Введение...................................................................................................................3 1. Теоретические основы консультирования неполных семей по вопросам воспитания................................................................................................................6 1.1. Неполная семья: определение, виды, современные проблемы....................6 1.2. Психолого-педагогическое сопровождение неполных семей......................9 1.3. Формы и методы психолого-педагогической работы с неполными семьями в дошкольной образовательной организации......................................15 Выводы по первой главе.......................................................................................18 2. Исследование особенностей консультирования неполных семей по вопросам воспитания............................................................................................20 2.1. Анализ психолого-педагогической работы в детском саду «Центр начинающего Академика» с неполными семьями.............................................20 2.2. Разработка комплекса мероприятий для психолого-педагогической работы с неполными семьями в дошкольной образовательной организации.26 Выводы по второй главе.......................................................................................36 Заключение.............................................................................................................37 Список использованной литературы...................................................................40 Приложение............................................................................................................45

Особенности консультирования неполных семей по вопросам воспитания

курсовая работа
Психология
40 страниц
83% уникальность
2020 год
46 просмотров
Василькова Н.
Эксперт по предмету «Психологическое консультирование»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
Введение...................................................................................................................3 1. Теоретические основы консультирования неполных семей по вопросам воспитания................................................................................................................6 1.1. Неполная семья: определение, виды, современные проблемы....................6 1.2. Психолого-педагогическое сопровождение неполных семей......................9 1.3. Формы и методы психолого-педагогической работы с неполными семьями в дошкольной образовательной организации......................................15 Выводы по первой главе.......................................................................................18 2. Исследование особенностей консультирования неполных семей по вопросам воспитания............................................................................................20 2.1. Анализ психолого-педагогической работы в детском саду «Центр начинающего Академика» с неполными семьями.............................................20 2.2. Разработка комплекса мероприятий для психолого-педагогической работы с неполными семьями в дошкольной образовательной организации.26 Выводы по второй главе.......................................................................................36 Заключение.............................................................................................................37 Список использованной литературы...................................................................40 Приложение............................................................................................................45
Читать дальше
Семья принадлежит к важнейшим общественным ценностям. Именно в семье человеческий индивид получает свои первоначальные знания о мире, именно в семье, как правило, формируются взгляды на мир и то мировоззрение, которое человек пронесет через весь свой жизненный путь. Значительная часть семей, в которых есть дети, являются неполными.


Студенты спрашивают: где лучше всего заказать написание контрольной работы по праву? Мы знаем ответ на этот вопрос. Заказывайте контрольные работы в Work5! 100% оригинальность, кратчайшие сроки и высочайшее качество работ - это наши стандарты!


. По данным Министерства труда и социального развития, каждый 7-й ребенок до 18 лет в России воспитывается в неполной семье. Неполная семья – семья, в которой есть только один родитель, заботящийся о детях. Как правило, это семья, где глава – женщина. Довольно редко встречаются неполные отцовские семьи. Основу исследования неполных семей составляют научные труды следующих авторов: З. Матейчик, Т. С. Зубкова, С. В. Захаров, Т. Н. Доронова, Е. В. Соловьева, А. Е. Жичкина, С. И. Мусиенко, А. О. Гневанов, К. А. Воробьева, А. И. Антонов, В. М. Медков, Ю. В. Василькова и др. Семья во все времена постоянно находится в центре внимания передовой общественной мысли, прогрессивных политических деятелей и ученых, начиная от древних философов и заканчивая современными реформаторами. Это происходит в виду того, что семья представляет собой систему социального функционирования человека, один из основных институтов общества. Она находится в постоянной динамике, меняется не только под воздействием социально-политических условий, но и в силу внутренних процессов своего развития. Актуальность исследования: проблемы неполных семей и технологии их решения, являются актуальными, т.к. возрастает число внебрачных рождений в общей доле рождений, увеличивается количество разводов, не компенсируемых последующими вступлениями в брак. Психологическая работа ориентирована не только на решение данных проблем неполной семьи, но и на ее укрепление и развитие, восстановление внутреннего потенциала для выполнения многочисленных общественно - значимых функций семьи, стабилизацию демографического и социально - экономического положения в России. Анализ данных исследований и практики психолого-педагогической работы показывают, что пока отсутствуют теоретико-технологические разработки по психолого-педагогической работе с неполными семьями и именно поэтому данная тема достаточно актуально в настоящее время. Объект исследования: особенности процесса консультирования неполных семей по вопросам воспитания. Предмет исследования: методы консультирования неполных семей по вопросам воспитания. Цель исследования: на основе анализа теоретических и практических аспектов разработать и частично апробировать комплекс мероприятий для консультирования неполных семей по вопросам воспитания. Гипотеза исследования заключается в предположении, что консультирование неполных семей по вопросам воспитания предполагает: - формы: краткосрочные и долгосрочные; - методы: беседа; консультирование; лекция и семинар; дискуссионный диалог; - индивидуальный характер мероприятий. Задачи исследования: - проанализировать понятие «неполная семья», обозначить виды и современные проблемы неполных семей; - рассмотреть понятие «психолого-педагогическое сопровождение», выделить компоненты психолого-педагогической работы с неполными семьями; - изучить формы и методы психолого-педагогической работы с неполными семьями в дошкольной образовательной организации; - рассмотреть психолого-педагогическую работу в детском саду «Центр начинающего Академика», г. Санкт-Петербурга с неполными семьями. База исследования: частный детский сад «Центр начинающего Академика», г. Санкт-Петербург. Методы исследования: - теоретические – анализ, сравнение, обобщение; - эмпирические – наблюдение, анализ документов, опрос, математическая и графическая обработка данных. Структура работы: курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.

Читать дальше
Основные результаты исследования заключаются в следующем. Анализ теории показал, что неполная семья – семья, которая состоит из одного родителя с одним или несколькими несовершеннолетними детьми. Неполная семья образуется в результате расторжения брака, внебрачного рождения ребенка, смерти одного из родителей или раздельного их проживания. В связи с этим различают следующие разновидности неполных семей: осиротевшая, внебрачная, разведенная, распавшаяся. Неполные семьи делятся на следующие виды: материнские неполные семьи; отцовские неполные семьи; неполные простые (мать (отец) с ребенком или несколькими детьми); неполные расширенные (мать (отец) с одним или несколькими детьми и другими родственниками); функционально неполные семьи. Неполная семья имеет ряд проблем, таких как: экономические, социально-психологические, проблемы социализации и воспитания детей. Некоторые проблемы неполных семей можно решить средствами социально-педагогической работы. Психолого-педагогическая работа с неполными семьями может быть реализована: в учреждениях дополнительного образования, в дошкольной образовательной организации и в общеобразовательной организации. На сегодняшний день диагностическую, психолого-педагогическую, и организационно-коммуникативную функции психолого-педагогической работы может выполнять сотрудник детского сада. Психолого-педагогическая работа с неполными семьями в дошкольной образовательной организации должна быть направлена на решение проблем неполных семей; консультирование родителей на тему правильного воспитания их детей, а также на что обратить внимание при общении с ребенком от первого брака и ребенком от другого брака; консультирование родителей на тему того, что нужно всячески поддерживать ребенка и не акцентировать его внимание на разрыве семейных отношений и ни в коем случае не обвинять ребенка в этом), укрепление и развитие позитивных семейных отношений, восстановление внутренних ресурсов, стабилизацию достигнутых положительных результатов и ориентации на реализацию социализирующего потенциала. Также необходимо отметить методы работы с неполной семьей в дошкольной образовательной организации: содействие родителям в выполнении воспитательных функций; беседа; метод психологической поддержки; консультирование; лекция и семинар; дискуссионный диалог. Опытно поисковая работа проводилась на базе частного детского сада «Центр начинающего Академика» в г. Санкт-Петербург. Проанализировав работу с неполной семьей в частной дошкольной организации, мы выявили формы и методы работы с неполными семьями: беседы; содействие родителям в выполнении воспитательных функций; метод преодоления конфликта используется; привлечение родителей к организации и проведению внутрисадовских мероприятий; консультативная помощь; наблюдения; проведение опросов, собраний. Опыт психолого-педагогической работы с неполными семьями в дошкольном учреждении «Центр начинающего Академика», говорит о том, что неполные семьи имеют ряд проблем, а именно: психологические (обида, угнетенность, чувство собственной неполноценности, дефицит внимания со стороны родителя), воспитание и образование детей. После проведенного анализа на основе полученных данных был разработан комплекс мероприятий по психолого-педагогической работе с неполными семьями в дошкольном образовательном учреждении. Комплекс мероприятий содержит: психолого-педагогическое просвещение «Родители и дети»; тренинг для родителей «Тропинкою родительской любви»; беседу «Взаимоотношения в вашей семье»; консультирование «Конфликты с детьми и пути их решения»; игру - тренинг «Безусловная любовь к ребенку»; упражнение «Родительское отношениедовольный ребенок»; тренинг «Мой ребенок должен быть счастливым»; лекцию для родителей: «Я и мой ребенок– поиск взаимоотношений»; консультирование «Папа нужен для ребенка»; беседу с родителями «Нет отца»; беседу семейного консультанта «Азбука семейных отношений»; семинар «Ребенок-мое достояние»; игровой прием «Психологические проблемы детей из неполных семей». Было выдвинуто предположение, что данный комплекс мероприятий, разработанный для дошкольной образовательной организации, направлен на психолого-педагогическую работу с неполной семьей. Данный комплекс мероприятий должен сформировать у родителей адекватные модели поведения с ребёнком; повысить воспитательную компетентность, уровень педагогических знаний и умений; активизировать позитивное мышление, помогающее преодолевать трудности воспитания. Таким образом, цель достигнута, задачи решены.
Читать дальше
1. Алфеева, Е.В. Изучение образа будущей семьи у подростков / Е.В. Алфеева // V Съезд Общероссийской общественной организации «Российское психологическое общество» Москва, 14–18 февраля 2012 года Научные материалы Том III. – Москва, 2015. – С. 124. 2. Амелина, Е.С. Стили семейного воспитания: отечественная и зарубежная классификация / Е.С. Амелина // Современная зарубежная психология. – 2016. - № 1. – С. 16–25. 3. Башкирова, Н.Н. Ребенок без папы. Решение проблем неполной семьи: учебное пособие / Н.Н. Башкирова. – СПб.: Наука и техника, 2007. – 272 с. 4. Бирюкова, О.Н. Особенности полоролевой идентичности детей из неполных семей / О.Н. Бирюкова // Расширение возможностей личности как проблема современной психологии: Материалы региональной научно-практической конференции. – КарГУ, 2004. – С. 98. 5. Боброва, С.Г. Проблема неполной семьи в современной психологии / С.Г. Боброва // Интеллектуальный потенциал XXI века: ступени познания. – 2016. – № 15. – С. 83 – 86. 6. Брага, Е.О. Отсутствие отца в семейной структуре как детерминанта представлений об отцовстве [Электронный ресурс]: Современные проблемы науки и образования. - 2017. - № 2. - Режим доступа: http://www.scienceeducation.ru/ru/article/view?id=9075, свободный. – Загл. с экрана (дата обращения: 15.10.2020). 7. Викторов, О.Н. Неполная семья и воспитание: учебное пособие / О.Н Викторов. - М.: ВЛАДОС, 2006. - 159 с. 8. Вихристюк, О.В. О трудностях детского и подросткового возраста (по материалам работы «детского телефона доверия» МГППУ) / О.В. Вихристюк // На пороге взросления сборник тезисов участников третей всемирной научно- практической конференции по психологии развития. – Москва, 2017. – С.17 – 19. 9. Генгер, М.А. Классификация детско-родительских отношений / М.А. Генгер // V Съезд Общероссийской общественной организации «Российское психологическое общество» Москва, 14–18 февраля 2012 года Научные материалы Том III. – Москва, 2016. – С. 132 – 133. 10. Гогицаева, О.У. Семья – духовно-нравственная основа личности / О.У. Гогицаева // V Съезд Общероссийской общественной организации «Российское психологическое общество» Москва, 14–18 февраля 2012 года Научные материалы Том III. – Москва, 2016. – С. 133 – 134. 11. Губин, Н.В. Глоссарий психологических терминов [Электронный ресурс]: Сайт национальной энциклопедической службы России. Режим доступа: http://vocabulary.ru/dictionary/7 свободный. – Загл. с экрана (дата обращения: 08.10.2020). 12. Данилова, М.В. Особенности воспитания в неполных семьях / М.В. Данилова // Проблемы современной науки и образования. – 2018. - № 4 (18). - С. 75 – 77. 13. Дементьева, И. Ф. Социализация детей в семье: теории, факторы, модели: учебное пособие / И. Ф. Дементьева. – М. : Генезис, 2004. – 232 с. 14. Дементьева, И.Ф. Негативные факторы воспитания детей в неполной семье: учебное пособие / И.Ф. Дементьева. – М.: Педагогика, 2009. – 258 с. 15. Елизаров, В.В. Перспективы исследования семьи: анализ, моделирование, управление: учебное пособие / В.В. Елизаров. – М.: Мысль, 2018. – 173 с. 16. Иванченко, В.А. Некоторые аспекты воспитания личности в неполной семье (по материалам исследований российских и зарубежных авторов) [Электронный ресурс]: Электронный журнал «Психологическая наука и образование». - 2017. - № 3. - Режим доступа: http://psyedu.ru/journal/2011/3/2464.phtml, свободный. – Загл. с экрана (дата обращения 13.10.2020). 17. Ильин, Е.П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины: учебное пособие / Е.П. Ильин. – СПб.: Питер, 2003. – 544 с. 18. Исаев, В.М. Половое воспитание детей: Медико-психологические аспекты: учебное пособие / В.М. Исаев. - Изд. 2-е, перераб. и доп. - Л.: Медицина, 1988.— 160 с. 19. Казанская, В.Г. Подросток трудности взросления: учебное пособие / В.Г. Казанская. – Изд 2-е доп. – Спб.: Питер, 2015. – 63 с. 20. Калабихина, И.Е. Российская неполная семья: перспективы и реалии: учебное пособие / И.Е. Калабихина. - М.: ТЕИС, 2015. – 264 с. 21. Кислякова, Е.Н. Социальная работа с неполной семьей / Е.Н. Кислякова // Социальная работа. - 2016. - №4. - С. 9-13. 22. Клопова, О.В. Особенности личностного развития и агрессивного поведения мальчиков-подростков из неполных семей / О.В. Клопова // Историческая и социально-образовательная мысль. – 2016. - №1. - С.187. 23. Ковалёв, С.В. Психология семейных отношений: учебное пособие / С.В. Ковалев. - М.: Педагогика, 1987. - 160 с. 24. Коваленко, А.В. Кризис семьи как фактор возникновения неполных и односторонних избыточных семей [Электронный ресурс]: Журнал «Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук». – 2017. - № 5. - Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/krizis-semi-kak-faktorvozniknoveniya-nepolnyh-i-odnostoronnih-izbytochnyh-semey, свободный. – Загл. с экрана (дата обращения 07.10.2020). 25. Кон, И.С. Психология личности: учебное пособие / И. С. Кон. – М.: Политиздат, 2017. – 382 с. 26. Кочубей, Б.И. Мужчина и ребенок: учебное пособие / Б.И. Кочубей. - М.: Знание, 1990. – 80 с. 27. Крысько, В.С. Общая психология в схемах и комментариях к ним: учебное пособие / В.С. Крысько. - М.: Харвест, 2015. – 132 с. 28. Кудрявцева, Т.В. Особенности воспитания в неполной семье / Т.В. Кудрявцева // Сборники конференции НИЦ Социосфера. – 2016. – № 3. – С. 36 – 41. 29. Люленкова, О. Ю. Нравственное формирование личности в семье [Электронный ресурс]: Журнал «Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук». – 2017. - №. 4. - Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/nravstvennoe-formirovanie-lichnosti-v-semie, свободный. – Загл. с экрана (дата обращения 17.10.2020). 30. Малова, А.А. К вопросу об особенностях гендерных представлений у подростков из неполных семей / А.А. Малова // Молодой ученый. - 2015. - №3. - С. 898-900. 31. Мацковский, М.С. Современная семья и ее проблемы: учебное пособие / М.С. Мацковский, А.Г. Харчев. - М.: Статистика, 2005. – 344 с. 32. Мещеряков, Б.П. Большой психологический словарь / Б.П. Мещеряков. – СПб.: Прайм-Еврознак, 2003. - 632 с. 33. Насырова, Р. С. Семья в современном обществе / Р.С. Насырова // Сборники конференций НИЦ Социосфера. – 2016. - № 31. – С. 49 – 53. 34. Николаева, К.В. Особенности развития личности ребенка в неполной материнской семье: учебное пособие / К.В. Николаева. – ИП ПГГПУ, 2016. – 66 с. 35. Нусхаева, Б.Б Особенности социализации детей в неполной семье / Б.Б. Нусхаева // Деловой журнал для социальных работников и педагогов. – 2005. - № 2. – С. 63. 36. Овсянникова, Ю.В. Изучение психологического микроклимата в неполных семьях / Ю.В. Овсянникова // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2016. – №2 . – С. 152. 37. Овчарова, Р.В. Психология материнства в неполной семье / Р.В. Овчарова // VI-ая Международная научная конференция Психологические проблемы современной семьи: сборник тезисов. - Москва - Звенигород, 2016 . – С. 653 – 665. 38. Павленко, Т. П. Некоторые теоретические аспекты гендерной социализации подростков в норме и при нарушениях психического развития / Т.П. Павленко // Дефектология. - 2016. - № 6. - С. 20–29. 39. Размахнина, Д.Ю. Особенности представлений о гендерных ролях у подростков из неполных семей // Сборники конференции НИЦ Социосфера. – 2015. – № 2. – С. 36 – 44. 40. Рашитова, Л.К. Неполные семьи: проблемы и перспективы их решения / Л.К. Рашитова // Известия Российского Государственного Педагогического Университета им. А.И.Герцена. – 2009. - № 101. – С. 289. 41. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии: учебное пособие / С.Л. Рубинштейн. – Изд. 2-е. - СПб: Питер, 2016. - 720 с. 42. Селяева, Е.Г. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования: учебное пособие / Е. Г. Селяева. - М.: Академия, 2015. - 420 с. 43. Сорокин, П.А. Человек. Цивилизация. Общество: учебное пособие / П.А. Сорокин. - М.: Политиздат, 1992. - 543 с. 44. Сухопарова, А.А. Психологические особенности воспитания детей в полной и неполной семье / А.А. Сухопарова // Мир науки, культуры, образования . – 2016. – № 3. – С. 215 – 217. 45. Тереза, Е.Б. Семья: брак, развод / Е.Б. Тереза // Теория и практика общественного развития. – 2006. – том 2. - № 5. – С. 70-72. 46. Токарева, Т.Н. Проблемы личности в психологии / Т.Н. Токарева // Психология. - 2017. - №2. - С.17. 47. Федорина, Е.Л. Мать-одиночка. Трудности воспитания детей. [Электронный ресурс]: Режим доступа: ttp://dobriydom.ucoz.ru/publ/mat_ odinochka_trudnosti_vospitanija_rebenka/1-1-0-75, свободный. – Загл. с экрана (дата обращения 05.10.2020).
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

курсовая работа
Президент Российской Федерации: конституционный статус и политическая практика.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2020
Предмет:
Право
курсовая работа
Роль коммуникации в управлении
Количество страниц:
27
Оригинальность:
62%
Год сдачи:
2020
Предмет:
Менеджмент
курсовая работа
Оздоровительный туризм
Количество страниц:
35
Оригинальность:
21%
Год сдачи:
2020
Предмет:
Туризм
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image