Введение 3
1 Понятие и принципы бюджетного федерализма 5
2 Понятие и принципы налогового федерализма 14
3 Динамика формирование межбюджетных отношений в Российской Федерации 23
Заключение 33
Список использованных источников 35
Читать дальше
В заключении работы необходимо обозначить полученные выводы согласно цели и задачам во введении.
Согласно изученной информации в различных исследованиях и научных статьях бюджетный федерализм можно определить как систему бюджетного устройства в условиях федеративного государства, когда реализовано сочетание фискальных интересов государства в целом и регионов и муниципальных образований в частности, что позволяет обеспечить высокий уровень автономности для региональных и местных бюджетов, но сохраняется главенство федерального центра.
Для любого государства, основой бюджетной системы которого выступает бюджетный систем, данный факт законодательно закреплен на конституционном уровне и в иных правовых актах. Бюджетный федерализм реализуется в рамках бюджетного процесса, а в частности, при мобилизации бюджетных доходов и расходовании бюджетных средств.
Проведенный анализ различных вариантов трактовки термина «налоговый федерализм» позволяет определить его как единую систему инструментов, позволяющих распределять налоговые полномочия обеспечивать баланс интересов различных уровней власти согласно принципу справедливости, что является гарантией соблюдения прав и свобод граждан в условиях федеративного государства.
Налоговый федерализм реализуется за счет разграничения полномочий таким образом, чтобы, с одной стороны, обеспечить источники финансирования для бюджетов разных уровней и позволить органам власти выполнять установленные конституционно и законодательно функции, а с другой стороны – за счет правового регулирования сферы налогообложения оказывать непосредственное воздействие на общественные отношения.
Сравнительный анализ квалифицирующих признаков рассматриваемых понятий закономерно приводит к заключению, что налоговый федерализм является элементом бюджетного. Вместе с тем, сфера действия принципов бюджетного федерализма распространяется на весь массив финансовых отношений, в то время как принципы налогового федерализма работают только в области налоговых отношений и детализированы именно в соответствующей части.
Важнейшей задачей органов государственной власти является использование ответственного, компетентного и не формального подхода к формированию межбюджетных отношений на основании механизмов бюджетного и налогового федерализма.
Проведенный анализ различных вариантов трактовки термина «межбюджетные отношения» позволяет раскрыть понятие следующим образом. Это комплексная система экономико-правового горизонтального и вертикального взаимодействия публично-правовых образований в лице их уполномоченных органов по поводу формирования, распределения, перераспределения и регулирования бюджетных полномочий и источников их финансирования для максимизации обеспеченности населения территории бюджетными ресурсами.
На данный момент недостатками существующий модели межбюджетных отношений, в которой субъекты РФ превращены в получателей межбюджетных трансфертов, большие транзитные потоки денежных средств, а действующая система финансовых потоков не может обойтись без вмешательства высшего уровня власти, регулирующего процесс распределения средств федерального бюджета. В том числе, в последнее время наблюдаются новые тенденции во взаимодействии межбюджетных трансфертов, как одного из основных инструментов реализации бюджетного федерализма, и динамикой показателя валового регионального продукта.
Читать дальше
1) Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собрание Законодательства РФ. – 2014. – № 31. – ст. 4398.
2) Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ (ред. от 15.10.2020) // Собрании законодательства РФ. – 1998 г. – № 31 ст. – 3823.
3) Налоговый кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 г. № 146-ФЗ (ред. от 15.10.2020) // Собрании законодательства РФ. – 1998 г. – № 31 ст. – 3824.
4) Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ (ред. от 20.07.2020) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 28.08.2020) // Собрании законодательства РФ. – 2003 г. – № 40. – ст. 3822.
5) Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» от 04.07.2003 № 95-ФЗ (в ред. от от 05.02.2018) // Собрании законодательства РФ. – 2003 г. – № 27 (часть II). – ст. 2709.
6) Баклаева Н.М. Новые технологии в реализации межбюджетных отношений // Вестник Воронежского государственного университета инженерных технологий. – 2017. – Т. 79. – № 3 (73). – С. 203-211.
7) Бикмурзина Н. С., Рутковская М. И., Капаев М. А. Бюджетный федерализм в России: проблемы и пути решения // Социально-политические науки. – 2018. - №2. – С. 140-143.
8) Володченко В.С., Ланцова Д.С., Метельницкая Т.А., Пыхтина М.Г. Понятие и принципы функционирования налогового федерализма и функции налогового федерализма // Вопросы науки и образования. – 2019. – № 23 (71). – С. 126-129.
9) Гаппоев Т.А., Сопоева И.А. Межбюджетные отношения: современная ситуация, проблемы и пути их решения // Интеграция науки и практики в современных условиях. материалы VIII Международной научно-практической конференции. ООО «НОУ «Вектор науки». – 2017. – С. 112-115.
10) Елисеева Г.В. Проблемы федерализма в Российской Федерации // Вестник Сибирского института бизнеса и информационных технологий. – 2020. – № 2 (34). – С. 153-157.
11) Иванчина Е.В. Бюджетный федерализм: понятие, принципы и модели // Аллея науки. – 2018. – Т. 1. – № 6 (22). – С. 801-808.
12) Криворучко Ю.Ю., Луценко В.Г., Шохина Ю.С. Бюджетный федерализм // Проблема модернизации российской экономической системы в санкционных условиях. Сборник статей по итогам Международной научно-практической конференции. – 2017. – С. 66-68.
13) Марьина А.В., Рахимова Л.Р. Теоретический анализ бюджетного федерализма и практика его применения // Экономика и социум. – 2017. – № 12 (43). – С. 687-690.
14) Налоговый процесс / Н.Д. Эриашвили и др. Москва: Огни, 2018. – 376 c.
15) Насифуллина Э.А. Реализация налогового федерализма в бюджетной системе Российской Федерации // Концепции фундаментальных и прикладных научных исследований. сборник статей по итогам Международной научно-практической конференции: в 6 частях. – 2017. – С. 148-149.
16) Печенская М. А. Межбюджетные отношения: сущность, оценка, эффективность: учебное пособие / М. А. Печенская, Т. В. Ускова. – Вологда: ФГБУН ВолНЦ РАН, 2018. – 102 с.
17) Раднаева В. Х. Становление и развитие межбюджетных отношений в Российской Федерации // Молодой ученый. – 2017. – № 21 (155). – С. 233-237.
18) Харламова И.В., Большухина И.С. Сущность и содержание бюджетного федерализма // Управление развитием социально-экономических систем. сборник научных трудов. Ответственный редактор В.Н. Лазарев. – 2018. – С. 142-148.
19) Ясин Е. Развитие постсоветской экономики: из прошлого в будущее // Вопросы экономики. – 2017. – № 6. – С. 3–12.
20) Горнин Л. В. Основные направления совершенствования межбюджетных отношений в Российской Федерации на 2021-2023 годы [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://minfin.gov.ru/common/upload/library/2020/07/main/1.pdf (дата обращения: 22.10.2020).
Читать дальше