Введение................................................................................................................3 1. Культура общения с читателями, имеющими ограничения по зрению: язык и этикет..................................................................................................................7 1.1. Библиотечное общение................................................................................7 1.2. Психологические особенности незрячих читателей.................................12 2. Анализ культуры общения с читателями, имеющими ограничения по зрению в Центральной городской библиотеки г. Уфы....................................27 2.1. Краткая характеристика Центральной городской библиотеки г. Уфы.....27 2.2. Анализ культуры общения с читателями, имеющими ограничения по зрению в Центральной городской библиотеки г. Уфы....................................28 2.3. Выводы по результатам анализа. Возможности улучшения работы с читателями, имеющими ограничения по зрению в Центральной городской библиотеки г. Уфы..............................................................................................50 Заключение............................................................................................................63 Список использованных источников.................................................................65

Культура общения с читателями имеющими ограничения по зрению

дипломная работа
Литература
70 страниц
66% уникальность
2020 год
72 просмотров
Денисенко М.
Эксперт по предмету «Библиотековедение»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
Введение................................................................................................................3 1. Культура общения с читателями, имеющими ограничения по зрению: язык и этикет..................................................................................................................7 1.1. Библиотечное общение................................................................................7 1.2. Психологические особенности незрячих читателей.................................12 2. Анализ культуры общения с читателями, имеющими ограничения по зрению в Центральной городской библиотеки г. Уфы....................................27 2.1. Краткая характеристика Центральной городской библиотеки г. Уфы.....27 2.2. Анализ культуры общения с читателями, имеющими ограничения по зрению в Центральной городской библиотеки г. Уфы....................................28 2.3. Выводы по результатам анализа. Возможности улучшения работы с читателями, имеющими ограничения по зрению в Центральной городской библиотеки г. Уфы..............................................................................................50 Заключение............................................................................................................63 Список использованных источников.................................................................65
Читать дальше
Современные социально-экономические условия и изменения во всех сферах жизни нашего общества поднимают вопросы, связанные с социальной интеграцией инвалидов, создавая приемлемые условия для получения ими необходимых услуг. Понимая важность этой проблемы, библиотеки стремятся сделать свою деятельность максимально доступной для людей с ограниченными возможностями. Специфика библиотечной работы заключается в постоянном общении между библиотекарем и читателем, поэтому одной из основных целей библиотечных услуг является создание комфортной среды общения, которая учитывает физические и психологические особенности наших пользователей. Библиотечное общение не случайно выделено в отдельный вид. В современной отечественной и зарубежной библиотечной науке проблемы такого общения с психологической точки зрения стали предметом исследования и анализа. Библиотекарь постоянно общается с коллегами, общественными организациями и, конечно же, с пользователями. Предметом общения в библиотеке является все, что интересует ее сотрудников и посетителей, о чем они хотят поговорить, чтобы понять реальную ситуацию, определить свои действия и действия, свое отношение к источникам информации, людям, событиям и фактам. Процесс общения в библиотечных учреждениях также направлен на то, чтобы все его участники развивали дружеские отношения, поэтому важно следовать определенным правилам и выбирать стиль общения, который будет наиболее приемлем для Вас. Некоторые сотрудники предпочитают деловые, официальные отношения, которые позволяют ограничить сферу общения, установить определенную дистанцию, а другие выбирают дружеский, теплый тон общения. Независимо от выбора, библиотекарь должен быть тактичным, внимательным, терпимым и понимать возможности слепого посетителя в восприятии речи.


Если появилась необходимость написать билеты и ответы на вопросы для экзаменов, закажите их на сайте Work5.


. Следует также помнить, что развитие коммуникативных навыков состоит из следующих базовых навыков, которые вам необходимо развить в себе: -управлять собой; - проявлять гибкость в общении; - четко выражать свои мысли; -установить контакты; -Слушать; - разрешать конфликтные ситуации. Развитие этих навыков особенно важно при построении отношений с пользователями, имеющими ограничения по зрению. Отсутствие или ограничение зрительного контакта затрудняет общение. Актуальность. В связи с расширением информационного и образовательного пространства возникает необходимость разработки новых технологий для развития личности и применения современного человека на практике независимо от того, имеют ли они ограничения физического здоровья. Этот процесс теперь можно рассматривать как часть комплексной многокомпонентной системы реабилитационных мероприятий социокультурных учреждений, в которую органически входят библиотеки. Необходимость совершенствования деятельности специальных региональных библиотек, входящих в систему социокультурной реабилитации читателей-инвалидов, становится особенно актуальной. Среди читателей-инвалидов особую и довольно значительную группу составляют люди, которые полностью или частично потеряли зрение. По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), в настоящее время в мире насчитывается около 40 миллионов слепых и около 20 миллионов слабовидящих. Каждый год число слепых увеличивается примерно на 1 миллион человек. Зависимость слепого человека от окружающей среды и других людей чрезвычайно высока. Даже частичная компенсация за эту зависимость значительно облегчает его жизнь. Реальный способ приспособить слепого человека ко многим процессам в различных сферах жизни - это использовать новые возможности, ставшие традиционными в социокультурной реабилитации людей с нарушениями зрения в условиях окружающей среды. Роль региональной библиотеки в организации досуга и комфортного обслуживания людей с ограниченными возможностями достаточно велика, но еще не все скрытые резервы изучены и используются в работе. Системный подход к абилитации и реабилитации инвалидов по зрению в специализированных библиотеках в настоящее время отсутствует, хотя проблема эта имеет большое социальное значение. Цель – изучить культуру общения с читателями имеющими ограничения по зрению. Задачи: – рассмотреть библиотечное общение; – изучить психологические особенности незрячих читателей; – рассмотреть краткую характеристику Центральной городской библиотеки г. Уфы; – проанализировать культуру общения с читателями, имеющими ограничения по зрению в Центральной городской библиотеки г. Уфы; – сделать выводы по результатам анализа и проанализировать возможности улучшения работы с читателями, имеющими ограничения по зрению в Центральной городской библиотеки г. Уфы. Объект – культура общения с читателями. Предмет – культура общения с читателями имеющими ограничения по зрению. Методы исследования в работе – сравнительно-аналитические. В работе над исследованием студент опирался на труды российских и зарубежных ученых, педагогов, психологов и социальных педагогов. В результате исследования было выявлено, что реабилитация слепых и слабовидящих людей в региональных библиотеках исследовалась прежде и исследуется в настоящее время различными учеными. Так, идею создания библиотек для слепых и слабовидящих на рубеже XIX и XX веков выдвинула А.А.Адлер. Проблема реабилитации незрячих людей решается отечественными учеными А.М.Кондратовым, Е.Д.Агеевым, С.Н.Ваньшиным, Г.П.Диянской, A.Е.Шапошниковым, Ф.И.Шоевым. В своих трудах они анализируют психологические и педагогические особенности реабилитационной работы с инвалидами по зрению в различных условиях. Проблемы инвалидов по зрению остаются в поле зрения теоретиков и практиков, работающих в высших учебных заведениях (Московский государственный университет культуры и искусств, Орловский филиал МГУКИ, Алтайский университет, Санкт-Петербургский университет культуры и др.), научно-исследовательских институтах, Всероссийском обществе слепых, специализированных реабилитационных центрах. Что же касается обозначенной нами проблемы - социокультурной О реабилитации инвалидов по зрению в условиях региональной библиотеки, то она полностью не разработана. Этим, а также многолетним практическим опытом работы автора директором специализированной библиотеки для слепых и слабовидящих, позволившим выявить неразработанные проблемы библиотечной деятельности, был обусловлен выбор темы исследования. При написании работы были использованы источники таких авторов, как: Белова Г. А., Бородина В. А., Ветчанова О. В., Гайворонская Т., Гениева Е., Головина Н. Н., Голубева Н., Гуща Ю. Ю. и др. Структурно работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

Читать дальше
Библиотечное общение не случайно выделяют как отдельный вид. В современном отечественном и зарубежном библиотековедении проблемы такого общения с психологической точки зрения стали предметом исследования и анализа. Библиотекарь постоянно находится в контакте с коллегами, общественными организациями и, конечно же, с пользователями. Предметом общения в библиотеке является все, что интересует ее сотрудников и посетителей, о чем они хотят говорить, чтобы понять реальную обстановку, определить свои действия и поступки, свое отношение к источникам информации, людям, событиям, фактам. Процесс общения в библиотечных учреждениях ориентирован и на то, чтобы между всеми его участниками складывались доброжелательные отношения, поэтому важно соблюдать определенные правила и выбрать тот стиль общения, который будет для наиболее приемлемым. Некоторые работники предпочитают деловые, официальные отношения, позволяющие ограничить рамки общения, установить некоторую дистанцию, другие выбирают доброжелательный, теплый тон общения. Независимо от выбора, библиотекарю следует обладать тактичностью, предупредительностью, терпимостью и понимать возможности незрячего посетителя в восприятии речи. Также следует помнить, что развитие коммуникативных навыков складывается из следующих основных умений, которые необходимо вырабатывать в себе: - управлять собой; - проявлять гибкость в общении; - ясно выражать свои мысли; - устанавливать контакты; - слушать; - разрешать конфликтные ситуации. Развитие этих умений особенно важно при выстраивании отношений с пользователями, имеющими ограничения по зрению. Отсутствие или ограничение зрительного контакта затрудняет процесс общения. Необходимо помнить, что жесты, движения, выражение лиц не воспринимаются незрячими совсем или воспринимаются слабо. Следовательно, основная эмоциональная нагрузка ложится на смысловые, интонационные и ритмические характеристики речи. Долгие паузы, молчание, затягивание с ответом дезориентируют незрячего человека, вызывают у него напряжение и беспокойство. Общаясь с незрячими, не показывайте жалости, которая их часто раздражает, не спешите высказать свое сочувствие, проявляйте заботу, но вместе с тем и необходимую требовательность. Необходимо помнить, что чтение в жизни незрячих людей играет более важную роль, чем в жизни зрячих, поскольку многие предметы и явления недоступны для слухового и осязательного восприятия, а устное и письменное слово в такой ситуации приобретает особую значимость в познании мира.
Читать дальше
1. Белова, Г. А. Игры, в которые играют читатели [Текст]: психология взаимоотношений читателя с библиотекарем / Г. А. Белова // Молодые в библиотечном деле.– 2005. – № 7. – С. 77- 78. 2. Бородина, В. А. Библиотечное обслуживание [Текст]: учеб.-метод. пособие / Бородина В. А. – М.: Либерея, 2004. – 166 с. 3. Бородина, В. А. Квалитология и квалиметрия библиотечного общения [Текст] / Бородина В. А. // Научные и технические библиотеки. – 2005. – N 10. – С. 47-59. 4. Ветчанова, О. В. Общение в детской библиотеке: проблемы и пути их решения [Текст] / О. В. Ветчанова // Справочник руководителя учреждения культуры. – 2010. – №7. – С. 55-67. 5. Гайворонская, Т. Секреты внимания: умею ли я слушать? [Текст] / Т. Гайворонская // Библиополе. – 2005. – № 2. – С. 14 -19. 6. Гениева, Е. Центр межкультурной коммуникации [Текст]: [материал с Всероссийского библиотечного форума, который проходил в 2007 г. в Екатеринбурге] / Гениева Е. // Библиотека. – 2006. – N 7. – С. 4-7. 7. Головина, Н. Н. Библиотечная коммуникация как основа деятельности библиотек [Текст]: [статья содержит перечень всех видов и форм библиотечного общения] / Н. Н. Головина // Молодые в библиотечном деле. – 2007. – N 3-4. – С. 57-60. 8. Голубева, Н. Пространство сближения [Текст]: б-ка как институт инкультурации нового поколения / Н. Голубева// Библиотечное дело. – 2010. – №12. – С. 8-11. 9. Гуща, Ю. Ю. Секреты успешного диалога [Текст]: учимся слушать и слышать / Ю. Гуща // Библиотечное дело. – 2009. – N 12. – С. 18-19. 10. Дворкина, М. Я. Вновь об общении [Текст] / М. Я. Дворкина // Библиография. – 2009. – N 1. – С. 110-111. Рец. на кн.: Езова С. А. Библиотечное общение как феномен исследования: монография / С. А. Езова. – М.: Либерея: Бибинформ, 2007. – 159 с. – (Библиотекарь и время. XXI век; вып. 78). 11. Езова, С. А. Библиотека, библиотекарь и читатель в ракурсе отношений [Текст] / С. А. Езова // Молодые в библиотечном деле. – 2009. – N 2. – С. 42-48. 12. Езова, С. А. Библиотечное общение: возможные пути моделирования [Текст] / С. А. Езова // Научные и технические библиотеки. – 2009. – N 5. – С. 67 -74. 13. Езова, С. А. Библиотечное общение: логический анализ понятия [Текст]: [статья посвящена терминологическому анализу понятия “библиотечное общение”] / С. А. Езова // Библиотековедение. – 2008. – N 6. – С. 26-29. 14. Езова, С. И Станиславский нам поможет [Текст]: [психологический подход к проблеме библиотечного обслуживания]/ С. Езова // Библиотека. – 2009. – N 1. – С. 61-63. 15. Езова, С. А. Искусство библиотечного общения [Текст] / С. А. Езова // Библиотека. – 2005. – № 3. – С. 70 -71. 16. Езова, С. А. Культура общения библиотекарей [Текст] / С. А. Езова. – М.: Либерея-Бибинформ, 2004. – 143 с.: ил. – (Библиотекарь и время. XXI век; вып. 11). Рассказывается о типах общения, а также о психолого-этических аспектах взаимодействия пользователей и сотрудников библиотек. 17. Езова, С. А. Междисциплинарный подход к библиотечному общению [Текст] / С. А. Езова // Молодые в библиотечном деле. – 2006. – N 7. – С. 59-73. 18. Езова, С. А. О библиотечном монологе [Текст] / С. А. Езова // Мир библиографии. – 2006. – N 4. – С. 50-52. 19. Езова, С. А. О вознаграждениях и издержках в библиотечном общении [Текст]: [рассматриваются психологические аспекты библиотечного общения] / С. Езова // Библиотечное дело. – 2009. – N 11. – С. 47-48. 20. Езова, С. О возрождении “теории мостов” [Текст]: от метода руководства чтением – к новым способам общения / С. Езова // Библиотечное дело. – 2006. – N 11. – С. 28. 21. Езова, С. А. О зависти черной и зависти белой [Текст]: [о проявлении зависти в мире библиотечного общения между пользователями и библиотекарями, между библиотекарями]/ С. А. Езова // Научные и технические библиотеки. – 2003. – № 9. – С. 70-76. 22. Езова, С. О коммуникативной социализации в библиотеке [Текст] / С. Езова // Библиотечное дело. – 2008. – N 18 (83). – С. 44. 23. Езова, С. Осознай себя в общении [Текст]: [о видах и ресурсах библиотечного общения] / С. Езова // Библиополе. – 2009. – N 8. – С. 7-8. 24. Езова, С. Поликомпетенции библиотечного специалиста [Текст]: [о критериях выявления результативности и эффективности поведения библиотекаря в различных ситуациях]/ С. Езова // Библиотечное дело. – 2005. – N 9. – С. 33-34. 25. Езова, С. А. Полилог в библиотечно-информационной деятельности [Текст]: [о межличностных общениях в группах, проходящих в библиотеках]/ С. А. Езова // Библиография. – 2006. – N 5. – С. 11-13. 26. Езова, С. А. Равнодушие – враг взаимопонимания [Текст]: о некоторых аспектах отношений библиотекаря и читателя / С. Езова // Библиотечное дело. – 2008. – N 21. – С. 33- 34. 27. Езова, С. Специфика профессионального общения [Текст] / С. Езова // Библиотека. – 2009. – N 2. – С. 73-74. 28. Езова, С. Три сущности “К” [Текст]: [в статье представлена развернутая характеристика сущностей библиотечного общения в их взаимосвязи] / С. Езова // Библиотека. – 2010. – N 3. – С. 32-34. 29. Езова, С.А. Виды библиотечного общения [Текст] / С. А. Езова// Науч. и техн. б-ки. – 2010. – №6. – С. 54-61. Виды библиотечного общения раскрыты в статье с учетом характеристики видов общения в психологии и библиотечной специфики. 30. Как Вы управитесь? [Текст]: американский практикум по библиотечной конфликтологии / пер. с англ. Д. Равинский // Библиотечное дело. – 2004. – № 7. – С. 33- 35. 31. Езова, С. “Спокойствие, только спокойствие,” или Как сменить гнев на милость [Текст] : [библ. общение] / С. Езова// Библиотечное дело. – 2010. – №12. – С. 6-7. 32. Езова, С.Уважая себя – уважать других [Текст] : [проф. общение] / С. Езова// Библиотека . – 2010. – №5. – С. 52-54. 33. Колесник, В. Просмотрите свои книги – нет ли среди них чужих? [Текст]: [о проблемах взаимоотношений библиотек и читателей] / В. Колесник // Библиотека. – 2002. – № 8. – С. 11- 13. 34. Кузмишина, Т. Как преодолеть барьеры общения [Текст] / Кузмишина Т. // Библиотека. – 1999. – № 6. – С. 52 -53. 35. Ловкова, Т. Б. Библиотечная конфликтология как учебная дисциплина [Текст] / Ловкова Т. Б. // Научные и технические библиотеки. – 2000. – № 11. – С. 10- 16. 36. Маркова, А. А. Социально-психологические основы библиотечно-библиографического обслуживания [Текст] / А. А. Маркова // Молодые в библиотечном деле. – 2004. – № 1/2. – С. 89 -97. 37. Минкина, В. А. Библиотечная конфликтология: приглашение к продолжению дискуссии [Текст] / В. А. Минкина // Научные и технические библиотеки. – 2001. – № 10. – С. 39 -48. 38. Соколова, Т. Управление конфликтами: осознавая себя, понимать других [Текст]: [проблема рассматривается в контексте библиотечной практики] / Т. Соколова // Библиотечное дело. – 2003. – № 5. – С. 26 -30. 39. Староверова, К. Игры, для тех, кто нас обслуживает [Текст]: [психологические проблемы общения библиотекаря и читателя] / К. Староверова // Библиотека. – 2001. – № 10. – С. 76- 78. 40. Сукиасян, Э. Р. Библиотечная конфликтология: за и против [Текст] / Э. Р. Сукиасян // Научные и технические библиотеки. – 2000. – № 11. – С. 17 -24. 41. Тихомирова, И. Таинство улыбок и интонаций [Текст]: [рассматриваются проблемы библиотечного общения] / И. Тихомирова // Библиотека. – 2009. – N 9. – С. 52-55. 42. Тихомирова, И. В поисках истины [Текст] : к вопросу о взаимодействии библиотекаря и читателя / И. Тихомирова// Библиотечное дело. – 2010. – № 20. – С. 9 – 11. 43. Токарева, Н. Г. Размышления о психологии общения библиотекаря и читателя на абонементе [Текст] / Н. Г. Токарева // Молодые в библиотечном деле. – 2005. – N 5/6. – С. 76-80. 44. Ушакова, М. Открывая новые миры [Текст]: опыт международного библиотечного общения / М. Ушакова // Библиотечное дело. – 2010. – N 2. – С. 27-28. 45. Хамаганова, Р. И. Профессиональное общение: личности, ситуации, творчество [Текст] / Хамаганова Р. И. // Библиография. – 2002. – № 5. – С. 84 -85. – Рец. на кн.: Езова С. А. Грани библиотечного общения : учеб.-метод. пособие. – М., 2002. – 159 с. 46. Хамаганова, Р. Энциклопедия библиотечного общения [Текст]: история, терминосистема, этические нормы / Р. Хамаганова // Библиотечное дело. – 2008. – N 5. – С. 36. – Рец. на кн.: Езова С. А. Библиотечное общение как феномен исследования: монография. – М.: Либерея-Бибинформ, 2007. – 160 с. – (Библиотекарь и время. XXI век: вып. 78). 47. Шапошников, А. Е. Библиотекарь и читатель: аспекты общения [Текст] / А. Е. Шапошников // Библиотековедение. – 2001. – № 1. – С. 59 61. 48. Шапошников, А. Е. Библиотечное общение как учебный предмет [Текст] / А. Е. Шапошников // Научные и технические библиотеки. – 2009. – N 6. – С. 82-86.
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

практическое задание
Анализ журнала "Индекс. Досье на цензуру"
Количество страниц:
4
Оригинальность:
75%
Год сдачи:
2013
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
Виды и типы муниципальных газет
Количество страниц:
40
Оригинальность:
93%
Год сдачи:
2021
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
Публицистика и критика Д.И. Писарева
Количество страниц:
28
Оригинальность:
71%
Год сдачи:
2021
Предмет:
История журналистики
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image