учебного заведения // Вестник Костромского государственного университета им. Н. А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. 2017. Т. 13. С. 90–93. 27. Леонтьев А. Н. Лекции по общей психологии. М.: Смысл, 2020. 511 с. 28. Леонтьев Д. А. От инстинктов к выбору, смыслу и саморегуляции: психология мотивации вчера, сегодня, завтра // Современная психология мотивации / под ред. Д. А. Леонтьева. М. : Смысл, 2018. С. 4–12. 29. Личко. А.Е. Типы акцентуаций характера и психопатий у подростков. М.: Апрель Пресс, 2019. 416 с. 30. Ломов Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психоло-гии. М.: Наука, 2019. 344 с. 31. Маслов Е. Б. Мотивы выбора и ценности профессии // Научные проблемы гуманитарных исследований. 2019. № 4. С. 129–134. 32. Медведева И. А. Связь мотивов поступления в вуз с удовлетворенностью профессиональным выбором студентов образовательных учреждений различного типа и профиля : дис. ... канд. психол. наук: 19.00.05. Пенза, 2016. 187 c. 33. Мешков Д. И., Мешков Д. Н. Мотивация личности как ключевая проблема психологии // Интеграция образования. 2015. № 1, Т. 78. С. 27–43. 34. Неустроева О.В. Психологическая характеристика подросткового возраста в концепциях Д.Б. Эльконина и Д.И. Фельдштейна // European research. 2015. № 6 (7). URL: http://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskaya-harakteristika-podrostkovogo-vozrasta-v-kontseptsiyah-d-b-elkonina-i-d-i-feldshte y na (дата обращения: 10.09.2020). 35. Обносов В. Н. Представления о профессии как фактор профессионального самоопределения учащихся ПТУ: дис. … канд. психол. наук. М., 1998. URL: https://psibook.com/research/predstavlenie-o-professii-kak-faktor-professional nogo-samoopredeleniya-uchaschihsya-ptu.html (дата обращения: 10.09.2020). 36. Овчарова Р. В. Справочная книга школьного психолога. М.: Просвещение, 2016. 352 с. 37. Остапова А.В. Психологические особенности подросткового возраста // Евразийский научный журнал. 2015. № 7. URL: http://cyberlenin ka.ru/article/n/psihologicheskie-osobennosti-podrostkovogo-vozrast (дата обращения: 10.09.2020). 38. Петровский А. В., Ярошевский М. Г. Основы теоретической психологии. М.: ИНФРА-М, 2019. 528 с. 39. Поплавский Н. Н. Содержание и методика диагностики мотивационного компонента профессионального самоопределения учащихся профессионально-технических училищ сельскохозяйственного профиля // Образование и педагогическая наука: труды Национального института образования. Сер. 3. Вып. 2. Минск, 2008. URL: http://elib.bspu.by/handle/doc/7907 (дата обращения: 10.09.2020). 40. Пряжников Н. С. Мотивация трудовой деятельности. М.: Академия, 2018. 367 с. 41. Райс Ф., Долджин К. Психология подросткового и юношеского возраста / Пер. с английского В. Квиткевича, Ю. Мирончика. СПб.: Питер, 2017. 816 с. 42. Ретунская Т. Н. Выбор профессии как психологический феномен // Высшее образование в России. 2016.№ 8-9. С. 126–130. 43. Родина О. Н., Прудков А. Н. Мотивация к профессиональной деятельности как фактор становления молодого специалиста // Трудности и перспективы становления профессионала: Сборник научных трудов / под ред. Е.А. Климова. М.: МГУ, 2016.С. 160–201. 44. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб. : Питер, 2019. 720 с. 45. Савченко М. Ю. Формирование личностной готовности учащихся девятых классов к профессиональному самоопределению: дис. ... канд. пед. наук. Воронеж, 2016. 234 с. 46. Солдатченко А. Л., Смолина И. Ю. Классификация методологических подходов к дефиниции самоопределения // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2015. № 5. С. 207–216. 47. Стецюк Е. Р. Исследование факторов профессионального самоопределения студентов // Экономика и социум. 2015. № 2. URL: http://www.iupr.ru/domains_data/files/zurnal_15/Stecyuk%20E.R..pdf (дата обращения: 10.09.2020). 48. Хекгаузен Х. Мотивация и деятельность. СПб.: Питер; М.: Смысл, 2017. 860 с. 49. Чугунова Э. С. Социально-психологические особенности профессиональной мотивации в инженерной деятельности и проблемы творческой активности // Психол. журн. 2015. № 4. С. 73–86. 50. Шадриков В.Д. Введение в психологию: мотивация поведения. М. : Логос, 2020. 136 с. 51. Шадриков В. Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятель¬ности. М. : Наука, 2020. 186 с. 52. Шапкина Е. А., Урутина Т. М. Мотивы выбора профессии учащимися 10-11 классов // Электронный начно-практический журнал «Гуманитарные научные исследования». 2015. № 9. URL: http://human.snauka.ru/2015/09/12596 (дата обращения: 10.09.2020). 53. Шишлянникова Л. М. Применение корреляционного анализа в психологии // Психологическая наука и образование. 2019. № 1. С. 98–107. 54. Шляпникова О. А. Мотивация образовательной деятельности: учеб. пособие. Ярославль : ЯрГУ, 2018. 124 с. 55. Шорохова Е. В. Принцип детерминизма в психологии / Е. В. Шоро-хова // Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: Наука, 2019. С. 9–56. 56. Ясюкова Л. А. Психологическое сопровождение становления профессионала// Довузовское образование на современном этапе. СПб., 2018. С. 83-90. 57. Савельева-Рат Е. А. Мотиви вибору професії школярами // Міжнародний науковий форум: соціологія, психологія, педагогіка, менеджмент. 2018. № 14. С. 190–202. 58. Таппасханова М.А., Шульга И.Б. Социализация детей подросткового возраста // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия Гуманитарные науки: Педагогика. Психология. Социальная работа. Акмеология. Ювенология. Социокинетика. 2017. № 1-1, Т.18. С. 200-202. 59. Толстых Н.Н., Прихожан А.М. Психология подросткового возраста. М., 20196. 406 с. 60. Фризен М.А. Психологическое содержание подросткового возраста: специфика личностного развития и проектирование образовательной среды // Вестник КРАУНЦ. Гуманитарные науки. 2018. № 2(24). С. 61–70. 61. Shaumen G. S., Meterbayeva K. M., Baitasov A. A., Utyupova G. E. Motives for Choosing the Profession of a Social Care Teacher in the Universities of Kazakhstan // International Review of Management and Marketing. 2016. № 6. P. 133-139. 62. Weiss S., Ludwig E. K. Who chooses primary teaching and why? // Issues in Educational Research. 2016. № 23(3). P. 415-433.
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

дипломная работа
Организация активного туризма и его роль в развитии туризма в новосибирской области
Количество страниц:
70
Оригинальность:
86%
Год сдачи:
2020
Предмет:
Туризм
реферат
Культура древней Руси
Количество страниц:
29
Оригинальность:
93%
Год сдачи:
2020
Предмет:
История
курсовая работа
Статистика занятости и безработицы
Количество страниц:
45
Оригинальность:
77%
Год сдачи:
2020
Предмет:
Статистика
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image