При глубоком и детальном анализе литературных текстов русских писателей и поэтов, посвящавших свое творчество Армении (А. Битов, А. Белый, С.М. Городецкий, А. Никитин, Н. Карамзин, Д. Фонвизин, И Гончаров, Е. Гришковец, В. Брюсов, О. Мандельштам, Б.Л. Пастернак, Н. Н.А.Заболоцкий, А.С. Пушкин, Н.С. Тихонов и др.) можно констатировать, что все работы отражают исторические и культурные события описываемых авторами временных периодов встреч с этой страной. Исторические, культурные и бытийные описания показывают Армению как носителя культуры предков их быта и переживаний. Армении как литературный, исторический образ занимает важное место в классической русской литературе. Произведения авторов позволяют почувствовать их отношение к ней, передавая читателям самобытность её культуры и традиций. Теоретический анализ лингвистических и художественных аспектов создания образа Армении в авторских текстах Валерия Брюсова и Осипа Мандельштама свидетельствуют, о единстве восприятия позитивности этого образа с одной стороны и разных эмоционально-чувственных ощущениях с другой. Передача образа Армении авторов, лежи лексической плоскости авторской позиции, в отношение воспринимаемой ими Армении, тех событий и временного периода личной жизни которые привели их в эту страну. У В. Брюсова это интерес к истории и работа, у О. Мандельштама это побег от гонений власти и возможность отдыха от суеты и тревог России. Создание образа Армении авторами проходило через трансляцию своего эмоционально-ментального отношения и восприятия языковыми лексическими средствами. Типизация ментальных и материальных образов Армении, достаточно различна, и зависит от использования лингвистических средств в передаче субъективного отношения к стране в авторском тексте. Разнообразие типологий оценки свидетельствует о живости языка и единичности видения авторов, что выражает авторское отношение к Армении и ее народу. Объединяет авторов позитивное отношение к Армении и его народу, но если в произведениях В. Брюсова звучит лексика в большей степени героико-патриотическая, то О. Мандельштам чаще использует стилистику метафор и тонкого юмора, передавая живое дыхание страны и его народа.
Лингвистическое структурирование образа Армении осуществляется при помощи различных средств, повышая эмоциональность и действенность литературных произведений. Стиль В. Брюсова в его поэтических произведениях включает присутствие элементов художественно-литературного стиля, вместе с тем произведения О. Мандельштама об Армении наиболее ярки и интересны в публицистической стилистике, нежели в передаче поэтических образов.
И в произведениях В. Брюсова и О. Мандельштама в передаче истории их путешествий по Армении прослеживаются две линии создания ее образа в умах читателей. Стилистическая линия использования художественной, поэтической и метафорической лексики, позволяющей читателю соприкоснуться с духовной силой народа, его чести, веры и отваги. Эта линия особо ярко прослеживается в поэтических описаниях В. Брюсова (описание владык Армении, чей подвиг воспет в веках). Отражаемый в истории современной Армении, этот факт восхитил В. Брюсова, из под его пера, вышли произведения «Моление царя», «Победа при Каррах», «Тигран Великий». Стилистическая линия в описании духовных начал Армянского народа также отражена в произведениях О. Мандельштама, но эта линия лежит в религиозной плоскости, отражая личностные и духовные переживания поэта и прозаика, создание образа духовной Армении он находит в библейских метафорах ярко представленных в прозаическом произведении «Путешествие в Армению».
Второй линией объединяющей образ Армении в произведениях В. Брюсова и О. Мандельштама является отражение духовности и героизма Армян и их духовное слияние с городами Армении в целостный организм. Несмотря на общность линии, у авторов она содержательно разная. В. Брюсов склонен к историзму передачи показывая армянскую самобытность материальной линии. О. Мандельштаму свойственно проведение параллели между Арменией и древней Европой, он рассматривает Армению как воительницу во имя сохранения христианской веры, где все подчинено аккумулированию культуры в языке и эпосе армян, отраженном в архитектурных решениях. О. Мандельштам ярко, броско и с тонким юмором использует метафорический ряд в своем Армянском цикле. Его Армения воспринимается не только как героический и стойкий образ мужественного народа (образ Армении В.Брюсова), а больше как живой и естественный организм, способный передавать и наполнять мир во круг себя красками вкуса, и приносит самому Мандельштаму эстетическое и духовное наслаждение.
Сочетание двух линий позволило создать О. Мандельштаму и В. Брюсову волнующий, яркий, тонкий и притягательный образ Армении. Армении имеющей образа мужественного воина и библейского старца, Армении аккумулирующей силу слова и оружия. Армении колыбели библейских историй (О. Мандельштам) и независимости государственного духа (В. Брюсов). Армении несущей опыт предтеч и способной преображаться, сохраняя этническую и духовную идентичность в условиях новой жизни во славу предков.
Таким образом, авторы смогли в своих произведениях создать, посредством применения героической лексики (В. Брюсов) и лексики библейских и гастрономических метафор (О. Мандельштам), неповторимый и целостный образ Армении как этоса и самобытного государства.