ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА 1. СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ НАРУШЕНИЙ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 5 1.1.Современные научные представления о задержке психического развития 5 1.2. Развитие лексико-грамматической стороны речи в онтогенезе 12 1.3. Характеристика нарушений лексико-грамматического строя речи у дошкольников с задержкой психического развития 23 ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗПР 28 2.1. Цель, задачи, методы и организация исследования 28 2.2. Характеристика исследуемых детей 29 2.3. Методика исследования лексико-грамматического строя речи у дошкольников с ЗПР 30 ГЛАВА 3. ОСОБЕННОСТИ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗПР 34 3.1. Научно-технические предпосылки методики изучения лексико-грамматического строя речи у дошкольников с ЗПР 34 3.2. Состояние лексико-грамматического строя речи у дошкольников с ЗПР 38 3.3. Этапы реализации логопедической работы по формированию лексико-грамматического строя речи 44 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 50

Развитие лексико-грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития посредством дидактических игр.

дипломная работа
Педагогика
52 страниц
80% уникальность
2020 год
100 просмотров
Токарев В.
Эксперт по предмету «Коррекционная педагогика»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА 1. СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ НАРУШЕНИЙ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 5 1.1.Современные научные представления о задержке психического развития 5 1.2. Развитие лексико-грамматической стороны речи в онтогенезе 12 1.3. Характеристика нарушений лексико-грамматического строя речи у дошкольников с задержкой психического развития 23 ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗПР 28 2.1. Цель, задачи, методы и организация исследования 28 2.2. Характеристика исследуемых детей 29 2.3. Методика исследования лексико-грамматического строя речи у дошкольников с ЗПР 30 ГЛАВА 3. ОСОБЕННОСТИ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗПР 34 3.1. Научно-технические предпосылки методики изучения лексико-грамматического строя речи у дошкольников с ЗПР 34 3.2. Состояние лексико-грамматического строя речи у дошкольников с ЗПР 38 3.3. Этапы реализации логопедической работы по формированию лексико-грамматического строя речи 44 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 50
Читать дальше
Актуальность темы. Обучение детей с ЗПР представляет большую психолого-педагогическую проблему, актуальность которой все возрастает. В настоящее время психологи, педагоги, логопеды, занимающиеся обучением таких детей не оставляют попытки поиска все более совершенных способов коррекции развития детей с тяжелыми речевыми нарушениями, так как от их сопряженных усилий зависит вся последующая жизнь такого ребенка: его интеллектуальное развитие, социализация, интеграция в общество. Как показали исследования, дети с задержкой психического развития не имеют серьезных нарушений развития, например, тяжелых нарушений речи, нарушений слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата. Однако у таких детей наблюдаются проблемы в социальной адаптации вследствие разных факторов. Эти проблемы обычно обуславливаются нарушением отдельных психических функций, недоразвитием моторики, трудностями во время занятий. Данные факторы не мешают детям осваивать общеобразовательную программу в полной мере, но требуют создать специальные условия для их адаптации к особенностям ребенка с ЗПР. Задержка психического развития - это многофункциональное отклонение, при котором у детей происходит недоразвитие психических, психологических и физических функций, что создает препятствия при выполнении различных видов деятельности. Проблемы становления и развития речи детей с ЗПР подробно изучались в отечественной логопедии Р.Е.


Не откладывайте отчет по практике на заказ в Хабаровске , дедлайны не ждут.


. Левиной и коллективом научных сотрудников НИИ дефектологии Н.А. Никашиной, Г.А. Каше, Л.Ф. Спировой, Г.И. Жаренковой, Г.В. Чиркиной, Т.Б. Филичевой и др. Именно этими специалистами был выдвинут системный подход, при котором отклонения в формировании речи стали рассматриваться как нарушения развития, протекающие по законам иерархического строения высших психических функций. Цель исследования: выявление особенностей лексико-грамматического строя речи и его формирование у дошкольников с ЗПР. Объект исследования: особенности лексико-грамматического строя речи дошкольников с ЗПР. Предмет исследования: процесс формирования лексико - грамматического строя дошкольников с ЗПР. Анализ состояния вопроса в теории и практике позволил сформировать гипотезу исследования: мы предполагаем, у детей с ЗПР выявляются особенности лексико-грамматического строя речи. Специально организованная работа будет способствовать коррекции выявленных нарушений. В соответствии с гипотезой и целью исследования были определены основные задачи: 1.Изучить научно – теоретическую литературу по данной проблеме исследования. 2.Организовать и провести констатирующий эксперимент и сделать анализ полученных результатов . 3.Определить основные направления и содержание коррекционно-логопедической работы. Методы исследования: 1) наблюдение за дошкольниками в учебно-воспитательном процессе; 2) беседы с воспитанниками; 3) анализ и обобщение данных по проблеме исследования и выработки гипотезы. Практическая значимость: составлено календарно-тематическое и перспективное планирование логопедической работы по развитию лексико-грамматического строя речи. Теоретические выводы и практические результаты могут быть использованы в практике логопедической работы. Структура исследования: работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка.  

Читать дальше
В предоставленной работе рассматривались теоретические и практические основы проблемы развития мышления у детей старшего дошкольного возраста. В 1-ой главе анализировались теоретические основы по изучаемой теме. Содержание параграфов опиралось на работы исследователей Л. С. Выготского, Н. Ф. Добрынина, Л. В. Занкова, A.В. Запорожца, Я. Л. Коломинского, В. А. Крутецкого, А. Л. Люблинской, B.С. Мухиной, Р. С. Немова, А. В. Петровского, Н. Н. Поддъякова, Л. С. Рубинштейна и других. Изучены особенности развития словесно-логического мышления у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи. Выбор методов и методик по диагностике словесно-логического мышления помог определить динамику развития словесно-логического мышления у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи. Испытуемые разделились на 2-е группы: экспериментальную и контрольную. Экспериментальное исследование проводилось на базе БМАДОУ. По результатам диагностики была составлена коррекционно-развивающая программа по развитию словесно-логического мышления. Вся деятельность детей основывалась на играх и упражнениях по развитию словесно-логического мышления у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи. Особое место в деятельности человека занимают мыслительные процессы, которые помогают успешно приспосабливаться к окружающему миру. С помощью мышления ребенок познает окружающий мир в соответствии с собственным мировоззрением, способностями, потребностями и нуждами. Он распознает признаки внутренних, устойчивых взаимосвязей, сопоставляя факты, делая умозаключения, выявляя закономерности в разных группах явлений, находит выход из многообразных проблемных ситуаций, решает поставленные задачи. Существенной особенностью мышления является активное взаимодействие, преобразование предметов, различные действия человека с этими предметами, которые познаются в ощущениях и восприятии. У детей дошкольного возраста преобладает наглядно-образное мышление, которое опирается на зрительные представления и образы. К концу старшего дошкольного возраста и вначале школьного обучения, у них развивается словесно-логическая форма мышления. Развитие словесно-логического мышления перестраивает и упорядочивает мир образных представлений и практических действий. Главная задача в дошкольном возрасте, это развитие наглядно-действенного мышления на основе формирующегося воображения. На опоре представлений и образов развивается наглядно-образное мышление. Овладение наглядно-образными представлениями расширяет сферу действия практического мышления. Формирование словесно-логического мышления осуществляется с помощью логических операций с понятиями, выделение существенных свойств и связей предметов и явлений. При всем этом появляется речь, как средство постановки и решения мыслительных операций. Важным условием для формирования мышления у детей старшего дошкольного возраста является обогащение активного словарного запаса, понимание употребляемых слов, развитие творческой речи, развитие фонематического слуха и др. Ребенок правильно начинает группировать, то есть обобщать предметы тогда, когда он знает соответственно обобщающее слово - термин. К концу дошкольного возраста, у ребенка развивается понятийное или логическое мышление, поэтому, проведенное экспериментальное исследование, доказало, что у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи развивалось словесно-логическое мышление при помощи игровой деятельности и упражнений.
Читать дальше
1. Арефьева, Л.Н. Лексические темы по развитию речи детей 4-8 лет: Методическое пособие. - М. [Текст]: ТЦ Сфера, 2015. - 118 с. 2. Басилова, Т. А. Как помочь малышу со сложным нарушением вразвитии; Пособие для родителей [Текст] / Т. А.Басилова, Н. А. Александрова - М: Просвещение, 2015. – 111 с. 3. Белова-Давид, Р. А. Нарушение речи у дошкольников [Текст] / Р. А. Белова-Давид. - М., 2014.-140 с. 4. Блохина, Е. «Лэпбук - «наколенная книга» [Текст] / Е. Блохина, Т. Лиханова // Журнал "Обруч "№ 4 2015 год – 29-30 с. 5. Вершина О.М. Особенности словообразования у детей с общим речи 3 уровня [Текст] // Логопед. - 2014. №1 с 34 - 40. 6. Виноградова, А.Д. Практикум по психологии умственно отсталого ребенка: Учеб. пособие. – М. [Текст]: Академия, 2015. – 144 с. 7. Выготский, Л.С. Мышление и речь. - М. [Текст]: Национальное образование, 2016. - 368 с. 8. Горюнова Т.П., Минашина В.С., Сереброва Н.И. Работа над грамматическим строем речи у детей с разным уровнем речевого развития. М. [Текст]: РОСМЭН-ПРЕСС, 2014. 139 с. 9. Гербова, В. В. Развитие речи в детском саду. Подготовительная к школе группа. Москва [Текст]: Мозаика-Синтез, 2015. - 112 с. 10. Еремина, В. Н. Формирование лексико-семантической стороны речи у детей с общим недоразвитием речи [Текст] // Практ. психология и логопедия. - 2014. - № 1/2. - С. 68-72. 11. Зверева, О.Л. Общение педагога с родителями в ДОУ: Методический аспект. [Текст] / О.Л. Зверева, Т.В. Кротова - М.: ТЦ Сфера, 2017. - 80 с. 12. Зикеев, А. Г. Работа над лексикой в начальных классах специальных (коррекционных) школ: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М. [Текст]: Издательский центр «Академия", 2014.- 176 с. 13. Короткова А.В. Дроздова Е.Н. Особенности формирования лексико- грамматического стоя речи 3 уровня [Текст] //Логопед, 2014. №1, с. 27-34. 14. Клюева, Н. В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность. [Текст] / Н. В. Клюева, Ю. В. Касаткина - Ярославль, 2014. – 237 с. 15. Лалаева, Р. И. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с общим недоразвитием речи [Текст] / Р. И. Лалаева, Н. В. Серебрякова. - СПб. : Союз, 2014. - 160 с. 16. Левина, Р. Е. Педагогические вопросы патологии речи [Текст] / Р. Е. Левина // Специальная школа. - 2016. - № 2. - С. 3-5. 17. Лынская, М.И. Преодоление алалии и задержки речевого развития у детей. Метод сенсорно - интегративной логотерапии. Конспекты занятий. (под ред. к.п.н., Шаховской С.Н.) - М. [Текст]: ЛОГОМАГ, 2015 - С. 105-109. 18. Марцинковская, Т.Д. Детская практическая психология. М [Текст]: - 2014. 253 с. 19. Микляева, Н.В. Изменение родительских установок на процесс коррекционно-развивающей работы с дошкольниками с общим недоразвитием речи [Текст] // Логопед. - 2018. - №5. - С.119-123. 20. Немов, Р. С. Психология [Текст] : учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений, В 3 кн. Кн. 2. Психология образования / Р. С. Немов. – М. : Просвещение, – 2014. – С.640. 21. Новиковская, О.А. Логопедическая грамматика детей 6-8 лет [Текст] / О.А. Новиковская. – СПб.: Корона Век, 2017. – 80 с. 22. Нурисламова, А. Д. Лэпбук в работе педагогов дошкольного образования [Текст] / А. Д. Нурисламова, Н. С. Давыдова, Ю. С. Тазова // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы VIII междунар. науч. конф. (г. Самара, март 2016 г.). — Самара: ООО «Издательство АСГАРД», 2016. — С. 89-91 23. Программа развития детей дошкольного возраста с задержкой психического развития от 3 до 7 лет «Окошко» [Текст] / за заг.ред. Сак Т. В.- Тернополь: Странник, 2015 - 304 с. 24. Ротарь, Н. В. Занятия для детей с задержкой психического развития. Старший дошкольный возраст [Текст] / Н.В. Ротарь, Т.В. Карцева. - М.: Учитель, 2014. - 156 c. 25. Садовская, Ю.Е. Нарушения сенсорной обработки у детей [Текст] / Ю.Е. Садовская, Б.М. Блохин, Н.Б. Троицкая, Ю.Б. Проничева // Лечебное дело. - 2015. - № 4. - С. 24-28 26. Смирнова, И.А. Логопедическая диагностика, коррекция и профилактика нарушений речи у дошкольников с ДЦП. Алалия, дизартрия, ОНР: Учебно- методическое пособие для логопедов и дефектологов.- СПб. [Текст] - 2014. – 320 с. 27. Ушакова, О.С. Обучение старших дошкольников рассказыванию по серии сюжетных картин [Текст] / О. С. Ушакова, Е. А. Смирнова // Дошкольное воспитание, № 12, 2015 – 11 - 39 с. 28. Фадина, Г. В. Диагностика и коррекция задержки психического развития детей старшего дошкольного возраста [Текст]: учебно - методическое пособие / Г. В. Фадина. - Балашов : Николаев, 2016. - 68 с. 29. Филичева, Т. Б. и др. Основы логопедии: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Педагогика и психология (дошк.)» [Текст] / Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина. - М.: Просвещение, 2018. - 223 с. 30. Филатова О.Н. Развиваем моторику - развиваем речь. Физминутки по лексическим темам для детей. 5-7 лет DOC Раздел: Лексико-грамматический строй речи. Лексические темы. Практическое пособие. — Казань[Текст], 2017. — 41 с. 31. Цветкова, Л.С. Методика нейропсихологической диагностики детей. - М. [Текст]: Российское педагогическое агентство, 2015. - 128 с. 32. Шпилевая, И.Е. Формирование и развитие сенсорного восприятия у детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях темной сенсорной комнаты [Текст] // Международный научный журнал «Символ науки». - 2017. - № 7. - С. 97-100
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

практическое задание
Анализ журнала "Индекс. Досье на цензуру"
Количество страниц:
4
Оригинальность:
75%
Год сдачи:
2013
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
Виды и типы муниципальных газет
Количество страниц:
40
Оригинальность:
93%
Год сдачи:
2021
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
Публицистика и критика Д.И. Писарева
Количество страниц:
28
Оригинальность:
71%
Год сдачи:
2021
Предмет:
История журналистики
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image