Если вы не знаете, где заказать магистерскую диссертацию в Сургуте . Воспользуйтесь сервисом Work5.
. Усиление позиции религии в России ознаменовано увеличением числа верующих, которые строят православные храмы, мечети и другие места отправления культа. Также заметно следующее: на политической арене появились общественно-политические ассоциации и конфессиональные движения; Этнополитические процессы в стране (распад СССР, борьба за суверенитет и повышение статуса национально-государственных образований) в ряде мест приобрели религиозный оттенок; Нетрадиционные религиозные учения внедряются в массовое сознание граждан России, что приводит к изменениям в межконфессиональных отношениях. Отмечается также растущее социальное значение мусульманской религии, политизация ислама и исламизация общественной жизни ряда народов, которые традиционно исповедуют ислам. Мусульманская религия занимает важное место в жизни тюркских народов России - Урала, Поволжья, Сибири, Крыма, татар Москвы, Санкт-Петербурга и ряда народов Северного Кавказа. Вместе они составляют, по разным оценкам, от 15 до 20 процентов. население страны. Возрождение моральных, этических и моральных норм религии в целом и ислама в частности может значительно улучшить общество. Кроме того, ислам является важнейшим фактором сохранения и стабилизации национальной идентичности татар, башкир и других тюркских народов. Но в то же время политизация ислама и появление новых общественно-политических движений с мусульманской ориентацией резко подняли вопрос об угрозе исламского фундаментализма. Реакцией на это стала исламофобия, которая растет в России. Религиозная ситуация в Республике Башкортостан существенно изменилась. Здесь проживают башкиры (22%), татары (28%), русские (40%), чуваши, мордовцы, марийцы, украинцы, латыши, евреи и представители других народов. Большинство населения республики традиционно исповедует ислам и православие. В настоящее время отношения между государством и религией и место религии в обществе определяются законами, принятыми после демократизации страны в 1990-1991 годах. Разработка новых законов была обусловлена быстрыми изменениями политической ситуации в России. Очевидно, что необходимо совершенствовать как модель государственно-религиозных отношений, так и их законодательную базу. В то же время следует уточнить, насколько целесообразно унифицировать законы в отношении разных религий и как действуют общероссийские законы в отдельных регионах Российской Федерации. В связи с этим необходимо учитывать исторический опыт функционирования религии в России и, в частности, ислама в ее «мусульманских» регионах, что требует расширения научных исследований в области истории религии. Региональный ислам, то есть весь ислам в России, еще недостаточно изучен. Нет обобщающих монографий, посвященных развитию ислама в таких регионах, как Поволжье и Урал, Сибирь, Северо-Запад и центр России. Это касается и Республики Башкортостан. До недавнего времени ислам был «пустым местом» в истории республики. Проблемы, связанные с этим, слабо отражены в учебниках, в том числе самых последних. Ислам в дореволюционной Башкирии освещался в трудах этнографов, археологов и в докладах русских чиновников XIX века, но судьба ислама в советской Башкирии вообще не изучалась. Между тем история Башкортостана занимает особое место в развитии истории русского ислама. Республика - это регион, в котором судьба мусульманского населения внутренней России отражается достаточно полно и типично. Мусульманская религия существует здесь с X века. Главное духовное управление мусульман в России, созданное в 1789 году как Оренбургское мусульманское религиозное собрание, действует здесь уже более 200 лет. Тюркское население Южного Урала и Урала отождествляет принадлежность к исламу с принадлежностью к тюркской этнической группе. Конечно, важно, чтобы люди разных конфессий жили здесь бок о бок в добрососедстве в течение нескольких веков, обогащая культуру друг друга. Процесс восстановления ислама на государственные позиции проходит без межэтнических и межрелигиозных конфликтов. Все это говорит о том, что анализ исторического опыта функционирования ислама в Башкортостане может быть очень актуальным. Актуальность темы исследования, таким образом, имеет несколько различимых аспектов - социальный, политический и научный. Цель – изучить ханафитский мазхаб в Башкортостане: историю и современность. Задачи: – изучить основатель мазхаба - Имам Азам Абу Ханифа; – рассмотреть наиболее известных учеников Абу Ханифы; – исследовать метод Абу Ханифы; – изучить формирование ханафитского мазхаба; – исследовать некоторые методы Ханафитского мазхаба; – рассмотреть историю возникновения ханафитского мазхаба в Башкортостане; – проанализировать развитие ханафитского мазхаба в Башкортостане после вхождения региона в Россию; – изучить современный мазхаб в Башкортостане. Объект – мазхаб в исламе. Предмет – ханафитский мазхаб. Теоретической основой исследования послужили труды И.Ермакова и Д.Микульского «Ислам в России и Средней Азии» (Москва, 1999), М.Родионова «Ислам классический» (Москва, 2001) и ряде других. Практическая значимость заключается в апробации результатов исследования в виде написания статей, выступлений в научно-практических конференциях, участие в конкурсах проектов (работ) и др. Информационной базой исследования послужили материалы фе-дерального и территориальных органов государственной статистики Российской Федерации, нормативно-справочные материалы, информационные ресурсы Интернет-порталов. Методологическая основа и источники исследования. Автор опирается на сравнительно-исторический метод, разработанный в трудах отечественных и зарубежных исследователей. К источникам исследования относятся работы Ибн Ханбала и Абд аль-Ваххаба, комментарии к ним, работы историков (отечественных и зарубежных), посвященных проблемам социально-политической истории Халифата, общетеоретические и конкретные исследования российских и зарубежных текстологов, источниковедов и религиоведов, в статьи в периодической печати современных политологов, свидетельства непосредственных очевидцев описываемых событий. Работа написана с использованием общенаучных методов исследования общественных явлений, с применением научно-признанного категориального аппарата. В работе проведен синтез историко-философского и религиоведческого подходов. Структурно работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, списка сокращения и условных обозначений и списка терминов.