Введение…………………………………………………………………………... 3 Глава 1. Категориальный аппарат эпистемологии как методологии научного знания ……………………………………………………………………………………...9 1.1. Историческое развитие эпистемологических воззрений и их понятийных аппарат …...………………………………………………………9 1.2. Основополагающие проблемы и вопросы эпистемологических оснований ……………………………………………………………………..17 1.3. Типологические характеристики матриц эпистемологии …………….26 1.4. Эпистемологический подход к исследованию наук …………………...30 1.5. Выводы к главе 1 …………………………………………………….38 Глава 2. Постмодернистский переход от традиционализма к антипедагогике 39 2.1. Историко-культурная смена педагогических парадигм рубежа веков .39 2.2. Педагогическая эпистемология: от четкой структурированности к деконструктивизации ………………………………………………………...50 2.3. Выводы к главе 2 ……...…………………………………………………58 Глава 3. Философия антипедагогики как целенаправленного процесса ……..60 3.1. Эпистемологические основания освобождающей риторики антипедагогизма ……...………………………………………………………60 3.2. Анализ вектора познавательного поля ………………………………....63 3.3. Понятийная направленность вектора объекта-субъекта ……………....67 3.4. Парадигма вектора дискурса как образовательного кластера ………...70 3.5. Выводы к главе 3 ………………………………………………………...76 Заключение………………………………………………………………………. 78 Список литературы ……………………………………………………………... 81

эпистемологические основания антипедагогики

дипломная работа
Философия
81 страниц
81% уникальность
2020 год
33 просмотров
иванов о.
Эксперт по предмету «Философия»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
Введение…………………………………………………………………………... 3 Глава 1. Категориальный аппарат эпистемологии как методологии научного знания ……………………………………………………………………………………...9 1.1. Историческое развитие эпистемологических воззрений и их понятийных аппарат …...………………………………………………………9 1.2. Основополагающие проблемы и вопросы эпистемологических оснований ……………………………………………………………………..17 1.3. Типологические характеристики матриц эпистемологии …………….26 1.4. Эпистемологический подход к исследованию наук …………………...30 1.5. Выводы к главе 1 …………………………………………………….38 Глава 2. Постмодернистский переход от традиционализма к антипедагогике 39 2.1. Историко-культурная смена педагогических парадигм рубежа веков .39 2.2. Педагогическая эпистемология: от четкой структурированности к деконструктивизации ………………………………………………………...50 2.3. Выводы к главе 2 ……...…………………………………………………58 Глава 3. Философия антипедагогики как целенаправленного процесса ……..60 3.1. Эпистемологические основания освобождающей риторики антипедагогизма ……...………………………………………………………60 3.2. Анализ вектора познавательного поля ………………………………....63 3.3. Понятийная направленность вектора объекта-субъекта ……………....67 3.4. Парадигма вектора дискурса как образовательного кластера ………...70 3.5. Выводы к главе 3 ………………………………………………………...76 Заключение………………………………………………………………………. 78 Список литературы ……………………………………………………………... 81
Читать дальше
Образовательные парадигмы, направления и течения мысли данной области знания неизменно проходят процесс изменений в ходе исторического, экономического, социокультурного развития общества. Подобные процессы существенно видоизменяют структурные и содержательные принципы их построения, изменения происходят на уровне универсальности и метапредметности, интеграции, коммуникативности и прочих сфер педагогического влияния. Педагогическая парадигма, которая представлена в методологии в данный момент, во многом ориентирована на создание и упрочение всесторонних условий для воспитания человека с целью повышения его навыков адаптации к самостоятельной дальнейшей жизни, к приобщению к социуму, к принятию общечеловеческих ценностей как единственно верных и правильных. В связи с этим становится все более острым вопрос о тщательной разработке системы педагога, которая включала бы планирование, достижения, мониторинг и внесение своевременной коррекции процесса образования, если это представляется необходимым, на различных уровнях. Достаточно емко в науке уже исследовано развитие педагогики в связи с эволюционными изменениями философской мысли и сопутствующим им явлений. В данной работе рассматривается постмодернистская философия, применительно к образовательной среде, которая явилась в конце XX века выражением плюралистических и релятивистских воззрений, выражающих разочарование идеями рационализма, что способствовало появлению в науке новых идеалов и ценностей.


Интересует вопрос, сколько стоит купить реферат ? Получите расчет стоимости на сайте Work5.


. Антипедагогические настроения, как возникшие на почве постмодернизма, рассматриваются в данной работе как сформировавшаяся концепция, основополагающие структурные элементы и принципы которой образуются на фундаменте полного отрицания, так, например, отрицания объективной данности происхождения любого феномена. Актуальность проведенного исследования состоит в том, что, во-первых, рассматриваемая культура антипедагогизма с характерными ей отсутствием авторитетов и иерархий, не была ранее рассмотрена в науке достаточно основательно. Антипедагогика, выдвигая своими основными тезисами полную свободу человеческого самовыражения и возможность мирного сосуществования антитетических взглядов и теорий, представляется чрезвычайно интересной областью педагогического знания. Во-вторых, актуальность данной работы обусловлена тем, что срез антипедагогическая знания проводится с помощью эпистемологических оснований его существования. Выстраиваемые антипедагогикой принципы хаотической автономии учеников, открытого образовательного процесса и обучения, как структуры самоопределяющейся, представляется верным направлением для более детального исследования. Исследуется проводимая теоретиками и практиками антипедагогизма теория полной деперсонализации, как конечного пункта педагогического воздействия. В данной работе анализируется понимание и последующее разрушение теоретиками антипедагогики традиционной системы образования, признания ее насильственности для индивидуальности учеников и не приносящей продуктивной пользы для общества в целом. Классические принципы педагогики осмысливаются как специализированно выстроенное систематическое подавление, что в итоге приводит к ухудшению образовательной парадигмы и к образованию своеобразного конвейера, который требует устранения и воцарения свободного преподавания. В работе сделан вывод о том, что антипедагогические исследования подготовили почву для анализа, восприятия и пересмотра современных задач образования, которые бы соответствовали времени, например, формированию у учеников естественного приспособления к ситуации мировой неопределенности, двусмысленности, что привело бы к более спокойному существованию людей после окончания процесса образования. Также, стоит отметить, что актуальность данного исследования заключается в том, что в позициях современной эпистемологии, которая развивалась до сих пор главным образом на материале изучения научного знания, обозначился кризис роли науки в общественной системе. Наука перестает рассматриваться как универсальный вид знания и познания, все больший интерес вызывают альтернативные когнитивные комплексы. Серьезный эпистемологический анализ антипедагогических оснований в науке практически отсутствует, точнее, ограничен исследованиями в рамках идейного противопоставления. Тем не менее, актуальность применения к современному состоянию педагогики и к сравнению ее принципов с принципами антипедагогизма в рамках понятийного аппарата эпистемологии, рассматривается в данной работе как особый вид познания, который, следовательно, требует более глубокого рассмотрения. Гипотеза, которая может послужить толчком к дальнейшим эмпирическим исследованиям проблемы, заключается в том, что дипломная работа посвящена проблеме формирования теоретических концепций педагогики под грифом отрицания, что выражается, в первую очередь, в расширении ее предметного поля охвата. Данная работа посвящена проблеме формирования теоретических концепций педагогики, связанных с расширением ее предметного поля. С помощью проведенного в данной работе анализа утверждено следующее положение: в современном мире педагогическое знание значительно распространило границы своего влияния на различные сферы человеческой деятельности. Тем не менее, подобные процессы зачастую связаны в методологии и практике науки с критикой ее теоретических и концептуальных основ, которые содержатся в рамках классической образовательной среды, вследствие чего образуется, например, исследуемая в данной работе антипедагогика. Восьмидесятые года ХХ века занимаются оформлением оснований антипедагогических воззрений, которые оформляют ее идейно-теоретический фундамент. Научная новизна работы на основании анализа классификационных критериев показала, что в настоящее время педагогическое знание значительно расширяет сферу своего влияния. Вместе с тем повсеместно имеют место быть процессы, критикующие и подрывающие теоретические и практические основы традиционной педагогической парадигмы, что находит отражение, в том числе в концепции антипедагогики, обоснование и развитие которой начинается с восьмидесятых годов ХХ века. Объектом исследования данной работы представляется антигуманистическая, освобождающая парадигма образовательного процесса, как методологическая основа педагогики нового времени. Предметом исследования являются эпистемологические основания, векторно-понятийный анализ условий существования педагогики, разрушающей конструктивизм классической методологии. Целью данной работы объявляется на основании изучения историко-педагогического развития мысли конца XX века построить четкое представление о модели образовательного процесса в учебно-воспитательной парадигме формирования личности ученика. В соответствии с выявленными проблемами, объектом, предметом и целью исследования в данной работе выполняются следующие задачи: - выявить эпистемологические тенденции в развитии и изучении гуманитарных наук; - охарактеризовать постмодернистские основания смены культурных эпох в сфере педагогики; - проанализировать состояние антипедагогических воззрений в практике образовательного процесса; - определить дискурсивные, субъект-объектные, понятийные и познавательные векторы антипедагогических структур; - актуализировать необходимость осмысления современных структур образования в контексте идей философии постмодернизма, и антипедагогики в частности. По ходу выполнения настоящей работы были использованы следующие методы исследования: теоретический анализ философской, педагогической и психологической литературы и периодических изданий; анализ, систематизация и обобщение передового педагогического опыта, педагогическое моделирование (создание прогностической модели предупреждения педагогического насилия в учебно-воспитательном процессе общеобразовательной школы). Обоснованием для выделения типологий эпистемических матриц послужила концепция типов научной рациональности, представленная в трудах Ш.А. Амонашвили, Л.В. Быкасовой, А.А. Вербицкого, Ю.Д. Гранина, Л.А. Даринской, И.Т. Касавина, Г.Б. Корнетова, А.М. Новикова, В.Я. Пилиповского, В.Н. Сагатовского, Е.А. Ямбург и многих других исследователей педагогических изменений рубежа веков. Степень разработанности проблемных аспектов данной работы проходит в контексте современной исследовательской неуверенности в эпистемических основаниях наук, недостаточного охвата существующих эпистемологических концепций для обоснования педагогического знания, что способствовало бы решению конкретных практических проблем образовательной парадигмы. В этой связи усилено воздействие антипедагогики как системы, открывающей возможности использования ее методологического аппарата в качестве замены оснований традиционной педагогики. Практическая и теоретическая значимость работы заключается в том, что полученные в ходе исследования данные могут в дальнейшем способствовать обновлению и модернизации методологического аппарата современной педагогики, расширению принципов и критериев качества педагогической деятельности с учетом разнообразия исследовательских логических структур. Материалом настоящего исследования послужили монографии, статьи и диссертации в области становления истории педагогики и разработки антипедагогической структуры преподавания, различного рода периодика, освещающая тематику по проблеме исследования. Структура работы состоит из введения, где раскрывается актуальность исследования, основной части, состоящей из трех глав: глава 1 - Категориальный аппарат эпистемологии как методологии научного знания, где рассматриваются такие эпистемологические структуры как матрицы, подходы к изучению наук, основополагающие вопросы и проблемы, глава 2 - Постмодернистский переход от традиционализма к антипедагогике, где обосновываются принципы историко-культурной смены лингвистических, философских и, следовательно, педагогических парадигм, и глава 3 - Философия антипедагогики как целенаправленного процесса, где эпистемологические основания антипедагогизма утверждаются с целью рассмотрения их согласно направлениям понятийных и функциональных векторов. Каждая из глав имеет уточняющий содержание вывод. Структура работы также включает в себя заключение, где представлены основные результаты исследования, и список использованных источников.  

Читать дальше
В данной работе проведено всестороннее исследование развития педагогических воззрений в непосредственной связи с трансформациями эпистемологической мысли рубежа веков. Постмодернистские основания с их многоаспектными, плюралистическими в своей основе идеями отмечают факторы полного отрицания и разочарования в наработках рационалистических представлений о мире и науке, следовательно, данный процесс затрагивает также и проповедуемые основные идеалы и ценности. Антипедагогические воззрений в обучении определяются в качестве разработанной схемы концептов, фундамент которых покоится на принципах постмодернистской философии, которая рассматривает любой предмет знания, феномен или вещь в невозможности их объективного постижения человеком. Общие настроения постмодернизма и его привнесений в педагогическую систему касаются разрушения системы иерархий и авторитетов, провозглашение полной и неотъемлемой свободы человеческого самовыражения, что обеспечивает возможность мирного сосуществования полярных, порой прямо противоположных и не согласующихся друг с другом мнений, взглядов, воззрений, теорий и так далее. В данной дипломной работе акцент исследования помещен в раздел рассмотрения центральных понятий и принципов, то есть эпистемологических оснований, на которых зиждется антипедагогика. В соответствии с этим выявлены следующие структуры: принцип полноценной и спонтанной автономии каждого ученика как индивида, благодаря чему возможно построение ряда концепций «открытого образования», «самоопределяемого обучения» и так далее. Основной двигательной структурой антипедагогики является ее цель и первостепенная задача, которая выражается в преследовании курса не воспитания, но поддерживания, то есть проповедовании распространении взаимоотношений по принципу видения во взрослом человеке друга и партнера по отношению к ребенку, что отрицает классические в педагогике принципы авторитетность и наставничества. Выявлено также, что теоретические основания антипедагогики подразумевают пересмотр традиционной системы образования, как проявляющей жесткое насилие над личностью ученика, что приводит к его растворению в личности как учителя, как и других учеников, то есть к полной деперсонализации. Таким образом, рассматривается обучающий процесс как акт подавления, который подобно конвейеру не рассматривает личности каждого в его уникальности, а занимается лишь распространением заученных истин. Классический педагогический процесс, по мнению антипедагогов, подлежит уничтожению, так как должна превалировать система свободного преподавания. В данной работе сделан вывод о том, что антипедагогика в некоторой степени явилась преемственной почвой для анализа современных проблем, задач и структур образования, которые соответствовали бы времени, что в дальнейшем привело бы к полному оформлению у человека возможностей к естественному существованию в обществе, в котором доминируют неопределенность, двусмысленность, который проявляет полярность существующих точек зрения. Человеческое общество на протяжении достаточно долгого времени наблюдает глобальные изменения в сфере онтологических, духовных, социальных, культурных принципов. Это были и постиндустриализм, и авангард, и коммунизм, и постмодернизм, и изученная антипедагогика, и структурализм вместе с постструктурализмом и многие другие. Несмотря на то, что использование словосочетания «в каком направлении» представляется тривиальным, так как научный дискурс употребляет его столетиями, – ход историко-культурных событий и сдвиг парадигм, в том числе и образовательном, может произойти в любой момент в результате непредсказуемых на данный момент общественных трансформаций. В целом данная работа утверждает, что постмодернистские идеи в рамках их применения к педагогическим системам представляются достаточно противоречивыми, порой парадоксальными или частично неопределенными. Возможно, стоит воспринимать антипедагогику в качестве некоей промежуточного состояния, при котором постмодернизм, с одной стороны, успешно занимается разрушением старого, накопленного опытом предыдущих эпох знания, а с другой стороны, бессилен предложить и разработать четкую новую методику по преобразованию учебного процесса и мира. Таким образом, антипедагогические умонастроения сильны исключительно в плане применения критического подхода в современному процессу образования, однако, они не способны качественно и продуктивно применить свои образовательные системы и построить из них опытные образцы. Тем не менее, стоит согласиться, что претензии антипедагогов к различным социальным наукам, в том числе к образованию, касающиеся их принципов абсолютизации истин, показывают не совершенность педагогической науки и возможность внесения предложений, новых теорий, построения иных систем и проведения других выводов.
Читать дальше
1. Амонашвили Ш.А. Основания педагогики сотрудничества / Ш. А. Амонашвили Новое педагогическое мышление. – М.: Педагогика, 2019. – 280 с. 2. Бабайцев А.Ю. Эпистемология / А. Ю. Бабайцев Центр гуманитарных технологий Гуманитарная энциклопедия: Концепты [Электронный ресурс]. – М., 2020. – Режим доступа: https://gtmarket.ru/concepts/7119 (дата обращения: 27.03.2020). 3. Быкасова Л.В. Когнитивная коммуникация в образовательной среде / Л. В. Быкасова Вестник Сибирского института бизнеса и информационных технологий. – Спб., 2016. – № 2. – с. 129-132. 4. Быкасова Л.В. Научно-образовательный потенциал художественной педагогики ФРГ / Л. В. Быкасова Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора педагогических наук. Южный федеральный университет. – Ростов-на-Дону, 2017. – 46 с. 5. Вербицкий А.А. Реформирование образования в России и Болонский процесс. – М.: Высшее образование, 2018. – №11 – 348 с. 6. Гранин Ю.Д. Глобализация и образование / Ю. Д. Гранин Социология. – М., 2014. – № 3–4. – с. 166–172. 7. Даринская Л.А. Педагогика на рубеже веков. От просвещения к постмодернизму / Л. А. Даринская Альманах современной науки и образования. – М., 2015. – № 4-2. – с. 72–76. 8. Збышко Милосик. Педагогика постмодернизма / Милосик Збышко Шлях освіти – 2014 – №4 – с.11–16. 9. Иванов О.Б., Иванова С.В. Формирование современного образовательного пространства: междисциплинарный взгляд. – М.: Философские науки, 2016. – № 1 – с. 24-58. 10. Ильин В.В. Теория познания. Введение. Общие проблемы. — 2-е издание. — М.: Либроком, 2010. — Т. 1. — 168 с. 11. Касавин И.Т. Критерии знания: собственно эпистемические или социальные? / И. Т. Ксавин Эпистемология: перспективы развития. – М.: Канон+, 2012. – с. 50-61. 12. Касавин И.Т. Традиции и интерпретации: Фрагменты исторической эпистемологии. – М.: РХГИ, 2010. – 403 с. 13. Кезин А.В. Эволюционная эпистемология: современная междисциплинарная парадигма / А. В. Кезин Вестник Московского университета. – М.: Философия, 2014. – № 5 – с. 3-11. 14. Козловски П. Культура постмодерна / П. Козловски. – М.: Республика, 2017. – с 120. 15. Корнетов Г.Б. Историко-педагогическое познание на пороге XXI века: перспективы антропологического подхода / Г. Б. Корнетов. – Владимир: ВГПУ, 20188. – 48 с. 16. Корнетов Г.Б. Проблемы и перспективы развития образования в современном мире / Г. Б. Корнетов Научно-методическое обеспечение развития образования в современных условиях: сборник научных и методических материалов. – М.: АСОУ, 2012. – с. 4–32. 17. Латун В.В., Задорожная О.В., Окунева И.А. Антипедагогика как попытка радикального поворота и ее идейно-теоретические истоки. – М.: Мир науки. 2017. – № 1. – с. 64. 18. Лиотар Ж.Ф. Состояние постмодерна / Ж. Ф. Лиотар. – М.: Ин-т экспериментальной социологии; СПб.: Алетейя, 2016. – 214 с. 19. Новиков А.М. Постиндустриальное образование. – М., 2011. – 136 с. 20. Огурцов А.П. Постмодернистский образ человека и педагогика / А. П. Огурцов Субъект, познание, деятельность. – М., 2012. – с. 296–327. 21. Орлова Э. А. История антропологических учений: учебник для студентов педагогических вузов / Э. А. Орлова. – М.: Академический проект; Альма Матер, 2010. – 621 с. 22. Пилиповский В.Я. Углубление кризиса буржуазной науки о воспитании: антипедагогика / В. Я. Пилиповский Новые исследования в педагогических науках. – М., 2016. – № 1 – 254 с. 23. Равкин 3. И. Современные программы историко-педагогических исследований / 3. И. Равкин Педагогика. – Спб., 2014. – № 1. – с. 43-47. 24. Савельев А.В. Тёмная сторона силы или субъективность в эпистемологии на портале «Философия в России» / А. В. Савельев Философия науки. – М.: Просвещение, 2010. – № 3(46). – с. 3-22. 25. Сагатовский В. Н. Философские основания педагогической деятельности / В. Н. Сагатовский Вестник высшей школы. – М., 2017. – № 1. – с. 22-32. 26. Сиволапов А.В. Модернизация воспитательных концепций: закономерности и противоречия / А. В. Сиволапов Педагогика. – М., 2015. – №9 – с. 57 – 64. 27. Стап М. Эпистемология / М. Стап Стэнфордская энциклопедия философии. – Спб., 2014. – 144 с. 28. Эволюционная эпистемология и логика социальных наук. – М., 2010. – 463 с. 29. Эпистемология: перспективы развития / Под ред. В. А. Лекторского. – М., 2011. – с. 74-99. 30. Ямбург Е.А. Школа на пути к свободе: культурно-историческая педагогика / Е. А. Ямбург. – М.: «ПЕР СЭ», 2010. – 351 с. 31. The Routledge companion to epistemology. // Ed. S. Bernecker, D. Pritchard. NY, 2013. – P.33-101. 32. Antipädagogik. Studien zur Abschaffung der Erziehung. // E.von Braunmuhl. Weinheim, Basel, 2015. – P.122-154. 33. Pädagogik der Postmoderne. // H. Kupffer. Weinheim, Basel, 2010. – P.13-27. 34. Postmoderne für Kinder. // Lyotard J.-F. Wien, 2017. – P.34-89. 35. Paradigmenschwund und Krisenbewusstsein. Zum gegenwärtigen Stand erziehungswisseschaftlicher Theoriebildung. // Garz D. Pädagogische Rundschau, 1989. – N1 – P.162-184.
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

практическое задание
Анализ журнала "Индекс. Досье на цензуру"
Количество страниц:
4
Оригинальность:
75%
Год сдачи:
2013
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
Виды и типы муниципальных газет
Количество страниц:
40
Оригинальность:
93%
Год сдачи:
2021
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
Публицистика и критика Д.И. Писарева
Количество страниц:
28
Оригинальность:
71%
Год сдачи:
2021
Предмет:
История журналистики
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image