Введение 2 Глава 1. Теоретические проблемы изучения лексико-грамматической стороны речи 6 1.1. Понятие «лексико-грамматической стороны речи» в психолого-педагогической литературе 6 1.2. Клинико-психолого-педагогическая характеристика детей дошкольного возраста с ОНР III уровня 11 1.3. Своеобразие лексико-грамматической стороны речи у детей дошкольного возраста с ОНР III уровня 17 Вывод по первой главе 24 Глава 2. Экспериментальная работа по преодолению нарушений лексико-грамматической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня 25 2.1. Методики изучения состояния лексико-грамматической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста 25 2.2. Проявление нарушений лексико-грамматической стороны речи у детей дошкольного возраста с ОНР III уровня 29 2.3. Содержание коррекционной работы по преодолению нарушений лексико-грамматической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня 40 Вывод по второй главе 55 Заключение 56 Список литературы 58 Приложения 62

Преодоление нарушений лексико-грамматической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня.

дипломная работа
Педагогика
61 страниц
80% уникальность
2020 год
52 просмотров
Никитина А.
Эксперт по предмету «Логопедия»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
Введение 2 Глава 1. Теоретические проблемы изучения лексико-грамматической стороны речи 6 1.1. Понятие «лексико-грамматической стороны речи» в психолого-педагогической литературе 6 1.2. Клинико-психолого-педагогическая характеристика детей дошкольного возраста с ОНР III уровня 11 1.3. Своеобразие лексико-грамматической стороны речи у детей дошкольного возраста с ОНР III уровня 17 Вывод по первой главе 24 Глава 2. Экспериментальная работа по преодолению нарушений лексико-грамматической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня 25 2.1. Методики изучения состояния лексико-грамматической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста 25 2.2. Проявление нарушений лексико-грамматической стороны речи у детей дошкольного возраста с ОНР III уровня 29 2.3. Содержание коррекционной работы по преодолению нарушений лексико-грамматической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня 40 Вывод по второй главе 55 Заключение 56 Список литературы 58 Приложения 62
Читать дальше
Актуальность. Лексико-грамматический строй речи играет важную роль в становлении правильной связной устной, а в дальнейшем, и письменной речи. Неполноценность грамматического оформления речевого сообщения затрудняет его понимание слушателем. Развитие лексико-грамматического строя речи ребенка является важнейшим условием его социализации, поскольку язык и речь выполняют ведущую функцию в развитии мышления и речевого общения, в планировании организации деятельности ребенка, а также самоорганизации поведения, формировании речевых связей. Неразвитость лексико-грамматической стороны речи дошкольников с нарушением речи отрицательно сказывается на развитии всей речемыслительной деятельности, ограничивает их коммуникативные потребности и познавательные возможности, препятствует овладению знаниями по программе дошкольного образовательного учреждения. Проблема формирования лексико-грамматической стороны у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (далее ОНР) является актуальной в настоящее время.


На Work5 заказать курсовую срочно в Тюмени - не проблема.


. Это обусловлено тем огромным значением, которое оказывает лексическо-грамматической строй речи для развития общения, познавательной деятельности дошкольника и для формирования предпосылок успешного обучения в школе. Сформированный лексико-грамматический строй речи – важное условие успешности обучения ребенка в школе. От его сформированности зависит успешность обучения и социализация детей с общим недоразвитием речи. Таким образом, тема нашего исследования актуальна, так как своевременное выявление особенностей лексико-грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи и их коррекция позволят успешно подготовиться к обучению в школе и, соответственно, к социализации в обществе детям данной категории. Нарушения лексико-грамматической стороны речи являются ведущим дефектом в структуре общего недоразвития речи. В работах Н.С. Жуковой, Е.М. Мастюковой, Р.И. Лалаевой, Н.В. Серебряковой, Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной и др. подчеркивается, что позднее формирование речи, ограниченный словарный запас, аграмматизмы, дефекты произношения и фонемообразования наблюдаются у детей с общим недоразвитием речи. Все это влияет на общее состояние речи детей, а также на способность к общению с окружающими. Объект исследования: лексико-грамматическая сторона речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня. Предмет исследования: преодоление нарушений лексико-грамматической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня. Цель исследования: теоретически и эмпирически изучить преодоление нарушений лексико-грамматической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня. Задачи исследования: – раскрыть понятие «лексико-грамматической стороны речи» в психолого-педагогической литературе; – рассмотреть клинико-психолого-педагогическую характеристику детей дошкольного возраста с ОНР III уровня; – обосновать своеобразие лексико-грамматической стороны речи у детей дошкольного возраста с ОНР III уровня; – подобрать методики изучения лексико-грамматической стороны речи у детей и выявить проявление нарушений лексико-грамматической стороны речи у детей; – разработать содержание коррекционной работы. Гипотеза исследования: предполагаем, что у детей старшего дошкольного возраста с ОНР с ОНР III уровня будут наблюдаться особенности в развитии лексико-грамматического строя речи, такие, как неправильное употребление предлогов, несформированность словоизменения и словообразования. Теоретико-методологической основой исследования явились концепции общей и специальной психологии, педагогики (Л. С. Выготский, В. В. Давыдов, Д. Б. Эльконин), представления о структуре и проявлениях нарушений в речевом развитии старших дошкольников (Н. С. Жукова, Р. Е. Левина, Р. И. Лалаева) и закономерностях и условиях развития лексико-грамматического строя речи в онтогенезе (А. Н. Гвоздев, С. Н. Цейтлин). Теоретическая значимость исследования заключается в определении основных теоретических положений, лежащих в проектировании работы по коррекции лексико-грамматического строя речи у исследуемой категории детей. Практическая значимость исследования заключается в том, что знание содержания работы по формированию грамматического строя речи у старших дошкольников с ОНР III уровня, методов и приемов работы будет способствовать повышению эффективности коррекционно-развивающей деятельности, готовности ребенка к школьному обучению. Предложенная методика может использоваться логопедами, воспитателями дошкольных образовательных организаций и родителями воспитанников в работе по развитию грамматического строя речи старших дошкольников с ОНР III уровня. Методы исследования:  теоретические: изучение психолого-педагогической литературы по теме исследования;  экспериментальные: опрос; педагогический эксперимент;  методы качественного и количественного анализа экспериментальных данных: интерпретация результатов. Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложений.

Читать дальше
Целью исследования было теоретически обосновать и экспериментальным путем проверить нарушения лексико-грамматической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня. Данная цель подразумевала решение следующих задач. Овладение лексико-грамматическим строем языка – обязательное условие формирование полноценного речевого общения, подобно тому, как познание объективных признаков предметов многообразных отношений между ними – необходимое условие правильного пользования этими предметами. Развитие лексико-грамматической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста – одна из основных задач обучения и воспитания. Развитие лексико-грамматической стороны речи происходит на протяжении всего дошкольного возраста. К концу дошкольного возраста лексико-грамматическая сторона речи при нормальном речевом развитии должна быть сформирована. Дети с ОНР испытывают затруднения при усвоении лексико-грамматической стороны речи. Для III уровня ОНР характерна развернутая фразовая речь, включающая элементы недоразвития лексико-грамматической и фонетико-фонематической сторон речи. Звуки произносятся не дифференцированно: один звук может заменять сразу несколько звуков этой же или близкой к нему фонетической группы. Например, недостаточно четко произносимый мягкий звук [с] заменяет собой его твердый вариант («сяпоги»), звук [ш] (шуба - «сюба»), [щ] (щетка - «сётка»). Сложные в произнесении звуки заменяются более простыми по артикуляции звуками. Можно наблюдать замены звуков, при которых звук в различных словах произносится по-разному. Отмечаются смешения звуков, при которых в изолированном положении ребенок некоторые звуки произносит верно, а при включении этих звуков в слова и предложения происходит взаимозамена. Активный словарь преимущественно включает в себя существительные и глаголы. Словарь признаков развит недостаточно. Можно отметить ошибки в согласовании числительных с существительным, прилагательных с существительными в роде, числе и падеже. Большое количество ошибок наблюдается в использовании как простых, так и сложных предлогов. Дети плохо понимают изменения значения слов, которые выражаются приставками и суффиксами. Проявляются затруднения в различении морфологических элементов, которые выражают значение числа и рода, в понимании логико-грамматических структур, которые выражают причинно-следственные и пространственно-временные связи слов в предложении. Дети способны повторить отраженно за логопедом слова, состоящие из трех-четырех слогов. Однако в собственной речи они нередко сокращают количество слогов. Множество ошибок проявляются в перестановке и заменах звуков и слогов, сокращении при стечении согласных в слове. Для определения уровня сформированности лексико-грамматической стороны речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи было организованно экспериментальное исследование. При проведении констатирующего этапа исследования были выявлены некоторые особенности в усвоении лексико-грамматической стороны речи. Результаты констатирующего этапа исследования определили содержание формирующего этапа исследования. Ошибки, которые были выявлены при диагностике, говорят по недостаточном уровне сформированноси лексики и грамматики детей данной группы. Основными ошибками у детей являлись неправильное согласование слов, нарушение словообразования и словоизменения, нарушения в связном высказывании. Эффективным средством формирования лексико-грамматического строя речи дошкольников являются игры и упражнения, информационные технологий, применяемые на занятиях, в разных видах деятельности, в режимных моментах. Полученные результаты могут иметь практическое значение в качестве рекомендаций для родителей детей с ОНР III уровня.
Читать дальше
1. Арапов, М. В. Активный словарь [Текст] / М. В. Арапов // Языкознание: БЭС. – Москва, 2012. – 122 с. 2. Алексеева, М. М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников [Текст] / М. М. Алексеева, В. И. Яшина. – Москва, 2016. – 290 с. 3. Арушанова, А. Г. Формирование грамматического строя речи [Текст]/ А. Г. Арушанова. – Москва : Академия, 2016. – 240 с 4. Архипова, Е. Ф. Стертая дизартрия у детей [Текст] / Е. Ф. Архипова. – Москва : Хранитель, 2017. – 309 с. 5. Борисенко, М. Г. Наши пальчики играют [Текст] / М. Г. Борисенко, Н. А. Лукина. – Санкт-Петербург : «Паритет», 2016. – 144 с. 6. Выготский, Л. С. Психология [Текст] / Л. С. Выготский – Москва: Издательство ЭКСМО-Пресс, 2013. – 1008 с. 7. Волкова, Л. С. Логопедия [Текст] / Л. С. Волкова. – М.: «ВЛАДОС», 2014. – 680 с. 8. Векшин, Н. Н. Грамматика русского языка [Текст] / Н. Н. Векшин. – Москва : Огни, 2016. – 263 с. 9. Гвоздев, А. Н. Вопросы изучения детской речи [Текст] /А.Н.Гвоздев – Детство-Пресс, 2017. – 146 с. 10. Грибова, О. Е. Технология организации логопедического обследования [Текст] / О. Е. Грибова. – Москва : ВЛАДОС, 2015. – 259 с. 11. Жукова, Н. С. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников [Текст] / Н. С.Жукова, Е.М.Мастюкова, Т.Б.Филичева– Екатеринбург: АРД ЛТД, 2017. – 152 с. 12. Захарова, А. В. К вопросу о развитии грамматического строя речи у детей дошкольного возраста [Текст] / А. В. Захарова. – Москва : Эксмо, 2016. – 86 с. 13. Лаврентьева, А.И. Этапы становления антонимических отношений слов в детской речи [Текст] / А.И. Лавреньтева // Проблемы детской речи: Материалы межвузовской конференции. – Санкт-Петербург: Образование, 2015. – 80 с. 14. Левина, Р. Е. Нарушения речи и письма у детей [Текст]: Избранные труды / Ред.-сост. Г. В. Чиркина, П. Б. Шошин. – Москва: АРКТИ, 2015. – 224 с. 15. Люблинская, А. А. Овладение словарным составом языка и усвоение понятий [Текст] / А. А. Люблинская. – Москва, 2015. – 412 с. 16. Лалаева, Р.И. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с ОНР [Текст] / Р.И.Лалаева, Н.В. Серебрякова– СПб.: Союз, 2017. – 136 с. 17. Леонова, В. А. Формирование грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста [Текст] / В. А. Леонова. – Москва : ВЛАДОС, 2017. – 312 с. 18. Мазанова, Е. В. Обследование речи детей с ОНР 4 - 7 лет. Методические указания [Текст] / Е. В. Мазанова. – М. : Гном, 2014. – 40 с. 19. Мастюкова, Е. М. Ребенок с отклонениями в развитии [Текст] / Е. М. Мастюкова. – М. : Гном, 2012. – 95 с. 20. Маркова, А. К. Формирование грамматически правильной речи у детей [Текст] / А. К. Маркова. – Москва : АСТ, 2014. – 351 с. 21. Нищева, Н. В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР [Текст] / Н. В. Нищева. – Санкт-Петербург : ДЕТСТВОПРЕСС, 2014. – 236 с 22. Соловьева, О. И. Методика развития речи и обучения родному языку в детском саду [Текст] / О. И. Соловьева. – Москва, 2016. – 150 с. 23. Стародубова, Н. А. Теория и методика развития речи дошкольников [Текст] / Н. А. Стародубова. – Москва : «Академия», 2012. – 130 с. 24. Сохин, Ф. А. Задачи развития речи. Психолого-педагогические основы развития речи дошкольников [Текст] / Ф. А. Сохин. – Москва, 2012. – 130 с. 25. Смирнова, Л. Н. Логопедия в детском саду: Занятия с детьми 6–7 лет с ОНР [Текст]: пособие для логопедов, дефектологов и воспитателей / Л. Н. Смирнова. – Москва: Мозаика-Синтез, 2015. – 245 с. 26. Соботович, Е. Ф. Проявления стертых форм дизартрии и методы их диагностики [Текст]/ Е. Ф. Соботович, А. Ф. Чернопольская // Дефектология. – 2014. – № 4. – С. 3-78. 27. Соботович, Е. Ф. Речевое недоразвитие у детей и пути его коррекции [Текст]/ Е. Ф. Соботович. – Москва : Классик стиль, 2014. – 400 с. 28. Тихеева, Е. И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста) [Текст] / Е. И. Тихеева. – Москва, 2013. – 150 с. 29. Ткаченко, Т.А. В первый класс – без дефектов речи [Текст]: учеб. - метод, пособие / Т.А. Ткаченко. – СПб: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2009. – 112 с. 30. Трубникова, Н. М. Структура и содержание речевой карты [Текст] / Н. М. Трубникова. – Екатеринбург : Урал.гос.пед.ун-т, 2018. – 50 с. 31. Трубникова, Н. М. Логопедическая работа с детьми, имеющими разные формы речевой патологии [Текст] / Н. М. Трубникова. – Екатеринбург : Урал.гос.пед. ун-т, 2015. – 51 с. 32. Туманова, Т. В. Дети с ОНР. Воспитание и обучение [Текст] / Т. В. Туманова, Т. Б. Филичева. – М. : Гном, 2000. – 214 с. 33. Ткаченко, Т. А. Учим говорить правильно. Система коррекции общего недоразвития речи у детей 6 лет. Пособие для воспитателей, логопедов и родителей [Текст] / Т. А. Ткаченко. – М. : Издательство Гном и Д, 2013. – 112 с. 34. Ушакова, О. С. Методика развития речи детей дошкольного возраста [Текст] / О. С. Ушакова, Е. М. Струнина. – Москва: ВЛАДОС, 2012. – 287 с. 35. Федоренко, Л. П. Методика развития речи детей дошкольного возраста [Текст] / Л. П. Федоренко, Г. А. Фомичева, В. К. Лотарев. – Москва, 2012. – 120 с. 36. Филичева, Т. Б. Основы логопедии [Текст]: учеб. для вузов / Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина. – М.: «Просвещение», 2017. – 390 с. 37. Флерина, Е. А. Разговорная речь в детском саду [Текст]/ Е. А. Флерина. – Москва : АСТ, 2017. – 300 с. 38. Чиркина, Г. В. Основы логопедической работы с детьми [Текст] : учебное пособие / Г. В. Чиркина. – Москва : АРКТИ, 2012. – 154 с. 39. Шевцова, Е. Е. Развитие речи ребенка от одного года до семи лет [Текст]/ Е. Е. Шевцова, Е. В. Воробьева. – Москва : Сфера, 2016. – 200 с 40. Швайко, Г. С. Игры и игровые упражнения для развития речи [Текст] / Г. С. Швайко; под ред. В. В. Гербовой. – Москва, 2013. – 140 с. 41. Шашкина, Г. Р. Логопедическая работа с дошкольниками [Текст] / Г. Р. Шашкина. – Москва : Академия, 2013. – 240 с. 42. Цейтлин, С.Н. Язык и ребенок: лингвистика детской речи [Текст] / С.Н. Цейтлин – М.: Изд. центр ВЛАДОС, 2010. – 137 с. 43. Циркунова, Н. И. Формирование лексико-грамматического строя речи у детей с ОНР [Текст] / Н. И. Циркунова // Логопед. – 2013. – № 3. – С. 24-29. 44. Щерба, Л.В. Языковая система и речевая деятельность [Текст] / Л.В. Щерба– М.: Наука, 2014. – 135 с. 45. Ястребова, А. В. Учителю о детях с недостатками речи [Текст] / А. В. Ястребова, Л. Ф. Спирова, Т. П. Бессонова. – Изд. 2-е. – Москва : АРКТИ, 2017. – 131 с.
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

курсовая работа
Естественные монополии России и регулирование их деятельности (на примере одной-двух монополий)
Количество страниц:
39
Оригинальность:
77%
Год сдачи:
2020
Предмет:
Государственное регулирование экономики
дипломная работа
Неформальное управленческое влияние в образовательных организациях
Количество страниц:
100
Оригинальность:
41%
Год сдачи:
2020
Предмет:
Социология управления
курсовая работа
Порядок организации и проведения выборов Президента
Количество страниц:
26
Оригинальность:
46%
Год сдачи:
2020
Предмет:
Конституционное право
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image