ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВОСПИТАНИЯ ПОДРОСТКОВ В МНОГОДЕТНОЙ СЕМЬЕ 6 1.1. Краткая психолого-педагогическая характеристика особенностей подросткового возраста 6 1.2. Многодетная семья: сущность, основные понятия, тенденция развития в России 8 1.3. Преимущества воспитания подростка в многодетной семье. Трудности многодетной семьи 12 ГЛАВА 2. ВЗАИМООТНОШЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ И ПОДРОСТКОВ В МНОГОДЕТНОЙ СЕМЬЕ 18 2.1. Приемы и методы воспитания в многодетной семье 18 2.2. Особенности воспитания подростков в многодетной православной семье 23 2.3. Рекомендации многодетным родителям по воспитанию подростков 32 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 38

«Особенности воспитания подростков в многодетной семье»

курсовая работа
Педагогика
40 страниц
87% уникальность
2020 год
182 просмотров
Сапожникова М.
Эксперт по предмету «Педагогика»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВОСПИТАНИЯ ПОДРОСТКОВ В МНОГОДЕТНОЙ СЕМЬЕ 6 1.1. Краткая психолого-педагогическая характеристика особенностей подросткового возраста 6 1.2. Многодетная семья: сущность, основные понятия, тенденция развития в России 8 1.3. Преимущества воспитания подростка в многодетной семье. Трудности многодетной семьи 12 ГЛАВА 2. ВЗАИМООТНОШЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ И ПОДРОСТКОВ В МНОГОДЕТНОЙ СЕМЬЕ 18 2.1. Приемы и методы воспитания в многодетной семье 18 2.2. Особенности воспитания подростков в многодетной православной семье 23 2.3. Рекомендации многодетным родителям по воспитанию подростков 32 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 38
Читать дальше
Общероссийская статистика безжалостна: 20 % от всех самоубийств в России – это факты самоубийства подростков, из них 62 % происходят из-за семейных конфликтов и неблагополучия, боязни насилия со стороны взрослых, конфликтов с учителями, одноклассниками, друзьями. Общепризнано, что в основе сложившейся ситуации – проблемы личности. Актуальность обращения к феномену многодетности обусловлена негативными демографическими тенденциями последних лет.


Поможем сделать диплом онлайн , на сайте Work5


. Демографические проблемы и способы их решения регулярно обсуждаются на государственном уровне, подчеркивается важность помощи семьям с целью повышения рождаемости. Председатель Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации В.И. Матвиенко на заседании научно-экспертного совета на тему «Об основных направлениях законодательного обеспечения реализации Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 1 марта 2018 года: «Если мы говорим об улучшении демографической ситуации, то мы понимаем, что нас могут спасти только многодетные семьи». Сегодня в России появляется новое поколение многодетных, молодых, активных, успешных, счастливых. Примечательно, что по результатам исследований доля тех, кто считает себя «очень счастливым» – 62,6% членов многодетных семей . Многодетная семья как институт первичного общественного становления личности способна помочь подростку стать полноценным членом социума. Проблеме изучения осознанного многодетного родительства посвящено достаточно много работ. К числу наиболее значимых среди них необходимо отнести исследования А.И. Антонова, В.Н.Дружинина, И.С. Кона, Р.В. Овчаровой, П.А. Сорокина. Всемирно известны работы на тему семейного воспитания русского, советского педагога А.С. Макаренко. Л.С. Выготский установил причинно-следственные связи педагогики и психологии. Современные педагоги, психологи, социологи уделяют повышенное внимание определению ценностей семьи. Данным вопросом занимались Ю.П. Азаров, Г.Ф. Биктагирова, А.В. Кривов. Проблему стереотипа образа многодетной семьи в глазах общества исследовали В.А. Бодров, Т.Н. Грудина И.Н. Бухтиярова, А.В. Конышева, Л.Д. Архипова, Н.Я. Томилина. М.В. Зябзева, Н.А. Иченко, Л.В. Романенко, О.С. Ростова отразили в работах вопросы воспитания подростков в многодетных семьях. Основательными социологическими исследованиями личностных особенностей детей из многодетных семей и детей из «обычных» занимается Е.А. Силина. С учетом вышеизложенного актуальность заявленной темы курсовой работы «Особенности воспитания подростков в многодетной семье» не вызывает сомнений. Объект исследования – подросток в многодетной семье. Предмет исследования – особенности воспитания подростков в многодетной семье. Цель исследования – выявить особенности процесса воспитания подростков в многодетной семье. Для достижения поставленной цели сформулированы задачи:  дать краткую психолого-педагогическую характеристику особенностей подросткового возраста;  определить понятие «многодетная семья»;  выявить преимущества воспитания подростка в многодетной семье и трудности, с которыми сталкивается многодетная семья;  рассмотреть приемы и методы воспитания в многодетной семье;  изучить особенности воспитания в многодетной православной российской семье;  составить рекомендации для родителей многодетных семей по воспитанию подростков. Применялись следующие педагогические методы исследований:  теоретические: сравнение, обобщение;  эмпирические: изучение психолого-педагогической, социально-педагогической, научно-методической литературы; изучение сочинений-рассуждений подростков из многодетных православных семей; наблюдение; изучение педагогического опыта. Работа состоит из введения, двух глав: первой – теоретической, второй – практической, заключения и списка литературы.

Читать дальше
Анализ литературы позволяет прийти к заключению, что подростковый возраст – время активной организации мировоззрения, формирования самосознания, самооценки, «Я» – концепции; стремления проявить свои возможности, занять собственную социальную позицию. Это позволяет подростку самоутвердиться и оказывает интенсивное влияние на развитие личности. В подростковом возрасте происходит становление социальных установок и нравственных ценностей, совершенствование способностей и личностных качеств. Семья – мощное средство формирования личности. Наука и бытие доказали, что все невзгоды личности объясняются ошибками семейного воспитания. Главные из которых – отсутствие любви и неумение хвалить и поддерживать своих детей. Всегда необходимо помнить, самое важное для ребёнка в любом возрасте, чтобы его любили и принимали таким, какой он есть. Многодетная семья, занимающая в современном мире особое положение среди других общественных категорий, имеет большой социально-воспитательный потенциал. Осознанное выполнение родительской роли, выражающейся в качественном воспитании, определяет состояние психологического здоровья личности подрастающего поколения, института семьи и общества в целом. В подростковом возрасте очень важно личное общение. Доверие, любовь, понимание, уважение должны присутствовать в отношениях подростков с родителями. Считается, что многодетная семья лучше исполняет свою функцию подготовки детей к трудностям взрослой жизни. Такие дети, не капризны, самостоятельны, в них больше сердечного тепла и заботы о других, эгоцентризма. В большой семье легче реализовать в сознании и поведении подростка человечность, ответственность, уважение. Анализ специфики воспитания подростков в многодетной семье показал, существование положительных и отрицательных факторов, влияющих на социализацию. С одной стороны, многодетные семьи сталкиваются с множеством проблем (ограниченная жилищная площадь, недостаток финансовых средств, загруженность родителей на работе и в быту). С другой стороны, в многодетной семье в наличии необходимый фактор взросления подростка – межвозрастное и близковозрастное общение, которое проявляется в развитии высокого уровня коммуникабельности, самостоятельности, трудолюбия, эмпатии. Одна из сложностей в многодетных семьях – существенное увеличение физической и психической нагрузки на родителей. В органах социальной защиты населения основное внимание уделяется материальному положению семей, отсутствует комплексный подход. Необходимо развивать различные формы семейного общения – женские, отцовские, семейные клубы, организации и сообщества многодетных родителей, курсы по обучению «многодетному родительству», оказывать психологическую помощь многодетной семье, психолого-педагогическую помощь подросткам. В результате проведенного анализа литературных источников составлены рекомендации для родителей многодетных семей по воспитанию подростков. В любой семье самым важным остается духовное воспитание детей. Многие родители считают главным своим долгом и обязанностью накормить, одеть, обуть, а остальное само придет. Другие – направляют все усилия, чтобы дать ребенку образование, развить его таланты и способности. Верующие православные родители всегда заботились, чтобы их дети ближних своих – «как самого себя». Воспитание – это долгий, иногда однообразный процесс. Если использовать метафору ребенок – дерево, то для того, чтобы вырастить сильное дерево – нужны постоянные, неизменные условия и регулярные действия: его нужно ежедневно поливать, подкармливать, иногда подстригать. Также и с воспитанием ребенка: каждодневный терпеливый, кропотливый труд, правильные реакции родителей на поступки подростка шаг за шагом приближают его взросление. Итак, используя метафору, можно сказать: чтобы маленькое деревце стало здоровым и крепким, тому, кто решил его взрастить, необходимо каждый день в день терпеливо и осознанно выполнять свою работу. Тогда через какое-то время сможете безмятежно отдохнуть в его тени.
Читать дальше
1. Закон Воронежской области от 25 июня 2012 г. № 94 – ОЗ «О статусе многодетной семьи в Воронежской области» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/469712186 (дата обращения 21.04.2020). 2. Азаров Ю.П. Семейная педагогика. Воспитание ребенка в любви, свободе и творчестве / Ю.П. Азаров. – М.: Эксмо, 2015. – 640 с. 3. Архипова Л.Ю. Образ многодетности в репрезентациях социума (региональный аспект) // Universum: медицина и фармакология. – 2019. – № 7. С. 12 – 17. 4. Банных Г.А. Феномен многодетности в России: социологический анализ изменений / Г.А. Банных, С.Н. Костина, Е.В. Зайцева, А.И. Кузьмин // Вопросы управления. – 2019. – № 1(37). – 22 – 36. 5. Безрукова О.Н. Многодетные семьи: жизненные ситуации // Вестник Санкт-Петербургского университета. – 2008. – Сер. 12. – Вып. 1 – С. 100 – 114. 6. Биктагирова Г.Ф. Психология и педагогика семьи: Учебное пособие / Г.Ф. Биктагирова, Э.И. Муртазина. – Казань: Издательство «Бриг», 2015. – 232 с. 7. Бодров В.А. Образ многодетной семьи в зеркале общественного мнения / В.А. Бодров, Е.А. Боярова // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. – 2016. – № 5(64). С. 84 – 89. 8. Бухтиярова И.Н., Грудина Т.Н. Образ многодетной семьи глазами общественного мнения / И.Н. Бухтиярова, Т.Н. Грудина // Социодинамика. – 2017. – № 5. С. 108 – 119. 9. Выготский Л.С. Психология развития человека / Л.С. Выготский – М.: Изд-во Эксмо, 2005. – 1136 с. 10. Выступление Святейшего Патриарха Кирилла на первом заседании Патриаршей комиссии по вопросам семьи и защиты материнства. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.patriarchia.ru/db/text/2143731.html (дата обращения 24.04.2020). 11. Грудина Т.Н. Социологический портрет многодетной семьи [Электронный ресурс] // Семья и социально-демографические исследования: научный интернет-журнал. – 2014. – № 4. – Режим доступа: https://riss.ru/demography/demography-science-journal/5274/ (дата обращения 23.04.2020). 12. Грудина Т.Н. Ценные ориентации и установки многодетных родителей: демографический потенциал и перспективы развития [Электронный ресурс]. 2017. – Режим доступа: http://elar.urfu.ru/bitstream/10995/55592/1/8udf1_36.pdf(дата обращения 23.04.2020). 13. Дорофеева З.Е. Особенности жизненных практик многодетных семей // Социологические исследования. – 2019. – № 7. – С. 114 – 124. 14. Жигалик М.А. Повышение педагогической компетенции многодетных родителей // Вестник Новгородского государственного университета им. Ярослава Мудрого. – № 4 (102). – С. 43 – 46. 15. Зябзева М.В. Исследование проблем родительского отношения в многодетных семьях / М.В. Зябзева, Н.А. Ефремова // Молодежь третьего тысячелетия. Омск: Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского. – 2016. – С. 513 –515. 16. Иченко Н.А. Подросток как субъект самоопределения: ресурсы и риски // Психологическая наука и образование. – 2014. – № 1. – С. 69 – 76. 17. Карнацкая Н.В. Влияние семьи на социализацию подростка // Концепт. – 2017. – № 8. – С. 61 – 70. 18. Кривов А.В. Особенности социализирующих функций в многодетной семье // Наука и Мир. – 2016. – № 6 (34) – С. 37 – 40. 19. Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание: Учебник для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений / Т.А. Куликова. – М.: Издательский центр «Академия», 1999. – 232 с. 20. Литвак Н. Наши хорошие подростки / Н. Литвак. – М.: Альпина Паблишер, 2010 – 203 с. 21. Многодетная семья глазами детей. Опыт учебного исследования. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://bryansk-eparhia.ru/publication/mnogodetnaya-semya-glazami-detey-opyt-uchebnogo-issledovaniya-1/ (дата обращения 23.04.2020). 22. Не надо бояться бедности. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.nsad.ru/articles/ne-nado-boyatsya-mnogodetnosti(дата обращения 23.04.2020). 23. Неустроева О.В. Психологическая характеристика подросткового возраста в концепциях Д.Б. Эльконина и Д.И. Фельдштейна [Электронный ресурс]. // European research. – 2015. – № 6(7) – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskaya-harakteristika-podrostkovogo-vozrasta-v-kontseptsiyah-d-b-elkonina-i-d-i-feldshteyna (дата обращения 23.04.2020). 24. Риммер К. Семейно-домашнее образование: родители как учителя и воспитатели своих детей [Электронный ресурс]. // Семья и социально-демографические исследования: научный интернет-журнал. – 2014. – № 4. – Режим доступа: https://riss.ru/demography/demography-science-journal/5272/ (дата обращения 23.04.2020). 25. Романенко Л.В. Роль семьи в формировании личности ребенка [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https: //scientificarticle.ru/images/ PDF/2017/18/rol-semi.pdf (дата обращения 23.04.2020). 26. Ростова О.С. Семейное воспитание несовершеннолетних –приоритетное направление государственно-правовой политики Российской Федерации // Правовая информатика. – 2016. – № 3. – С. 20 – 25. 27. Садова С. Семь «Я»: преимущества воспитания детей в многодетной семье [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.ya-roditel.ru/parents/base/lecture/sem-ya-preimushchestva-vospitaniya-detey-v-mnogodetnoy-seme/ (дата обращения 23.04.2020). 28. Силина Е.А. Личностные особенности детей из многодетных и однодетных семей // Фундаментальные исследования. – 2013. – № 8-5. – С. 1243 – 1246. 29. Синягина Н.Ю. Психолого-педагогическая коррекция детско- родительских отношений / Н.Ю. Синегина. – М.: Владос, 2005. – 95 с. 30. Титаренко В.Я. Семья и формирование личности / В.Я. Титаренко. – М.: Мысль, 2006. – 352 с. 31. Томилина Н.Я. Особенности воспитания детей в многодетной семье / Н.Я. Томилина, А.В. Конышева // Концепт. – 2016. – Т. 28. – С. 112 – 114. 32. Традиции православного воспитания. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http: // radost-brest.com/libruary /poleznoe/tradicii_pravoslavnogo_vospitaniya.pdf13298 (дата обращения: 26.04.2020). 33. Хоменко И.А Семейное воспитание как актуальная научно-педагогическая проблема. // Знание. Понимание. Умение. – 2010. – № 2 – С. 166 – 172. 34. Чебанов В.Ю. Детско-родительские отношения в семье [Электронный ресурс]. – / Международный студенческий научный вестник. – 2015. – № 5-2. – Режим доступа: http: //www.eduherald.ru/ru/article/view?id=13298 (дата обращения: 26.04.2020). 35. Шевченко А.Н. Семья в условиях трансформации современного российского общества: социологический анализ: дис. … канд. социолог. наук: 22.00.04 / Шевченко Александр Николаевич. – Новочеркасск, 2011. – 144 с.
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

практическое задание
Анализ журнала "Индекс. Досье на цензуру"
Количество страниц:
4
Оригинальность:
75%
Год сдачи:
2013
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
Виды и типы муниципальных газет
Количество страниц:
40
Оригинальность:
93%
Год сдачи:
2021
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
Публицистика и критика Д.И. Писарева
Количество страниц:
28
Оригинальность:
71%
Год сдачи:
2021
Предмет:
История журналистики
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image