ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 6 1.1. Проблема формирования экологической культуры дошкольников 6 1.2. Программы экологического образования дошкольников средствами игровой деятельности 16 1.3. Сущностные характеристики игровой деятельности 23 ГЛАВА 2. ТЕХНОЛОГИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИГРЫ В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ 33 2.1. Модели организации экологического образования с использованием игры 33 2.2. Опытно-экспериментальная проверка эффективности программ экологического образования 36 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 46 БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 49 Приложение 1. Модель экологического образования дошкольников 53

Воспитание экологической культуры детей дошкольного возраста в игровой деятельности

курсовая работа
Педагогика
30 страниц
34% уникальность
2020 год
52 просмотров
Баймурзина А.
Эксперт по предмету «Теория и методология обучения и воспитания»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 6 1.1. Проблема формирования экологической культуры дошкольников 6 1.2. Программы экологического образования дошкольников средствами игровой деятельности 16 1.3. Сущностные характеристики игровой деятельности 23 ГЛАВА 2. ТЕХНОЛОГИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИГРЫ В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ 33 2.1. Модели организации экологического образования с использованием игры 33 2.2. Опытно-экспериментальная проверка эффективности программ экологического образования 36 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 46 БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 49 Приложение 1. Модель экологического образования дошкольников 53
Читать дальше
Изучением данного вопроса занимались многие исследователи, такие как Н. Яковлев, К. Соловьёв, Н. Холодилова и другие. Они установили, что наиболее доступным средством и методом экологического образования является игра. Исследователи (С.


Work5 возьмёт на себя выполнение рефератов на заказ в Омске , а вы сможете отдохнуть от учёбы.


.П. Выготский, А.Н. Леонтьев, А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин) отмечали, что игра является ведущим видом деятельности детей, она формируется под влиянием социальных условий жизни и воспитания. Процесс осознания необходимости экологического образования детей начался в 70-е годы ХХ века. Все нарастающие в мире экологические проблемы побуждают к более интенсивному поиску способов осмысления ценностей природы. Влияние природы на развитие ребёнка огромно. Оно является источником первых знаний о мире и радостных впечатлений, часто запоминающихся на всю жизнь. Объекты природы привлекают детей яркостью красок и разнообразием. Наблюдая за ними, ребёнок обогащает свой чувственный опыт, на котором основывается в дальнейшем развитие его личности. Самые маленькие жители Земли – дети дошкольного возраста. Они объединяют вокруг себя очень многих взрослых (родителей, родственников, воспитателей, соседей), которые должны содействовать их экологическому воспитанию. В процессе экологического образования формируются не только первичные представления и понятия о природе, но и развиваются мышление, речь, творческие способности, совершенствуется познавательная и практическая деятельность. Вместе с тем в дошкольных организациях потенциал игры используется недостаточно. Сложилось мнение о том, что игра уходит из жизни ребёнка. Игры применяются главным образом в качестве некоего «зрелища» на праздниках. Дошкольники практически не знают детских игр и не умеют играть. Однако воспитатели в детских садах стараются уделять большое внимание тем играм, которые раньше возникали стихийно, помогают развивать детям сюжеты, которые им понятны, ориентироваться в мире современных игрушек, сохраняя баланс между желаниями ребёнка и пользы для него, помогают детям знакомиться с входящими в их жизнь техническими средствами коммуникации, обучения и развития, т.е. компьютерами. Известный исследователь детских игр Е.О. Смирнова подчёркивает, что игра – это сама детская жизнь, инстинктивная, добровольная, спонтанная и естественная, связанная с исследованием, общением и выражением себя, сочетающая действие и мысль, приносящая удовлетворение и ощущение успеха. Игра и экологическое образование сегодня волнует всех – учёных, педагогов, общественность. Всё нарастающие в мире экологические проблемы побуждают к более интенсивному поиску способов осмысления ценностей природы. Всё это обусловило выбор темы курсовой работы. Цель данной работы – выявить влияние игровой деятельности на формирование и развитие экологического образования дошкольников. Объект исследования – процесс экологического образования дошкольников. Предмет исследования – игровая деятельность дошкольников в процессе экологического образования. Цель, объект и предмет исследования определяют необходимость постановки следующих задач: 1. Раскрыть сущность экологического образования в воспитании дошкольников. 2. Проанализировать сущностные характеристики игровой деятельности дошкольников. 3. Изучить состояние проблемы в дошкольной образовательной организации. Гипотеза исследования. Игра в процессе экологического образования будет эффективным средством формирования экологической культуры дошкольников, если: - в игре отображается основное содержание экологического образовательного процесса; - соответствует возрасту детей, - вызывает интерес и эмоциональное состояние. Игра является естественным и органическим элементом человеческой культуры, участвующим в освоении и опредмечивании социального опыта окружающей действительности. Методическую основу работы составили различные труды по педагогике. Теоретические вопросы хорошо раскрыты в статьях периодических изданий: «Дошкольное воспитание», «Дошкольное образование», «Обруч» и др. В процессе изучения исследуемой проблемы на практике использовались такие методы как анализ психолого-педагогической литературы, обобщение, тестирование педагогов.

Читать дальше
В настоящее время существуют различные экологические проблемы, решение которых невозможно без организованного экологического образования. Экологическое образование, позитивный настрой на жизнь, ориентация на истинные ценности, созидание и творчество должны начинаться с раннего детства и охватывать все этапы дошкольного обучения, развития и воспитания, сопровождать человека в процессе трудовой деятельности и всей жизни. В основе этого образования должно быть воспитание красоты и истины, добра и любви, а также непрерывность, т.е. взаимосвязанный процесс воспитания, обучения и развития человека. В период до семи лет происходит формирование духовно-нравственной основы ребёнка, развитие мышления, эмоций, закладываются механизмы социальной адаптации в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире. Этот отрезок жизни является наиболее благоприятным для эмоционально-психологического воздействия на ребёнка, так как процессы восприятия в раннем детстве очень сильны и ярки, они остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что позволяет успешно формировать первоосновы экологического мышления, сознания, экологической культуры. Особая чувствительность, эмоциональность и острота восприятия детей именно этого периода жизни создают предпосылки для появления у ребёнка интереса к самому себе, к людям, к своему здоровью, к состоянию природной и социальной среды. Всё это позволяет сделать экологическое образование эффективным и важным этапом в становлении экологической культуры дошкольника. Наиболее оптимальным и доступным средством для экологического образования детей дошкольного возраста является игра. Изучением данного вопроса занимались многие исследователи, такие как Н. Яковлев, К. Соловьёв, Н. Холодилова и другие. Исследователи (А.М. Леонтьев, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин) отмечали, что игра является ведущим видом деятельности ребёнка, она формируется под влиянием социальных условий жизни и воспитания. Игра представляет собой действенное средство, которое находит применение, как в образовании, так и во многих других видах деятельности. Использование игровой формы в процессе экологического образования дошкольников позволяет находить решение различным педагогическим задачам, повысить заинтересованность детей, а также создать открытую атмосферу общения. Процесс приобщения маленького ребёнка к природе осуществляется в игровой форме и поэтому должен быть эмоциональным, вызывать радостное, весёлое настроение, удивление от узнавания нового и от первых успехов. Всё это поможет детям легче и лучше познать свойства, качества, признаки объектов природы, простейшие связи и отношения. Игра достаточно точно и продуктивно отражает структуру реальной познавательной деятельности, а это значит, что приобретенные в игре знания, приёмы и навыки будут применяться детьми, как в реальном познавательном процессе, так и в повседневной жизни. Поэтому игра предстаёт перед нами как средство познания. Игровые методы уже получили признание и завоёвывают всё более прочные позиции в процессе образования. Организация деятельности в игровой форме имеет большие возможности и особенности в педагогическом процессе: игра не может быть подменена другими методами и формами. Наша дальнейшая опытно-экспериментальная работа будет нацелена на разработку комплекса игровой деятельности для детей дошкольного возраста с целью повышения из уровня экологической воспитанности.
Читать дальше
1. Арсентьева В.П. Экологическое воспитание дошкольников / В.П. Арсентьева. – Смоленск: Смол. обл. ин-т усоверш. учителей, 2012. – 25с. 2. Арсентьева В.П. Экологическая азбука: метод. пособие для воспитателей ДОО / В.П. Арсентьева. – Смоленск, 2015. – 3-5с. 3. Ашиков В.И. Семицветик: Программа и руководство по культурно-экологическому образованию и развитию детей дошкольного возраста / В.И. Ашиков, С.Г. Ашикова. – М.: Педагогическое общество России, 2018. – 170с. 4. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду / А.К. Бондаренко. – Воронеж.: ТЦ «Учитель», 2004. – 159с. 5. Виноградова Н.Ф. Дети, взрослые и мир вокруг нас / Н.Ф. Виноградова, Т.А. Куликова. – М.: Просвещение, 20133. – 128с. 6. Горбатенко О.Ф. Система экологического образования в ДОО / О.Ф. Горбатенко. – Волгоград.: Учитель, 2017. – 286с. 7. Педагогика раннего возраста: учебное пособие для студентов средних спец. заведений / под ред. Г.Г. Григорьевой. – М, 2008. – 172с. 8. Дерябо С.Д. Экологическая педагогика / С.Д. Дерябо, В.А. Ясвин. – М, 2015. – 66с. 9. Егоренков П.И. Экологическое воспитание дошкольников и младших школьников: пособие для воспитателей ДОО и учителей начальной школы. – М.: АРКТИ, 2009. – 12-17с. 10. Жуковская Р.И. Воспитание ребёнка в игре / Р.И. Жуковская. – М.: Педагогика, 20155. – 111с. 11. Запорожец А.В. Роль дошкольного образования в общем процессе всестороннего развития человеческой личности // Дошкольное воспитание. - 2016. - № 9. – с.66. 12. Константинова Т.В. Экологическое образование в детском саду // Начальная школа плюс до и после. – 2005. - № 12. – с.39. 13. Кутузова И.В. Развитие игровой деятельности // Дошкольное воспитание. – 2003. - № 5. – с.25. 14. Кондратьев И.В. Экологическое образование дошкольников: проблемы и перспективы // Дошкольное воспитание. – 1993. - № 7. – с.43-44. 15. Козлова С.А. Дошкольная педагогика: учебное пособие для студентов средних пед. учебных заведений / С.А. Козлова, Т.А. Куликова. – 4-е изд. – М.: Академия, 2012. – 416с. 16. Кондратьева Н.Н. Программа экологического образования детей «Мы»: Азбука экологии / Н.Н. Кондратьева. – СПб, 2016. – 125с. 17. Маханёва М.Д. Система экологического развития детей // Управление ДОО. – 2005. - № 2. – с.58-67. 18. Мир, природа и ребёнок / под. ред. Л.М. Маневцовой. – СПб, 2008. – 234с. 19. Миленко В.К. Нужно ли учить детей играть // Дошкольное воспитание. – 2005. - № 4. – с. 119. 20. Молодова Л.П. Игровые экологические занятия с детьми / Л.П. Молодова. – М.: Асар, 2016. – 127с. 21. Маханёва М.Д. Экологическое развитие детей дошкольного и младшего школьного возраста: метод. пособие для воспитателей ДОО и педагогов начальной школы / М.Д. Маханёва. – М.: АРКТИ, 2004. – 320с. 22. Менджерицкая Д.В. Воспитателю о детской игре / Д.В. Менджерицкая. - М, 2009. – 169с. 23. Новикова Г.Е. Дошкольный возраст: этико-экологическое образование // Дошкольное воспитание. – 2005. - № 7 – с.87-89. 24. Николаева С.Н. Экологическое воспитание младших дошкольников: книга для воспитателей детских садов / С.Н. Николаева. – М.: Академия, 2000. – 32с. 25. Николаева С.Н. Место игры в экологическом воспитании дошкольников: пособие для специалистов ДОО / С.Н. Николаева. – М.: Академия,2011. – 100с. 26. Николаева С.Н. Программа «Юный эколог» / С.Н. Николаева. – М.: Мозайка-Синтез, 2005. – 123с. 27. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников: Учебное пособие / С.Н. Николаева. – М.: Новая школа, 2001. – 3-11с. 28. Николаева С.Н. Игра и экологическое образование дошкольников // Дошкольное воспитание. – 1994. - № 12. – с.5-7. 29. Николаева С.Н. Общение с природой начинается с детства / С.Н. Николаева. – М.: Академия, 2002. – 5-7с. 30. Игра дошкольника: учебное пособие для воспитателей ДОО / под ред. Новосёловой С.П. – М, 1989. – 284с. 31. Потапов Т.В. Эколого-воспитательная работа в детском саду // Управление ДОО. – 2005. - № 2. – с.104-111. 32. Рубленко Н.В. Экологическое образование с детства // Детский сад.Управление. – 2000. - № 11. – с.3-8. 33. Рыжова Н.А. Экологические игры // Дошкольное образование. – 2005. - 16-30 июня. – с.2-4. 34. Рыжова Н.А. Экологическое образование в детском саду // Дошкольное образование. – 2005. - № 19. – с.8-13. 35. Рыжова Н.А. Альпийская горка в детском саду: пособие по экологческому образованию в детском саду / Н.А. Рыжова. – М.: Линка-Пресс, 1998. – 128с. 36. Рыжова Н.А. Непросто сказки: экологические рассказы, сказки и праздники / Н.А. Рыжова. – М.: Линка-Пресс, 2002. – 190с. 37. Рыжова Н.А. Я и природа: учебно-методический комплект по экологическому образованию дошкольников / Н.А. Рыжова. – М.: Линка-Пресс, 2006. – 55с. 38. Рыньков В.Т. Азбука экологического образования дошкольника // Дошкольное воспитание. – 2005. - № 4. – с.9-15. 39. Семчук Н.Н. Настольные экологические игры для детей дошкольного и младшего школьного возраста / Н.Н. Семчук. – М.: Новая школа, 2008. – 53с. 40. Роль игры в детском саду / под ред. Усовой А.П. – М.: Просвещение, 2011. – 152с. 41. Удальцова Е.И. Дидактические игры в образовании дошкольников / Е.И. Удальцова. – Минск.: Народ. асвета, 2006. – 128с. 42. Экологическое воспитание дошкольников / под ред. Федотовой А.М. – М.: Просвещение, 2008. – 3-8с. 43. Филлипова Г.А. Экологическое образование: психологические основы // Дошкольное воспитание. – 1996. - № 10. – с.71-78. 44. Шипенок Т.Б. Помощь педагогу в работе по экологическому образованию дошкольников // Дошкольное воспитание. – 1992. - № 8. – с.5-7. 45. Шадриков В.К. О практике проведения диагностики развития ребёнка в системе дошкольного образования // Дошкольное воспитание. – 2009. - № 9. – с.12. 46. Начало экологического воспитания детей в детском саду и семье // Педагогика раннего возраста. – М, 2011. – с.281-305.
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

курсовая работа
Виды и типы муниципальных газет
Количество страниц:
40
Оригинальность:
93%
Год сдачи:
2021
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
Публицистика и критика Д.И. Писарева
Количество страниц:
28
Оригинальность:
71%
Год сдачи:
2021
Предмет:
История журналистики
реферат
Судьба России в публицистике начала ХХ века
Количество страниц:
7
Оригинальность:
82%
Год сдачи:
2022
Предмет:
История журналистики
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image